Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Палецкий детский сад.
Анализ работы по программе воспитания
за 2023г.
Заведующий : Воробьёва Н.Г.
Рабочая программа воспитания МКДОУ Палецкого детского сада принята 31 августа 2021г педагогическим советом с учётом мнения родительского комитета. 1 сентября 2022 года были внесены изменения и дополнения.
Программа воспитания предусматривает обеспечение процесса воспитания на основе требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Рабочая программа воспитания и организация воспитательной работы в ДОО спланирована с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Реализация программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.
При разработке рабочей программы воспитания учитывались ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- воспитание и развитие личности гражданина России является общим делом;
- двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность
- и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального самоопределения в сетевом мире;
непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности;
- направленность результатов воспитания и развития личности в будущее;- воспитание человека в процессе деятельности;
- единство и целостность процесса воспитания и развития личности
;- центральная роль развития личности в процессе образования;
- контекстный характер процесса воспитания, единство ценностно-смыслового- пространства воспитания и развития личности.
Цель программы воспитания :
Цель воспитания – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально- значимых отношений); в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения- сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО.
Преемственность в результатах освоения Программы воспитания Преемственность в результатах освоения Программы обеспечивается планированием результатов воспитания по основным направлениям:
- развитие основ нравственной культуры;
- формирование основ семейных и гражданских ценностей;
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование основ социокультурных ценностей;
- формирование основ межэтнического взаимодействия;
- формирование основ информационной культуры;
- формирование основ экологической культуры;
- воспитание культуры труда.
Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
-социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных циклов, которые при необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Эти циклы представлены следующими элементами:
погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах:
чтение, просмотр, экскурсии и пр.;
разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Палецкий детский сад расположен в с. Палецкое Баганского района и включает в себя разновозрастную группу. Оригинальной воспитательной находкой педагогического коллектива является работа по авторской программе по духовно – нравственному развитию детей дошкольного возраста «Мы живем в России!».
Основной целью педагогической работы МКДОУ Палецкого детского сада является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, эстетических, духовно нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.) Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников: - установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение дошкольников соблюдать в детском саду общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (дошкольниками), принципы дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания обучения через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками; - применение на занятии интерактивных форм работы с детьми:
- интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольниковü дидактического театра, где полученные на занятии знания обыгрываются в театральных постановках;
- дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
-групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в ДОУ;
-организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые корректируют (одна величина, изменяясь, меняет другую величину) с портретом выпускника образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования и с базовыми духовно - нравственными ценностями.
Целевые ориентиры являются основными направляющими векторами для разработчиков основной образовательной программы воспитания.
Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей предметно - пространственной среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Окружающая ребенка РППС ДОУ, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с РППС ДОУ как: -оформление интерьера дошкольных помещений (групп, спален, коридоров и т.п.) и их периодическая переориентация; - размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций; - озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха; - регулярная организация и проведение конкурсов, творческих проектов по благоустройству различных участков присадовой территории (например, высадке культурных растений); - акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.
Приоритетным в воспитательном процессе детского сада является нравственно - патриотическое воспитание и развитие дошкольников.
Нравственно-этическое воспитание - это усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитательно - образовательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному селу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Успех этих направлений зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов.
Двигательный режим в течение дня, недели, определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3– 4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления.
Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Экологическое воспитание в детском саду подразумевает воспитание осознанно - правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой природы. Такое отношение к природе формируется у ребенка в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а также современных педагогических технологий, таких как технология проектной деятельности, технология проблемного обучения, квест -технология, ИКТ.
Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако, сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования, выступающих в качестве факторов, признаков, характеристик, определяющих содержание основной образовательной программы воспитания, отображаются:
- региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ДОУ;
- воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ДОУ, дифференцируемые по признакам: региональные, территориальные, отраслевые, кластерные и т.д.;
- воспитательно значимые проекты и программы, в которых ДОУ намерено принять участие, дифференцируемые по тем же признакам;
- ключевые элементы уклада ДОУ в соответствие со сложившейся моделью воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта, достижений, следования традиции, ее уклада жизни;
- наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
- существенные отличия ДОУ от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
- общие характеристики содержания и форм воспитания в общей структуре воспитательной работы в ДОУ;
- особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами ДОУ; - наличие достижения выраженных эффектов воспитательной работы;
- степень включенности в процессы сопоставительного анализа по результатам воспитательно значимых конкурсов лучших практик, мониторингов и т.д.;
- особенности ДОУ, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной сферы современного детства в образовательной программе ДОУ отражается сотрудничество учреждения с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в 31 учебно-воспитательном процессе.
С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми. Педагоги применяют средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, флаеры, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), публикуют информацию в групповых блогах и на сайте ДОУ, привлекают родителей к участию в проведении праздников, развлечений, экскурсий, групповых дискуссий, мастер-классов. Экскурсии, целевые прогулки, помогают дошкольнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внесадовых ситуациях.
Разработан план взаимодействия ДОУ с различными учреждениями с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями/законными представителями детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ. Ценности ценностного единства и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ДОУ, в котором строится воспитательная работа.
Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники).
Основные социальные институты, взаимодействующие с. Палецким детским садом:
- МКОУ Палецкая СОШ;
- Сельский дом Культуры;
- Сельская библиотека;
- ФАП.
Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ДОУ.
Групповые формы работы:
- родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей.
- Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста.
-Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте ДОУ, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации педагогов.
Индивидуальные формы работы:
- Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных- с воспитанием ребенка дошкольного возраста.
-Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения- острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
- Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
- Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.
Организационные условия реализации программы воспитания
Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
- создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в нем готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для детского сада воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования;
- обеспечение воспитывающей личностно - развивающей предметно пространственной среды;
- оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;- современный уровень материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
- учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
- создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
- системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение. На уровне локальных актов ДОУ в случае необходимости предусмотрено психологопедагогическое и социально-педагогическое сопровождение воспитательной работы, в том числе, профилактика раннего выявления семей «группы риска».
Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка. Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляют 2 педагога.
Из них: воспитателей - 3, руководитель физического воспитания (внутреннее совмещение) – 1; музыкальный руководитель (внутреннее совмещение) – 1.
В соответствии с календарным планом воспитательной работы в 2023г были проведены следующие мероприятия:
- Экскурсии по детскому саду;
- Викторина «Знай своё село»;
-Развлечение « В гостях у Мойдодыра»;
-День загадок;
-Акция « От сердца к
сердцу»;
- Развлечение « Всё что в печи, в рот мечи»;
-Развлечение « Путешествие в осеннее царство»
-Неделя русских народных игр;
-Викторина « Люби и знай свой край»;
- Праздник чая;
-Акция « Покорми птиц»;
-Развлечение « Я родился в Сибири»;
-День Красной книги;
- Пасхальная неделя;
- Викторина « Путешествие по родному краю»
- Литературные чтения « Нам есть у кого учиться, Родиной гордиться»;
- Десант чистоты;
- Фестиваль национальных культур.
Были реализованы следующие проекты:
« Выдающиеся люди нашего сельского поселения»
« Хлеб всему голова»
«Рождественское чудо»
« Пасхальный перезвон»
«День Победы»
«Конституция и я»
Участие детей и педагогов в конкурсах:
Наименование конкурса |
Результат |
Участник |
Конкурс методических материалов по краеведению
|
Диплом « Лучший Краевед» |
Воспитатель Михайлец Н.Н. |
Конкурс « Семья за детство без опасности» |
Диплом участника. |
Воспитатель Ершова Ю.Н. |
Всероссийский конкурс « Мой край» |
Победитель 2 степени. |
Тверитнева Аня |
Конкурс « Моё лучшее образовательное мероприятие» |
Диплом участника. |
Воспитатель Ершова Ю.Н. |
Всероссийский конкурс « Воспитываем патриота и гражданина России 21 века» |
Диплом победителя. |
Зав.детским садом Воробьёва Н.Г. Воспитатель Михайлец Н.Н. |
Всероссийский конкурс « Снежный городок эколят» Муниципальный этап |
Диплом 1 место |
Воспитатели Николаенко Л.Н. Ершова Ю.Н. |
Конкурс инновационных площадок. |
Сертификат участника. |
Зав.детским садом Воробьёва Н.Г. Воспитатель Михайлец Н.Н. |
Всероссийский конкурс « Эколята – защитники природы» |
Сертификат участника. |
Гордусенко Маша Овчинников Данил Павлов Стёпа Узких Матвей. |
Конкурс « Семья. Школа. Социум» |
Сертификат участника |
Зав.детским садом Воробьёва Н.Г.
|
Конкурс « Мой наставник» |
Диплом 1 место Диплом 3 место |
Михайлец Н.Н. Воробьёва Н.Г. |
Конкурс « Экология России» |
Диплом 1 степени Диплом 2 степени Диплом 3 степени. Сертификат участника |
10 детей |
Конкурс « Юного исследователя» |
Благодарность за участие. |
Цыганков Арсений |
Поэтический марафон « И снова май.Весна.Победа» |
Благодарность |
Михайлец Н.Н. Цыганков Арсений. |
Урок Победы |
Сертификат участника |
Михайлец Н.Н |
Всероссийский конкурс « Гордость страны» |
Лауреат 1 степени |
Павлов Стёпа |
Фотоконкурс « Весёлая семейка с книжкой на скамейке» |
Благодарность |
3 семьи |
Всероссийский конкурс « Наши друзья Эколята» |
Сертификаты Грамота за участие |
6 детей Николаенко Л.Н. |
Всероссийский день Эколят. |
Сертификат участника. |
Николаенко Л.Н. |
Международный конкурс « Моя Отчизна» |
Диплом победителя Благодарность за продуктивную инновационную деятельность. |
Михайлец Н.Н |
Конкурс рисунков « Голосуем всей семьёй» |
Грамота |
Павлов Степан |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.