Анализ статьи
«Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм»
Методика Солнцевой Ольги Викторовны- к. п. н., доцент кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, одной из авторов программы «Детство»
Автор начинает статью, акцентируя внимание читателя на тематику сюжетно-ролевых игр, которая преимущественно связана с социальной действительностью и при этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события.
Анализировать тематику с-р игр автор начинает со старшего дошкольного возраста, уточняя, что дети продолжают играть в игры знакомой тематики: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Однако, и это необходимо отметить, автор большое внимание уделяет тому, что при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни.
Действительно, современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума.
Условием самостоятельности и активности детей в играх Солнцева справедливо считает эмоционально-положительное отношение и интерес к ситуациям, выбранным для игр.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр, по мнению автора, предполагает:
· организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре;
· накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игры;
· организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;
· создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Солнцева выделила три этапа педагогической технологии:
1 этап -
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, т.к. важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
2 этап:
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»)
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.
Составленная автором памятка Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм методика Солнцевой Ольги Викторовны, представляет из себя алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре, содержит задачи педагогического взаимодействия и содержание педагогического взаимодействия.
В статье отмечено, что организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущественно вне стен ДОУ. Ольга Викторовна утверждает, что успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок и от того насколько уточнены, детализированы, восполнены представления, знания ребенка.
Автор приводит примеры того, чем можно наполнить каждый этап сюжетно-ролевой игры детей, предлагая интересные решения задач этапов. Кроме того Ольга Викторовна отводит воспитателю определенную роль на протяжении всего становления детской игры.
В статье предлагаются элементы традиционного (не требует вмешательства педагога), комплексного (направлены на предварительную подготовку детей к игре посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр) и партнерского (формирование у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру) подходы к руководству сюжетно-ролевой игрой. Такие подходы не противоречат положениям и требованиям ФГОС, поэтому могут быть применены в практике воспитателя детского сада.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.