Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Оценка 4.7
Научные работы
docx
чтение
Взрослым
23.09.2018
В чем же главная идея сказки? Чему она должна нас научить?
Эта книга заставила всех иначе взглянуть на каждого из нас. Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком даже для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Мне представляется, что каждый из нас и есть Маленький принц, мы все явились на планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы «видеть сердцем». У всех свои заботы, каждый из нас в ответе за кого-то, за что-то. Мы осознаем это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.научная работа
научная работа маленький принц.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Контрольная работа
«А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»»
Выполнила студентка:
Анохина Ирина Николаевна
Педагогический факультет,
группа:6704НО(4 года)
Проверил преподаватель
Титова Татьяна Александровна
ТОМСК 2017
1 Введение……………………………………………………………………….3
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»…………………4
Содержание
Заключение………………………………………………………………........9
Список литературы……………………………………………………………9
2 Введение
Перед началом работы я столкнулся с вопросом: что означает понятие
«нравственность»?
В словаре С.И.Ожегова это понятие трактуется так: «внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы;
правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственный человек
человек безупречной нравственности».
Прежде всего, мне нужно было чётко определиться с понятием
нравственности, так как не все знают верное значение этого слова. Из одних
источников «Слово «нравственность»morale пришло к нам из французского
языка, а во Францию из Древнего Рима (лат. moralis –нравственный)»
В понимании Аристотеля, этика – это особая практическая наука о
нравственности (добродетели), цель которой научить человека как стать
добродетельным.
И в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово
появилось в 1798 в словаре Российской академии наук, оно образовано не от
слова «нрав», а от выражения «по нраву», «по сердцу».
Николай Гаврилович Чернышевский русский революционер, демократ,
писатель, философ, литературный критик, ученый писал: «Нравственность в
русском языке это то, что способствует позитивному развитию морали».
Радугин Алексей Алексеевич специалист по религиоведению и истории
философии; доктор философских наук, профессор говорил: «Норма (уважай,
чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность».
Итак, нравственность это необходимость осознанного характера
индивида формировать своё поведение согласно личной свободе воли и совести
(в отличие от понятия морали, которая является, в плане закона, внешним
требованием к индивидуальному поведению).
3 Стоит учесть, что нравственные ценности объединяются на основании всех
тех поступков и реальностей, которым мы не только даём определённую личную
оценку, а и полностью одобряем, то есть, оцениваем как хорошие, благие,
добрые. Основой для любых моральных ценностей выступает, естественно,
понятие добра, что связывает с собой довольно большую сумму действий, норм
нравственного поведения, принципов и т.д.
Что же может помочь молодому поколению воспитать в себе
нравственные качества. Таких факторов может быть множество, но одним из
самых ярких и наглядных примеров нравственности, я считаю, является всё
таки художественная литература.
К теме морали и нравственности обращались многие писатели
отечественной и зарубежной литературы. Но для меня, наиболее ярким и
запоминающимся произведением о вечных человеческих ценностях является
повесть – сказка замечательного французского писателя Антуана де Сент
Экзюпери, сама жизнь которого была примером высокой нравственности.
Сказка эта, больше похожая на правду, называется «Маленький принц».
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
В чем же главная идея сказки? Чему она должна нас научить?
Эта книга заставила всех иначе взглянуть на каждого из нас. Маленький
принц остался какимто таинственным, загадочным мальчиком даже для самого
Антуана де СентЭкзюпери. Мне представляется, что каждый из нас и есть
Маленький принц, мы все явились на планету Земля со своих крохотных
планет. Явились для того, чтобы «видеть сердцем». У всех свои заботы, каждый
из нас в ответе за когото, за чтото. Мы осознаем это глубоко, как осознал и
почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.
Сказка вызвала в моей душе целую вспышку чувств, заставила задуматься
над человеческими поступками и недостатками. Этот звездный мир важно
4 пронести через всю жизнь. Говоря словами автора, «нужно старательно беречь
фонари, порыв ветра может погасить их ...».
Встреча рассказчикалетчика и Маленького принца, явившегося с
«планеты детства», происходит в Сахаре, где летчику пришлось сделать
вынужденную посадку. В пустынной Сахаре летчик и Маленький Принц
рассматривают рисунок барашка и ведут беседу.
Удивительносказочное соединяется с реальным. Жизненно важные
проблемы обсуждаются с учетом особенностей детского восприятия. Летчик не
похож на тех взрослых, которые «ни разу не понюхали цветок, не поглядели на
звезду», а были заняты только тем, что складывали цифры. Он помнит себя
маленьким, а потому так близко к сердцу принимает судьбу Маленького
Принца, так тонко чувствует его «таинственную и неизведанную душу».
Совершая путешествие по шести планетам. Маленький Принц
задумывается над многими проблемами. Он размышляет о проблеме власти и об
ответственности правителя, разделяет мнение Короля о том, что власть «прежде
всего, должна быть разумной» и «с каждого надо спрашивать то, что он может
дать». Ничего хорошего не принесли Маленькому принцу встречи с
честолюбцем и пьяницей, пропившим свою совесть. Не увлекла его деятельность
дельца, помышлявшего лишь о богатстве, и ученогогеографа, который пишет
толстенные книги, нигде не побывав и ничего не увидев. Только в работе
фонарщика, живущего на совсем маленькой планете и аккуратно зажигающего
свой фонарь, увидел Маленький принц смысл: «Когда он зажигает свой фонарь
как будто зажигается еще одна звезда или цветок. Это понастоящему полезно,
потому что красиво» .
Что же является истинно ценным? Что можно считать вечным?
Разговоры с Лисом помогают понять, что значит «приручить» когото и
как нужен ты тому, кого приручил. Маленький принц понял и многое другое: ты
навсегда в ответе за тех, кого приручил; главное глазами не увидишь зорко
5 только сердце; светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить; все
дороги ведут к людям; то, что ищут люди, можно найти в однойединственной
розе, в глотке воды.
Эти открытия соединяются в целую систему. И хотя Лис говорит, что «в
мире нет совершенства», становится ясно: в мире есть человечность и
ответственность за порученное дело. Самый главный вывод: каждый отвечает за
свою планету и за тех, кого он приручил. На Земле Маленький принц обретает
мудрость. Он решает вернуться на свою планету, к своей розе. «Я за нее в
ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что
четыре жалких шипа, больше ей нечем защититься от мира». Отвечать за Землю,
на которой живешь, и защищать тех, кто нуждается в твоей помощи, главное,
что хотел сказать Антуан де СентЭкзюпери.
Незатейливый сюжет сказки «Маленький Принц» вмещает в себя
огромные пласты нравственноэтического плана. Через восприятия маленького
человека с большой доброй душой проходят разные коллизии большой жизни.
Многие фразы из сказки стали крылатыми. Их используют, чтобы в двух словах
передать смысл серьезной мысли. «Мы в ответе за тех, кого приучили»,
«Приведи в порядок свою планету». Простые, но такие емкие слова. На
поэтических образах сказки воспитаны насколько поколений. При словах
романтического
«Маленький Принц» возникает ощущение красоты,
миропонимания, музыки добра и радости открытия.
Маленький Принц и летчик, от имени которого идет повествование,
воплощают человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Это
символические образы судеб гуманизма и поиска смысла бытия. Земная
цивилизация, угадываемая в описании планет, которые посетил во время своего
путешествия Маленький Принц, не способна выдержать проверку на
«гуманизм». Все эти короли и честолюбцы, бюрократы от географии, деловые
люди и пьяницы все это отражение слабой и уязвимой человеческой сущности.
6 Только такие, как Фонарщик, способны на самоотречение и служение
прекрасному, но ведь он достаточно нелеп в глазах окружающих, хотя
Маленькому Принцу только он один не показался смешным.
«Вот человек, сказал себе Маленький принц, продолжая путь, вот
человек, которого все стали бы презирать и король, и честолюбец, и пьяница, и
делец. А между тем из них всех он один, помоему, не смешон. Может быть,
потому, что он думает не только о себе» .
Маленький принц вздохнул.
«Вот бы с кем подружиться, подумал он еще. Но его планетка уж очень
крохотная. Там нет места для двоих...»
Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой
чудесной планетке еще по одной причине; за двадцать четыре часа на ней можно
любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!»
Земля населена более чем странными существами. Их жизнь не имеет
смысла в системе нравственных координат Маленького Принца, но только не их
самих. Они горды, что в их садах тысячи прекрасных роз, но не могут дать
счастья никому, и сами несчастны. Они пользуются реками и озерами, но не
могут утолить жажду, ибо не понимают благодати одногоединственного глотка
воды. Они суетятся, в спешке направляясь то на север, то на юг и не находя
того, что ищут. Они экономят время, покупают таблетки, утоляющие жажду,
чтобы не ходить к источнику, не понимая прелести чистой родниковой воды.
Холодная и жесткая планета Земля населена несчастными взрослыми, которые
забыли множество прекрасных и мудрых истин, известных детям, но верят в
цифры и номера. Над всем этим грустно размышляет автор, пытаясь смеяться
над цифрами и номерами, сочувствовать и быть снисходительным к взрослым.
И еще одна важная мысль прозвучала в «Маленьком Принце». Это мысль о
дружбе. Люди разучились дружить, уважать друзей и дорожить друзьями.
Почему? Потому, что это требует определенных усилий с их стороны. Эту
7 мысль Экзюпери проводит через размышления Лиса. « Узнать можно только те
вещи, которые приручишь, сказал Лис. У людей уже не хватает времени что
либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких
магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
Если хочешь, чтобы у тебя был Друг приручи меня!
А что для этого надо делать? спросил Маленький принц,
Надо запастись терпеньем, ответил Лис, Сперва сядь вон там, поодаль,
на траву вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только
мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
Лучше приходи всегда в один и тот же час, попросил Лис. Вот,
например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов
почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей.
В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А
если ты приходишь, всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу
готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.
А что такое обряды? спросил Маленький принц.
Это тоже нечто давно забытое, объяснил Лис. Нечто такое, отчего один
какойто день становится не похож на все другие дни, один час на все другие
часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они
танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день четверг! Я
отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники
танцевали, когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы
отдыха».
Свою сказку Экзюпери посвятил Леону Верту с оговоркой: «когда он был
маленьким». У писателя есть основания не доверять взрослым: они не умеют
видеть сердцем, в то время как лишь оно зорко, а глаза слепы; взрослые всё
переводят на понятия рыночной стоимости, накапливания материальных
8 ценностей, забывая о ценностях духовных. Почему так устроена жизнь на Земле,
и как сделать, чтобы в детях не погибала прекрасная и одаренная личность,
чтобы они не превращались в суетных озабоченных подсчетом звезд деловых
людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть
счастье в однойединственной Розе и утолять жажду родниковой водой? Много
подобных вопросов наполняют раздумья Экзюпери. Окончательный вывод
сказочника горек: Маленький Принц решает вернуться к своей Розе, в мир
своего личного счастья, хотя, возможно, для этого ему придется прибегнуть к
услугам Змеи, ее смертоносному яду.
Заключение
Можно сделать вывод, что прочтение этого произведения в значительной
степени влияет на формирование нравственных ценностей личности читающего.
Думаю, что эту сказку в своей жизни должен прочесть каждый из нас, и уверен,
что тогда в каждой душе она оставит свой исцеляющий и пробуждающий след. И
здесь мы вправе еще раз переформулировать знаменитую этическую формулу.
Вместо "Мы всегда в ответе за тех, кого приручили", она прозвучит: "Во имя
того, кто нам доверяет, кто не ждет от нас низости и предательства, чьё
мировоззрение мы сформировали, мы должны уметь отречься от себя". А одна
моя коллега, ознакомившись с текстом, предложила иной, более лаконичный
вариант: "Мы живем ради тех, кто нам верит".
Список литературы
Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка
Словарь по этике /Под ред.И.С.Кона.М.,1975с.374)
Исследовательская работа: нравственные ценности в произведении
1.
2.
3.
Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» [Электронный ресурс] /
9 Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/28/issledovatelskaya
rabotanravstvennyetsennostivproizvedeniiantuana свободный. Заг. с экрана
4.
Филосовскоэтическая проблематика и жанровокомпозиционные
особенности сказки «Маленький принц» [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://diplomba.ru/work/95078 свободный. Заг. с экрана
5.
Этическая модель Антуана де Сент – Экзюпери. Тексты Дмитрия
Томского
[Электронный ресурс]
/
Режим доступа:
http://tomscensis.com/eticheskayamodelantuanadesentekzyuperi.html
свободный. Заг. с экрана
10
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Анализ нравственных идей в сказке «Маленький принц»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.