Анализ проявления фонетико-фонематического недоразвития речи

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов форми¬рования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Иконка файла материала Анализ проявления фонетико.doc
Анализ проявления фонетико­фонематического недоразвития речи у младших школьников. С   развитием   логопедической   науки   и   практики,   физиологии   и психологии  речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис,  Н. X.  Швачкин, Л. Ф. Чистович,   А.   Р.   Лурия   и   др.)   стало   ясно,   что   в   случаях   нарушения артикуляционной   интерпретации   слышимого   звука   может   в   разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для   полноценного   усвоения  звуковой   стороны   речи.   Было установлено,   что   у   детей   с   сочетанием   нарушения   произношения   и восприятия   фонем   отмечается   незаконченность   процессов   форми­ рования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико­артикуляционными признаками. Состояние   фонематического   развития   детей   влияет   на овладение звуковым анализом. Уровень   сформированности   действия   по   выделению последовательности   звуков   в   слове   и   умение   сознательно ориентироваться   в   зависимости   от   степени   недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова, 1982). Вторичное   недоразвитие   фонематического   восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается   нормальное   слухопроизносительное   взаимодействие, которое   является   одним   из   важнейших   механизмов   развитияпроизношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. При   первичном   нарушении   фонематического   восприятия предпосылки   к   овладению   звуковым   анализом   и   уровень сформированности   действия   звукового   анализа   ниже,   чем   при вторичном. В   фонетико­фонематическом   развитии   детей   выявляется несколько состояний: 1) Недостаточное  различение  и затруднение  в анализе  только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико­фонематического недоразвития речи. 2)   Недостаточное   различение   большого   количества   звуков   из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции   в   устной   речи.   В   этих   случаях   звуковой   анализ нарушается более грубо. 3)   При   глубоком   фонематическом   недоразвитии   ребенок   «не слышит» звуков в слове, не различает отношения  между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность. У   детей   с   фонетико­фонематическим   недоразвитием   нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия   и   количеством   дефектных   звуков,   т.е.   чем   большее количество   звуков   не   сформировано,   тем   ниже   фонематическое восприятие.   Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребенок может искаженно произносить 2­4 звука,а   на   слух   не   различать   большее   число,   Причем   из   разных   групп. Относительное благополучие звукопроизношения   может   маскировать   глубокое   недоразвитие фонематических   процессов.   В   таких   случаях   только   применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию. У   детей   с   фонетико­фонематическим   недоразвитием наблюдается   общая   смазанность   речи,   «сжатая»   артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость  внимания, отвлекаемость.  Они хуже, чем  нормально говорящие   дети,   запоминают   речевой   материал,   с   большим количеством   ошибок   выполняют   задания,   связанные   с   активной речевой деятельностью. Раннее   выявление   детей   с   фонетико­фонематическим недоразвитием   является   необходимым   условием   для   успешной коррекции   недостатков   в   дошкольном   возрасте   и   предупреждения нарушений письма. Если   фонетико­фонематическое   недоразвитие   речи   не   было откорректировано в дошкольном возрасте, то оно может перерасти в нарушение   письменной   речи   по   типу   фонетико­фонематического недоразвития,   так   как   в   младшем   школьном   возрасте   ФФН отражается на письме и чтении. Проявление фонетико­фонематического недоразвития речи у младших школьников.  (Л. С. Волков, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова) Дети, у которых нарушения произношения (смешения и замены фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия,составляют   20   ­   25   %   от   общего   числа   детей,   зачисляемых   на логопедические   занятия.   У   них   возникают   трудности   в   овладении звуковым   анализом   и   синтезом   слова,   а   как   результат   ­   не­ успеваемость по русскому языку. Характер ошибок, связанный с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены,   пропуски   согласных   и   гласных,   пропуски   слогов   и   частей слова,   перестановки,   добавления,   раздельное   написание   частей слова. В   основе   таких   ошибок   лежат   трудности   дифференциации фонем,   имеющих   акустико­артикулярное   сходство.   В   устной   речи недифференцированность   фонем   ведет   к   заменам   и   смешениям звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма   одной  из смешиваемых  букв,  чего  не происходит.   Смешение букв   указывает   на   то,   что   пишущий   выделил   в   составе   слова определенный   звук,   но   для   его   обозначения   выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при: 1.   Нестойкости   соотнесения   фонемы   с   графемой,   когда   не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. 2.   Нечетком   различении   звуков,   имеющих   акустико­ артикуляционное сходство. По   акустико­артикуляционному   сходству   смешиваются   обычно следующие   фонемы:   парные  звонкие  и  глухие  согласные; гласные; лабиализованные   сонорные,   свистящие  и  шипящие, аффрикаты  смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Приведем примеры смешений в письме школьников (по И. Н. Садовниковой):1)  ЗВОНКИЕ  и  ГЛУХИЕ  парные   согласные   в  ЧЁТКОЙ  позиции  (т.е. исключаются   случаи   оглушения   звонких   и   озвончения   глухих   в соответствии с орфоэпическими нормами):                                   « таено», «сыдый», «деди», «дрещат», Д — Т —              вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «Золотое бревно»,«итут домой».З — С — «кослик»,   «вазилёк»,   «привесит­»,   «река узнула,   как   в   зказке»,   «звою   сумку», «саснуть».«лолеба»,   «бобароп»,   «проса/от»,   «пельё»,   «ба­латка», Б — П —  «польшие».Ж — Ш — «жумно», «жишк», «ложать». «шбёт», «ужибла», «кружился смешок»,Г — К — «кокда», «собаза», «груглый», «уколок». «бол/со»,  «клавный»,  «босза», «портеель»,  «ворточка»,   «картовель», В — Ф — «вавли», «фьюза», «ковта».2) ЛАБИАЛИЗОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ: О — У —                  «звенит рочей», «по хрупкуму льду», «сизый го­лобь», «дедошка».«клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», Ё — Ю — «са­лёт».3) ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ:         К — Г — Х — «черёмука»,   «колгоз»,   «за голмому» 4)СОНОРНЫЕ:                                Р — Л —                                                        «хородный», «смерь/и», «провеляр», «крюч», «лабота». Система   коррекционного   обучения   детей   с   фонетико­ фонематическим   недоразвитием   в   условиях   школьного логопедического   пункта   предусматривает   единство   основных направлений   в   работе:   постановку   отсутствующих   и   неправильно произносимых   звуков,   введение   поставленных   звуков   в   речь, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов (Н. А. Никашина, А. В. Ястребова).