Анализ воспитательной работы 2 «В» класса за 2022/2023 учебный год
1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году
В 2022-2023 учебном году продолжилась работа по формированию устойчивых нравственных и морально - этических норм поведения учащихся, соответствующих правилам культурной жизни в обществе.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
1. Работать над сплочением дружного детского коллектива.
2. Способствовать приобретению детьми умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, активно приобщая их к участию в общественной жизни школы и класса.
3. Развивать творческие способности учащихся как условие формирования в дальнейшем всесторонне развитой личности.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших школьников.
За прошедший год было
проведено 34 тематических классных часов по плану классного руководителя.
Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности
ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому
воспитанию «Правили поведения в школе для учеников», «Мои права. Имею право на
жилище», «Они сражались за Родину», «Права ребенка. Конвенция ООН»; эстетическому
воспитанию и этикету «Что такое добро и зло», «Как правильно здороваться», «Как
вести себя за столом»; экологическому воспитанию «По страницам Красной Книги»;
Нравственно-эстетическому воспитанию «Вся семья вместе – и душа на месте»,
«Стыдно за наше поколение», «Давайте будем дружить»; занятия, направленные на
формирование здорового образа жизни, «Красиво-вкусно-полезно», «Бытовой и
уличный травматизм», занятия по трудовому воспитанию «Мой труд каждый день».
Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного
движения и безопасности жизнедеятельности детей.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном году задачи 2022-2023 , я считаю выполненными.
2.Анализ развития коллектива класса
Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года
все обучающиеся справились с итоговыми контрольными работами по предметам.
В течение года наблюдалась позитивная динамика развития уровня воспитанности учащихся. Взаимоотношения, учащихся в классе хорошие, в классе развит дух товарищества, отношения между мальчиками и девочками хорошие, средний уровень развития коммуникативных умений .
Трудности в обучении имеют 4 человека. С этими учащимися в течение года проводились дополнительные занятия, беседы с родителями, дан ряд педагогических рекомендаций.
Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум.
Количество учащихся во 2 классе на конец года –30 человек: 16 мальчиков и 14 девочек. В возрастном отношении почти все дети одинаковы: 8-9 лет.
Социально - психологический микроклимат в классе может быть оценен как благополучный. Характер взаимоотношений, учащихся в целом дружественный, уважительный, но время от времени происходят незначительные межличностные конфликты, связанные с возрастными особенностями и индивидуально-психологическими характеристиками детей. В большинстве ситуаций учащиеся внимательны друг к другу, заботливы, дружелюбны. На формирование такого климата, на формирование общественного мнения класса оказывают влияние следующие факторы:
- социальные (установка в семьях учащихся на дружеское, бесконфликтное общение);
- побудительные факторы (сформированные у учащихся ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления);
- организационные факторы (те знания и методы, которые используются в профессиональной деятельности педагогического коллектива, работающего в классе – учебная и внеучебная деятельность);
- коммуникативные факторы (особенности межличностного взаимодействия, учащихся с педагогами, сверстниками в учебной и внеучебной деятельности);
- психологические факторы (возрастные особенности учащихся, а также факторы личного характера: склонности, интересы, способности, особенности эмоционально-волевой сферы, самооценка и т. д.).
Следует отметить противоречие между выраженной активной позицией учащихся, их желанием к коллективной творческой деятельности и отсутствие у них навыков осуществления такой деятельности. В связи с этим возникла необходимость обучения учащихся умению работать в группах переменного состава, умению планировать, организовывать свою деятельность, анализировать ее.
В коллективе существует организующее ядро класса – это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее сильно проявляют свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах. Сохранилась группа детей, которые действительно могут по праву считаться «неофициальными вожаками». Эти дети оказывают в основном положительное влияние на классный коллектив.
Класс объединяет единство целей и интересов. В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. Все дети имеют общественные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности. В коллективе существуют свои традиции:
- коллектив живёт под девизом:
«Мы команда хоть куда,
В деле все мы мастера.
Мы дружны и неделимы,
Словно дольки апельсина»;
- взаимовыручка «Скорая помощь»;
- «День именинника» - поздравление с днём рождения каждого учащегося;
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения и т.д.
С целью определения уровня развития классной группы использована методика «Определение уровня развития классной группы». Цель данной методики – на основании наблюдений определить уровень развития группы. Используемый материал – описание групп разного уровня развития: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Согласно наблюдениям в течение года, уровень развития группы соответствует уровню «Мерцающий маяк»: в такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей.
3.Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы
Мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях соответствуют их возрастным особенностям, к ним можно отнести
- потребность в самореализации, в самовыражении;
- потребность в причастности к группе;
- потребность в расширении круга общения;
- потребность в эмоциональной насыщенности общения;
- ощущение причастности к важным общешкольным проблемам;
- выражение своего творческого начала.
Следует отметить высокую активность участия учащихся в школьных делах (подготовка и проведение акции добра «Добрые крышечки», «Пожилому человеку», акции «Кормушки для птиц», участие в акции «Бессмертный полк», мероприятиях к годовщине Великой Отечественной войне «9 Мая! Это наша победа!» и другие, в которых принимал участие практически весь класс. Высокую активность и результативность показали учащиеся по результатам участия в олимпиадах и творческих конкурсах, награждены как сертификатами участников, так и дипломами победителей 53% учеников по всем предметам учебного цикла.
ФИО учащегося |
Конкурс (его уровень) |
Результат |
Гильдебрандт Марта |
Стихотворение «Мама» (городской) |
1 место |
Санжаров Кирилл |
Стихотворение «Мама» (городской) |
участие |
Белов Георгий Утегужина Руфина Санжаров Кирилл Кувшинов Илья Гильдебрандт Марта |
«Хлам-Арт» |
Гран –при 1 место |
Санжаров Кирилл Кувшинов Илья Гринева Маша Никифорова Катя Белов Георгий Утегужина Руфина Ерофеев Арсений |
Творческий конкурс «День спасателя РФ»
|
Участие 2 место 2 место 1 место 2 место 2 место 2 место |
Санжаров Кирилл Никифорова Катя Белов Георгий Утегужина Руфина Кременцов Женя Гринева Маша |
«Мой любимый питомец» |
1 место |
Галактионов Никита Махмутова Альбина Утегужина Руфина Санжаров Кирилл Гильдебрандт Марта Арысланов Артур Мартьянов Макар Белов Георгий Гринева Маша |
Конкурс новогодних поделок и игрушек |
1 место 1 место 1 место 1 место 1 место 2 место 3 место
|
Весь класс |
КТД инсценирование басни С. Михалкова |
1 место |
Весь класс |
Конкурс рисунков на асфальте «День Победы» |
2 место |
Весь класс |
Акция «Добрые крышечки» Сбор макулатуры |
3 место 2 место |
Все обучающиеся класса записаны в школьную библиотеку и являются активными читателями. В классе проходили читательские конференции совместно с библиотекарем школы. Были посещены спектакли: «День рождения кота Леопольда», спектакль по правилам ДД., На весенних каникулах обучающиеся посетили Музей космонавтики.
4.Анализ работы органов самоуправления:
Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, основными задачами которой являются:
руководством учителя;
мероприятий;
В целях реализации поставленных задач во 2 классе была продолжена работа органов ученического самоуправления. Органы ученического самоуправления избираются в классе в начале каждого учебного года.
В классе избирается староста. В классе старостой единогласно был избран Санжаров Кирилл. В состав актива класса входят следующие Министерства: Образования и науки, Здравоохранения, Пресс-центр, Спорта, Культуры и досуга. Было организовано дежурство в классе. Ребята познакомились со своими обязанностями, учились их выполнять.
Недостатки: Не все обучающиеся освоили обязанности, не всегда справлялись с поручениями, некоторые просто не старались. В дальнейшем необходимо усилить работу по организации ученического самоуправления в классе.
5.Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе
Наиболее охотно учащиеся принимают те мероприятия, в которых они сами задействованы как организаторы и исполнители. Некоторая пассивность части учащихся связана с тем, что предлагаемые мероприятия рассчитаны на определенные способности, возможно, недостаточно развитые у всех одинаково, а также трудности возникают в связи с тем, что в классе 30 учеников, и интересы у них достаточно разносторонние.
На формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учёбе и труду повлияло использование технология организации коллективных творческих дел (И. П. Иванов). Организация групповых форм работы (Н. Е. Щуркова), основными идеями которой являются: сменяемость актива; чередование творческих поручений; опора на малые группы; коллективное планирование, организация и анализ общего дела; организация общественно и личностно значимой, художественно-инструментованной деятельности; особая позиция педагога как старшего товарища.
Для реализации воспитательной работы использованы следующие формы работы: беседы, классные часы, праздники, игры, КТД (коллективные творческие дела), спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях.
Внутри каждого вида деятельности планировалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы. Все формы работы соответствовали интересам, запросам и потребностям личности обучающихся. Все дети активно участвуют в классных делах. Детей, не проявляющих интереса - нет.
Проведённые мероприятия и КТД, способствовавшие сплочению детского коллектива:
- классные часы «Правила дорожного движения – достойны уважения», «Поздравляем друзей с днём рождения»; «Золотая осень», «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девочки!», «Радуга талантов»; русский народный праздник «Масленица». Проведены три мероприятия посвященные Вов: урок мужества, «Бессмертный полк», конкурс рисунков на асфальте « День Победы»
- Школа вежливых наук
6.Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
Санжаров Кирилл, Белов Георгий, Гильдебрандт Марта, Гринева Маша, Утегужина Руфина участвуют в олимпиадах, конкурсах; в Интернет – олимпиадах; в предметных турнирах; в спортивных соревнованиях. Санжаров Кирилл участвовал в XIII научно-исследовательской конференции с работой «Влияние света и воды на рост растений», занял 3 место. Гильдебрандт Марта заняла 1 место с работой « Выращивание микрозелени в домашних условиях».
7.Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
Обучающиеся класса 15 человек посещают кружок Лепная-Экосказка под руководством ГолубевойН.В.6 человек занимаются в Театральной студии «Непоседы», руководитель Шафик Е.Н.5 детей обучаются рукопашному бою.В конце года обучающиеся сделали выставку работ, провели отчетные концерты.
8.Влияние родителей обучающихся на воспитательную деятельность класса;
В классе 6 семей многодетных, 2 неполные семьи. Родительский комитет состоит из 6 человек. Родители являются активными участниками и помощниками всех классных дел.
Родительский Комитет:
Нескоромная Л.С.
Гринева Е.А.
Гильдебрандт Н.И.
Махмутова Р.Т.
Курылева А.С.
В течение года велась работа с родителями, цель которой – дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях обучения, особенностях возраста и методах подхода в воспитании ребёнка, сохранению и укреплению здоровья.
Проведены 9 родительских собраний на темы:
«О правах ребенка на охрану жизни и здоровья, за безопасную образовательную среду»
«Функции семьи и школы в формировании здорового ребенка»
«Эстетическое воспитание ребёнка в семье»
«Профилактика буллинга, скулшутинга среди несовершеннолетних»
«Стратегия понимания» по профилактике экстремизма в подростковой среде и
воспитанию толерантности
«О мерах по обеспечению безопасности и подростков в период проведения новогодних мероприятий и зимних каникул обучающихся»
«Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»
«Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей»
«Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в семье»
«Итоговое собрание. «Радуга талантов»
Уровень посещаемости родительских собраний высокий – 70%.
Проведены индивидуальные беседы с родителями по поводу трудностей в обучении, в отношениях со сверстниками.
Большинство родителей посетили все собрания, родители 4 учащихся присутствовали на собрании только один раз. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня третьеклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.
.
9. Итоги работы. Проблемы. Цели и задачи на следующий год.
Главное достижение классного коллектива за прошедший год:
- коллективное участие в конкурсах;
- воспитание сознательной дисциплины и сознательного отношения к учению, - воспитание коллективизма.
Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:
- развитие личностных структур сознания – ценностей, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- работа с коллективом учащихся – направление коллективного воздействия на детей, опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную, коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, культуры чувств;
- активизация участия детей в конкурсах, фестивалях и т.д.
- оказание педагогической помощи родителям; их детям – учебной помощи;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы.
Выводы:
За прошедший учебный год накоплен положительный опыт осуществления взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Можно отметить формирование осознанного и самостоятельного отношения учащихся к учебной и внеучебной деятельности, наличие заинтересованного участия в жизни класса и школы, положительное отношение к процессу обучения и воспитания. Показателями достижения таких результатов являются наличие интереса ко всем видам деятельности, неравнодушное отношение к процессу и результатам учебной и внеучебной деятельности, активность участия во всех мероприятиях. К положительным результатам можно отнести наладившиеся отношения сотрудничества и заинтересованного взаимодействия с родителями класса.
На последующий период работы необходимо активизировать работу родителей, обновляя состав родительского комитета, продолжить совместное планирование и реализацию классных дел, продолжить работу по улучшению социометрической структуры класса, повышению уровня коллективных взаимоотношений в нем, развивать навыки коллективной творческой деятельности для создания условий для личностного развития и социализации учащихся.
В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Классный руководитель 2В класса /_________/ Яковлева Т.Ю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.