Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л. Н. Ивановой
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
музыка +1
Взрослым
04.03.2018
Знакомство с вариационной формой и ее освоение обязательно в классе по основному музыкальному инструменту. Овладение учащимися вариационной формой способствует развитию их музыкального мышления, совершенствованию технических навыков, раскрывает художественные возможности практически всех средств музыкальной выразительности. Русскую народную песню «А я по лугу» в обработке Л. Ивановой можно рекомендовать для использования на уроках по специальности в средних и старших классах ДШИ и ДМШ.Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л. Н. Ивановой
Анализ А я по лугу.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/
Анализ музыкального произведения
«А я по лугу»
в обработке Л. Н. Ивановой
Выполнила: преподаватель МБОУДО «Урмарская ДШИ»
Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10 Урмары 2015
I. Общие сведения о произведении и его авторе
Русская народная песня «А я по лугу» представлена в обработке современного автора Людмилы
Николаевны Ивановой, композитора, гитариста, педагога по классу шестиструнной гитары г. Санкт
Петербург.
Л. Н. Иванова родилась в 1951 году в городе СанктПетербург. С 19641969 гг. училась в
музыкальной школе № 117 г. СанктПетербурга. По окончании музыкальной школы она поступила в
музыкальное училище им. М. П. Мусоргского, где обучалась по классу гитары у преподавателя Я. Р.
Ковалевской с 1969 по 1973 г. С 1973 года и по сей день Л. Н. Иванова работает в детской музыкальной
школе №7 г. СанктПетербурга преподавателем по классу гитары.
В настоящее время, на наш взгляд, имя Л. Н. Ивановой известно в среде музыкантов, педагогов по
классу шестиструнной гитары, ее сочинения для детей получают все большую популярность – они входят
в репертуар учащихся ДМШ и ДШИ, их можно услышать на концертах, конкурсах гитаристов. Ее
произведения образны и очень нравятся детям. Они написаны со знанием особенностей гитары, а также с
учётом трудностей, с которыми сталкиваются начинающие исполнители. Вот что написал о творчестве
Людмилы Николаевны минский гитарист и педагог, председатель Клуба Гитаристов Беларуси (КГБ) Олег
Копенков: «Ее музыка доступна и понятна сегодняшнему поколению. Она очень образна и написана с
прекрасным знанием инструмента. Из всех моих коллег, кто познакомился с ее творчеством, никто не
остался равнодушным. Только самые положительные отзывы!».
Произведения Людмилы Ивановой опубликованы в нотных изданиях:
«Две детские сюиты» («На зеленом лугу», «Вокруг света» 1999 г.);
«25 этюдов для гитары» (2003 г.);
«Детские пьесы для шестиструнной гитары» (1998 г.);
«Легкие пьесы для гитары» (1999 г.);
«Пьесы для начинающих»:
«Юному гитаристу» (2004) и др.
В авторских сборниках Л. Н. Ивановой представлена в основном музыка для самых юных
гитаристов пьесы «Дремучий лес», « Хмурый вечер», «Коровка», «Избушка в лесу» и др. Помимо этого
можно также встретить произведения для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ: «Тема с
вариациями», «Вариации», Сонатина, Сюита на старинные танцы и др.
Среди обработок русских народных песен для шестиструнной гитары можно отметить ее
обработки на р. н. п. «На горето калина», «Сама садик я садила», «Перевоз Дуня держала», «Ты воспой
во саду соловейка».
II.
Музыкальнотеоретический анализ
Анализируемое произведение написано в вариационной форме. Вариация – (с лат. variatio) –
изменение, перемена, разнообразие. В музыке – это преобразование или развитие музыкальной темы
(музыкальной мысли) при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально
тембровых средств. По композиционной структуре вариационная форма способствует развитию,
обогащению и более глубокому раскрытию первоначального образа, основной темы музыкального
2 произведения. Тема обычно вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её
полного содержания. Трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии
постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.
Многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником
возникновения вариационной формы. Вариации зародились именно в народном творчестве: народные
исполнители обычно повторяли свои напевы в несколько измененном виде. В музыкальной литературе
вариации появились в 1618 вв., особенно в сочинениях для клавесина и органа (Ф. Куперен, И. С. Бах, Ф.
Гендель).
Вариации встречаются в виде отдельных произведений и как часть циклических форм – сюит,
сонатных циклов. Они пишутся на собственные темы (I часть Сонаты Ля мажор для фортепиано В. А.
Моцарта), на темы народных песен (6 старинных русских песен с вариациями для скрипки и альта
Хандошкина), на темы других композиторов (Вариации для фортепиано Бетховена на тему из оперы «La
Molinara» Паизиелло).
Исторически сложились три основных типа вариационной формы: старинные (вариации на бассо
остинато), классические (строгие) и свободные. В форме свободных вариаций обычно варьируются
народные мелодии. Свободные вариации – это вариации, в которых могут изменяться все средства
музыкальной выразительности. Принципы варьирования могут быть ритмические, гармонические,
динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т. д. Такие вариации характерны
для после классической эпохи.
Анализируемое произведение состоит из темы, 7 вариаций и окончания. Рисунок мелодии
волнообразный, движение мелодии осуществляется по звукам тонического и доминантового трезвучий в
диапазоне от первой до пятой ступеней тональности. Ритмическая организация мелодии заключается в
непрерывном движении восьмых нот, где окончания мотивов завершаются на четвертной ноте,
присутствует пунктирный ритм – четверть с точкой + восьмая.
Содержание русской народной хороводной песни:
А я по лугу, а я по лугу, я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком, с комариком плясала, с комариком плясала.
Мне комар ножку, мне комар ножку, комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики, суставчики раздробил, суставчики раздробил.
А я матери, а я матери, я матери кричала, я матери кричала:
Ты подай, матерь, ты подай, матерь, подай, матерь, косаря, подай, матерь, косаря.
Я рубить буду, я рубить буду, рубить буду комара, рубить буду комара.
Покатилася, покатилася, покатилась голова, покатилась голова.
Вдоль широкого, вдоль широкого, вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.
Что за новые, что за новые, за новые ворота, за новые ворота.
Образы, используемые в русском народном фольклоре, всегда перекликались с образами
окружающего мира – птицами, животными, деревьями и т. п., тем самым они помогали раскрыть, донести
до слушателя смысл песни, ее содержание, особенности быта, взаимоотношений людей, но иногда
оставались не разгаданными как в нашем примере образ комарика. Исходя из художественного
содержания русской народной песни «А я по лугу» можно сказать о том, что эта песня подвижного
динамического драматического склада. Каждая вариация отличается одна от другой также как и запевы в
песне повествуют о быстро меняющихся событиях (…я по лугу гуляла…., с комариком плясала…., комар
ножку отдавил… и т. д.). Фактура произведения, на наш взгляд, также способствует показу быстро
меняющихся настроений, событий повествования, отражает какиелибо кульминационные моменты пьесы.
Основная тональность произведения ля минор гармонический вид. Минорный лад (от латинского
mollis – «мягкий») придает мягкую, элегическую окраску всему произведению. В середине произведения
происходит отклонение в тональность субдоминанты Ре минор, причем она появляется без подготовки
как сопоставление к основной тональности.
В гармоническом плане все вариации произведения строятся на двух функциях – Тоника
Доминанта Тоника.
Таким образом, музыкальнотеоретический анализ произведения помог раскрыть его построение и
выявить логику развития музыкальной мысли.
III.
Исполнительский анализ
Показ одноголосной темы в начале произведения передаёт ее лирическое грустное настроение,
настраивает на плавное, напевное ее исполнение. Исходя из особенностей мелодии (волнообразный
рисунок, движение по звукам трезвучия) и содержания песни мы относим ее к виду хороводных песен.
Несмотря на довольно таки лирическое начало песня динамична по развитию и характер ее постепенно
изменяется.
3 Людмила Иванова рекомендует исполнять данную обработку в спокойном темпе – неторопливо.
На протяжении всей пьесы не встречаются авторские указания по изменению темпа такие как «ritenuto»
или «accelerando», но при исполнении и творческой интерпретации пьесы можно допустить небольшие
замедления в конце каждого построения.
Динамический план пьесы можно выстроить следующим образом: в каждой вариации вести
небольшое «crescendo» к третьему такту фразы. В данном произведении автором не указаны какиелибо
динамические оттенки. В процессе работы над пьесой нами были выявлены возможные динамические
варианты исполнения каждой вариации в зависимости от содержания и характера музыки, особенностей ее
структуры. Динамическая шкала у нас находится в пределах от p до f. Начало пьесы звучит на mf,
кульминационные моменты на forte, завершается пьеса на piano.
Кульминация всей пьесы – это четвертая и пятая вариации. Она подчеркивается, на наш взгляд, во
первых, резкой сменой тональностей – переход в D moll и A moll, вовторых, единой фактурой
аккордового склада, втретьих, ссылаясь на текст песни, данный фрагмент можно ассоциировать со
словами: «А я матери … я матери кричала …ты подай, матерь ….подай, матерь, косаря».
В данной обработке в основном используется способ звуковедения – legato и non legato. Из
гитарных приемов здесь встречаются такие как малое баррэ, нисходящее легато и натуральные
флажолеты.
В техническом плане сложности вызывает шестая вариация. Это связано с тем, что необходимо
исполнять ее приемом нисходящее легато – второй звук в каждой паре шестнадцатых нот звучит в
результате сдергивания первого звука пальцем левой руки. При этом необходимо регулировать силу
сдергивания и стараться сохранить контур мелодии.
Натуральные флажолеты не должны вызывать какихлибо трудностей, но при их исполнении
необходимо четко перемещать руку вдоль грифа, так как встречаются переходы на разные лады – VII и
XII.
Исполнение двойных нот (в терцию) и аккордов приемом тирандо требует от гитариста ярче играть
верхний голос (мелодию), чтобы он не затерялся в общем звучании.
При работе над ранее изложенными моментами – штрихи, динамика и пр., необходимо все их
согласовывать, обосновывать с текстом песни, оценивать степень соответствия при воплощении
музыкального образа.
Таким образом, исполнительский анализ произведения помог раскрыть художественный замысел
произведения, его эмоциональную сторону и позволил применить собственную интерпретацию данного
произведения.
Заключение
Знакомство с вариационной формой и ее освоение обязательно в классе по основному
музыкальному инструменту. Овладение учащимися вариационной формой способствует развитию их
музыкального мышления, совершенствованию технических навыков, раскрывает художественные
возможности практически всех средств музыкальной выразительности. Русскую народную песню «А я по
лугу» в обработке Л. Ивановой можно рекомендовать для использования на уроках по специальности в
средних и старших классах ДШИ и ДМШ.
Для классической гитары обработки народных песен писали А. ИвановКрамской, Е. Ларичев, П.
Агафошин, М. Высотский. Из современных авторов это В. Козлов, В. Харисов, Г. Фетисов, Г. Батанин, С.
Орехов и другие. Но вариант обработки русской народной песни «А я по лугу» мы встретили только у Л.
Н. Ивановой.
Русская народная песня «А я по лугу» входит в репертуар многих отечественных артистов и
музыкальных коллективов – ее исполняли Людмила Зыкина, Волжский русский народный хор, оркестры
русских народных инструментов, различные солистыинструменталисты. Педагог может рекомендовать
учащимся слушать исполнение данной песни в этих вариантах.
На тему русской народной песни «А я по лугу» существуют обработки разных авторов для различных
музыкальных инструментов и составов исполнителей: обработка А. И. Карпухова для голоса и ансамбля
русских народных инструментов, обработка для фортепиано В. Подгорного, обработка для одного баяна
или аккордеона Д. Самойлова, Б. Смирнова, обработка В. Глейхмана для балалайки, обработки Е.
Дербенко, Н. Скуматовой, В. Астровой и др.
Данная пьеса обладает яркой выразительностью, завершенной формой и, на наш взгляд, будет
интересна детям.
4 Список используемой литературы
1. Булучевский Ю. С., Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 8е изд. – Л.:
2.
Музыка, 1986. – 216 с.
Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для студентов
музыкальнопедагогических училищ и колледжей. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
– 272 с.
3. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2003. – Ч.1. – 256с.
4. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2003. – Ч.2. – 208с.
5. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика
анализа малых форм. – М.: Музыка, 1967. – 751с.
6. Способин И. В. Музыкальная форма: Учебник. – 6е изд. – М.: Музыка, 1980. – 400 с.
5
Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л. Н. Ивановой
Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л. Н. Ивановой
Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л. Н. Ивановой
Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л. Н. Ивановой
Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л. Н. Ивановой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.