Анализ особенностей грамматического строя речи
Оценка 4.7

Анализ особенностей грамматического строя речи

Оценка 4.7
Раздаточные материалы
doc
классное руководство
2 кл—3 кл
27.03.2018
Анализ особенностей грамматического строя речи
На начальном этапе нашего исследования мы попытались определить особенности грамматического строя речи слабослышащих учащихся 2 и 3 классов на материале одной из наиболее сложных для усвоения слабослышащими темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке". сложность синтаксической конструкции (грамматическая основа, распространенность),  способы связей в словосочетаниях ("прилагательное + существительное в именительном падеже),  употребление частей речи.
Изучение особенностей грамматического строя речи.doc
Изучение   особенностей   грамматического   строя   речи слабослышащих учащихся начальных классов. Изучение   работ   сурдопедагогов   Р.М.Боскис,   А.Г.Зикеева,   К.Г.Коровина   и практический опыт подтверждают, что грамматический строй речи слабослышащих учащихся отличается рядом особенностей, обусловленных речевым недоразвитием, обеднённостью   речевой   практики,   а   также   тем,   что   осознание   единиц   речи происходит на более поздних, чем у слышащих, этапах обучения. На   начальном   этапе   нашего   исследования   мы   попытались   определить особенности грамматического строя речи слабослышащих учащихся 2 и 3 классов на   материале   одной   из   наиболее   сложных   для   усвоения   слабослышащими   темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке". Анализ особенностей грамматического строя речи учащихся 2 и 3 классов (на примере связного текста). Нами   были   проанализированы   письменные   работы   учащихся.   Оценка   работ определялась следующими критериями:  сложность   синтаксической   конструкции   (грамматическая   основа, распространенность),  способы   связей  в  словосочетаниях   ("прилагательное  +   существительное  в именительном падеже),  употребление частей речи. Письменная работа состояла из 2­х частей.  Первая часть предполагала ответы по картинкам на следующие вопросы:  Какое яблоко лежит в вазе?  Какой у девочки бант?  Какая ваза стоит на столе?  Какие ведра несет мальчик? Анализируя   первую   часть   работы,   мы   выделили   ряд   особенностей используемых учащимися синтаксических структур. Большинство   учащиеся   2   класса   давало   краткий   ответ,   используя односоставные   безличные   или   простые   нераспространенные   предложения   типа "Большой (бант)", "Яблоко красный". Такие ответы мы встретили в 70% работ, 30% учащихся попытались использовать простое распространенное предложение, но сделали   это   с   ошибками:  "Большая   ваза   ставит",   "Мальчик   ведро   синие". Грамматически правильный, развернутый ответ не дал ни один ученик 2 класса. Учащиеся 3 класса в основном старались дать ответ в виде распространённого простого предложения (80%):  "Лежит яблоко красный", "Нисет  синие ведро". 10% учащихся дали полный развернутый ответ в виде простого распространенного предложения, осложненного однородными членами (определениями): "У девотьки большой красивый бант". 10% учащихся дали краткий ответ:  "Круглый яблоко", "Красивая ваза". Таким   образом,   основной   синтаксической   конструкцией   является   простое предложение. В этом задании мы также определяли умения учащихся в согласовании имён прилагательных   с   существительными   единственного   и   множественного   числа, мужского, женского, и среднего рода. Анализ работ учащихся показал, что большинство учащихся (около 80%) 2 и 3 класса   почти   без   ошибок   согласовывают   прилагательные   с   существительными мужского   и   женского   рода.   "Большой   бант",   "Синий   бант",   "Красивая   ваза", "Ваза зелёная" и т.д. Затруднения у учащихся 2 класса вызывали согласования прилагательных с существительными   среднего   рода   и   множественного   числа   (почти   50%). Характерной   ошибкой   была   постановка   прилагательного   в   именительный   падеж мужского  рода.   ("Красный  яблоко",  "Круглый   яблоко")  и  изменение   окончания существительного   множественного   числа   на   окончание   единственного   числа   и согласование с ним прилагательного множественного числа ("Синие ведро"). Такие же ошибки встречались и в работах учащихся 3 класса, но в меньшем количестве. 2­я   часть   письменной   работы   заключалась   в   самостоятельном   составлении учащимися   текста   из   четырёх­пяти   предложений   по   серии   картин   "Весна"   (без опоры на таблицы), причём внимание детей обращалось на использование в речи слов, обозначающих признаки предметов, т.е. прилагательных. Характерным примером контрольной работы может послужить работа Антона Л., учащегося 3­Б класса: "Наступила время года весна. Светит лучи яркое соннце. Новые потьки на ветка. Трава зелёная. Птица красивая на гнесдо прилитела." Анализ работ детей показал, что все дети в большинстве случаев пользуются следующими типами простых предложений:  простые, двусоставные, нераспространённые предложения (40%);  простые,   двусоставные,   распространённые   прямыми   дополнениями   и определениями (40%);  простые неполные предложения с опущенным сказуемым (20%). С точки зрения используемых видов связи слов в предложении нами выделены следующие:  словосочетание   типа   глагол   +   существительное­управление,   средством осуществления связи является предлог "на" ("Раскрылись на дереве");  словосочетание   типа   прилагательное   +   существительное­согласование, средством   осуществления   связи   является   окончание  ("Яркое  солнце. Маленькая птичка"). В   ходе   анализа   работ   нами   было   отмечено   наличие   большого   количества речевых, грамматических и орфографических ошибок:  пропуск членов предложения ("Птица летит [в] гнездо. Солнце ярко лучи [светит]");  нарушение  временных  форм  глагола,  использование   глаголов   в  начальной форме ("Птицы летать на небо. Растёт зелёный дерева [растут зелёные деревья]");  большое   количество   ошибок   в   использовании   форм   согласования   и управления ("Лучи светит. Новый зелёный листа.") и т.п. С точки зрения используемых морфологических разрядов слов (частей речи) существительные   составляют   около   25%,   прилагательные,   наречия   и   служебные части речи ­ менее 15% Поскольку   наше   задание   ориентировало   детей   на   использование   в   своих предложениях имён прилагательных, их количество несколько больше, чем в других работах этих же учащихся. Однако мы отметили, что дети испытывают затруднения, включая   прилагательные   в   свои   высказывания,   т.к.   их   словарь   содержит   весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки предметов. Таким   образом,   нами   получены   данные   об   уровне   владения   речью слабослышащих детей и о характере грамматического строя их речи. Наиболее   характерными   особенностями   грамматического   строя слабослышащих являются:  отсутствие в предложении некоторых членов предложения или служебных слов;  смешение родовых и падежных окончаний имён существительных;  нарушение законов согласования и управления;  ошибки в употреблении предлогов.   2.2.   Характеристика   умений   определять   число   и   род   имен существительных   слабослышащими   учащимися   2   и   3 классов. Для   исследования   умения   определять   число   имени   существительного   мы предложили детям три задания. С учащимися каждого класса мы провели игру "Зоопарк", атрибутами которой были мелкие и крупные фигурки животных (лиса, заяц, медведь, тигр, жираф и т.д.). Количество   игрушек   колебалось   от   одной   до   пяти.   В   атрибуты   входили   также карточки с названиями животных с выделенными окончаниями: лисы лиса и карточки только с окончаниями множественного числа:   и ы Сначала   детям   предлагалось   назвать   животных   с   опорой   на   карточку (показывался   один   предмет   и   группа   однородных   предметов).   Внимание   детей обращалось на изменение окончания слова при изменении количества предметов. Во 2   классе   дети   оперировали   понятиями   "один"   и   "много",   в   3   классе   дети использовали терминологию "единственное число" и "множественное число". Затем выборочно нескольким детям мы предложили провести экскурсию по зоопарку. "Экскурсоводу" нужно было назвать всех представленных животных без опоры на табличку. Более слабые дети могли использовать карточки с окончаниями множественного числа. Во втором задании мы дали детям короткий текст, из которого им нужно было выписать подчеркнутые слова и изменить их число так, чтобы стало "много" или "один"   ­   во   2   классе,   в   3   классе   дети   определяли   число   выписанных   имен существительных и изменяли его. ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА:  "Волк, лиса, заяц, медведь ­ дикие животные. Они живут в лесу. Коровы, козы,   собаки,   кошки   ­   это   домашние   животные.   Они   живут   рядом   с человеком." В  третьем  задании   детям   предлагался  текст,  в   котором  детям   требовалось дописать окончания слов, опираясь на контекст. Результаты анализа полученных ответов представлены в таблице №4. Таблица 4: Определение числа имен существительных слабослышащими учащимися № п/п Характер выполнения задания называние Задания изменение дописывание окончаний игрушек 2кл 3кл 2 кл 3 кл 20% 50% 30% 50% 20% 60% окончаний 2кл 3кл 1 Правильно   определили   число существительных   и   обосновали свой выбор 2 Правильно   определили   число 60% 40% 40% 40% 50% 30% существительных,   но   не обосновали свой ответ. 3 Не   определили   число 20% 10% 30% 10% 30% 10% существительных Как   видно   из   таблицы,   с   первым   заданием   большинство   детей   справилось хорошо и затруднения возникали только при обосновании их ответов. При   проведении   второго   задания,   когда   мы   спросили   учащихся   2   класса, почему они изменили окончания слов, только двое смогли объяснить, что "волк" ­ один, окончания нет (нулевое), а "волки" ­ много, окончание И. Остальные дети не смогли   дать   логичного   ответа,   хотя   задание   было   выполнено   правильно   у   40% учащихся. В   3   классе   половина   детей   сумела   дать   связное   объяснение   зависимости окончания имени существительного от его числа. Объяснения других детей звучали неуверенно и были грамматически неграмотны. В третьем задании работу выполнили правильно 70% учащихся 2 класса, но только   20%   смогли   обосновать   свой   выбор.   Трое   учащихся   с   заданием   не справились. В 3 классе задание выполнило большинство учащихся. Они дали определение числа   ("один,   мало   ­   единственное   число,   много   ­   множественное   число")   и объяснили   изменение   окончания   имени   существительного   в   зависимости   от   его числа. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин, таких как:  недостаточная сформированность навыка,  забывание усвоенных знаний из­за малой практики речевого общения,  недостаточное   развитие   словесно­логического   мышления,   что   затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий. Другой   значимой   для   нашего   исследования   характеристикой   умений   детей было определение учащимися рода имен существительных. Принадлежность   имени   существительного   к   тому   или   иному   роду определяется   особенностями   основы   и   окончания   слова   и   проявляется синтаксически в определенной форме прилагательного или глагола, в определенных отношениях сочетающихся с данными существительными. Изучение  того,  как  слабослышащие   учащиеся   начальных  классов  различают морфологические признаки рода имени существительного и пользуются ими, входит в содержание нашего исследования. Проводимая   работа   строилась   на   материале,   соответствующем   уровню развития детей. В своих заданиях мы исходили из уже полученных детьми сведений о родовых окончаниях имен существительных. Исследование включало в себя два задания. В   первом   задании   учащимся   было   предложено   распределить   данные   имена существительные   по   родам.   Во   2   классе   род   существительных   был   условно изображен на карточках на доске. В 3 классе не доске были прикреплены карточки с общепринятым обозначением рода имени существительного: 2 класс: он 3 класс: она оно СР.Р. М.Р. Ж.Р. Детям нужно было из 15­ти слов выбрать и распределить в три столбика имена существительные   мужского,   женского   и   среднего   рода,   объяснить,   почему   они выбрали это слово и подчеркнуть окончание. Во втором задании детям был предложен текст "Весна". Учащимся нужно было самостоятельно  дополнить предложение именем существительным определенного рода и подходящим по контексту. Учащимся 2 класса в конце предложения вместо слова требовалось нарисовать картинку. Учащимися 3 класса было нужно написать слово и определить род . ТЕКСТ: Весна. Ярко   светит   ...   .   На   лесной   полянке   растаял   ...   .   Появилась   первая зеленая ...  Результаты анализа работ учащихся представлены в таблице №5. Таблица 5: Определение рода имен существительных слабослышащими учащимися. № п/п Характеристика  Игра  Определение выполнения задания "определи род" рода Задания существительн ых по контексту 3кл 2кл 20% 50% 2 кл 30% 3кл 70% 1 Правильно   определили   род существительных   и   обосновали   свой 2 3 ответ Правильно   определили   род 50% 20% 50% 40% существительных   но   не   обосновали свой ответ Не   определили существительных   род   имён 20% 20% 30% 40% С первым заданием большинство учащихся 2 и 3 классов справилось без каких­ либо   затруднений,   но   только   30%   учащихся   связно   и   логично   обосновали   свой ответ.  Другие  дети  старались   объяснить  свои  действия,  но  их  объяснения  были несвязными и грамматически не оформленными. При выполнении второго задания дети показали неплохое знание изученного материала,   однако   при   объяснении   выполненных   действий   у   них   возникали затруднения. Анализ работ, выполненных учащимися 2 и 3 классов, позволил определить не только   характерные   особенности   грамматического   строя   их   речи,   но   и   дать характеристику   их   умений   и   навыков   в   согласовании   имен   прилагательных   с именами существительными, и в определении рода и числа имен существительных. Для   дальнейшего   формирования   и   закрепления   у   детей   обобщенных представлений   об   именах   существительных   и   прилагательных   как   частях   речи необходимо   проведение   определенной   практической   работы   в   системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи (на уроках закрепления изученного материала). В   главе   3   нами   будет   рассмотрен   опыт   работы   по   практическому формированию   навыка   построения   предложений   по   2   и   3   классах   2   отделения школы слабослышащих.

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи

Анализ особенностей грамматического строя речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018