В процессе работы с детьми в начальной школе мы выявили, что дети ориентированы в плане духовно-нравственного воспитания на пользу. Это дает представление о понимании младшим школьником, что значит «польза для себя» и «польза для другого». Вместе с тем, некоторые дети думают о пользе, как польза только для себя. Здесь имеется ввиду, польза, как материальная, так и эмоциональная. Когда ребенок понимает выражения «польза для себя» и «польза для другого» он становится выдержаннее, спокойнее, начинает лучше и адекватно относиться к людям, может держать себя «в руках», происходит улучшение его поведения, с уважением и любовью относится ко всему живому и не живому, к истории и традиции своего народа и т.д. В общем, получает «установку на добро».в данном файле описан весь процесс диагностики детей с математическими вычислениями, таблицами и гистограммами.
Анализ результатов изучения духовнонравственной воспитанности
младших школьников, ориентированных на пользу
Сафина Рямзия Магруфовна
кандидат педагогических наук, педагог высшей категории, педагог
дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества
«Дебют ГО г. Уфа РБ
В процессе работы с детьми в начальной школе мы выявили, что дети
ориентированы в плане духовнонравственного воспитания на пользу. Это дает
представление о понимании младшим школьником, что значит «польза для себя» и
«польза для другого». Вместе с тем, некоторые дети думают о пользе, как польза
только для себя. Здесь имеется ввиду, польза, как материальная, так и
эмоциональная. Когда ребенок понимает выражения «польза для себя» и «польза для
другого» он становится выдержаннее, спокойнее, начинает лучше и адекватно
относиться к людям, может держать себя «в руках», происходит улучшение его
поведения, с уважением и любовью относится ко всему живому и не живому, к
истории и традиции своего народа и т.д. В общем, получает «установку на добро».
Изучение духовнонравственной воспитанности детей, ориентированных на
пользу, осуществлялось с помощью анкетирования (см. таблицы). В эксперименте
принимало участие 105 обучающихся начальных классов МБОУ Татарская гимназия
№ 65, МБОУ СОШ № 116, МБОУ ДОД ЦДТ «Дебют» Орджоникидзевского и
МБОУ Татарская гимназия № 84 Октябрьского районов г. Уфы РБ.
Осмыслим полученные результаты изучения духовнонравственной
воспитанности младших школьников в начале и конце эксперимента,
ориентированных на личную пользу, представленные в таблицах 1,2,3,4
Таблица 1.
Диагностика духовнонравственной воспитанности младших школьников,
ориентированных на пользу посредством какойнибудь деятельности
(N=105) (в %)
Нравится ли вам, когда ваше действие
Приносит пользу
другим
Приносит пользу
вам
Помогает достичь
своей цели
2 класс
7,5
4 класс
23,1
2 класс
29,2
4 класс
2 класс
43,8
32,3
4 класс
41,4
Помогает легко достичь
положительных результатов
2 класс
4 класс
6,4
15,4
Гистограмма 1. Диагностика духовнонравственной воспитанности младших
школьников, ориентированных на пользу посредством какойнибудь деятельности
1Анализ результатов показывает достаточно четкую выраженность эгоцентризма
младших школьников, проявляющегося в признании ими только того, что отвечает их
собственным интересам и обеспечивает достижение поставленной цели.
Подтверждением этого является отсутствие уверенности по такому критерию, как
признание младшими школьниками полезным того, что отвечает чьимто интересам.
Таблица 2.
Представления младших школьников о пользе (N=105) (в %)
Для того, чтобы быть счастливым, вы считаете необходимо
Богатство
4
2
класс
28,8
класс
21,1
Власть
Здоровье
2
класс
13,8
4 класс
2 класс
4 класс
12,6
17,1
21,1
Иметь друга
2
4 класс
Трудиться
2 класс
4 класс
класс
17,0
26,5
23,3
28,7
Гистограмма 2. Представления младших школьников о пользе
Анализ результатов, представленных в таблице 4, дает нам основание
утверждать, что польза для младших школьников ассоциируется с богатством и
трудом (28,8 % и 23,3 % соответственно). Дети осознают, что для достижения
материального благополучия необходимо упорно трудиться. По истечении
эксперимента для обучающихся польза стала ассоциироваться не только с трудом
(28,7 %), но и с обретением друга (26,5 %), богатством и здоровьем в равной степени
(21,1 %).
Таблица 3.
Статистические результаты, полученные при изучении ориентированности младших
школьников на максимализацию пользы к концу 4 класса (N=105) (в %)
Выбирая действия, вы выбираете те, которые приносят максимум пользу
Так бывает
всегда
41,4
Так бывает
иногда
35,1
Бывает и так, и
иначе
23,5
Так обычно не
бывает
3
Так никогда не
бывает
0
Гистограмма 3.
Статистические результаты,
полученные при изучении
ориентированности младших школьников на максимализацию пользы к концу 4 класса
Результаты свидетельствуют, что при выборе действий большинство младших
школьников руководствуется правилами, приносящими максимальную пользу. И по
окончании эксперимента данные не изменились.
2Представления младших школьников о способах максимализации пользы
для всех (N =105) (в %)
Таблица 4.
Поступать правильно
Выбрать, что самое главное в
жизни
2 класс
55,2
4 класс
68,2
2 класс
13,9
4 класс
18,5
Следовать правилам,
принятым в группе
4 класс
16,9
2 класс
14,7
Гистограмма 4. Представления младших школьников о способах максимализации
пользы для всех
Если во 2 классе большинство младших школьников (55,2 %) считает, что для
достижения максимальной пользы необходимо верно выбирать действия и поступки,
и лишь незначительное количество детей (13,8%) полагает, что максимализация
пользы способствует выбору ценностей (главного в жизни). По истечении
двухлетнего эксперимента мнения детей изменились незначительно: для достижения
максимальной пользы необходимо поступать – считает 68,2 % детей, а 18,5 %
думает, что максимализация пользы способствует выбору ценностей. 16,9 %
школьников выбрали ответ: максимализация пользы способствует следованию
правил, принятых в группе.
Результаты проведенного нами исследования в начале эксперимента,
представленные в следующих таблицах свидетельствуют о негативном отношении
педагогов к духовнонравственному воспитанию детей. Только 13,5 % из них уверены
в своей компетентности в сфере духовнонравственного воспитания. Более 50,0 %
респондентов признает необходимость данного направления воспитания, и только
22,8 % педагогов стремятся его осуществить, а 15,7 % считают, что духовно
нравственное воспитание младших школьников вовсе ненужное дело.
Такое отношение педагогов к деятельности, включающий духовнонравственное
воспитание, связано не только с осознанием ими высокой ответственности за
духовный мир ребенка, признанием своей некомпетентности, несовпадением
ценностных ориентаций педагогов, родителей, общества и т.п., но и отсутствием
временных возможностей включать в образовательный процесс достаточного
процента воспитательных компонентов, в связи с требованиями органов управления
об отчетности по проценту обученности младших школьников и по количеству
проведенных мероприятий.
3Статистические результаты изучения стремления педагогов ориентироваться на
отдельные уроки по духовнонравственному воспитанию школьников (N=56) (в %)
Вы считаете, что необходимы отдельные уроки духовнонравственного воспитания в школе
Вполне согласен
Пожалуй,
согласен
Затрудняюсь
ответить
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
38,0
43,1
12,0
17,2
34,3
27,3
Пожалуй, не
согласен
Совершенно не
согласен
2
класс
9,4
4 класс
7,2
2
класс
6,3
4 класс
5,1
Таблица 5.
Гистограмма 5. Статистические результаты изучения стремления педагогов
ориентироваться на отдельные уроки по духовнонравственному воспитанию школьников
Эксперимент, включивший в себя многократные консультации для педагогов,
проведение показательных занятий по духовнонравственному воспитанию младших
школьников, предоставление результатов воспитательной деятельности детей
экспериментальных групп, дал позитивные результаты. Если свое согласие с
необходимостью проведения отдельных уроков духовнонравственного воспитания
школьников на начало эксперимента выразили (38,0 % + 12,0 %) 50% педагогов, то к
концу двухлетнего эксперимента эти данные изменились: (43,1 % + 17,2 %) 60,3 %.
Если на начало эксперимента считающих, что духовнонравственное воспитание
младших школьников вовсе не нужное дело, было (9,4 % + 6,3 %) 15,7 %, то к концу
эксперимента их стало (7,2 % + 5,1 %) 12,3 %.
Таблица 6.
Статистические результаты изучения стремления педагогов использовать элементов
духовнонравственного воспитания младших школьников везде и всегда (N=56) (в %)
Вы считаете, что элементы духовнонравственного воспитания должно сопровождать
младших школьников везде и всегда
Вполне согласен
2 класс
4 класс
41,0
49,2
Пожалуй,
согласен
Затрудняюсь
ответить
Пожалуй, не
согласен
Совершенно не
согласен
2
класс
11,3
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
13,5
21,7
19,9
13,2
9,5
12,8
7,9
4Гистограмма 6. Статистические результаты изучения стремления педагогов
использовать элементов духовнонравственного воспитания младших школьников
везде и всегда
Если на начало эксперимента (41,0 % + 11,3 %) 52,3 % педагогов считало, что
духовнонравственное воспитание должно сопровождать детей везде и всегда, то к
концу эксперимента их стало (49,2 % + 13,5 %) 62,7 %. Не согласных с тем, что
духовнонравственное воспитание должно сопровождать младших школьников везде
и всегда было к началу эксперимента (13,2 % + 12,8 %) 26,0 %, а к концу их стало
(9,5 % + 7,9 %) 17,4 %.
Статистические результаты изучения стремления педагогов включить элементов
духовнонравственного воспитания в свои занятия (N=56) (в %)
Вы считаете, что каждый учитель на своих занятиях должен включать элементы духовно
Таблица 7.
Вполне согласен Пожалуй,
согласен
2 класс
4 класс
2
нравственного воспитания
Затрудняюсь
ответить
2 класс
4 класс
Пожалуй,
согласен
2 класс
не
4 класс
4 класс
класс
34,2
41,9
16,4
20,4
31,5
26,7
10,3
7,6
Совершенно не
согласен
2
класс
7,6
4 класс
3,4
Гистограмма 7. Статистические результаты изучения стремления педагогов
включить элементов духовнонравственного воспитания в свои занятия
Если к началу эксперимента (34,2 % + 16,4 %) 50,6 % педагогов, считало, что
каждый педагог на своих занятиях должен включать элементы духовно
нравственного воспитания, то к концу второго года их стало (41,9 % + 20,4 %) 62,3
%. Если к началу эксперимента не согласных с тем, что каждый педагог на своих
занятиях должен включать элементы духовнонравственного воспитания, было (10,3
% + 7,6 %) 27,9 %, то к концу их стало (7,6 % + 3,4 %) 11 %.
5Таблица 8.
Статистические результаты изучения уверенности педагогов в своей компетентности в
сфере духовнонравственного воспитания младших школьников (N=56) (в %)
Вы считаете, что вы компетентны в сфере духовнонравственного воспитания младших
Вполне смогу
Пожалуй, смогу
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
9,4
16,5
4,1
9,7
38,6
36,8
школьников
Затрудняюсь
ответить
Пожалуй, не
смогу
Совершенно не
смогу
2
класс
28,9
4 класс
2 класс
4 класс
21,8
19,0
15,2
Гистограмма 8. Статистические результаты изучения уверенности педагогов в своей
компетентности в сфере духовнонравственного воспитания младших школьников
Если к началу эксперимента считали себя компетентными в сфере духовно
нравственного воспитания младших школьников (9,4 % + 4,1 %) 13,5 % педагогов, то
к концу трех лет их стало (16,5 % + 9,7 %) 26,2 %. Если к началу эксперимента
считали себя не компетентным в сфере духовнонравственного воспитания младших
школьников (28,9 % + 19,0 %) 47,9 %, то к концу трех лет их стало (21,8 % + 15,2 %)
37,0 %.
Таблица 9.
Статистические результаты изучения стремления педагогов к духовнонравственному
воспитанию младших школьников (N=56) (в %)
Вы стремитесь к духовнонравственному воспитанию младших школьников
Вполне согласен
Пожалуй,
согласен
Затрудняюсь
ответить
Пожалуй, не
согласен
Совершенно не
согласен
2
класс
11,9
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
27,9
10,9
25,6
31,4
18,9
27,2
19,1
18,6
8,5
Гистограмма 9. Статистические результаты изучения стремления педагогов к духовно
нравственному воспитанию младших школьников
6Если к началу нашего эксперимента педагогов, стремящихся к духовно
нравственному воспитанию младших школьников было (11,9 % + 10,9 %) 22,8 %, то к
концу трех лет их стало (27,9 % + 25,6 %) 53,5 %. Если к началу эксперимента
педагогов, не стремящихся к духовнонравственному воспитанию детей было (27,2 %
+ 18,6 %) 45,8 %, то к концу их стало (19,1 % + 8,5 %) 27,6 %.
В начале нашего эксперимента опрос родителей показал, что они не считают
главным духовнонравственное воспитание детей в семье, внушительное число
родителей даже утверждало, что абсолютно не нужно заниматься воспитанием как
таковым и что жизнь сама всему научит.
Таблица10.
Статистические результаты изучения стремления родителей к духовнонравственному
воспитанию своих детей в семье (N=98) (в %)
Вы считаете, что необходимо духовнонравственное воспитание детей в семье
Вполне согласен
2 класс 4 класс
28,0
38,1
Пожалуй,
согласен
Затрудняюсь
ответить
Пожалуй, не
согласен
2
класс
11,0
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
19,2
24,3
26,3
19,4
12,2
Совершенно не
согласен
2
класс
17,3
4 класс
8,1
Гистограмма 10. Статистические результаты изучения стремления родителей к
духовнонравственному воспитанию своих детей в семье
Двухлетний эксперимент, включивший в себя многократные индивидуальные
беседы с родителями, проведение родительских факультативов, приглашение
родителей на показательные занятия по духовнонравственному воспитанию младших
школьников, предоставление нами результатов воспитательной деятельности детей
экспериментальных групп, опрос самих родителей об изменениях в их детях, дал
утешительные результаты. Если на начало эксперимента считали необходимым
духовнонравственное воспитание детей в семье (28,0 % + 11,0 %) 39 % родителей,
то к концу второго года их количество изменилось: (38,1 % + 19,2 %) 57,3 %. Если на
начало эксперимента считающих, что духовнонравственное воспитание детей в
семье вовсе не нужное дело было 19,4 % + 17,3 %) 36,7 %, то к концу эксперимента
их стало (12,2 % + 8,1 %) 20,3 %.
Таблица 11.
Статистические результаты изучения стремления родителей использовать
элементов духовнонравственного воспитания детей везде и всегда (N=98) (в %)
Вы считаете, что духовнонравственное воспитание должно сопровождать ваших детей везде
Вполне согласен
Пожалуй,
согласен
и всегда
Затрудняюсь
ответить
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
7
Пожалуй, не
согласен
Совершенно не
согласен
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс29,0
39,2
12,3
15,5
20,7
18,9
19,2
14,5
18,8
11,9
Гистограмма 11. Статистические результаты изучения стремления родителей
использовать элементов духовнонравственного воспитания детей везде и всегда
Если на начало эксперимента (29,0 % + 12,3 %) 41,3 % родителей считало, что
духовнонравственное воспитание должно сопровождать их детей везде и всегда, то к
концу таких родителей стало (39,2 % + 15,5 %) 54,7 %. Не согласных с тем, что
духовнонравственное воспитание должно сопровождать их детей везде и всегда
было к началу эксперимента (19,2 % + 18,8 %) 38,0 %, а к концу их стало (14,5 % +
18,9 %) 33,4 %.
Таблица 12.
Статистические результаты изучения уверенности родителей в своей
компетентности в сфере духовнонравственного воспитания детей в семье
(N=98) (в %)
Вы считаете, что вы компетентны в сфере духовнонравственного воспитания ваших детей
Вполне смогу
Пожалуй, смогу
2 класс 4 класс
2 класс
21,8
28,9
15,2
4
класс
19,0
Затрудняюсь
ответить
Пожалуй, не
Совершенно не
смогу
смогу
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
2 класс
4 класс
38,6
36,8
16,5
9,4
9,7
4,1
Гистограмма 12. Статистические результаты изучения уверенности родителей в
своей компетентности в сфере духовнонравственного воспитания детей в семье
Если к началу эксперимента считали себя компетентными в сфере духовно
нравственного воспитания своих детей (28,9 % + 19,0 %) 47,9 % родителей, то к
концу их стало (21,8 % + 15,2 %) 37,0 %. Если к началу эксперимента считали себя
не компетентным в сфере духовнонравственного воспитания своих детей (9,4 % +
4,1 %) 13,5 % родителей, то к концу их стало (16,5 % + 9,7 %) 26,2 Соответствующая
работа с родителями заставила их подойти к вопросу воспитания своих детей в семье
более осознанно.
8Таблица13.
Статистические результаты изучения стремления родителей к духовнонравственному
воспитанию детей в семье (N=98) (в %)
Вы стремитесь к духовнонравственному воспитанию своего ребенка в семье
Вполне согласен
2 класс
4 класс
Пожалуй,
согласен
4
2 класс
17,9
28,9
15,9
Затрудняюсь
ответить
2 класс
4 класс
29,4
17,9
класс
26,6
Пожалуй, не
согласен
2
4 класс
Совершенно не
согласен
2 класс
4 класс
класс
21,2
18,1
15,6
8,5
Гистограмма 13. Статистические результаты изучения стремления родителей к
духовнонравственному воспитанию детей в семье
Если к началу нашего эксперимента родителей, стремящихся к духовно
нравственному воспитанию своих детей в семье было (17,9 % + 15,9 %) 33,8 %, то к
концу их стало (28,9 % + 26,6 %) 55,5 %. Если к началу эксперимента родителей, не
стремящихся к духовнонравственному воспитанию своих детей в семье было (21,2 %
+ 15,6 %) 36,8 %, то к концу их стало (18,1 % + 8,5 %) 26,6 %.
Анализ опытноэкспериментальной работы показал, что большая группа
младших школьников (49,5 %) осталась за рамками просоциальной успешности. Это
определило необходимость реализации выявленных организационнопедагогических
условий данного фактора и своевременного создания успешности, способствующей
творческой самореализации, преодолению негативных проявлений в обществе. В
качестве таких ситуаций нами предложены следующие виды:
«ситуация духовнонравственного насыщения» (удовлетворяли потребности
оригинальных ситуаций,
младших школьников в создании необычных,
стимулирующих к их правильному решению на основе духовнонравственного
мышления);
«ситуация самопрезентации» (обеспечивали представление личных достижений
и демонстрацию собственной успешности младших школьников в духовно
нравственном самообразовании и самовоспитании).
В результате создания указанного условия зафиксировано ускорение процесса
формирования духовнонравственного мышления у младших школьников
экспериментальных групп.
Примерная диагностика эффективности воспитательной деятельности,
представленная ниже показывает, что в течение двух экспериментальных лет мы
сумели поднять уровень воспитанности детей примерно до среднего.
9Диагностика духовнонравственных качеств младших школьников (105 человек)
Таблица 1
Приложение 3.
№
п/п
Оцениваемые
качества личности
1
2
3
4
5
6
7
Отзывчивый
Добрый
Послушный
Внимательный
Вежливый
Трудолюбивый
Честный
«А я – вот такой!»
Самооценка младших школьников
да 1
нет 0
иногда – 0,5
не знаю 0
87
86
74
56
65
41
74
3
2
8
6
4
23
12
9
12
15
24
27
28
11
6
5
8
19
9
13
8
Гистограмма 1. Самооценка младших школьников
«Какой он – мой ребенок?»
Оцениваемые качества
личности
Оценка младших школьников родителями
да 1
нет 0
иногда – 0,5
не знаю 0
Таблица 2.
Отзывчивый
Добрый
Послушный
Внимательный
Вежливый
Трудолюбивый
Честный
91
90
85
67
87
47
73
5
3
4
8
6
16
6
6
4
12
17
7
25
21
3
8
4
13
5
17
5
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
10Гистограмма 2. Оценка младших школьников родителями
Таблица 3.
№
п/п
Оцениваемые качества
личности
«Какой он – мой ученик?»
Оценка младших школьников педагогами
да 1
нет 0
иногда – 0,5
не знаю 0
1
2
3
4
5
6
7
Отзывчивый
Добрый
Послушный
Внимательный
Вежливый
Трудолюбивый
Честный
64
57
45
47
62
46
69
19
17
23
24
11
18
12
14
18
24
27
18
29
22
8
13
13
7
14
12
2
Гистограмма 3. Оценка младших школьников педагогами
Выводы об уровне нравственных качеств:
7 баллов – очень высокий;
6 баллов – высокий;
5 баллов – средний;
34 балла – низкий;
02 балла – очень низкий.
Средний количественный результат ответов
№
п/п
Оцениваемые
качества личности
Средняя оценка младших школьников
да – 1
нет 0
иногда – 0,5
не знаю 0
Таблица 4.
1
2
3
4
5
6
7
Отзывчивый
Добрый
Послушный
Внимательный
Вежливый
Трудолюбивый
Честный
81
78
68
57
71
45
72
9
10
15
23
17
27
18
6
9
9
12
10
14
5
9
8
13
13
7
19
10
11Гистограмма 4. Средняя оценка младших школьников
Среднее количество баллов изучения духовнонравственных качеств младших
школьников
№ п/п
Оцениваемые качества личности
Средний балл
Таблица 5.
1
2
3
4
5
6
7
Отзывчивый
Добрый
Послушный
Внимательный
Вежливый
Трудолюбивый
Честный
85,5
83
75,5
68,5
79,5
58,5
81
Гистограмма 5. Среднее количество баллов изучения духовнонравственных качеств
младших школьников
Сумма=531,5 балла
531,5:105 (колво обучающихся) =5,06 балла (средний уровень воспитанности)
12Обработка результатов сравнения диагностики
между школьниками и педагогами
Таблица 6.
По Sign Test (adstudy.sta) No. of Percent
V1_5 & V2_5
Nonties
23
v < V
78,3
Z
2,50
plevel
,012
Гистограмма 6. Обработка результатов сравнения диагностики между
школьниками и педагогами по Sign Test
По Sign Test совпали мнения 23 младших школьников и 23 педагога о
вежливости детей.
Wilcoxon Matched Pairs Test (adstudy.sta) Valid
V1_3 & V2_3
V1_5 & V2_5
N
105
105
T
20,0
72,0
Z
2,04
2,01
plevel
,041
,045
Таблица 7.
Гистограмма 7. Обработка результатов сравнения диагностики между
школьниками и педагогами по Wilcoxon Matched Pairs Test
По Wilcoxon Matched Pairs Test совпали мнения всех младших школьников и
всех педагогов о послушании и вежливости младших школьников.
13Обработка результатов сравнения диагностики
между школьниками и родителями
Таблица 8.
Sign Test (adstudy.sta)
V1_1 & V3_1
V1_2 & V3_2
V1_3 & V3_3
V1_4 & V3_4
V1_5 & V3_5
No. of
Nonties
31
39
40
20
28
Percent
v < V
0,0
0,0
0,0
0,0
14,3
Z
5,39
6,08
6,17
4,25
3,59
plevel
,000
,000
,000
,000
,000
Гистограмма 8.
Обработка результатов сравнения диагностики между
школьниками и родителями по Sign Test
По Sign Test совпали мнения детей и родителей об отзывчивости (31
совпадение), доброте (39 совпадений), послушании (40 совпадений), внимательности
(20 совпадений) и вежливости (28 совпадений) младших школьников.
Wilcoxon Matched Pairs Test (adstudy.sta) Valid
V1_1 & V3_1
V1_2 & V3_2
V1_3 & V3_3
V1_4 & V3_4
V1_5 & V3_5
V1_7 & V3_7
N
105
105
105
105
105
105
T
0,0
0,0
0,0
0,0
38,0
66,5
Z
4,86
5,44
5,51
3,92
3,76
2,17
Таблица 9.
plevel
,000
,000
,000
,000
,000
,030
Гистограмма 9. Обработка результатов сравнения диагностики между школьниками и
родителями по Wilcoxon Matched Pairs Test
14По Wilcoxon Matched Pairs Test совпало 100 % мнений детей и родителей по
всем семи вопросам.
Обработка результатов сравнения диагностики
между родителями и педагогами
Таблица 10.
Sign Test (adstudy.sta)
V2_1 & V3_1
V2_2 & V3_2
V2_3 & V3_3
V2_4 & V3_4
V2_5 & V3_5
No. of
Nonties
35
40
45
40
29
Percent
v < V
0,00
7,50
0,00
27,50
0,00
Z
5,75
5,22
6,56
2,69
5,20
plevel
,000
,000
,000
,007
,000
Гистограмма 10. Обработка результатов сравнения диагностики между родителями и
педагогами по Sign Test
По Sign Test совпали мнения педагогов и родителей об отзывчивости (35
совпадений), доброте (40 совпадений), послушании (45 совпадений), внимательности
(40 совпадений) и вежливости (29 совпадений) обучающихся.
Таблица 11.
Wilcoxon Matched Pairs Test (adstudy.sta) Valid
V2_1 & V3_1
V2_3 & V3_2
V2_3 & V3_3
V2_4 & V3_4
V2_5 & V3_5
V2_7 & V3_7
N
105
105
105
105
105
105
T
0,00
14,00
0,00
130,00
0,00
71,50
Z
5,16
5,09
5,84
3,76
4,70
2,02
plevel
,000
,000
,000
,000
,000
,043
Гистограмма 10. Обработка результатов сравнения диагностики между родителями и
педагогами по Wilcoxon Matched Pairs Test
15По Wilcoxon Matched Pairs Test совпало 100 % мнений педагогов и родителей по
всем семи вопросам.
16