Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе
Оценка 4.8

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе

Оценка 4.8
Документация
doc
преподавание
11 кл
02.06.2020
Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе
Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов.
11А Анализ результатов итогового сочинения.doc

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе от …

Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и проводится для обучающихся, которые завершают освоение образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году.  Из 27 учащихся 11… класса в итоговом сочинении приняли участие 26 участие (1 учащийся не принимал участия по состоянию здоровья. Срок пересдачи сочинения … Результатом итогового сочинения (изложения) являлись «зачет» или «незачет». Из 26 учащихся общеобразовательного учреждения «зачет» получили 26 человека, что составляет 100% от общего числа писавших. Предложенные обучающимся 5 тем сочинений были доступными для понимания и разнообразными по содержанию. Итоговое сочинение (изложение) оценивалось по пяти критериям: соответствие написания темы, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.    Сочинение проводилось с целью проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение письменной речью.

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут (3 часа 55 минут).

 В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).

 При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем. 

Критерии оценивания итогового сочинения:

 К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

 

Требование № 1.   «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

 

Требование № 2.   «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение  выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1.       «Соответствие теме»;

2.      «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3.      «Композиция и логика рассуждения»;

4.      «Качество письменной речи»;

5.      «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Пять тематических направлений, по котором выпускники   писали сочинение в декабре  2019 года, определило Министерство образования и науки РФ:

 

4 декабря на сайте ФИПИ (в онлайн-режиме) за 15 минут до начала экзамена были опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/) темы итогового сочинения. Участникам итогового сочинения были предложены следующие темы:

109.Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?

211.Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

301.Почему так трудно отвечать добром на зло?

413.В чём разница между смирением и покорностью?

505.Всегда ли он достоин её?

Темы сочинения распечатаны на каждого участника 11 «» класса.

В таблице №1 представлены темы и количество участников.  Среди писавших 42% участников выбрали тему» «Всегда ли он достоин её?». На втором месте тема «В чём разница между смирением и покорностью?» (27%)

Меньше всего участники выбирали темы «Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?

 Таблица №1

Номер

Тема

Количество участников

%

109

Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?

1

4%

211

Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

 

2

8%

301

Почему так трудно отвечать добром на зло?

 

5

19%

413

В чём разница между смирением и покорностью?

 

7

27%

505

Всегда ли он достоин её?

 

11

42%

 

 

 

 

Требование №1 «Объем итогового сочинения»

Количество учащихся, написавших сочинение в объеме свыше 350 слов-11 человек, что составляет 42%  учащиеся, написавшие сочинение в объеме от 250 до 300 слов -15 человек. Все учащиеся получили «зачет» по данному требованию.

Требование № 2 «Самостоятельность написания  итогового сочинения»

100% учащихся получили «зачет» по данному критерию. Итоговое сочинение выполнялось участниками самостоятельно с привлечением прямого  или косвенного цитирования с обязательной ссылкой на источник. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№-3-№-5).

Критерий  № 1 «Соответствие теме»

По данному критерию большинство учащихся продемонстрировали умение рассуждать на предложенные темы, строить высказывания на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа.  «Зачет» получили 100% учащихся.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Анализ работ показал, что большая часть учащихся строили свои рассуждения на основе литературного материала. Причем, большинство из них привели в качестве доказательства не менее 2-х произведений. Учащиеся приводили в качестве удачных аргументов примеры русской и зарубежной классики, фантастики, современной литературы, публицистической литературы; уместно упоминали имена литературных персонажей, эпизодически использовали сжатый пересказ, что свидетельствует о хорошем знании текстов художественных произведений.

Вместе с тем, в некоторых работах были отмечены неточности в интерпретации художественного текста, упрощенность трактовки образов и сюжетных линий, часть учащихся, приводя литературные аргументы, излишне увлекается пересказом текста. Все учащиеся получили «зачет», что составляет-100%.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивалось по пяти критериям:

1.      «Соответствие теме»;

2.      «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3.      «Композиция и логика рассуждения»;

4.      «Качество письменной речи»;

5.      «Грамотность».

6.      Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 ( выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№3-№5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

      Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

      «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не

соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели

высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Всего экзаменуемых – 26

Получили зачет - 26

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

      Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

      Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

      «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для суждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Всего экзаменуемых – 26.  Получили зачет - 26

 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). По этому критерию все участники получили «зачет». Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения смогла продемонстрировать большая часть участников. Грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла высказывания, в работах участников не отмечено.

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

      Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

      Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

      «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). По данному критерию 8 (из 26) участника получили «незачет», так как продемонстрировали низкое качество речи, что составляет -30 % от общего количество участников.       Подавляющее большинство учащихся владеют навыком построения сочинения, не допускают ошибок в композиции и логике высказывания.

      К недостаткам по данному критерию можно отнести следующее: отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала.

Критерий № 5 «Грамотность»

      Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

      «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Допущенные в сочинении грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки затрудняли чтение и понимание текста. Так (4 из 26) получил «незачет» по данному критерию, что составляет-15 % от общего числа писавших. Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися: ошибки в слитном и раздельном и дефисном написании слов, слитное и раздельное написание омонимичных частей речи.

Типичные пунктуационные ошибки, допущенные участниками: «Пунктуация в предложениях с обособленными второстепенными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей».

Типичные грамматические ошибки: нарушение согласования и управления, нарушение границ предложения, объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц.

 

Участники итогового сочинения имеют глубокие знания текстов литературных произведений, но в тоже время обращает на себя внимание достаточно высокий процент речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи).

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

      Активизировать работу по систематизации обобщению орфографических и пунктуационных навыков учащихся на уроках русского языка; в рамках подготовки к итоговой аттестации систематически проводить «пробные» сочинения в соответствии с новыми формами проведения экзамена;

      Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

      Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

      Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.

Вывод 1. Анализ орфографических ошибок.

1) написание производных предлогов;

2) н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных

3) чередование корней

4) приставка –пре-при

5) графические ошибки

 

Вывод 2. Анализ пунктуационных ошибок.

Наиболее частотные ошибки связаны с темами:

ü    «Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями»;

ü    «Пунктуация в предложениях с однородными членами»;

ü    «Пунктуация в предложениях, осложненных обособленными второстепенными членами»;

ü   «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей»;

ü   Расстановка знаков препинания там, где их не должно быть;

ü   Нарушение правил пунктуационного оформления конца предложения.

 

Вывод 3. Анализ грамматических ошибок.

ü   образование основ настоящего времени глаголов;

ü   неправильное употребление временных форм глаголов;

ü   образование действительных и страдательных причастий;

ü   согласование подлежащего;

ü   неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Участники итогового сочинения в целом продемонстрировали умение подчинять материал теме; аргументировать тему, анализируя литературные произведения; логично выражать свои мысли; использовать в письменной речи разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.

Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов. Среди важнейших параметров качества ученических работ можно выделить овладение следующими умениями:

ü применение терминологии литературоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;

ü знание текста, выбранного в качестве аргумента: апелляция к тексту художественного произведения в своих суждениях (интерпретация, цитирование, комментарии, пересказ, анализ).

ü умение рассуждать на предложенную тему;

ü знание русской и зарубежной классической литературы. 

Все участники итогового сочинения по результатам проверки получили «зачет».

Содержательный анализ итоговых сочинений выявил отрицательные стороны работ:

ü    невысокий уровень культуры письменной речи;

ü    употребление слова в несвойственном значении, неправильное употребление местоимений, употребление слов иной стилевой окраски;

ü     неуместное употребление канцеляризмов, фразеологизмов, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов;

ü     нарушение лексической сочетаемости;

ü     нарушение согласования, управления;

ü     ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастиями, деепричастными оборотами, причастиями, причастными оборотами, ошибки в построении сложноподчиненных предложений;

ü    многие учащиеся имеют неглубокие знания текстов литературных произведений, поэтому продолжают использовать в рассуждениях общие фразы, заготовленные клише;

ü    наличие в работах:

*речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи выпускников);

*фактических ошибок (в основном при использовании материала из классической литературы 19 в.):

- неосмысленный пересказ текста;

- неверное указание жанра произведения;

-фактические ошибки в трактовке материала произведения;

*орфографических ошибок, что свидетельствует о неумении пользоваться орфографическим словарём.

С учетом анализа результатов итогового сочинения необходимо проанализировать с учащимися:

 - формулировки тем, предложенных для написания итоговых сочинений, проанализировать возможные варианты планов написания сочинений по предложенным темам;

 - аргументы, приведенные в итоговых сочинения, организовать обсуждение аргументов, наиболее подходящих к предложенным темам;

 - ошибки, допущенные при формулировке тезисов итоговых сочинений, отборе содержания, аргументов, возможные варианты корректировки допущенных ошибок;

 - выявленные в итоговых сочинениях речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки;

 - этические ошибки.

 С целью недопущения ошибок в интерпретации авторского замысла организовать обобщение, повторение изученных произведений в разных формах: творческие пересказы, анализ эпизодов, характеристика, в том числе и сопоставительная героев, анализ системы образов.

 В целях подготовки к итоговому сочинению развивать у учащихся:

-анализ/самопроверка сочинений, письменных творческих работ на соответствие требованиям: «Объем итогового сочинения», «Самостоятельность итогового сочинения»;

-анализ в теме сочинения не только ключевых слов, но и вопроса, на который необходимо ответить;

-анализ/ самопроверка сочинений на соответствие предложенной/выбранной теме, а не тематическому направлению;

 -формулировка тезиса сочинения по предложенной теме, а не по тематическому направлению;

-составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, сформулированным тезисом, а не в целом по тематическому направлению;

-подбор аргументов из произведений не к тематическому направлению, а выбранной теме;

-формулировка и корректировка вывода в соответствии с темой и тезисом сочинения, а не с тематическим направлением;

-следование составленному плану работы и обоснование связанных с темой тезисов;

 -выделение в работе смысловых частей, расстановка их в нужном порядке с замыслом и логикой работы;

-анализ соотношения друг с другом вступления и заключения сочинения;

-определение логики переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения;

-анализ и корректировка композиции сочинения, соблюдение принципа соразмерности частей сочинения;

-нахождение и редактирование фактических ошибок;

 -нахождение и редактирование речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

 

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

      Активизировать работу по систематизации обобщению орфографических и пунктуационных навыков учащихся на уроках русского языка; в рамках подготовки к итоговой аттестации систематически проводить «пробные» сочинения в соответствии с новыми формами проведения экзамена;

      Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

      Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

      Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.

 


Скачано с www.znanio.ru

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе от …

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе от …

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в…

Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в…

В чём разница между смирением и покорностью? 505

В чём разница между смирением и покорностью? 505

Требование №1 «Объем итогового сочинения»

Требование №1 «Объем итогового сочинения»

Качество письменной речи»; 2

Качество письменной речи»; 2

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Допущенные в сочинении грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки затрудняли чтение и понимание текста

Допущенные в сочинении грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки затрудняли чтение и понимание текста

Вывод 2. Анализ пунктуационных ошибок

Вывод 2. Анализ пунктуационных ошибок

Все участники итогового сочинения по результатам проверки получили «зачет»

Все участники итогового сочинения по результатам проверки получили «зачет»

С целью недопущения ошибок в интерпретации авторского замысла организовать обобщение, повторение изученных произведений в разных формах: творческие пересказы, анализ эпизодов, характеристика, в том числе и…

С целью недопущения ошибок в интерпретации авторского замысла организовать обобщение, повторение изученных произведений в разных формах: творческие пересказы, анализ эпизодов, характеристика, в том числе и…

Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом

Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020