Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
физика
Взрослым
24.10.2018
Наша задача – провести качественно – количественый сравнительно – сопостовительный анализ деятельности c средствовами информационно-коммуникационных техлогий обучения представителей разных групп учителей (с точки зрения уровня продуктовности этой деятельности) как бы сквось призму выделенных факторов. Результаты такого анализа дадут нам возможность потвердить либо отвергнуть предположения о том, что эти факторы являются условиями и предпосылками возникновения, становления и развития высокопродуктивной деятельности по использованию средств новых информоционных технологий обучения физике, то есть, реализовать генетический аспект нашего иследования.
Анализ деятельности педагога_статья Есенгабылов.doc
Анализ деятельности педагога – физика применению средств
информационно – коммуникационных технологии
Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова
И.Ж.Есенгабылов
Наша задача – провести качественно – количественый сравнительно –
сопостовительный анализ деятельности c средствовами информационно
коммуникационных техлогий обучения представителей разных групп
учителей (с точки зрения уровня продуктовности этой деятельности) как бы
сквось призму выделенных факторов. Результаты такого анализа дадут нам
возможность потвердить либо отвергнуть предположения о том, что эти
факторы являются условиями и предпосылками возникновения, становления
и развития высокопродуктивной деятельности по использованию средств
новых информоционных технологий обучения физике, то есть, реализовать
генетический аспект нашего иследования.
С помощью компетентных судей и по результатам факторного анализа
(группировка не по признакам, наблюдения) мы разделили всю выборку
обследуемых преподавателей на группы: 1 группа – высокий уровень
продуктивности деятельности средств информационнокоммуникационных
технологий обучения, ІІ – средний уровень продуктивности деятельности с
средств информационнокоммуникационных технологий обучения ІІІ – низкий
уровень. Нас интересует общий и специфическое, сходство и различия между
представителями двух крайних групп. Промежуточная группа (ІІ – средний
уровень продуктивности) в общий анализ не вошла.
Признаки, вошедшие с нагрузками выше порога гомогенности каждой из
выделенных факторов продуктивности деятельности с
средств
информационнокоммуникационных технологий обучения, составили 3 блока
для анализа. Анализ проводился по каждому из блоков отдельно.
В первый блок котрый сответсвует фактору общей педагогической
умелости или педагогического мастерства в деятельности с средствами
информационнокоммуникационных технологий обучения, с высоким
нагрузками вошли следующие параметры: знание психолого – педагогической
возможности информационнокоммуникационных технологий обучения,
гоностические, проектировочные, конструктивные организаторские умение в
работе с
средствами информационнокоммуникационных технологий
обучения. Проанализируем, в чем заключается разница в сформированности
знаний и умений в работе с средствами информационнокоммуникационных
технологий обучения у педагогов I и ІІ групп.
Существует разные способы представления результатов сравнения двух
обследуемых по тем или иным показателям. Одни из них например
предусматривает расчет средних оценок в группах, дисперсии этих оценок и проверку значимости различий между ними с помощью статистических
критериев. Другой способ – построения гистограммы оценок. Мы уже учли,
наша цель показать различия в микрокомпонентах структуры деятельности по
использованию средств информационнокоммуникационных технологий
обучения педагогов с высоким, и низким уровнем пордуктивности избрали
наиболее наглядный, по нашему мнению, способ представления результатов
сравнения нормативную карту. Методика составления таких карт была
разработана в судостроительной промышленности, ее подробное описание
содержится в работе Н.С. Мангутова и Л. Уманского.
Сущность методики состоит в следующем. По оси абцисс нормативной
карты откладываются показатели, которые оценивались, по оси ординат их
шкальные оценки. Нижнюю границу нормативной карты образуют
минимальные оценки показателей, которые получили обследуемые. Верхняя
граница получается из максимальных значений по каждому показателю.
Расстояние между верхней и нижней границей (по каждой ординате) делится
пополам, линию раздела называют миделем и образуют mid 0. Расстояние
между верхней линией mid 0 и нижней границей нормативной карты и между
линией mid 0 и верхней границей нормативной карты также делят пополам и
получают соответственно линии mid 2 mid 1. Тем самым нормативная карта
делится на четыре зоны, их называют суперзона преспективная, потенциальная
и номинальная зоны. Преспективная и суперзона – это зоны хороших и
отличных оценок; в потенциальную зону обычно попадают обследуемые со
средними, удовлетворительными оценками анализируемых показателей;
номинальная зона – зона низких оценок. Линию mid 2 принято считать
границей положительных и отрицательных значений изучаемых качеств. Вверх
от этой линии отсчитываются кэффициенты квалификации, вниз –
коэфициенты антонимности.
Взяв на основу описанную методику, мы несколько видоизменили её,
изобразив на одной нормативной карте верхние и нижние границы отдельно
для оценок І и ІІ групп, получив тем самым «зону продуктивности» и «зону
непродуктивности» в деятельности с
средств информационно
коммуникационных технологий обучения.
Рассмотрим порядок построения границ этих зон на примере анализа
разницы в значениях учителей возможностей средств информационно
коммуникационных технологий обучения. (см. рис. 1)
Оценка этому показателю давалась по пяти компонентам на основании
пятибалльной шкалы. Отложим по оси абсцисс номера этих компонентов, а по
оси ординат – степень их выраженности у обследуемых учителей. Вверхнюю
границу нормативной карты уровня сформированности компонентов в
структуре знания преподавателями психолого – педагогических
возможностей
средств информационнокоммуникационных технологий
обучения образовали максимальные шкальные оценки, которые получили
обследуемые учителя по каждому из компонентов. Сразу следует отметить, что обладатели всех этих оценок –
представители І группы. Нижнюю границу образовали минимальные шкальные
оценки, которые получили обследуемые учителя по каждому из компонентов
знания психологопедагогических возможностей используемых средства
информационнокоммуникационных технологий обучения. Все минимальные
оценки получили представители ІІІ группы. То есть верхняя граница
нормативного графика совпала с верхней границей построенной на основании
данных констатируещего экспиримента зоны высокой продуктивности, а
нижняя граница – с нижней границей зоны низкой продуктивности
(непродуктивности).
Чтобы наглядно представить зоны высокой и низкой продуктивности,
построим на нормативной карте нижнюю границу зоны высокой
продуктивности (она образуется из минимальных шкальных оценок,
полученых представителями 1 группы) и верхнюю границу зоны низкой
продуктивности) образованную из максимальных шкальных оценок,
полученных представителями 1 группы) и верхнюю границу зоны низкой
продуктивности (образованную из максимальных шкальных оценок,
полученных представителями ІІІ группы). Обозначим их соответственно
НГЗВП и ВГЗНП.
Теперь мы можем представить исследуемые зоны наглядно. Как видно
из рис. 11 зоны высокой и низкой продуктивности не перекрываются, хотя и
имеют ряд общих точек (нижняя граница зоны высокой продуктивности
частично совпадает с верхней границей зоны низкой продуктивности). Это
говорит о том, что представители 1 группы в целом лучше представляют себе
сущность и классификацию средств новых информационных технологий
обучения, знают их дидактические функции и методические возможности,
которые дают средства информационнокоммуникационных технологий
обучения для реализации этих функции. Они достаточно хорошо знают
конструктивные особенности средств информационнокоммуникационных
технологий обучения, правила эксплуатации и техники безопасности при
работе с ними. Представители первой Рис.1 Нормативная карта уровня сформированности компонентов в
структуре знания преподавателями педагогических возможностей средств
информационнокоммуникационных технологий обучения.
Компоненты: І – значение сущности и классификация средств
информационнокоммуникационных технологий обучения;
ІІ – значение конструктивных особенностей средств информационно
коммуникационных технологий обучения;
ІІІ – знанию правил эксплуатации и техники безопасности при работе
средств информационнокоммуникационных технологий обучения;
IV – знание психологических и физиологических особенностей
восприятия аудиовизуальной и компьютерной информации учащимися;
V – знание отношения учащихся к работе с средств информационно
коммуникационных технологий обучения;
Уровни сформированности: 1 – не знает; 2 – имеет представление;
3 – знает хорошо и применяет свои знания на практике; 4 – знает
глубоко и систематический применяет свои знания на практике.
зона высокой продуктивности
зона низкой продуктивности
Группы адекватно оценивают отношение своих учеников к работе с
средствами информационнокоммуникационных технологий обучения.
Целенаправленные беседы с этими преподавателями, а также
длительное наблюдение за их работой показывают, что их значения о средств
информационнокоммуникационных технологий обучения систематизированы
и являются устойчивой опорой их деятельности по использованию средств информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе по
физике.
Представители III группы в целом имеют низкий уровень знаний
психологопедогогических возможностей средств информационно
коммуникационных технологий – разница в уровне сформированности всех
компонентов в структуре этого вида знаний у преподавателей I и II групп по
критерию МаннаУитни [1, с.172] существенна (минимальное расчетное
знание критерия – 210, табличное значение критерия для двух выборок
объемом 15 и 17 человек лежит в пределах от 170 до 190).
У представителей III
группы отдельные компоненты знания
возможностей
средств информационнокоммуникационных технологий
обучения, например, знание конструктивных особенностей средств
информационнокоммуникационных технологий, правил их эксплуатации и
техники безопасности при работе с ними, могут быть сформированы на
достаточно высоком уровне, однако это не приводит к росту продуктивности
их работы с средствами информационнокоммуникационных технологий
обучения. Причина заключается в том, что разрозненные, не сведенные в
систему представления о средстве информационнокоммуникационных
технологий обучения не могут служить устойчивой опорой этой
деятельности.
В ходе нашего исследования было выявлено различное отношение
учителей к собственным знаниям о средств информационно
коммуникационных технологий обучения. Для представителей III группы
знание даже на достаточном уровне того или иного аспекта психолого
педогогических возможностей средств информационнокоммуникационных
технологий обучения остается педагогическим фактом, за которым они не
видят конкретных педагогических задач. Так, например, одни из
преподавателей III группы учитель К., хорошо разбирающийся в устройстве
компьютерных средств, знающий и умеющий правильно эксплуатировать их с
технической точки зрения, признаётся: «Я целыми днями кручу ученикам
обучающие и моделирующие программы, а они ложатся на парты и спят». Это
тот случай, когда для учителя очевиден факт безразличного и даже
отрицательного отношения учащихся к слишком частому использованию
средств информационнокоммуникационных технологий, однако он не делает
для себя правильных выводов и не принимает мер для исправления
создавшегося положения.
I
занятиям
с
Ученики представителей
группы имеют высокий индекс
средствами информационно
удовлетворенности
коммуникационных технологий обучения.
Зная о положительной
эмоциональной реакций учащихся на рациональное использование средств
информационнокоммуникационных технологий обучения на уроках, учителя
I группы используют этот факт для улучшения мотивационных и
результативных показателей учения (для поддержания интереса учащихся к предмету, активизации учебной деятельности, получения ими более прочных
знаний и решения других педагогических задач).
Общем в характеристике обеих ггрупп является недостаточный уровень
сформированности знания психологических и физиологических особенностей
восприятия компьютерной информации учащимся и санитарногигиенических
требований к использованию средств информационнокоммуникационных
технологий обучения. Этот тревожный факт не может не беспокоить, так как
незнание этих аспектов учителями физики в конечном итоге может привести
не только к снижению качества усвоения информации учащимся, но и к
ухудшению их здоровья.
Итак, сравнительный анализ уровня сформированности компонетов в
структуре знания учителями психологопедагогических возможностей
средства информационнокоммуникацонных технологий обучения позволяет
сделать следующие наиболее общие выводы:
1.
Основной и устойчивой опорой для совершенствования
деятельности педагогов по использованию средства информационно
коммуникационных технологий обучения могут быть лишь знания, сведенные
в систему. Бессистемные знания средства информационнокоммуникационных
технологий обучения не приводят к повышению продуктивности этой
деятельности.
2.
Анализ показывает, что представители I гуппы имеют знания
психологопедагогических возможностей средства информационно
коммуникационных технологий обучения выше номинального уровня.
3.
При подготовке и переподготовке учителей к работе средством
информационнокоммуникационных технологий обучения более глубокого
внимание следует уделять изучению психологопедагогических и
физиологических особенностей восприятия учащимися теле, видео, аудио
информации.
4.
Представление результатов сравнения двух групп учителей по
уровню сформированности у них знаний психологопедагогических
возможносьей средства информационнокоммуникационных технологий
обучения по нормативной карте является более наглядным по сравнению с
другими способами и достаточно корректным. Кроме того, нормативная
карта с нанесенными на нее границами зон потенциально высокой и
потенциально низкой продуктивности может служить инструментом анализа и
самоанализа как на основании оценок компетентных судей, так и на
основании самооценок учителей может быть отнесен к той или иной зоне, что
позволяет сделать вывод о недостатках или достоинствах, в данном случае,
его подготовки к работе с средствами информационнокоммуникационных
технологий обучения,
оценить перспективы и наметить пути
совершенствования знаний учителями физики возможностей применяемых
средств информационнокоммуникационных технологий обучения. Литературы:
1. Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам
статистики. – М.:Финансы и статистика, 1992-225с.
Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Анализ деятельности педагога – физика применению средств информационно – коммуникационных технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.