Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов форми¬рования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Анализ проявления фонетикофонематического
недоразвития речи у младших школьников.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и
психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф.
Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения
артикуляционной интерпретации слышимого звука может в разной
степени ухудшаться и его восприятие.
Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей
пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия
для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было
установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и
восприятия фонем отмечается незаконченность процессов форми
рования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким
акустикоартикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на
овладение звуковым анализом.
Уровень сформированности действия по выделению
последовательности звуков в слове и умение сознательно
ориентироваться в зависимости от степени недоразвития
фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие
первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова, 1982).
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия
наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при
анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях
нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие,
которое является одним из важнейших механизмов развитияпроизношения. Имеет значение и низкая познавательная активность
ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное
внимание.
При первичном нарушении фонематического восприятия
предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень
сформированности действия звукового анализа ниже, чем при
вторичном.
В фонетикофонематическом развитии детей выявляется
несколько состояний:
1) Недостаточное различение и затруднение в анализе только
нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав
слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее
легкая степень фонетикофонематического недоразвития речи.
2) Недостаточное различение большого количества звуков из
нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их
артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ
нарушается более грубо.
3) При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не
слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми
элементами, не способен выделить их из состава слова и определить
последовательность.
У детей с фонетикофонематическим недоразвитием нередко
имеется определенная зависимость между уровнем фонематического
восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее
количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое
восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между
произношением и восприятием звуков.
Так, например, ребенок может искаженно произносить 24 звука,а на слух не различать большее число, Причем из разных групп.
Относительное благополучие
звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие
фонематических процессов. В таких случаях только применение
специализированных заданий вскрывает сложную патологию.
У детей с фонетикофонематическим недоразвитием
наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция,
недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна
неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально
говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной
речевой деятельностью.
Раннее выявление детей с фонетикофонематическим
недоразвитием является необходимым условием для успешной
коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения
нарушений письма.
Если фонетикофонематическое недоразвитие речи не было
откорректировано в дошкольном возрасте, то оно может перерасти в
нарушение письменной речи по типу фонетикофонематического
недоразвития, так как в младшем школьном возрасте ФФН
отражается на письме и чтении.
Проявление фонетикофонематического недоразвития речи у
младших школьников.
(Л. С. Волков, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова)
Дети, у которых нарушения произношения (смешения и замены
фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия,составляют 20 25 % от общего числа детей, зачисляемых на
логопедические занятия. У них возникают трудности в овладении
звуковым анализом и синтезом слова, а как результат не
успеваемость по русскому языку.
Характер ошибок, связанный с неправильным произношением и
нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен:
замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей
слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей
слова.
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации
фонем, имеющих акустикоартикулярное сходство. В устной речи
недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям
звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживаем
смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из
письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение
букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова
определенный звук,
но для его обозначения выбрал
несоответствующую букву. Это может иметь место при:
1. Нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не
упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы.
2.
Нечетком различении звуков,
имеющих акустико
артикуляционное сходство.
По акустикоартикуляционному сходству смешиваются обычно
следующие фонемы:
парные
звонкие и глухие
согласные;
гласные;
лабиализованные
сонорные, свистящие и шипящие,
аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих
компонентов. Приведем примеры смешений в письме школьников (по И.
Н. Садовниковой):1) ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ парные согласные в ЧЁТКОЙ позиции (т.е.
исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в
соответствии с орфоэпическими нормами):
« таено», «сыдый», «деди», «дрещат»,
Д — Т — вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «Золотое
бревно»,«итут домой».З — С —
«кослик», «вазилёк», «привесит», «река
узнула, как в зказке», «звою сумку»,
«саснуть».«лолеба», «бобароп», «проса/от», «пельё», «балатка»,
Б — П —
«польшие».Ж — Ш —
«жумно», «жишк», «ложать».
«шбёт», «ужибла», «кружился смешок»,Г — К —
«кокда», «собаза», «груглый», «уколок».
«бол/со»,
«клавный»,
«босза»,
«портеель», «ворточка», «картовель»,
В — Ф —
«вавли», «фьюза», «ковта».2) ЛАБИАЛИЗОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ:
О — У —
«звенит рочей», «по хрупкуму льду», «сизый
голобь», «дедошка».«клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый»,
Ё — Ю —
«салёт».3) ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ:
К — Г — Х —
«черёмука», «колгоз», «за
голмому»
4)СОНОРНЫЕ:
Р — Л — «хородный», «смерь/и»,
«провеляр», «крюч», «лабота».
Система коррекционного обучения детей с фонетико
фонематическим недоразвитием в условиях школьного
логопедического пункта предусматривает единство основных
направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно
произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь,
развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов (Н. А.
Никашина, А. В. Ястребова).