анализ стихотворения А.С. Пушкина "Сожжённое письмо"

  • Рабочие листы
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Проницательный читатель" знает, что оно навеяно отношениями А.С. Пушкина с Е.К. Воронцовой, любовь к которой поэт хранил всю свою жизнь. На многих портретах поэта мы видим на его руке массивный перстень — подарок, полученный от любимой при расставании. Мы знаем, что поэта связывало с ней глубокое и трепетное чувство, но обстоятельства жизни не могли дать им возможность соединиться.
Иконка файла материала Александр Сергеевич Пушкин.docx
Александр Сергеевич Пушкин (1799 ­1837) – великий русский поэт и писатель,    драматург, прозаик, критик, публицист, основоположник новой русской литературы. Роль Пушкина в русской литературе  совершенно уникальна. Он обозначил высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса XIX века, создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты. Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина «Сожжённое  письмо». "Проницательный   читатель"   знает,   что   оно   навеяно   отношениями А.С. Пушкина с Е.К. Воронцовой, любовь к которой поэт хранил всю свою жизнь. На многих портретах поэта мы видим на его руке массивный перстень — подарок, полученный от любимой при расставании. Мы знаем, что поэта связывало с ней глубокое и трепетное чувство, но обстоятельства жизни не могли   дать   им   возможность   соединиться.   Вместо   задуманного   побега   из Одессы   за   границу   Пушкин   попадает   в   Михайловское,   где   пишет стихотворение   «Зимний   вечер»,   в   подтексте   которого   содержится   явный намёк на отношения с возлюбленной и их разлуку. Поэт совсем не случайно упоминает в тексте две русские песни, которые просит спеть свою няню. С детства знакомые строки "Спой мне песню, как синица тихо за морем жила, // Спой мне песню, как девица за водой поутру шла…" отсылают нас к поиску культурологического подтекста. Дело в том, что русская песня «За морем синичка не пышно жила» ассоциативно напоминает нам о любимой, которая осталась далеко, "за морем". А в песне «По улице мостовой», где "шла девица за водой", оказывается, есть такие строчки: "Подарочек дорогой, перстенёчек насыпной…", которые намекают на памятный для поэта предмет. Центральные образы стихотворения — это Он и Она. Она далеко, и  письмо — это то, что хранит память о ней, веет её дыханием, говорит её  голосом.  Интонации стихотворения напряжённые, взволнованные, и это  подчёркивается прежде всего поэтическим синтаксисом, обилием  восклицательных знаков, многоточий, коротких предложений, обращений.  Стихотворение можно условно разделить на три части: первый–пятый  стихи, шестой–середина тринадцатого стиха (до многоточия) и тринадцатый– шестнадцатый стихи. В первой части поэт прощается с письмом. Но это не  просто прощание с любимой. Мы понимаем, что возлюбленные расстаются  навсегда, и письмо — атрибут, символ любви, последняя нить, связывающая  близкие души и сердца. Ритм первой части замедленный, герой как будтоспециально медлит, пытаясь оттянуть момент сожжения письма. Он не хочет  сжигать письмо, но желание любимой одерживает верх над его чувствами.  "Она велела" — и он уже готов это сделать. Нужно только внутренне  настроиться на расставание, заставить свою душу перестать чувствовать. И  вот миг настал — "ничему душа" его "не внемлет". Знаки препинания внутри  стихотворных строк создают многочисленные внутристиховые паузы, которые придают тексту "рваный" ритм, усиливают его напряженность и  взволнованность.  Вторая часть — кульминация в развитии чувства. Процесс сожжения  письма предельно детализирован, поэту дорого каждое мгновение прощания с  ним. Мы видим подробную картину горения. Сначала "жадное" пламя  поглощает листы, затем они вспыхивают, пылают, превращаясь в легкий дым.  Теряет очертания оттиск "перстня верного" на сургучной печати. Этот  перстень — тоже знак их отношений. Наконец тёмные листы свертываются и  становятся пеплом. Что же происходит в этот момент с лирическим  субъектом? Он молится, просит судьбу пощадить его и её и видит заветные  черты возлюбленной "на лёгком пепле". Повышенную экспрессивность  придаёт тексту и обилие восклицательных интонаций, и обращение к судьбе, к "провиденью".    Центральная часть стихотворения наполнена глагольной лексикой,  обилие которой говорит о динамике текста, смятении чувств и пике страстей.  Высший накал чувств — в слове "свершилось!". Он подчёркивается и  звуковой стороной образов. Если в начале второй части аллитерация на "л"  показывает медленность, плавность процесса, то в девятом–одиннадцатом  стихах повышается частотность звука "р", что ещё больше усиливает  напряжение и трагизм этой картины. Горит не просто письмо, горит любовь,  исчезает навсегда любимый человек, а с ним и часть жизни, от которой  остались лишь воспоминанья.  Тяжёлым, скорбным настроением проникнута последняя часть  стихотворения. Поэт испытывает почти физическую боль, ему трудно дышать, грудь его "стеснилась". Темп речи замедляется включением определений­ прилагательных, которые наделены оттенками значений, характерных для  человека: "пепел милый", "отрада бедная", "в судьбе… унылой", "на  горестной груди". Пепел — единственное, что осталось от письма, и поэт  просит пепел остаться с ним. Само слово "пепел" употребляется здесь в  субъективно­авторском значении и становится синонимом слова  "воспоминание". Стихотворение заканчивается открытым финалом. Стих как  бы обрывается на полуслове. В этом приёме и взволнованность поэта,  потрясённого картиной горения письма, и надежда на то, что хотя бы пепел  "на горестной груди" не исчезнет со временем, а будет напоминать об  ушедшей любви.К стихотворению «Сожжённое письмо» тематически примыкают  стихотворения «Ненастный день потух…», «Храни меня, мой талисман...» и  «Там, где море тихо плещет...», также навеянные отношениями с Воронцовой.