Анализ по самообразованию на тему: «Критерии оценки качества в начальной школе».
Оценка 4.6

Анализ по самообразованию на тему: «Критерии оценки качества в начальной школе».

Оценка 4.6
Документация
doc
классное руководство
Взрослым
19.03.2018
Анализ по самообразованию на тему: «Критерии оценки качества в начальной школе».
Цели системы оценивания качества образования. В соответствии с поставленными целями были определены задачи. В основу системы оценки качества образования начальной школы положены принципы. Мониторинг начального образования образования. Мониторинг образования выполняет следующие функции. Определение системы показателей оценки образовательных достижений обучающихся. Показатели. Показатель качества. Требования к критериям: • основательность, • т. е. отражать сущность, важнейшие стороны исследуемых процессов и объектов; • определенность • , т. е. возможность выражения их в конкретных, поддающихся измерению показателей; • стабильность, • в том смысле, чтобы проводимые на основе критериев “срезы” были сопоставимыми; • относительность • , т. к. абсолютно точных и надежных способов измерения социально-педагогических явлений пока не существует, каждый способ дает результаты, нуждающиеся в перепроверке.
самообразование.doc

Анализ по самообразованию на тему: «Критерии оценки качества в начальной школе».

Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.

Современные научно-методологические основы образовательного процесса, базирующиеся на них методы оценки образовательных достижений обучающихся дают педагогу широкий спектр возможностей для локальной оценки различных качеств учащегося, развиваемых и приобретаемых в образовательном процессе. Вместе с тем, существует проблема отбора методов и их оптимального сочетания, учитывающего специфику образовательной ситуации в конкретном образовательном учреждении и дающего системное представление как об индивидуальном развитии обучающегося, так и ученического коллектива в целом.

Наряду с осуществлением методов оценки образовательных достижений учащихся, педагогу требуется сегодня знание и грамотное применение специфических методов оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечивающих непрерывное наблюдение за развитием последнего и своевременное корректирование образовательного процесса в случае обнаружения нежелательных тенденций развития.

Таким образом, необходимость внедрения указанных методов обусловлена рядом объективных факторов, среди них – ограниченные содержательные и технологические возможности традиционной системы оценки качества образования, ориентированной преимущественно на оценку результата освоения обучающимися содержания учебных дисциплин.

Система оценки образовательных достижений обучающихся, должна основываться на понимании результата образования как социальной компетентности. Именно в рамках этого понятия можно описать то, какими свойствами должна обладать личность, чтобы она могла противостоять трудностям современного общества и справляться с требованиями динамичной, развивающей, во многом противоречивой и агрессивной социальной среды. В настоящее время социальная компетентность становится все более значимой во всех сферах социальной жизни человека, и признается интегративной характеристикой современного человека (Крокинская O.K., Баранова Л.А., Куницына В.Н. и др.). Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества.                  

 

 

 

Целями системы оценивания качества образования являются:

  1. формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в начальной школе;
  2. получение объективной информации о состоянии качества образования в начальной школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  3. повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве при принятии решений, связанных с образованием;
  4. обеспечение объективности и справедливости образования при приеме в образовательные учреждения.

В соответствии с поставленными целями были определены задачи:

  1. формирование системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  2. оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  3. оценка состояния и эффективности деятельности образовательного учреждения, областной и муниципальных образовательных систем;
  4. оценка качества образовательных программ начальной школы с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
  5. выявление факторов, влияющих на качество образовательного процесса и образовательных результатов;
  6. разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
  7. содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

В основу системы оценки качества образования начальной школы положены принципы:

  1. объективности, достоверности, полноты и системности информации об образовании;
  2. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
  3. открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
  4. оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
  5. оптимизация количества показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
  6. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  7. сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
  8. доступности информации о состоянии и качестве образования гимназистов для различных групп потребителей.

 

 

Характеристика подходов к диагностике результатов образовательного процесса

Мониторинг начального образования образования

Мониторинг образования

– это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывно слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Мониторинг образования выполняет следующие функции:

  • подготовительная
  • диагностическая,
  • коррекционная,
  • прогностическая.

Система оценки, контроля и учета знаний, сложившаяся в начальной школе, дает информацию не только об эффективности творческого потенциала личности, которая предусматривает не только уроки, но и соблюдение определенных правил и условий работы в школе.

Так, например, в основу методики определения уровня личностного развития школьников положены следующие критерии:

-  способности ученика к самовыражению через понимание собственной индивидуальности и уникальности;
-  степень ответственности за самого себя, свои поступки;
– адекватное реагирование на окружающий мир;
– самостоятельность в принятии решений;
– умение объяснить и доказать свой выбор, степень зависимости в принятии решений от взрослых. Ребенок прослеживается в развитии с самим собой.

Для начальной школы характерны все основные функции образовательного процесса: учебная, воспитательная, развивающая. Контроль и оценка нацелены на полноту и всесторонность, систематичность и объективность к уровню знаний и навыков учащихся, на систему основных элементов учебного материала, предусмотренных программой по каждому предмету, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений и навыков.

При создании мониторинга в начальной школе нашли отражение следующие подходы.

1) Управление качеством образования по его конечному результату. Система мониторинга в этом случае определяется следующими направлениям:

  • обученность обучающихся;
  • воспитанность обучающихся;
  • готовность выпускников начальной школы к продолжению образования;
  • социальная адаптация обучающихся и выпускников начальной школы к жизни в обществе;
  • сохранение здоровья детей.

2) Факторы, влияющие на качество конечных результатов:

– качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;
– уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в начальной школе;
– уровень физической культуры и медицинского обслуживания детей;
– степень учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования.

Под образовательной деятельностью мы понимаем совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса: обучающихся, педагогов, родителей и администрации школы, с целью достижения высокого качества и оценки подготовки выпускников начальной школы.

Для получения информации необходимой для принятия обоснованных решений мониторинг должен осуществляться по единому инструментарию.

Цель:

инструментарий мониторинга на промежуточных этапах обучения должен максимально учитывать особенности образовательной программы начальной школы, учебного плана, учебников и методик, используемых в образовательном процессе.

Для достижения целей мониторинга необходимо реализовать следующие задачи:

  • определить состав инструментария для проведения мониторинга подготовки обучающихся;
  • разработать инструментарий для проведения проверки подготовки обучающихся по конкретным учебным предметам;
  • разработать систему универсальных количественных показателей, характеризующих состояние подготовки обучающихся по учебному предмету и позволяющих выявить динамику ее изменения, а также сравнить достижения обучающихся по разным учебным предметам;
  • разработать анкеты, позволяющие получить информацию, необходимую для выделения факторов, оказывающих влияние на состояние подготовки обучающихся;
  • разработать единый план проведения оценки образовательных достижений обучающихся по основным учебным предметам на определенный период, необходимый для проявления тенденций ее изменения;
  • Инструментарий оценки образовательных достижений обучающихся

Для получения информации об образовательных достижениях школьников по учебным предметам используют специально разработанные проверочные работы, позволяющие получить достаточно полную и объективную информацию о состоянии подготовки обучающихся по учебным предметам. При этом важно обеспечить получение информации о достижении обучающимися по следующим уровням:

  1. обязательной подготовки, что позволит судить о выполнении требований стандарта по каждому учебному предмету;
  2. обеспечить получение информации о достижении повышенного уровня подготовки.

С этой целью разработаны проверочные работы, которые состоят из двух частей, имеющих различное назначение. Первая часть предназначена для выявления обучающихся, достигших уровня базовой (обязательной) подготовки по предмету, вторая часть – для выявления обучающихся достигших уровня повышенной подготовки.

В соответствии со своим назначением задания первой части работы проверяются умения обучающихся использовать знания в знакомых ситуациях. Эта часть работы разрабатывается в соответствии с принципами создания критериально-ориентированных тестов, основной целью которых является фиксация наличия или отсутствия у обучающихся какого-либо качества.

Разработка критериально-ориентированной работы включает описание элементов, составляющих содержание проверки. В случае оценки обязательной подготовки учащихся такими элементами являются конкретные обязательные знания и умения, которые затем используются для содержательной характеристики результатов проверки. Для каждого знания или умения, включенного в этот перечень, составляется набор заданий, выполнение которых должно достаточно полно характеризовать овладение данным элементом на обязательном уровне. Совокупность заданий по всем элементам образует банк заданий работы. При этом используются задания обязательного уровня, которые знакомы обучающимся, и отрабатывались в процессе образовательного процесса.

Основным требованием при составлении проверочной работы является обеспечение полноты проверки состояния изучаемого качества.

При отработке заданий первой части устанавливается показатель ее выполнения (критериальный балл). Если результаты ученика не ниже этого показателя, то делается вывод о достижении учащимися уровня обязательной подготовки, если ниже его, то фиксируется отсутствие данного качества. Неоднократное использование такой работы позволит выявить динамику изменения состояния обязательной подготовки обучающихся.

Вторая часть работы содержит задания повышенного уровня, которые значительно различаются по сложности. Часть из них требует от обучающихся применить свои знания в измененной ситуации, используя при этом подходы, приемы, методы, известные им из школьного курса. Остальные требуют использования знаний в новой для обучающихся ситуации. Для выполнения этих заданий необходимо интегрировать знания из разных тем, разделов предмета, разработать самостоятельно подходы, способы решения поставленной проблемы. Выполнение заданий второй части позволяет осуществить более тонкую дифференциацию обучающихся по состоянию подготовки по проверяемому предмету.

Типы заданий.

В проверочных работах использовались задания различного типа: с выбором ответа, с кратким свободным ответом (в виде числа, слова и т.п.), с развернутым ответом (полная запись ответа с соответствующим объяснением или обоснованием, полная запись решения математической задачи т.п.).

В тех случаях, когда проверяются знания и умения особенно на базовом уровне усвоения в большинстве случаев не требуется приводить развернутый ответ, чтобы судить о владении этими знаниями в стандартной ситуации. Вынести такое суждение позволяет получение обучающимся правильного ответа. Поэтому уместно использовать задания с выбором ответа или с кратким ответом, в которых не требуется приводить объяснение или обоснование полученного ответа (все предметы).

Проверку умения применять знания в измененных ситуациях, строить процедуры, сочетая различные изученные простые операции или приемы, целесообразно осуществлять с помощью заданий, требующих самостоятельной записи ответа (краткого или развернутого).

Для проверки самых сложных умений (анализировать ситуацию, делать выводы, проводить логически грамотные рассуждения, обоснования, доказательства своих действий и грамотно записывать их) необходимо использовать только один тип заданий – с развернутым ответом (русский язык, математика).

Определение системы показателей оценки образовательных достижений обучающихся.

Согласно целям оценки образовательных достижений показатели должны обеспечить получение информации, характеризующей состояние образовательных достижений обследуемой совокупности учащихся, динамику образовательных достижений в ходе проводимого эксперимента и влияние факторов на эти достижения.

Эти показатели:

– соответствуют основным целям и планируемым результатам образования;
– позволяют содержательно интерпретировать изменения, происходящие в образовательном процессе;
– взаимодополняют и не противоречат друг другу.

Показатель качества

образования – это те его существенные характеристики, которые позволяют дать ему оценку.

Показатель качества

образования – это передатчики социальной информации, содержащие исчерпывающие характеристики качества образования, по которым можно судить о его развитии.

Показатель качества

образования – это такая его характеристика, которая определяет связь между ненаблюдаемыми и наблюдаемыми его характеристиками (ненаблюдаемые – способность, наблюдаемые – ЗУН).

Мерой оценки качества образования выступают критерии, сочетающие в себе методы расчета, оценочную шкалу и правила принятия решения об определении уровня качества образования. Именно критерии служат окончательным основанием для фиксации уровня качества образования.

Каждый критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы. Наличие только показателя без оценочной шкалы не задает критерия. Но один и тот же показатель может иметь разные оценочные шкалы, то есть разные критерии.

Требования к критериям:

  • основательность,
  • т. е. отражать сущность, важнейшие стороны исследуемых процессов и объектов;
  • определенность
  • , т. е. возможность выражения их в конкретных, поддающихся измерению показателей;
  • стабильность,
  • в том смысле, чтобы проводимые на основе критериев “срезы” были сопоставимыми;
  • относительность
  • , т. к. абсолютно точных и надежных способов измерения социально-педагогических явлений пока не существует, каждый способ дает результаты, нуждающиеся в перепроверке.

Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому главная цель образовательного процесса – создать благоприятные условия для развития учебных возможностей детей. Реализация этой идеи заложена в программу оценки образовательных достижений обучающихся.


Анализ по самообразованию на тему: «Критерии оценки качества в начальной школе»

Анализ по самообразованию на тему: «Критерии оценки качества в начальной школе»

Целями системы оценивания качества образования являются: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования…

Целями системы оценивания качества образования являются: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования…

Характеристика подходов к диагностике результатов образовательного процесса

Характеристика подходов к диагностике результатов образовательного процесса

Факторы, влияющие на качество конечных результатов: – качество преподавания и уровень профессионального развития учителей; – уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в начальной…

Факторы, влияющие на качество конечных результатов: – качество преподавания и уровень профессионального развития учителей; – уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в начальной…

С этой целью разработаны проверочные работы, которые состоят из двух частей, имеющих различное назначение

С этой целью разработаны проверочные работы, которые состоят из двух частей, имеющих различное назначение

Поэтому уместно использовать задания с выбором ответа или с кратким ответом, в которых не требуется приводить объяснение или обоснование полученного ответа (все предметы)

Поэтому уместно использовать задания с выбором ответа или с кратким ответом, в которых не требуется приводить объяснение или обоснование полученного ответа (все предметы)

Каждый критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы

Каждый критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018