Анализ результатов РПР по математике в 10 классе (октябрь 2020 год).
Работа содержала 26 заданий и состояла из двух частей. Часть 1 включала в себя 20 заданий с кратким ответом базового уровня сложности. При проверке базовой математической компетентности участники РПР должны продемонстрировать владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и проч.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях. В части 1 проверочной работы содержались задания по всем ключевым разделам математики, отраженным в кодификаторе элементов содержания (КЭС).
В 10 классе 2 учащихся в нашей школе (писали оба ученика) и все написали на оценку «3». Один ученик набрал 11 тестовых баллов, второй – 14 тестовых баллов.
№ задания |
Проверяемые элементы содержания/умения |
Уровень |
Справились |
% выполнения |
1. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
Б |
2 |
100 |
2. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
Б |
0 |
0 |
3. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
Б |
1 |
50 |
4. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
Б |
0 |
0 |
5. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
Б |
0 |
0 |
6. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования |
Б |
0 |
0 |
7. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования |
Б |
2 |
100 |
8. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
Б |
2 |
100 |
9. |
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы |
Б |
1 |
50 |
10. |
Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов, сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики |
Б |
1 |
50 |
11. |
Уметь строить и читать графики функций |
Б |
2 |
100 |
12. |
Уметь строить и читать графики функций |
Б |
2 |
100 |
13. |
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
Б |
2 |
100 |
14. |
Осуществлять практические расчеты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами |
Б |
2 |
100 |
15. |
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы |
Б |
2 |
100 |
16. |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
Б |
2 |
100 |
17. |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
Б |
1 |
50 |
18. |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
Б |
0 |
0 |
19. |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
Б |
2 |
100 |
20. |
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
Б |
1 |
50 |
21. |
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы |
П |
0 |
0 |
22. |
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели |
П |
0 |
0 |
23. |
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели |
П |
0 |
0 |
24. |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
П |
0 |
0 |
25. |
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
П |
0 |
0 |
26. |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
П |
0 |
0 |
Как следует из представленных статистических данных, наибольшие затруднения вызвали у обучающихся задания 2-6, направленные на проверку умений выполнять вычисления и преобразования, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, строить и исследовать простейшие математические модели.
Вероятной причиной низкого уровня выполнения заданий 2-6 может быть непривычная формулировка и формат задач, отнесенных к практико-ориентированным заданиям, что явилось нововведением в КИМ ОГЭ-2020. Лучше всего участники справились с традиционными заданиями (7-20).
Учащиеся вообще не справились с заданиями второй части работы, даже не приступали к их решению. Это объясняется тем, что с середины марта и до конца учебного года ребята учились в дистанционном режиме (из-за введения режима повышенной готовности).
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Определяющим фактором успешного обучения математике является целостное и качественное прохождение курса математики.
Педагогам рекомендуется:
1. Проработать подходы к решению заданий 1-5, требующих умения применять полученные знания при решении практических задач.
2. Обратить внимание на содержательные линии «Числовые иррациональные выражения», «Графики основных элементарных функций», «Числовые последовательности», «Неравенства и их системы», «Алгебраические выражения» «Окружность и круг», вызвавшие затруднения у школьников. Совершенствовать умения оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения; осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы зависимостей между величинами. Уделить особое внимание осознанности и прочности усвоения математических понятий, алгоритмов решения задач как алгебраических, так и геометрических.
3. Использовать результаты РПР в качестве диагностики сформированности базовых знаний и умений.
4. В случаях необходимости корректировать календарно-тематическое планирование и эффективно использовать ресурсы уроков повторения и обобщения на основе глубокого анализа результатов текущего контроля и промежуточной аттестации.
5. Обратить внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения заданий и инструкций по их выполнению.
6. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности для организации индивидуального и дифференцированного обучения школьников.
7. Продумать систему работы с учащимися, имеющими разный уровень математической подготовки.
8. На ранних этапах подготовки к экзаменационным испытаниям выявить группу риска и обеспечить индивидуальные занятия по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся; на каждого учащегося группы риска завести индивидуальную карту занятий.
9. Изыскивать возможности для осуществления дополнительной подготовки обучающихся с хорошей алгебраической подготовкой через элективные курсы.
10. Ввести в постоянную практику в работе со школьниками:
- после решения уравнения делать проверку и выбирать корни, соответствующие данному уравнению;
- любая геометрическая задача должна содержать чертеж и соответствующее оформление по условию задачи, в решении необходимы ссылки на используемые теоремы;
- при решении геометрических задач допустимы ссылки только на теоремы (аксиомы), сформулированные в учебнике, все остальные утверждения должны быть доказаны по ходу решения задачи;
- при упоминании теоремы (аксиомы) необходимо указать ее название или сформулировать;
- при построении графика функции необходимо указать название функции (графика) и строить в соответствии с алгоритмом;
- выколотые точки, точки «склейки» должны быть обговорены и проверены особо;
- понятие «верно найдены значения параметра» подразумевает графический или аналитический анализ задачи, на основании которого можно сделать вывод о выбранных значениях параметра;
- решение текстовой задачи с помощью уравнения должно начинаться с введения переменной и условия, согласно которому составляется уравнение;
- решение уравнения в текстовой задаче должно выполняться в соответствии с алгоритмом решения уравнения;
- если текстовая задача решается по действиям, то к каждому действию необходимо пояснение;
- построение графика функции должно быть основано на свойствах функций (стандартная схема построения параболы, прямая строится по двум точкам);
- решение любого задания должно завершаться выделенным ответом;
- все записи, в том числе и чертежи, должны быть выполнены только черной гелевой ручкой, поэтому пользоваться ею школьников необходимо научить заранее.
11. Широко использовать в практике работы с обучающимися открытые банки заданий по математике(www.fipi.ru), которые позволят познакомить учащихся с особенностями и содержанием экзаменационных задач.
12. Отрабатывать навыки математически грамотно и ясно записывать решения, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования; обратить внимание на правила построения чертежей, оформление условия задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.