Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Сожжённое письмо"
Оценка 4.8
Рабочие листы
docx
дефектология +1
Взрослым
31.03.2018
"Проницательный читатель" знает, что оно навеяно отношениями А.С. Пушкина с Е.К. Воронцовой, любовь к которой поэт хранил всю свою жизнь. На многих портретах поэта мы видим на его руке массивный перстень — подарок, полученный от любимой при расставании. Мы знаем, что поэта связывало с ней глубокое и трепетное чувство, но обстоятельства жизни не могли дать им возможность соединиться.
Александр Сергеевич Пушкин.docx
Александр Сергеевич Пушкин (1799 1837) – великий русский поэт и писатель,
драматург, прозаик, критик, публицист, основоположник новой русской литературы. Роль Пушкина в русской литературе
совершенно уникальна. Он обозначил высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса XIX века,
создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты.
Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина «Сожжённое
письмо».
"Проницательный читатель" знает, что оно навеяно отношениями
А.С. Пушкина с Е.К. Воронцовой, любовь к которой поэт хранил всю свою
жизнь. На многих портретах поэта мы видим на его руке массивный перстень
— подарок, полученный от любимой при расставании. Мы знаем, что поэта
связывало с ней глубокое и трепетное чувство, но обстоятельства жизни не
могли дать им возможность соединиться. Вместо задуманного побега из
Одессы за границу Пушкин попадает в Михайловское, где пишет
стихотворение «Зимний вечер», в подтексте которого содержится явный
намёк на отношения с возлюбленной и их разлуку. Поэт совсем не случайно
упоминает в тексте две русские песни, которые просит спеть свою няню. С
детства знакомые строки "Спой мне песню, как синица тихо за морем жила, //
Спой мне песню, как девица за водой поутру шла…" отсылают нас к поиску
культурологического подтекста. Дело в том, что русская песня «За морем
синичка не пышно жила» ассоциативно напоминает нам о любимой, которая
осталась далеко, "за морем". А в песне «По улице мостовой», где "шла девица
за водой", оказывается, есть такие строчки: "Подарочек дорогой, перстенёчек
насыпной…", которые намекают на памятный для поэта предмет.
Центральные образы стихотворения — это Он и Она. Она далеко, и
письмо — это то, что хранит память о ней, веет её дыханием, говорит её
голосом.
Интонации стихотворения напряжённые, взволнованные, и это
подчёркивается прежде всего поэтическим синтаксисом, обилием
восклицательных знаков, многоточий, коротких предложений, обращений.
Стихотворение можно условно разделить на три части: первый–пятый
стихи, шестой–середина тринадцатого стиха (до многоточия) и тринадцатый–
шестнадцатый стихи. В первой части поэт прощается с письмом. Но это не
просто прощание с любимой. Мы понимаем, что возлюбленные расстаются
навсегда, и письмо — атрибут, символ любви, последняя нить, связывающая
близкие души и сердца. Ритм первой части замедленный, герой как будто специально медлит, пытаясь оттянуть момент сожжения письма. Он не хочет
сжигать письмо, но желание любимой одерживает верх над его чувствами.
"Она велела" — и он уже готов это сделать. Нужно только внутренне
настроиться на расставание, заставить свою душу перестать чувствовать. И
вот миг настал — "ничему душа" его "не внемлет". Знаки препинания внутри
стихотворных строк создают многочисленные внутристиховые паузы, которые
придают тексту "рваный" ритм, усиливают его напряженность и
взволнованность.
Вторая часть — кульминация в развитии чувства. Процесс сожжения
письма предельно детализирован, поэту дорого каждое мгновение прощания с
ним. Мы видим подробную картину горения. Сначала "жадное" пламя
поглощает листы, затем они вспыхивают, пылают, превращаясь в легкий дым.
Теряет очертания оттиск "перстня верного" на сургучной печати. Этот
перстень — тоже знак их отношений. Наконец тёмные листы свертываются и
становятся пеплом. Что же происходит в этот момент с лирическим
субъектом? Он молится, просит судьбу пощадить его и её и видит заветные
черты возлюбленной "на лёгком пепле". Повышенную экспрессивность
придаёт тексту и обилие восклицательных интонаций, и обращение к судьбе, к
"провиденью".
Центральная часть стихотворения наполнена глагольной лексикой,
обилие которой говорит о динамике текста, смятении чувств и пике страстей.
Высший накал чувств — в слове "свершилось!". Он подчёркивается и
звуковой стороной образов. Если в начале второй части аллитерация на "л"
показывает медленность, плавность процесса, то в девятом–одиннадцатом
стихах повышается частотность звука "р", что ещё больше усиливает
напряжение и трагизм этой картины. Горит не просто письмо, горит любовь,
исчезает навсегда любимый человек, а с ним и часть жизни, от которой
остались лишь воспоминанья.
Тяжёлым, скорбным настроением проникнута последняя часть
стихотворения. Поэт испытывает почти физическую боль, ему трудно дышать,
грудь его "стеснилась". Темп речи замедляется включением определений
прилагательных, которые наделены оттенками значений, характерных для
человека: "пепел милый", "отрада бедная", "в судьбе… унылой", "на
горестной груди". Пепел — единственное, что осталось от письма, и поэт
просит пепел остаться с ним. Само слово "пепел" употребляется здесь в
субъективноавторском значении и становится синонимом слова
"воспоминание". Стихотворение заканчивается открытым финалом. Стих как
бы обрывается на полуслове. В этом приёме и взволнованность поэта,
потрясённого картиной горения письма, и надежда на то, что хотя бы пепел
"на горестной груди" не исчезнет со временем, а будет напоминать об
ушедшей любви. К стихотворению «Сожжённое письмо» тематически примыкают
стихотворения «Ненастный день потух…», «Храни меня, мой талисман...» и
«Там, где море тихо плещет...», также навеянные отношениями с Воронцовой.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Сожжённое письмо"
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Сожжённое письмо"
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Сожжённое письмо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.