Анализ учебников по обществознанию
Оценка 5

Анализ учебников по обществознанию

Оценка 5
docx
26.03.2021
Анализ учебников по обществознанию
Анализ учебников обществознания.docx

Анализ учебников обществознания 9 класса.

 

           На сегодняшний день издано немалое количество учебников обществознания для 9 класса[1]. Чаще в школах используются учебники[2]: Обществознание. 9 кл.: учебник / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2017. — 271, [1] с. : ил., Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /  [ Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др]. – М.: Просвещение, 2014.-208 с.;  Обществознание. («Как жить по законам общества?»). 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.М.Давыдова и др. «Школа 2100» М.: 2015. — 240 с. В соответствии с разработанным  планом в первом параграфе главы, проведем анализ учебников обществознания для 9 класса и выявим, какой учебник соответствует основным предъявляемым к нему требованиям.

          В первую очередь, рассмотрим учебник обществознания  для 9 класса, авторами которого являются: Никитин Анатолий Федорович[3], Никитина Татьяна Исааковна[4]. Год издания учебника: 2017. Издательство: «Дрофа». Количество страниц: 271. Обложка учебника оформлена в твердом переплете, указаны авторы, изучаемый предмет, издательство, для какого класса разработан учебник. Важно отметить наличие на обложке соответствующей учебной картинки, а также нейтральный цвет фона.  Следовательно, оформление обложки носит практичный, информативный и  эстетичный характер.

          Учебник  рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, написан, в соответствии, с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включен в Федеральный перечень[5].

          Структура учебника:  оглавление учебника расположено в конце, что не привычно для учеников. Представленный учебный материал разделен на  3 главы:  глава 1 «Человек и экономика» (рассматриваются основы хозяйственной жизни), глава 2 «Человек, политика, власть» (власть и общество, политика и нравственность, демократия и тоталитаризм, партии и избиратели – таковы некоторые темы этой главы), глава 3 «Человек и право» (на примерах гражданского, административного, трудового, семейного и уголовного   права показывается, как правовые нормы помогают установлению справедливости в обществе). 

          Основной текст учебного материала, представленный в параграфах,  изложен доступным языком.  Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте полужирным шрифтом или курсивом. Также присутствует и пояснительный текст, который  используется для объяснения  употребляемых  терминов в основном тексте, в виде рубрики «Словарь урока». К примеру, в параграфе 6 учебника представлены определения терминов: «банкротство», «бизнесмен», «гражданское право», «мотив», «налоговое право». 

          Стоит отметить, что для проверки и закрепления знаний,  в конце параграфа приведены разнообразные вопросы и задания, разделенные на рубрики: «Обсудите на уроке» (приведены различные,  часто противоположные по смыслу точки зрения писателей, философов, ученых, ведущие к дискуссиям и спорам, с обоснованием своего мнения), «Задания для самостоятельной работы» (представлены различные по форме и  сложности  задания для самостоятельной работы учеников дома), «Работа с текстом (документом) (представляет собой задания для проведения анализа отрывка из произведения или документа), «Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий».

             Для сопровождения учебного материала представлены  разнообразные иллюстрации, отражающие основной текст параграфа (применяется в параграфах: 2, 3, 8). Стоит отметить, что иллюстрации цветные, высокого качества печати.

            Авторами учебника также использованы и виды условно – графическая наглядность. Целью их применения является: сопровождение и отражение текста параграфа, развитие мыслительной деятельности обучающихся.

           В первую очередь, стоит отметить, что представленная условно – графическая наглядность исполнена в цвете (использована нейтральная цветовая гамма, не раздражающая глаза учеников), также применены и дополнительные элементы оформления (к примеру, обрамление схем), использован разнообразный набор шрифтов. Схемы и таблицы, диаграммы не перегружены объектами для запоминания, материалы  в них размещены компактно. Не применяются сокращения и авторские условные обозначения. В учебнике представлены  различные виды условно - графической наглядности: сравнительные (параграфы:5, 9,17)  и поисковые таблицы (параграфы: 12,19,21) структурные (параграфы:1,3,10)  и поисковые (параграфы: 7, 18, 23) схемы. В основном, схемы и таблицы расположены в тексте параграфа или в практических заданиях.  К примеру, рассмотрим сравнительную таблицу – практикум после параграфа 5 «Собственность и ее формы». Ученикам необходимо сравнить субъекты и объекты собственности, охарактеризовать их наиподробнейшим образом. Такое применение таблицы закрепляет изучаемый обществоведческий материал, развивает логическое мышление обучающихся (то есть «заставляет думать» учеников). Стоит отметить, что учитель может использовать приведенную таблицу - практикум, как  для самостоятельной работы на уроке, так  и для домашнего задания.  Также, рассмотрим структурную схему «Ограниченность экономических ресурсов»  параграфа 1 «Экономика и ее роль в жизни общества».  Схема не перегружена информацией, лаконична, отражает первый раздел параграфа. Использована нейтральная цветовая гамма схемы (синий и зеленые цвета), а также различные элементы оформления. Данную схему учителю будет удобно применять вовремя урока, можно провести с учениками обсуждение или дискуссию.  К примеру, можно воспользоваться следующим рядом вопросов и заданий: 1) Что такое экономические ресурсы? 2) На какие группы делятся экономические ресурсы? 3)  Согласно схеме, перечислите, природные ресурсы. 4) Согласно приведенной схеме, назовите, энергетические невоспроизводимые ресурсы.

          Исходя из вышесказанного, можно сказать, что роль использования условно – графической наглядности в этом учебнике  неоднозначна: сопровождает и отражает изучаемый обществоведческий материал, способствует последовательному закреплению и систематизации знаний, получаемых на уроке,  при этом,  развивает мыслительную и логическую деятельность  учеников («заставляет думать» учеников).  Стоит отметить, что приведенные виды условно – графической наглядности удобны для применения на различных этапах урока, возможно, провести обсуждение или дискуссию по приведенным схемам и таблицам, а также самостоятельной, практической и домашней работы учеников.

           Из вышесказанного следует, что у учебника можно выделить определенный ряд  достоинств и недостатков. Достоинства: практичный переплет; эстетичная обложка; доступный основной и пояснительный текст; разнообразные  приводимые иллюстрации и «рубрики» заданий и практикумов после каждого  параграфа;  использование различных видов условно – графической наглядности (сравнительные и поисковые таблицы, структурные   и поисковые схемы), представленные в цветовой гамме, не раздражающей глаз учеников, добавлены элементы оформления (обрамление схем и таблиц в учебнике). К недостаткам этого учебника можем отнести: отсутствие материала для внеклассной работы, расположение оглавления в конце учебника.

          Проанализируем учебник авторов Д.Д.Данилова[6], Е.В.Сизовой[7], С.М.Давыдовой [8]. Год издания учебника: 2015. Издательство: «Школа 2100». Количество страниц: 240. Обложка учебника оформлена в гибком переплете, указан изучаемый предмет, издательство, для какого класса разработан учебник. Важно отметить наличие на обложке соответствующей  картинки, а также нейтральные цвета фона (бежевый, коричневый).  Следовательно, оформление обложки носит информативный, эстетичный характер, но не носит практичный характер (гибкий переплет). Учебник  соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

          Рассмотрим структуру учебника:  оглавление учебника расположено в начале, что  привычно для учеников. Представленный учебный материал разделен на   4 главы:  глава 1 «Как правильно отстаивать свое мнение?» (сфера культуры), глава 2 «Как строить отношения с людьми» (сфера социальной культуры), глава 3 « По каким правилам можно зарабатывать деньги?» (сфера экономики), глава 4 «Каковы законы взаимодействия с властью?» (сфера политики). 

          Основной текст учебного материала, представленный в параграфах,  изложен доступным языком.  Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте цветом (синий, заливка цветом) или жирным шрифтом. Пояснительный текст авторами не применяется.  Дополнительный текст используется для определения основного вопроса урока, практических заданий из различных источников (к примеру, на с.44 приведен текст «Вооруженные конфликты начала XXI века»).

          Стоит отметить, что для проверки и закрепления знаний,  в конце параграфа приведены разнообразные задания,  к примеру, такие рубрики как: «Выполняем учебные задания», «Сюжет из новостей», «Осуществляем проекты».

           Для сопровождения  материала представлены  разнообразные иллюстрации, отражающие основной текст параграфа (применяется практически во всех параграфах). Стоит отметить, что иллюстрации цветные, высокого качества печати.

          Авторами учебника использована и условно – графическая наглядность.  В первую очередь, стоит отметить, что представленная условно – графическая наглядность исполнена в цвете (использована нейтральная цветовая гамма, не раздражающая глаза учеников), использован разнообразный набор шрифтов. Схемы и таблицы не перегружены объектами для запоминания, материалы  в них размещены компактно. Не применяются сокращения и авторские условные обозначения. В учебнике представлены такие виды условно - графической наглядности: структурные таблицы (параграфы: 6,13,19) и  структурные схемы (параграфы: 5, 16-17, №18). В основном, схемы и таблицы отражают материал параграфа.  К примеру, рассмотрим структурную схему параграфа №16 - №17 «Государственное устройство Российской Федерации». Схема лаконична, отражает второй раздел параграфа, не перегружена информацией. Использована нейтральная цветовая гамма схемы (синий, светло-розовый, зеленые цвета), а также различные элементы оформления – обрамления и рисунки, которые дополняет материал, изложенный в схеме. Представленную авторами учебника схему,   будет удобно применять вовремя урока, учителю можно провести с учениками обсуждение или дискуссию. Также, учитель может предложить ученикам задание на  составление схемы из списка терминов (соответствующего теме «Государственное устройство РФ»), с целью закрепления изученного материала, и его успешного освоения. Стоит отметить, что именно при составлении схем ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить  обществоведческий материал, привести его в систему и графически изобразить.

          Следовательно, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: роль   использования условно – графической наглядности в этом учебнике -  отражение изучаемого обществоведческого материала. Что способствует последовательному закреплению и систематизации знаний, получаемых на уроке. Достоинства: эстетичная обложка; доступный основной текст; разнообразные  приводимые иллюстрации и «рубрики» заданий практически после каждого  параграфа;  использование различных видов условно – графической наглядности (встречаются структурные таблицы и схемы)  представленные в цветовой гамме, не раздражающей глаз учеников, добавлены элементы оформления (обрамление схем, таблиц, рисунки). К недостаткам учебника можем отнести: гибкий переплет; отсутствие пояснительного текста и  материала для внеклассной работы.

          Перейдем к анализу учебника обществознания для 9 класса, под редакцией Боголюбова Леонида Наумовича[9](«Учимся участвовать в жизни гражданского общества», «Учимся устраиваться на работу», практикум и интернет – ресурсы к главе I),  авторами учебника также являются: А.И.Матвеев (параграфы: 4,8,10,12,13,14-15,19, практикум и интернет – ресурсы к главе II), Е. И. Жильцова (параграфы: 16,18,20),  А.Т.Кинкулькин (параграф 23), Е.С.Королькова (параграф 9), А.Ю.Лазебникова (параграфы: 2,3,21,23), Т.Е.Лискова (параграф 11). Совместно авторами подготовлены выводы и вопросы для повторения к главе, а также словарь (редакторы – составители Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев).  Год издания учебника: 2014. Количество страниц: 208.  Издательство: «Просвещение». Обложка учебника оформлена  твердый переплет, указаны авторы, изучаемый предмет, издательство, для какого класса разработан учебник. Важно отметить наличие на обложке соответствующего коллажа из учебных картинок и нейтральный цвет фона (зеленый). Следовательно, оформление обложки носит информативный, эстетичный и практичный характер. Учебник завершает курс обществознания для основной школы, созданный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочими программами к предметной линии учебников «Обществознание. 5 – 9 классы». На учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение Российской академии наук 1010652151405 от 14.10.2011 г.), педагогической (заключение Российской академии образования 01-5/7д-379 от 17.10.2011 г.) и общественной (заключение Российского книжного союза 278 от 07.02.2014 г.) экспертиз.

          Рассмотрим структуру данного учебника.  Оглавление располагается в начале (с.3), что удобно и привычно для учеников. В учебнике рассматриваются вопросы политики и права. Поэтому авторы выделяют 2 главы учебника:  «Политика» - 1 глава, «Право» - 2 глава.  Количество представленных параграфов  для изучения – 23.  Основной текст, представленный в параграфах, изложен доступным языком для современных учащихся. Стоит отметить, что текст параграфов часто сопровождается примерами, а также вопросов для рассуждения и различными практическими заданиями. Термины и ключевые слова в каждом параграфе выделены жирным шрифтом. Использован также и пояснительный текст,  для объяснения  употребляемых  терминов в основном тексте.  Практически в каждом представленном параграфе присутствует и дополнительный текст из различного вида источников и документов. К примеру, в параграфе 9 «Правоотношения и субъекты права» представлена статья 152 из Гражданского кодекса Российской Федерации. Ученикам необходимо изучить документ, проанализировать его и ответить на следующий ряд вопросов авторов: «Как ты понимаешь слова «честь», «достоинство», «деловая репутация»? «Какие средства защиты чести, деловой репутации предусмотрены этой статьей?». Такой вид работы с документами закрепляет изучаемые обществоведческий материал, удобен для применения на уроках обществознания. Также в параграфах приведены и мнения различных ученых, философов, социологов, а также и факты из общественной жизни. В конце - представлены словарь терминов и список рекомендуемой дополнительной литературы. Нельзя не отметить, что электронное приложение на CD содержит разнообразные дополнительные материалы (схемы, таблицы) к каждому параграфу учебника. В учебнике представлены  различные иллюстрации, портреты, для сопровождения обществоведческого материала. Чаще всего они расположены в основном тексте параграфа. Также в учебнике использована и условно – графическая наглядность. Наиболее часто встречаются:   разъяснительные и поисковые таблицы (помогают усваивать теоретический материал и способствуют его дальнейшему систематизированию, развивают логическую деятельность обучающихся), структурные и логические схемы (отражают взаиморасположение и связь составных частей изучаемого теоретического материала и его дальнейшее закрепление, достаточно просты для понимания, так как основаны на последовательном соединении квадратов, которые вытекают один из другого), круговая и фигурная диаграмма (отражают части элементов, проведение сравнения статистических данных). В основном, приведенные авторами виды условно – графической наглядности,  расположены  в основном  тексте параграфа, для сопровождения учебного материла. Однако стоит отметить, что поисковые таблицы встречаются и в вопросах, заданиях.  Представленные схемы, диаграммы и таблицы не перегружены объектами для запоминания, материалы  в них размещены компактно,  условные обозначения лаконичны. Все встречающиеся в учебнике схемы, таблицы и диаграммы цветные (цветовая гамма, в основном, зеленая и синяя). Использованы и дополнительные элементы оформления: рисунок, обрамление, разнообразный набор шрифтов, ключевые слова выделены жирным шрифтом или курсивом. 

          Рассмотрим некоторые виды условно – графической наглядности более подробно.  Так, на с. 31 (параграф учебника 4 «Правовое государство») приведена круговая диаграмма « Государственная власть». Она полностью отражает раздел параграфа, наглядно демонстрируя разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную. А на с. 32 (параграф учебника 4 «Правовое государство») представлена фигурная схема «Федеральное собрание РФ» в виде двух ступеней. Что отражает составляющие Российского парламента  –  Совет Федерации и Государственной Думы. Стоит отметить, что  такие виды диаграмм не встречается в учебниках    А.Ф.Никитина, Т.И. Никитиной и Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, С.М.Давыдовой.  Отметим поисковую таблицу «Виды материальных и нематериальных благ» на с. 132 (параграф 6 учебника).   Таблица представляет собой практикум для самостоятельной работы учеников. Им необходимо заполнить колонки «Материальные блага» и «Нематериальные блага» из представленных примеров благ. Такой вид таблицы – практикума учителю можно использовать, как на уроках обществознания в виде организации групповой или самостоятельной работы, так и в виде домашнего задания. На с.118 (параграф 14-15 «Права и свободы человека и гражданина») представлена логическая схема «Права человека, закрепленные в Конституции РФ». Такая логическая схема является средством отражения содержимого в параграфе, она «запирает» обществоведческий материал в замкнутое пространство, делая его простым для усвоения учениками на уроке. А на с.144 расположена структурная схема «Условия заключения брака» в параграфе 18 «Семейные правоотношения». Которая, не только сопровождает учебный материал, но и способствует его усвоению и закреплению. Учитель может применять данную схему на уроке, рассуждая совместно с учениками, задавая вопросы: «Что означают приведенные в схеме условия?»; «На страже чьих интересов находится юридические препятствия к заключению брака?»; «Какой существует порядок заключения брака?».

          Таким образом, в учебнике приведена разнообразная условно – графическая наглядность. Ролью использования, которой является: сопровождение обществоведческого материала и его систематизация, а также развитие мыслительной и логической деятельности.

          Из вышесказанного следует, что у учебника есть свои достоинства и недостатки. Так, основными достоинствами являются: эстетичная обложка и практичный переплет, доступный основной и дополнительный, пояснительный текст, разнообразные задания и вопросы для рассуждения.      Стоит отметить, что использованы различные виды условно – графической наглядности (которая не только сопровождает учебный материал, систематизирует его, но и направлена на развитие логики и мыслительной деятельности обучающихся).

           Таким образом, нам удалось подробно проанализировать современные школьные учебники обществознания 9 класса.  На основе этого, можно выделить основную  роль условно – графической наглядности в учебниках обществознания: сопровождение обществоведческого материала и его систематизация, а также развитие мыслительной и логической деятельности учеников, которая возможна при соблюдении необходимых требований (высокое качество полиграфического исполнения,  дополнительное использование обрамления или рисунков, связь с текстом учебника, удобство применения учителем на уроке обществознания, разнообразный набор шрифтов, оформление в нераздражающей глаза, цветовой гамме и др. ).

          Но, в каком из учебников условно – графическая наглядность наиболее разнообразна и удобна для применения на уроках обществознания? В каком из представленных учебников обществознания наиболее качественное полиграфическое исполнение схем, таблиц и диаграмм? Составим сравнительную  характеристику учебников на предмет использования условно – графической наглядности  в виде  таблицы (Приложение 2).

           Из проведенного анализа и составленной сравнительной характеристики в виде таблицы, несложно заметить, что именно в учебнике под редакцией  Боголюбова Леонида Наумовича, используется наиболее разнообразная условно – графическая наглядность с высоким уровнем полиграфического качества. Так, отметим, что использовано цветное оформление (синий и зеленый цвета) используемых видов условно-графической наглядности, обрамление схем и таблиц, рисунок, разнообразный набор шрифтов, ключевые слова выделены жирным шрифтом или курсивом. Схемы и таблицы, диаграммы не перегружены объектами для запоминания. Не используются сокращения и условные обозначения. Особенно стоит отметить, что возможно проведение дискуссии на уроке, либо создание проблемной ситуации по приводимым видам условно – графической наглядности. Также, на электронном приложении на CD (отметим, что у других учебников обществознания нет электронного приложения на CD) приведены разнообразные таблицы и схемы. Что также является преимуществом перед другими учебниками обществознания.   Сам учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., практичен (твердый переплет), обложка эстетична (нейтральная цветовая гамма) и информативна (указан класс, учебный предмет). Доступно изложен основной и дополнительный (пояснительный) текст. Приведены разнообразные задания, практические работы и вопросы после параграфов, которые удобно использовать учителя. Нельзя не отметить, что только на данный учебник  получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение Российской академии наук 1010652151405 от 14.10.2011 г.), педагогической (заключение Российской академии образования 01-5/7д-379 от 17.10.2011 г.) и общественной (заключение Российского книжного союза 278 от 07.02.2014 г.) экспертиз. Следовательно,  именно учебник обществознания для 9 класса под редакцией Боголюбова Л.Н. соответствует всем основным, предъявляемым к учебникам обществознания требованиям.

          На основе всего вышесказанного, можно утверждать, что выявлен современный учебник обществознания, соответствующий основным предъявляемым требованиям: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /  [ Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др]. – М.: Просвещение, 2014.- 208 с.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Соответствует ФГОС. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018. [Электронный ресурс] URL: http://shcola29.ucoz.ru/matertehobesp17/federalnyj_perechen_uchebnikov_.pdf

[2]Методическая статья-исследование и практический опыт методистов и педагогов: «Современный курс школьного «Обществознания»: каким ему быть?». [Электронный ресурс] URL: https://pandia.ru/text/77/496/517887135.php

 

[3]Кандидат педагогических наук, ведущий специалист по обществознанию, правоведению, и граждановедению, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2003 год, автор более 50 учебников, учебных, справочных и методических пособий.

 

[4] Заведующая редакцией истории и обществознания издательства «Дрофа», автор УМК по обществознанию для 5–9 классов.

[5]Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Соответствует ФГОС. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018. [Электронный ресурс] URL: http://shcola29.ucoz.ru/matertehobesp17/federalnyj_perechen_uchebnikov_.pdf

[6]  Кандидат исторических наук, доцент МПСИ, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год. Автор (в соавторстве с другими) учебников «Окружающий мир» (3,4 классы), Всеобщая история (5 - 9 классы), История России (6 - 9 классы), а также методических рекомендаций, рабочих тетрадей и сборников контрольных работ к этим учебникам. Координатор направления "История и обществознание" в Образовательной системе "Школа 2100". 

[7] Методист УМЦ «Школа 2100», соавтор учебников.

[8]Почетный работник общего образования РФ, автор учебников.

[9]Советский и российский педагог, академик отделения общего среднего образования РАО.

Анализ учебников обществознания 9 класса

Анализ учебников обществознания 9 класса

Следовательно, оформление обложки носит практичный, информативный и эстетичный характер

Следовательно, оформление обложки носит практичный, информативный и эстетичный характер

Обсудите на уроке» (приведены различные, часто противоположные по смыслу точки зрения писателей, философов, ученых, ведущие к дискуссиям и спорам, с обоснованием своего мнения), «Задания для…

Обсудите на уроке» (приведены различные, часто противоположные по смыслу точки зрения писателей, философов, ученых, ведущие к дискуссиям и спорам, с обоснованием своего мнения), «Задания для…

Собственность и ее формы». Ученикам необходимо сравнить субъекты и объекты собственности, охарактеризовать их наиподробнейшим образом

Собственность и ее формы». Ученикам необходимо сравнить субъекты и объекты собственности, охарактеризовать их наиподробнейшим образом

К недостаткам этого учебника можем отнести: отсутствие материала для внеклассной работы, расположение оглавления в конце учебника

К недостаткам этого учебника можем отнести: отсутствие материала для внеклассной работы, расположение оглавления в конце учебника

Каковы законы взаимодействия с властью?» (сфера политики)

Каковы законы взаимодействия с властью?» (сфера политики)

Государственное устройство Российской

Государственное устройство Российской

Учимся устраиваться на работу», практикум и интернет – ресурсы к главе

Учимся устраиваться на работу», практикум и интернет – ресурсы к главе

Стоит отметить, что текст параграфов часто сопровождается примерами, а также вопросов для рассуждения и различными практическими заданиями

Стоит отметить, что текст параграфов часто сопровождается примерами, а также вопросов для рассуждения и различными практическими заданиями

В основном, приведенные авторами виды условно – графической наглядности, расположены в основном тексте параграфа, для сопровождения учебного материла

В основном, приведенные авторами виды условно – графической наглядности, расположены в основном тексте параграфа, для сопровождения учебного материла

Права человека, закрепленные в

Права человека, закрепленные в

Но, в каком из учебников условно – графическая наглядность наиболее разнообразна и удобна для применения на уроках обществознания?

Но, в каком из учебников условно – графическая наглядность наиболее разнообразна и удобна для применения на уроках обществознания?

Доступно изложен основной и дополнительный (пояснительный) текст

Доступно изложен основной и дополнительный (пояснительный) текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021