Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описывается место и роль предмета "Самопознание" в образовательной среде. Как в процессе изучения предмета «Самопознание»можно сформировать ученический коллектив.Место и роль учебной дисциплины «Самопознание» в школе велики. Данная дисциплина призвана помочь подростку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова.
Иконка файла материала конспект.docx
Анализ   возможностей   учебного   предмета  «Самопознание»   по созданию условий  для формирования ученического коллектива Социальная Место и роль учебной дисциплины «Самопознание» в школе велики. Данная дисциплина призвана помочь подростку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. значимость предмета «Самопознание» заключается в приобщении подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, нравственным идеалам и нормам поведения, обеспечивающим многомерность восприятия мира и гармонию, направлено на формирование и развитие у ребёнка чувства принадлежности к обществу, в котором он живёт, то есть - гражданское воспитание. Осознание подростком связи между человеком, обществом, природой, космосом; между эпохами (прошлым, настоящим и будущим) и цивилизациями (Восток- Запад); между конфессиями и этносами; между поколениями и полами и др. способствует развитию гражданской позиции, полагает И.Д. Фрумин [1]. На данный момент сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду, с ее качественным сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе. Такое содержание новой концепции и возобновления интереса к вопросам коллектива обусловлено тем, что человек – существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу. И в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью. конструктивные используются обновлением, возможностьВоспитание через коллектив, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется   в   реальной   образовательной   практике   различными   путями   и прежде всего через предмет «Самопознание».  Самопознание   как   учебный   предмет   призвано   выполнять   ключевую роль в создании условий для становления гражданственности личности, ее духовного совершенствования и самореализации. Объектом самопознания как   целостного   процесса   является   человек,   который   рассматривается   в контексте   природного   и   социального   аспектов   бытия.   Человек,   являясь сложноорганизованной   системой,   проявляет   себя   как   индивид,   личность, субъект   деятельности   и   индивидуальность.   Органическое   единство   этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, и самосовершенствование  [2].   Это   определяет   предметную   область самопознания   и   конкретизирует   познавательную,   развивающую   и воспитывающую функции учебного предмета.  самоактуализацию,       самореализацию Предметная   область   самопознания   предполагает   организацию целенаправленного   образовательного   процесса,   направленного   на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала   посредством   создания   своего   внутреннего   мира,   осмысления своей неповторимой индивидуальности.  Средства   предмета   «Самопознание»   также   ориентированы   на оказание   поддержки   и   содействия   учащимся   в   приобретении   жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять свою социальную сущность[3]. Основное   назначение   учебного   процесса   по   самопознанию заключается в том, чтобы:   –  раскрывать  способности   человека  и   развивать   его   как   индивида,   как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;   –   формировать   основы   нравственного   поведения   учащихся,   социально значимых   ориентаций,   обуславливающих   отношение   человека   к   себе, окружающему миру, человечеству в целом;    –   формировать   систему   ценностей   личности,   практические   навыки творческого   приложения   знаний   в   решении   проблем,   направленные   на служение обществу [4]. При   этом,   формирование   ученического   коллектива   через   предмет «Самопознание» осуществляется путем достижения следующих целей: ­ способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности; 2­   содействовать   гармоничному   становлению   личности   посредством целенаправленного   развития   следующих   жизненно   важных   ключевых компетенций: ­ определять свою жизненную позицию; ­ конструктивно  решать различные  вопросы  соответственно нравственным нормам; ­   выстраивать   доброжелательное   отношение   с   собой,   людьми   и окружающим миром; ­   оказывать   посильную   помощь   людям,   проявлять   заботу   о   родных   и близких; ­ жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях; ­   проявлять   созидательную   активность,   гражданственность   и   патриотизм, готовность работать в коллективе, помогать  товарищам; ­ проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки; ­ развивать на практике навыки служения обществу [5]. Ориентиром   для   всех   участников   педагогического   процесса   служат ключевые, которые и являются основанием для определения содержания учебного предмета «Самопознание», организации работы по формированию коллектива. Это   обеспечивается   решением   следующих   задач,   предусмотренных предлагаемой   программой   по   самопознанию   для   основного   среднего образования и общего среднего образования: ­ раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них; ­   развитие   мотивации   к   познанию   себя,   других,   мира   и   человечества,   к пониманию своего предназначения, к проявлению добра и любви к себе и другим; ­   развитие   чувства   собственного   достоинства,   уверенности   в   себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки; ­ развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека,   его   единство   с   природой,   взаимозависимость   физического   и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу для ведения здорового образа жизни; ­развитие   способности   к   критическому   осмыслению   и   осознанию   возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей; ­ раскрытие способности применять знания, умения и навыки для сбора и анализа информации в заданном контексте; оценивать ситуацию; выражать свое   отношение   для   принятия   личностно   значимых   решений,   не противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям; 3­   развитие   способности   проявлять   созидательную   активность   в повседневной жизни в решении конкретных вопросов; умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам [6]. На   решение   задач   формирования   ученического   коллектива направлены   состав   и   структура   содержания   предмета   «Самопознание», которые и определили базовое содержание образования с 1 по 11 класс. Дидактическими   основаниями,   регулирующими   отбор   содержания предмета «Самопознание», являются: ­  общая   цель  нравственно­духовного  образования,  направленная  на раскрытие   способностей   человека   и   гармоническое   развитие   его физического,   психического,   духовного,   социального   и   творческого потенциалов; ­ образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированные на   содействие   развитию   у   учащихся   интеллектуальной,   информационной, коммуникативной и рефлексивной культур. Логическая структура содержания предмета определена исходя из: ­ системы общечеловеческих ценностей, позволяющих  познавать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа; ­   познавать   других:   семья,   дружба,   общение,   равенство,   братство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество; ­ познавать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония со Вселенной, вера, надежда; ­ познавать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом человечества, творчество, культура, единение с человечеством;  ­ основных качеств личности, проявляющихся относительно: себя:   любовь,   человечность,   благородство   души,   уважение   к   себе, самостоятельность, трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность; других:   ответственность,   общительность,   отзывчивость, справедливость, толерантность, вежливость; мира:   стремление   к   познанию,   стремление   любить,   стремление заботиться, стремление служить обществу, любознательность, доброта; человечества:   мудрость,   открытость,   оптимизм,   приверженность традициям, устремленность в будущее, глобальная ответственность;  ­   составных   компонентов   социального   опыта,   накопленных человечеством: мировая культура, мудрость народов, знания/наука [6].  Содержательные линии, выстроенные в ключе: познать себя, познать других,   познать   мир,   познать   человечество,   конкретизируются   в   базовом содержании, включающем в себя следующие направления:  1. «Познание человеком самого себя». 2. «Человек в обществе». 3. «Человек и окружающий мир». 44. «Духовный опыт человечества».  Указанные   направления   выступают   ключевыми   векторами   процесса самопознания, так как в полной мере отвечают логике человеческой жизни, системе   общечеловеческих   ценностей   и   содержат   значительные предпосылки   для   развития   личностных   качеств,   самоопределения   и максимальной   самореализации   личности   в   коллективе   и   являются сквозными,   что   предполагает   более   точную   конкретизацию   на   разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей [6]. Через   содержание   предмета   обеспечивается   как   формирование ученического   коллектива,   так   и   формирование   и   развитие   эстетических воззрений, знаний об окружающем мире и месте человека в нем; раскрытие разных сторон целостного процесса развития гармоничной личности, роли человека в обществе, значения гармонии и единства человека и природы, Вселенной;   воспитание   культуры   взаимоотношений   с   другими   людьми; понимание   значения   общечеловеческих   ценностей   в   духовном   опыте человечества. Программа   по   самопознанию   для   общеобразовательной   школы   дает широкие   возможности   для   формирования   ученического   коллектива, понимания   смысла   жизни   и   предназначения   человека[7].   Данный   курс, усиливая   ценностный   смысл   образования,   имеет   направленность   на раскрытие и развитие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, критически мыслить, совершать нравственный выбор, ценить и преумножать традиции, созидать, принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться. В   программе   предусмотрена   преемственность   в   развитии   основных понятий об общечеловеческих ценностях и личностных качествах по классам и уровням среднего образования. Вместе с тем, данная программа может служить   основой   для   осуществления   межпредметной   связи   и  интеграции основных идей самопознания с содержанием других учебных предметов в плане   формирования   мировоззрения,   здорового   образа   жизни;   развития нравственных качеств, экологического сознания, эстетических вкусов [7].  Программа   предполагает   тематическое   развертывание   содержания предмета по классам, что соответствует следующим разделам:   1. 2. 3. 4.  «Радость познания»,  «Учимся общению»,   «Быть человеком»,   «Как прекрасен этот мир!».  5Содержание  образования  на  уровнях  основного  среднего   и общего среднего   образования   разворачивается   в   соответствии   со   следующими разделами:  I «Быть человеком»,  II «Человек и общество»,  III «Мир и человек»,  IV «Мир человечества».  В   программе   по   самопознанию   учитывается,   что   развитие   личности учащегося осуществляется в коллективе,   процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне ее, в учебное и свободное от учебных занятий время. Этим   определяется   особенность   данной   программы,   в   которой предусматривается   ученического   коллектива   личности   и   представлений каждого школьника об общечеловеческих ценностях, которые  необходимы каждому человеку на протяжении всей жизни. При этом следует отметить, что   качества   личности   не   могут   быть   развиты   в   порядке   определенной очередности. Учитывая тесную их связь между собой, темы внутри каждого раздела от класса к классу выстроены в направлении раскрытия тех или иных граней понятий в различном их сочетании. При этом в содержании тем и их расположении отражается логика раскрытия основной идеи каждого раздела [8].  С   учетом   специфики   предмета,   его   целей   и   задач   предполагается применение   различных   видов   нестандартных   уроков,   обладающих здоровьесберегающим потенциалом (уроки­размышления, уроки­дискуссии, театрализованные   уроки,   уроки   творчества,   уроки   на   природе,   уроки­ конкурсы, уроки­фантазии, уроки­концерты, уроки­экскурсии, уроки­игры и др.).  Кроме   того,   содержанием   программы   предусмотрено   использование ряда   методических   приемов   обучения,   которые   в   наибольшей   степени содействуют   целям   и   задачам   самопознания.   Такие   приемы,   как   «Круг радости»   и   «Круг   «От   сердца   к   сердцу»,   которые   применяются соответственно в начале и по завершении каждого занятия, способствуют тому, что каждый ученик вовлечен в проблему урока, принят коллективом и сам позитивно воспринимает коллектив. Содержание   предмета   предполагает   в   рамках   формирования ученического коллектива использование приемов и методов, направленных как   на   расширение   знаний   и   представлений   школьников   о   ценностях   и коллектива   и   месте   личности   в   нем,   так   и   на   развитие   их   мышления, эмоционально­волевой   сферы,   на   эмоционально­образное   восприятие учебного   материала,   активизацию   познавательного   интереса,   раскрытие творческого   потенциала     «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др.).    «Цитата   урока», («Чтение», 6Важным условием организации учебного процесса по самопознанию является   создание   на   уроках   здоровьесберегающей   среды   с   помощью методических   приемов,   благотворно   влияющих   на   настроение   и самочувствие   учащихся,   снижению напряженности   тела,   преодолению   усталости,   утомляемости,   лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии («Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споемте, друзья» и др.).    способствующих   релаксации, Программа по изучению самостоятельного предмета «Самопознание» в рамках инвариантной учебной нагрузки для 1­х – 11­х классов рассчитана на объем учебной нагрузки, составляющий 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году в каждом классе. Уроки 33­34 на всех уровнях образования обозначены   как   «итоговое   повторение»,   что   предполагает   обобщение   и систематизацию   пройденного   материала   по   завершении   курса. Предусмотрена возможность для каждого учителя выбрать для этой цели направление,   соответствующее   успехам   и   достижениям   каждого конкретного   ученического   коллектива   в   процессе   изучения   предмета. Возможно   распределение   часов   итогового   повторения   по   полугодиям.   В этом   случае   1   час   выделяется   на   подведения   итогов   работы   в   первом полугодии, 1 час – во втором.  Часы итогового повторения можно рассматривать и как возможность для   учащихся   продемонстрировать   результаты   творческой   деятельности, которая отражается в портфолио [8]. Портфолио   ­   это   совокупность   творческих   работ   учащегося, иллюстрирующая   его   достижения   в   процессе   самопознания.   Творческие работы   могут   носить   индивидуальный,   групповой   или   коллективный характер. Цели введения портфолио: ­ поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию, ­развивать   навыки   рефлексивной   и   оценочной   (самооценочной) деятельности   школьников,   содействовать   их   дальнейшей   успешной социализации. Анализ качества портфолио позволяет совершенствовать и развивать образовательный   процесс   по   самопознанию,   принимать   своевременные решения для повышения эффективности деятельности учителя и учеников на   уроке   и   служит   одним   из   способов   оценивания   познавательной деятельности учащихся [8].  7С  учетом специфики  предмета, где обучение  происходит  на  основе интерактивной   методики,   предусмотрено   деление   контингента   учащихся каждого класса на две подгруппы. Деление  на подгруппы обеспечивает для   учителя   возможность   проявить   более   пристальное   внимание   к внутренней динамике личностного, духовного роста учащихся, способствует организации полноценного диалога субъектов образовательного процесса, а также содержит возможность для учащихся высказать свою позицию по поводу   обсуждаемой   на   уроке   проблемы,   максимально   раскрыть   свои способности, развить интересы и выработать ценностное отношение к себе и окружающему миру. Формирование ученического коллектива в рамках урока самопознание опирается на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия: Земля   ­   общий   дом   человечества   XXI   века,   Земля   людей   и   живой природы. Отечество ­ единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков. Семья   ­   начальная   структурная   единица   общества,   первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития. Труд   ­   основа   человеческого   бытия,   вид   деятельности,   адекватный сущности человека. Знания   ­   результат   усердного   и,   прежде   всего,   творческого   труда, мощное средство развития личности. Культура ­ духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций. Мир ­ покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества. Человек ­ высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", объект, субъект и результат воспитательной системы школы. Центральное   место   в   формировании   ученического   коллектива семиклассников   на   уроках   самопознания     занимает   формирование колективного сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас. Формирование   ученического   коллектива   осуществляется   через воплощение следующих идей: ­ идея согласования ценностей поколений, ­ идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности, ­ идея оптимально организованной деятельности школьников.  8Лучший   воспитатель,   считаем   мы,   это   правильно   организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.  Необходимо   помочь   учащимся   выявить,   в   чём   они   действительно нуждаются   и   что   им   «просто   хочется»,   затем   сравнить   их   запросы   с потребностями   и   желаниями   других   людей.   Учащиеся   могут   разработать правила, которым они должны следовать в группе, в классе, дома, с тем чтобы   потребности   и   желания   одних   не   задевали,   не   ущемляли   прав   и законных   интересов   других.   В   таких   случаях   наиболее   успешно используется игра, как один из методов организации урока.  Список использованной литературы: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учеб. пособие. ­ М.: 1 Академия, 2012. – 214 с. 2 Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно­ нравственном воспитании учащихся. ­ М.: OIMRU, 2014. – 147 с. 3 Государственный   общеобязательный   стандарт   среднего   образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание» ГОСО РК 2.004.043. ­ 2010. 4 5 6 Учебная программа по предмету «Самопознание» 1­11 класс. Шевцов А.А. Введение в самопознание. ­ М., 2013. – 214 с. Познай   истину:   Книга   VI.   Самопознание.   Мысли   на   каждый   день.­ Алматы, 2013. – 136 с. 7 8 Познай истину: Книга VIII. Книга для родителей. ­ Алматы, 2013. ­ 224 с. Самопознание   (теория,   практика,   поиск   новых   парадигм).   Сборник материалов   республиканских   научно­практических   семинаров   по   нравственно­ духовному образованию Выпуск 2 в трех частях. ­ Алматы, 2013. ­ 116с. 9 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // М., 2013. – 464 с. 10 Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин // М.: Просвещение, 2014. – 176 с. 9