Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Оценка 4.7

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Оценка 4.7
Научные работы
docx
чтение
Взрослым
23.09.2018
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
В чем же главная идея сказки? Чему она должна нас научить? Эта книга заставила всех иначе взглянуть на каждого из нас. Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком даже для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Мне представляется, что каждый из нас и есть Маленький принц, мы все явились на планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы «видеть сердцем». У всех свои заботы, каждый из нас в ответе за кого-то, за что-то. Мы осознаем это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.научная работа
научная работа маленький принц.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Контрольная работа «А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»»                                               Выполнила студентка:                                                         Анохина Ирина Николаевна                                                       Педагогический факультет,                                                 группа:6704НО(4 года)                                                                           Проверил преподаватель                                                                           Титова Татьяна Александровна ТОМСК 2017   1 Введение……………………………………………………………………….3  Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»…………………4 Содержание  Заключение………………………………………………………………........9 Список литературы……………………………………………………………9 2 Введение Перед началом работы я столкнулся с   вопросом: что означает понятие «нравственность»? В   словаре   С.И.Ожегова   это   понятие   трактуется   так:   «внутренние, духовные   качества,   которыми   руководствуется   человек,   этические   нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственный человек ­ человек безупречной нравственности».  Прежде   всего,   мне   нужно   было   чётко   определиться   с   понятием нравственности, так как не все знают верное значение этого слова. Из одних источников   «Слово «нравственность»­morale   пришло к нам из французского языка, а во Францию ­  из Древнего Рима (лат. moralis   –нравственный)»  В   понимании   Аристотеля,   этика   –   это   особая   практическая   наука   о нравственности   (добродетели),   цель   которой   научить   человека   как   стать добродетельным. И в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово появилось в 1798 в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова «нрав», а  от выражения «по нраву», «по сердцу».  Николай   Гаврилович Чернышевский ­   русский   революционер,   демократ, писатель, философ, литературный критик, ученый ­ писал: «Нравственность в русском   языке   ­   это   то,   что   способствует   позитивному   развитию   морали».  Радугин Алексей   Алексеевич   ­   специалист   по   религиоведению   и   истории философии; доктор философских наук, профессор ­ говорил: «Норма (уважай, чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность». Итак,   нравственность   ­   это   необходимость   осознанного   характера индивида формировать своё поведение согласно личной свободе воли и совести (в   отличие   от   понятия   морали,   которая   является,   в   плане   закона,   внешним требованием к индивидуальному поведению). 3 Стоит учесть, что нравственные ценности объединяются на основании всех тех поступков и реальностей, которым мы не только даём определённую личную оценку,   а   и   полностью   одобряем,   то   есть,   оцениваем   как   хорошие,   благие, добрые.   Основой   для   любых   моральных   ценностей   выступает,   естественно, понятие добра, что связывает с собой довольно большую сумму действий, норм нравственного поведения, принципов и т.д. Что   же   может   помочь   молодому   поколению   воспитать   в   себе нравственные качества. Таких факторов может быть множество, но одним из самых ярких и наглядных примеров нравственности, я считаю, является всё­ таки художественная литература. К   теме   морали   и   нравственности   обращались   многие   писатели отечественной   и   зарубежной   литературы.   Но   для   меня,   наиболее   ярким   и запоминающимся   произведением   о   вечных   человеческих   ценностях   является повесть   –   сказка   замечательного   французского   писателя   Антуана   де   Сент­ Экзюпери,   сама   жизнь   которого   была   примером   высокой   нравственности.  Сказка эта, больше похожая на правду, называется «Маленький принц». Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц» В чем же главная идея сказки?    Чему она должна нас научить? Эта книга заставила всех иначе взглянуть на каждого из нас. Маленький принц остался каким­то таинственным, загадочным мальчиком даже для  самого Антуана   де   Сент­Экзюпери.   Мне   представляется,   что   каждый   из   нас   и   есть Маленький   принц,   мы   все   явились   на   планету   Земля   со   своих   крохотных планет. Явились для того, чтобы «видеть сердцем». У всех свои заботы, каждый из нас в ответе за кого­то, за что­то. Мы осознаем это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой. Сказка вызвала в моей душе целую вспышку чувств, заставила задуматься над   человеческими   поступками   и   недостатками.   Этот   звездный   мир   важно 4 пронести через всю жизнь. Говоря словами автора, «нужно старательно беречь фонари, порыв ветра может погасить их ...». Встреча   рассказчика­летчика   и   Маленького   принца,   явившегося   с «планеты   детства»,   происходит   в   Сахаре,   где   летчику   пришлось   сделать вынужденную   посадку.   В   пустынной   Сахаре   летчик   и   Маленький   Принц рассматривают рисунок барашка и ведут беседу. Удивительно­сказочное   соединяется   с   реальным.   Жизненно   важные проблемы обсуждаются с учетом особенностей детского восприятия. Летчик не похож на тех взрослых, которые «ни разу не понюхали цветок, не поглядели на звезду», а были заняты только тем, что складывали цифры. Он помнит себя маленьким,   а   потому   так   близко   к   сердцу   принимает   судьбу   Маленького Принца, так тонко чувствует его «таинственную и неизведанную душу». Совершая   путешествие   по   шести   планетам.   Маленький   Принц задумывается над многими проблемами. Он размышляет о проблеме власти и об ответственности правителя, разделяет мнение Короля о том, что власть «прежде всего, должна быть разумной» и «с каждого надо спрашивать то, что он может дать».   Ничего   хорошего   не   принесли   Маленькому   принцу   встречи   с честолюбцем и пьяницей, пропившим свою совесть. Не увлекла его деятельность дельца, помышлявшего лишь о богатстве, и ученого­географа, который пишет толстенные   книги,   нигде   не   побывав   и   ничего   не   увидев.   Только   в   работе фонарщика, живущего на совсем маленькой планете и аккуратно зажигающего свой фонарь, увидел Маленький принц смысл: «Когда он зажигает свой фонарь ­ как будто зажигается еще одна звезда или цветок. Это по­настоящему полезно, потому что красиво» . Что же является истинно ценным? Что можно считать вечным? Разговоры с Лисом помогают понять, что значит «приручить» кого­то и как нужен ты тому, кого приручил. Маленький принц понял и многое другое: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил; главное глазами не увидишь ­ зорко 5 только сердце; светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить; все дороги ведут к людям; то, что ищут люди, можно найти в одной­единственной розе, в глотке воды. Эти открытия соединяются в целую систему. И хотя Лис говорит, что «в мире   нет   совершенства»,   становится   ясно:   в   мире   есть   человечность   и ответственность за порученное дело. Самый главный вывод: каждый отвечает за свою планету и за тех, кого он приручил. На Земле Маленький принц обретает мудрость.  Он  решает   вернуться  на  свою   планету,  к  своей   розе. «Я  за   нее  в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защититься от мира». Отвечать за Землю, на которой живешь, и защищать тех, кто нуждается в твоей помощи, ­ главное, что хотел сказать Антуан де Сент­Экзюпери. Незатейливый   сюжет   сказки   «Маленький   Принц»   вмещает   в   себя огромные пласты нравственно­этического плана. Через восприятия маленького человека с большой доброй душой проходят разные коллизии большой жизни. Многие фразы из сказки стали крылатыми. Их используют, чтобы в двух словах передать   смысл   серьезной   мысли.   «Мы   в   ответе   за   тех,   кого   приучили», «Приведи   в   порядок   свою   планету».   Простые,   но   такие   емкие   слова.   На поэтических   образах   сказки   воспитаны   насколько   поколений.   При   словах   романтического «Маленький   Принц»   возникает   ощущение   красоты, миропонимания, музыки добра и радости открытия. Маленький   Принц   и   летчик,   от   имени   которого   идет   повествование, воплощают   человеколюбие,   трогательную   и   беззащитную   красоту.   Это символические   образы   судеб   гуманизма   и   поиска   смысла   бытия.   Земная цивилизация, угадываемая в описании планет, которые посетил во время своего путешествия   Маленький   Принц,   не   способна   выдержать   проверку   на «гуманизм». Все эти короли и честолюбцы, бюрократы от географии, деловые люди и пьяницы ­ все это отражение слабой и уязвимой человеческой сущности. 6 Только   такие,   как   Фонарщик,   способны   на   самоотречение   и   служение прекрасному,   но   ведь   он   достаточно   нелеп   в   глазах   окружающих,   хотя Маленькому Принцу только он один не показался смешным. «Вот   человек,   ­   сказал   себе   Маленький   принц,   продолжая   путь,   ­   вот человек, которого все стали бы презирать ­ и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по­моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе» . Маленький принц вздохнул. «Вот бы с кем подружиться,­ подумал он еще.­ Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих...»  Он   не   смел   себе   признаться   в   том,   что   больше   всего   жалеет   об   этой чудесной планетке еще по одной причине; за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!» Земля   населена   более   чем   странными   существами.   Их   жизнь   не   имеет смысла в системе нравственных координат Маленького Принца, но только не их самих. Они горды, что в их садах тысячи прекрасных роз, но не могут дать счастья никому, и сами несчастны. Они пользуются реками и озерами, но не могут утолить жажду, ибо не понимают благодати одного­единственного глотка воды. Они суетятся, в спешке направляясь то на север, то на юг и не находя того, что ищут. Они экономят время, покупают таблетки, утоляющие жажду, чтобы не ходить к источнику, не понимая прелести чистой родниковой воды. Холодная и жесткая планета Земля населена несчастными взрослыми, которые забыли множество прекрасных и мудрых истин, известных детям, но верят в цифры и номера. Над всем этим грустно размышляет автор, пытаясь смеяться над цифрами и номерами, сочувствовать и быть снисходительным к взрослым. И еще одна важная мысль прозвучала в «Маленьком Принце». Это мысль о дружбе.   Люди   разучились   дружить,   уважать   друзей   и   дорожить   друзьями. Почему? ­ Потому, что это требует определенных усилий с их стороны. Эту 7 мысль Экзюпери проводит через размышления Лиса. «­ Узнать можно только те вещи, которые приручишь,­ сказал Лис.­ У людей уже не хватает времени что­ либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был Друг ­ приручи меня! А что для этого надо делать? ­ спросил Маленький принц, Надо запастись терпеньем, ­ ответил Лис, ­ Сперва сядь вон там, поодаль, на траву ­ вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. Лучше   приходи   всегда   в   один   и   тот   же   час,­   попросил   Лис.­   Вот, например,   если   ты   будешь   приходить   в   четыре   часа,   я   уже   с   трех   часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если   ты   приходишь,   всякий   раз   в   другое   время,   я   не   знаю,   к   какому   часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды. А что такое обряды? ­ спросил Маленький принц. Это тоже нечто давно забытое,­ объяснил Лис. ­ Нечто такое, отчего один какой­то день становится не похож на все другие дни, один час ­ на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день ­ четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали, когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха». Свою сказку Экзюпери посвятил Леону Верту с оговоркой: «когда он был маленьким». У писателя есть основания не доверять взрослым: они не умеют видеть сердцем, в то время как лишь оно зорко, а глаза слепы; взрослые всё переводят   на   понятия   рыночной   стоимости,   накапливания   материальных 8 ценностей, забывая о ценностях духовных. Почему так устроена жизнь на Земле, и как сделать, чтобы в детях не погибала прекрасная и одаренная личность, чтобы они не превращались в суетных озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной­единственной Розе и утолять жажду родниковой водой? Много подобных   вопросов   наполняют   раздумья   Экзюпери.   Окончательный   вывод сказочника   горек:   Маленький   Принц   решает   вернуться   к   своей   Розе,   в   мир своего личного счастья, хотя, возможно, для этого ему придется прибегнуть к услугам Змеи, ее смертоносному яду.            Заключение Можно сделать вывод, что прочтение этого произведения в значительной степени влияет на формирование нравственных ценностей личности читающего. Думаю, что эту сказку в своей жизни должен прочесть каждый из нас, и уверен, что тогда в каждой душе она оставит свой исцеляющий и пробуждающий след. И здесь мы вправе еще раз переформулировать знаменитую этическую формулу. Вместо "Мы всегда в ответе за тех, кого приручили", она прозвучит: "Во имя того,   кто   нам   доверяет,   кто   не   ждет   от   нас   низости   и   предательства,   чьё мировоззрение мы сформировали, мы должны уметь отречься от себя". А одна моя   коллега, ознакомившись с текстом, предложила иной, более лаконичный вариант: "Мы живем ради тех, кто нам верит".   Список литературы Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка  Словарь по этике /Под ред.И.С.Кона.­М.,1975­с.374)   Исследовательская   работа:   нравственные   ценности   в   произведении 1. 2. 3. Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»  [Электронный ресурс]  /   ­ 9 Режим   доступа:  https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/28/issledovatelskaya­ rabota­nravstvennye­tsennosti­v­proizvedenii­antuana свободный. Заг. с  экрана  4. Филосовско­этическая   проблематика   и   жанрово­композиционные особенности   сказки   «Маленький   принц»  [Электронный   ресурс]  /     ­  Режим доступа:  http://diplomba.ru/work/95078 свободный. Заг. с  экрана  5. Этическая   модель   Антуана   де   Сент   –   Экзюпери.   Тексты   Дмитрия Томского  [Электронный   ресурс]  /     ­  Режим   доступа: http://tomscensis.com/eticheskaya­model­antuana­de­sent­ekzyuperi.html свободный. Заг. с  экрана  10

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»

Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018