Конспект урока в 9 классе
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся
Тема: "Комплексный анализ текста"(подготовка к ОГЭ )
Планируемые результаты:
1. Продолжить работу с текстом, с его частичным текстоведческим анализом,
2. Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения,
3. Закреплять языковедческий материал путем выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ;
4. Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.
5. Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
6. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
7. Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;
8. Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
9. Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения технологической карты.
10. Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.
Оборудование урока: мультимедийный комплекс, технологические карты (на каждого учащегося), презентация хода урока с тестовыми заданиями, текст, памятки «Способы сжатия текста», «Как писать сочинение-рассуждение».
УМК и оборудование: раздаточный материал (текст Э. Сетон-Томпсона); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка «Рефлексия»; рекомендации и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения;
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (учащиеся формулируют цели урока).
Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
Текст
Тема текста
Идея текста
Стиль текста
Тип речи
Основные орфограммы и пунктограммы (знаки препинания в сложном предложении, в простом с обособленными членами)
- Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.
А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». (слайд 2)
- И ещё хочется прочитать замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк.
2. Слово учителя об авторе – Эрнест Сетон-Томсон.
- Работать сегодня мы будем с текстом Эрнест Сетон-Томсона.
. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».
Эрнест Сетон-Томпсон - канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.
3. Представление текста.
-Я предлагаю вам прочитать текст Эрнеста Сетон-Томсона. Чтение текста будет целенаправленным. По ходу чтения текста постарайтесь определить характерные для текста признаки: тема, стиль, тип, идея.
Чтение текста.
(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень Песчаных холмов!
(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.
(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!
(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» – говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....
(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.
(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:
(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.
(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34) Прощай!»
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
1. Повторение теоретических сведений
А) – Докажите, что данный отрывок является текстом.
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)
Б) Определите тему текста. (о доброте по отношению к братьям нашим меньшим)
– Как вы понимаете смысл слова «доброта»?
- Где можно найти лексическое значение слова?
- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова).
-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Подберите и запишите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)
В) К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ.
Г) Какой тип речи представлен в этом тексте?
Итак, тема текста – доброта по отношению к братьям нашим меньшим. Стиль художественный, так как выдержка из рассказа. Тип текста повествование с элементами описания и рассуждения.
5. Работа над приемами сжатого изложения.
- Вспомните и запишите известные вам приемы сжатия текста
- Используя данные приемы, запишите сжато 1 абзац текста.
- Какой прием вы использовали?
- Используя прием упрощения, примените компрессию (сжатие) к 25 предложению.
6. Выполнение тестовых заданий ГИА
– А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ян не стал стрелять в оленя?»
1) У Яна было неисправное ружьё.
2) Сезон, когда была разрешена охота, уже закончился.
3) Ян не захотел, чтобы охота превратилась в убийство.
4) Убить оленя Песчаных холмов считалось преступлением.
2. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сезон, когда была разрешена охота, близился к концу.
2) У Яна было неисправное ружьё, и он не смог выстрелить.
3) Внутренний голос говорил Яну, что нельзя стрелять в оленя.
4) Олень стоял и смотрел прямо в глаза Яну.
5) Ян решил, что убьёт оленя в следующий раз.
5. Итог урока (рефлексия).
Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку.
- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.
Продолжили подготовку к итоговой аттестации.
6. Домашнее задание: (разноуровневое, на выбор учащегося)
- Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего задания.
1.Сложный уровень: написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не менее 70 слов.
2. Средний: выполнить тест
3. Простой: сжать текст, используя все приемы сжатия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.