Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учитель - Серова Наталья Александровна
Предмет – русский язык
Класс – 9
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из двух запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода в обучении, учебного сотрудничества. Это мотивирует школьников на активную учебную деятельность в течение всего урока.
Цели урока.
1. Закрепление знаний теоретических положений по изучаемому материалу, проверка знаний и умений, необходимых для решения тестовых заданий при подготовке к ОГЭ.
2. Развитие умений постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
3. Формирование самостоятельности, инициативности, развитие творческих способностей на уроке.
4. Формирование положительной мотивации к обучению.
Оборудование урока.
1. Интерактивная доска
2. Распечатка заданий в таблице (на каждого ученика).
3. Распечатка текста для анализа (на каждого ученика).
4. Приложение. Игра «Веришь - не веришь».
№ |
Этапы урока |
Содержание урока |
I
II
III
IV |
Организационный момент, мотивация. Цель: Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.
1.Индивидуальный устный опрос. Практический опрос. Орфографическая минутка. Цель: Развитие монологической речи, умение создавать высказывание на лингвистическую тему. Совершенствовать умение соотносить теоретические положения с примерами. Умение выполнять тестовые задания с выбором ответа.
2.Закрепление изученного. Цель: Повторить основные теоретические сведения, развивать умение на слух определять вид связи. Развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки.
3.Проверка домашнего задания. Цель: Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность при выполнении домашнего задания, умение употреблять СПП с несколькими придаточными в сочинении.
4.Контроль изученного – задания в таблицах (с проверкой в парах). Цель: Проверить умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Развивать навыки взаимопроверки – проверки в парах.
5.Физминутка.
6.Закрепление темы «Постановка запятой при рядом стоящих союзах в СПП с несколькими придаточными». Цель: Повторить правила постановки запятой при рядом стоящих союзах в СПП с несколькими придаточными, развитие умения применять правило на практике.
7.Анализ текста. Цель: Развивать умение анализировать текст при выполнении заданий, ориентированных на тестовую часть ОГЭ по русскому языку. Активизировать знания основных понятий синтаксиса и пунктуации. Умение соотносить слово с описанной орфограммой, определять морфологическую принадлежность слова.
8. Употребление способов сжатия текста.
Цель: Развивать умение применять способы сжатия текста, подготовка к написанию сжатого изложения ОГЭ.
9.Развитие речи – составление сложноподчинённого предложения из простых. Цель: Развитие умения правильного употребления СПП с несколькими придаточными в речи, умения их конструировать Развитие творческих способностей учащихся.
Подведение итогов. Выставление оценок. Цель: Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
Рефлексия. Цель: Проанализировать свою работу на уроке, сделать вывод.
Домашнее задание. Цель. Мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.
Итог урока. В течение урока все ребята проводили контроль-проверку своих знаний, работая в тетрадях, поэтому каждый получит оценку, а также оценку получили ребята за индивидуальные ответы.
|
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными. Эпиграфом к уроку возьмём афоризм: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами». (слайд 2) - Это афоризм об афоризмах. А что такое афоризм? - На какие темы могут быть афоризмы? (о дружбе, счастье, жизни, женщинах и мужчинах, книге, но более всего на нравственные темы) - Расшифровывая наш афоризм, мы можем сказать, что знания, приобретённые сегодня на уроке, мы должны претворить в жизнь на практике во время ОГЭ. Словарная работа. (слайд 3) Афоризм – это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Афоризм происходит от греческого слова «афорисмос», которое обозначает краткое высказывание. Сама история афоризма исходит из далекой древности - именно тогда люди старались коротко и четко выражать свои мысли, облекать их в форму изречения, в которое они вкладывали лишь самый главный смысл.
С этой темой мы познакомились на прошлом уроке. Что мы узнали? А что нам надо сделать на уроке сегодня? Давайте сформулируем задачи нашего урока. (слайд 4) Итак, наша главная задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на каждом этапе урока – это будет отражено в ваших тетрадях, которые вы сдадите в конце урока.
Рассказ учеников (3 человека у доски, на доске – 3 предложения с разными видами подчинения придаточных) о видах связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Во время ответа ученик расставляет знаки препинания и объясняет их постановку, вид подчинения, чертит на доске схему предложения, а ученики на местах иллюстрируют ответ примерами из домашнего задания (упражнение 201(I), учебник «Русский язык» для 9 класса С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.). (Приложение 1) Пока ученики у доски готовятся, остальные выполняют тестовые задания – на слайде. (Приложение 2) (слайд 5)
Для закрепления теоретического материала проводится игра «Веришь – не веришь» (Приложение 3). Ребята в тетрадях ставят номер вопроса и ответ «+» или « - ». (слайд 6) Итоговая запись в тетрадях: (слайд 7) 1.+ 2.- 3.+ 4.+ 5.+ 6.+ 7. - 8.+ 9.+ 10. - . После самопроверки выясняем, какие ошибки допустили учащиеся, и разбираем их. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.
Несколько учащихся (3-4) зачитывают выполненные задания (творческое задание – составить небольшой текст на тему «Экология» с использованием СПП с несколькими придаточными или выписать из произведений художественной литературы 5 СПП с несколькими придаточными.
Для контроля изученного учащимся раздаются листы с заданием – задания в таблицах (из 15 предложений нужно выбрать 10 с последовательным подчинением придаточных и выписать их номера). (Приложение 4) (слайд 8) После выполнения задания учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга (ответы – на слайде: 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15). (слайд 9)
(слайд 10)
Учащиеся выполняют тестовое задание – на слайде: из трёх предложений выписать одно, в котором надо поставить запятую при рядом стоящих союзах, расставить запятые, составить схему предложения, объяснить постановку запятой. Сделать вывод о правилах постановки запятой при рядом стоящих союзах в СПП с несколькими придаточными. (слайд 11)
1. Сын предупредил мать что если он не вернётся вовремя с работы то не стоит беспокоиться. 2. Он сказал что если будет свободен вечером придёт ко мне. 3. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.
Ребята получают карточки с текстом для анализа. (слайд 12) Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия. Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении. 2.Выписать грамматические основы. 3. Определить вид подчинения. 4.Заменить словосочетание
лицейский товарищ со способом связи согласование на синонимичное со способом связи управление. 5.Выписать цифры, соответствующие выделению вводного слова. 6.Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству, выраженному деепричастным оборотом.
7.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения. 8.Выписать подчинительные союзы. 9.Укажите виды придаточных предложений. Ответы. 1.3 2.И. И. Пущин покинул и поступил доказать можно приносить 3.Последовательное 4.Товарищ по Лицею 5.3, 4 6.7 7. Приносить 8. Чтобы, что 9.Обстоятельственное цели, изъяснительное. Задания выполняем последовательно: выполнив одно, проверяем, объясняем – затем следующее и т.д.
- Как мы можем сжать это предложение? Какие способы сжатия можно применить в данном примере? ( Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом или деепричастием.) Иван Иванович Пущин покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, доказав, что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности. (слайд 13)
Задание – на слайде: (слайд 14) Из трёх простых предложений составить одно сложноподчинённое, записать его, определить вид подчинения, виды придаточных, записать графическую схему предложения.
Чтение – один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни. (Так как…, чтобы)
Вывод: Какова роль СПП с несколькими придаточными в нашей речи? (СПП с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают её ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что СПП используются в рассуждении в текстах публицистического характера.)
Спасибо за работу. Все вы постарались максимально проявить себя, проверить свои знания. Удалось ли нам достичь цели и выполнить задачи, поставленные в начале урока? Вы оценили себя, обратили внимание на то, что не удалось, над чем надо поработать на следующих уроках и дома.
На слайде: (слайд 15) - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я выполнял задания… - Я понял, что… - Теперь я могу… - Я почувствовал, что… - Я научился… - У меня получилось… - Меня удивило… Учащиеся должны дописать какое-либо предложение.
Над этой темой мы ещё будем работать при подготовке к экзамену. Особое внимание нужно обратить на те случаи, когда рядом находятся два подчинительных союза. На это обратите особое внимание при подготовке дома, выполняя упражнение 206. Отметьте те предложения, в которых есть союзы, стоящие рядом. Ещё домой я даю вам индивидуальные задания-карточки.
Спасибо за урок.
|
Приложения.
1. К заданию 2.(на доске)
1). Вскоре я увидел как взошло солнце как его лучи ласково коснулись земли. (однородное подчинение)
2). Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано. (последовательное подчинение)
3). Когда бричка выехала со двора он оглянулся и увидел что Собакевич всё ещё стоял на крыльце. (параллельное подчинение)
2. К заданию 2.(на слайде)
Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
1) З…рницы
2) Скл…нять
3) Р…внина
4) Л…скать
Найдите слово с чередующейся гласной в корне:
1) Укр…шение
2) П…ссимизм
3) Прик…сновение
4) Поздр…вление
Найдите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:
1) Л…пить
2) Дв…жение
3) Т…ррор
4) П…лезный
3. Игра «Веришь – не веришь».
1. Верите ли вы, что в СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, параллельное и однородное? (да).
2. Верите ли вы, что при последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному? (нет).
3. Верите ли вы, что при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного? (да).
4. Верите ли вы, что при последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза? (да).
5. Верите ли вы, что параллельное подчинение еще называют неоднородным? (да).
6. Верите ли вы, что при параллельном подчинении придаточные предложения по-разному относятся к одному и тому же главному? (да).
7. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы? (нет).
8. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения могут быть соединены сочинительным союзом «и» и тогда запятая между ними не ставится? (да).
9. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения, связанные союзом «и» могут иметь общий подчинительный союз? (да).
10. Верите ли вы, что в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными может быть только один вид подчинения? (нет).
4. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
1 Если человек не умеет понять другого и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (Д.С.Лихачёв) |
6 И казалось мне, что всё это когда-то я уже видел, что всё это такое родное, близкое, знакомое… (В.Короленко) |
11 Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. (К.Паустовский) |
2 Меня касается всё, что делается на той земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил. (А.Яшин) |
7 Он гордился тем, что сумел привлечь к себе людей науки, которые были прославлены своей образованностью в других городах. (К.Моисеева) |
12 Моряки хорошо знают, что море прекрасно только тогда, когда у него есть берег. (В.Солоухин) |
3 Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (Д.С.Лихачёв) |
8 Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать. (Франклин)
|
13 Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье. (А.Чехов)
|
4 Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали. (В.Солоухин)
|
9 Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. (Пословица)
|
14 Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано. (А.Чехов)
|
5 Талант музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает. (Э.Гофман) |
10Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают. (Д.Гранин) |
15 Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. (Л.Толстой) |
Из 15 предложений выберите только 10 с последовательным подчинением придаточных.
10 - 9 --- «5», 8 - 7---«4», 6 - 5---«3».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.