Анализ результатов муниципального тестирования ОГЭ по русскому языку
в 9 классе, проведённого 02 февраля 2023 года
Класс |
Всего обучающихся |
Выполняли работу |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% Успеваемости |
Качество знаний |
Степень обученности |
Средняя оценка |
9 |
12 чел. |
12 чел. |
- |
2 чел. |
6 чел. |
4 чел. |
66,6% |
16,6% |
34% |
2,83 |
Сводная таблица результатов изложения и сочинения
Баллы |
критерии |
||||||
ИК1 |
ИК2 |
ИК3 |
С3К1 |
С3К2 |
С3К3 |
С3К4 |
|
3балла |
- |
2 чел. |
- |
- |
3 чел. |
- |
- |
2балла |
7 чел. |
6 чел. |
7 чел. |
3 чел. |
4 чел. |
5 чел. |
6 чел. |
1балл |
3 чел. |
3 чел. |
3 чел. |
7 чел. |
3 чел. |
5 чел. |
3 чел. |
0баллов |
2 чел. |
1 чел. |
2 чел. |
2 чел. |
2 чел. |
2 чел. |
3 чел. |
Анализ выполнения изложения и сочинения
Список класса |
критерии |
Итоговый балл, % от максимального балла (16б.) |
||||||
ИК1 |
ИК2 |
ИК3 |
С3К1 |
С3К2 |
С3К3 |
С3К4 |
||
Антоненко Вадим |
2б |
2б |
2б |
1б |
3б |
2б |
2б |
14б / 87,5% |
Атрощенков Денис |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б/0% |
Волков Алексей |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
0б |
6б / 37,5 % |
Герасимова Софья |
0б |
2б |
1б |
1б |
1б |
2б |
2б |
9б / 56,25 % |
Головань Анатолий |
1б |
1б |
1б |
0б |
0б |
0б |
0б |
3б/18,75% |
Голубева Вероника |
2б |
2б |
2б |
2б |
2б |
2б |
2б |
14б/87,5% |
Гусев Михаил |
2б |
3б |
2б |
1б |
2б |
1б |
2б |
13б/81,25% |
Дыцкая Виктория |
2б |
3б |
2б |
2б |
3б |
2б |
2б |
16б/100% |
Ермилов Марк |
2б |
2б |
2б |
1б |
2б |
2б |
1б |
12б/75% |
Ефимова Алена |
2б |
2б |
2б |
1б |
1б |
1б |
1б |
10б/62,5% |
Петрова Нина |
2б |
2б |
2б |
1б |
3б |
1б |
2б |
13б/81,25% |
Филиппова Виктория |
1б |
1б |
0б |
2б |
2б |
1б |
1б |
8б / 50% |
Сводная таблица результата тестов
Задание |
Выполнили верно |
Допустили ошибку |
% верно выполнивших задания и допустивших ошибку |
№2 |
2 чел. |
10 чел. |
16,67 % / 83,33 % |
№3 |
2 чел. |
10 чел. |
16,67 % / 83,33 % |
№4 |
5 чел. |
7 чел. |
41,67 % / 58,33% |
№5 |
0 чел. |
12 чел. |
0 % / 100 % |
№6 |
5 чел. |
7 чел. |
41,67 % / 58,33 % |
№7 |
0 чел. |
12 чел. |
0 % / 100 % |
№8 |
4 чел. |
8 чел. |
33,33 % / 66,67 % |
Анализ выполнения тестов
Список писавших ОГЭ |
Задания
|
Итоговый балл, % от максимального балла (7б.) |
|||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
Антоненко Вадим |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
1б |
1б/14,29% |
|
Атрощенков Денис |
0б |
0б |
1б |
0б |
0б |
0б |
0б |
1б/14,29% |
|
Волков Алексей |
0б |
0б |
0б |
0б |
1б |
0б |
0б |
1б/14,29% |
|
Герасимова Софья |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б/- % |
|
Головань Анатолий |
0б |
0б |
1б |
0б |
0б |
0б |
0б |
1б/14,29% |
|
Голубева Вероника |
1б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
1б/14,29% |
|
Гусев Михаил |
1б |
1б |
1б |
0б |
0б |
0б |
1б |
4б/57,14% |
|
Дыцкая Виктория |
0б |
0б |
1б |
0б |
1б |
0б |
1б |
3б/42,86% |
|
Ермилов Марк |
0б |
0б |
1б |
0б |
1б |
0б |
0б |
2б/ 28,57% |
|
Ефимова Алена |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б |
0б/- % |
|
Петрова Нина |
0б |
0б |
0б |
0б |
1б |
0б |
0б |
1б/ 14,29 % |
|
Филиппова Вероника |
0б |
1б |
0б |
0б |
1б |
0б |
1б |
3б/ 42,86 % |
Сводная таблица анализа грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Критерии |
ГК1 |
ГК2 |
ГК3 |
ГК4 |
ФК1 |
2балла |
2чел. |
2чел. |
6чел. |
5чел. |
7чел. |
1балл |
4чел. |
3чел. |
5чел. |
5чел. |
4чел. |
0баллов |
6чел. |
7чел. |
1чел. |
2чел. |
1чел. |
Анализ грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Список обучающихся |
критерии |
|||||
ГК1 |
ГК2 |
ГК3 |
ГК4 |
ФК1 |
Итоговый балл и % от максимального балла (10б.) |
|
Антоненко Вадим |
2б |
0б |
2б |
1б |
1б |
6б/60% |
Атрощенков Денис |
0б |
0б |
1б |
0б |
2б |
3б/30% |
Волков Алексей |
0б |
0б |
1б |
1б |
0б |
2б/20% |
Герасимова Софья |
0б |
0б |
1б |
1б |
2б |
4б/40% |
Головань Анатолий |
0б |
0б |
0б |
0б |
1б |
1б/10% |
Голубева Вероника |
0б |
1б |
2б |
1б |
1б |
5б/50% |
Гусев Михаил |
2б |
2б |
2б |
2б |
2б |
10б/100% |
Дыцкая Виктория |
1б |
2б |
2б |
2б |
2б |
9б/90% |
Ермилов Марк |
1б |
0б |
2б |
2б |
2б |
7б/70% |
Ефимова Алена |
1б |
1б |
2б |
2б |
2б |
8б / 80% |
Петрова Нина |
1б |
0б |
1б |
2б |
2б |
6б / 60 % |
Филиппова Виктория |
0б |
1б |
1б |
1б |
1б |
4б / 40% |
Анализ результатов выполнения заданий
разных частей экзаменационной работы
№ задания |
Часть работы, тема задания/критерий |
кол-во обуч-ся, не выполнивших задание |
кол-во обуч-ся, выполнивших задание |
% выполнения от количества обуч-ся в классе |
2 |
Синтаксический анализ |
10 |
2 |
16,67 |
3 |
Пунктуационный анализ |
10 |
2 |
16,67 |
4 |
Синтаксический анализ |
7 |
5 |
41,67 |
5 |
Орфографический анализ |
12 |
0 |
0 |
6 |
Анализ содержания текста |
7 |
5 |
41,61 |
7 |
Анализ средств выразительности |
12 |
0 |
0 |
8 |
Лексический анализ |
8 |
4 |
33,33 |
ИК1 |
Содержание изложения |
2 |
10 |
83,33 |
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
1 |
11 |
91,67 |
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
2 |
10 |
83,33 |
С3К1 |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос |
2 |
10 |
83,33 |
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
2 |
10 |
83,33 |
С3К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
2 |
10 |
83,33 |
С3К4 |
Композиционная стройность работы |
3 |
9 |
75 |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
6 |
6 |
50 |
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
7 |
5 |
41,61 |
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм |
1 |
11 |
91,67 |
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
2 |
10 |
83,33 |
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
1 |
11 |
91,67 |
Итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе проводилась в форме ОГЭ. Работа состояла из 3-х частей: изложение, тест, сочинение. На выполнение всей работы по русскому языку отводилось 3 часа 55 минут (235 минут).
· Первая часть представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного текста. Задание первой части охватывало все разделы и аспекты курса, направленные на лингвистическую подготовку учащихся; владение важнейшими нормами русского литературного языка; практические коммуникативные умения (чтение).
· Вторая часть работы состояла из 7 заданий с кратким ответом. В заданиях второй части учащимся предлагалось сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или цифрой. Задания были ориентированные на языковой, смысловой и речевой анализ текста.
· Третья часть предполагала написание сочинения на лингвистическую или нравственную тему и была направлена на проверку умения создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи учащихся оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, тестовые задания оценивались 1 баллом. Общее количество баллов за выполнение всей работы составляло 33 балла.
Обучающиеся 9 класса адекватно понимают информацию, умеют воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости, умеют излагать свои мысли, уместно выражают своё отношение к фактам и явлениям действительности, соблюдают нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)
Анализ наиболее распространённых ошибок участников экзамена по русскому языку.
1) Задания с развернутым ответом (изложение).
Четыре человека (33.3% от общего числа экзаменуемых получили неудовлетворительную оценку).
ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли семь человек (58,33%). Три человека (25%) получили за данный критерий по одному баллу, так как пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации. Двум экзаменуемым не удалось обозначить основные микротемы текста.
ИК2. Максимальные три балла за сжатие исходного текста получило два человека. Два балла получило шесть человек (50%). Один балл получило три человека (25%). Один девятиклассник не применял приемы сжатия текста. Среди типичных ошибок по данному критерию можно отметить недостаточное владение умением находить главную и второстепенную информацию. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с применением приемов сжатия текста.
ИК3. По данному критерию два балла получил семь человек (58,33%); один балл получило три человека (8,33%). Два человека по данному критерию набрали 0 баллов (16,67%). В работах ребят нарушалась логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста.
2)Анализ выполнения заданий с кратким ответом (тест).
Лучших показателей девятиклассникам удалось достигнуть в заданиях №4,6,8. Задания № 2-3 у большинства обучающихся вызвали трудности, а с заданиями №5,7 вовсе никто не справился. Этот факт наглядно продемонстрировал о наличии пробелов в знаниях. Существуют проблемы понимания синтаксиса, правил пунктуации, орфографии. Из выполненных работ видно, что есть недочеты с анализом средств выразительности.
3)Задания с развернутым ответом (сочинение).
Выполняя задание 9 из трех предложенных для сочинения – рассуждения тем все учащиеся выбрали 9.3.
Выполнение работы отражало умение выпускника строить собственное высказывание в соответствии с определенным типом речи. Задания были равноценными по уровню трудности и оценивались по сближенным критериям. Особое внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в собственный текст.
С3К1.
Два человека не смогли дать правильное толкование слова. Семь человек дали определение, но не прокомментировали его. Три человека дали определение и прокомментировали его.
С3К2.
Два человека не смогли привести примеров-аргументов из текста и жизненного опыта. Три человека привели только один пример-аргумент из жизненного опыта. Четыре человека привели только пример-аргумент из прочитанного текста. Три человека привели все необходимые примеры-аргументы, получив высший балл по данному критерию.
С3К3.
Два человека не смогли справиться с заданием. Пять человек допустили по одной логической ошибке. Пять человек не нарушили последовательности изложения информации, поэтому получили два балла.
С3К4.
Три человека не сумели выстроить композиционную стройность и завершенность текста. Три человека допустили по одной ошибке в композиции текста. Шесть человек не допустили в построении текста ошибок.
Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям: ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм), ФК1 (фактическая точность письменной речи) показывают, что орфографические и пунктуационные находятся на низком уровне, а грамматические, речевые умения, фактическая точность на среднем уровне.
Выводы.
Не все выпускники раскрывают на должном уровне смысл высказывания, неумело подтверждают самостоятельные суждения аргументами из прочитанного текста.
Затруднения выпускников объясняются несформированностью прочных базовых лингвистических знаний, низким уровнем читательской культуры.
Выполнение заданий с развернутым ответом демонстрирует различные уровни развития коммуникативной и языковой компетенций: овладение умениями и навыками, связанными со смысловым анализом текста и созданием собственного речевого высказывания заданного типа речи в соответствии с грамматическими и лексическими нормами, а также правилами орфографии и пунктуации. Необходимо отметить, что в работах использовались не все приемы сжатия исходного текста. Грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Очевидны недочеты в умении комментировать поставленную проблему и аргументировано выразить свою точку зрения.
Рекомендации.
1.Провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении школьной экзаменационной работы.
2.Уделить особое внимание качественной работе со слабоуспевающими уч-ся, сместив акценты на качество подготовки к ОГЭ 2023г.
3.Изучить рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка, созданные Федеральным институтом педагогических измерений;
4.Проводить тестовый контроль для того, чтобы учащиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в формате ОГЭ;
5.Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, обучать анализу текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
6.Комплексно использовать работу над сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков.
Учитель русского языка и литературы Р.В. Конев
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.