Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива
Оценка 4.9

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Оценка 4.9
Документация
docx
библиотека
5 кл—8 кл
19.10.2018
Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива
В статье описывается место и роль предмета "Самопознание" в образовательной среде. Как в процессе изучения предмета «Самопознание»можно сформировать ученический коллектив.Место и роль учебной дисциплины «Самопознание» в школе велики. Данная дисциплина призвана помочь подростку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова.
конспект.docx
Анализ   возможностей   учебного   предмета  «Самопознание»   по созданию условий  для формирования ученического коллектива Социальная Место и роль учебной дисциплины «Самопознание» в школе велики. Данная дисциплина призвана помочь подростку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. значимость предмета «Самопознание» заключается в приобщении подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, нравственным идеалам и нормам поведения, обеспечивающим многомерность восприятия мира и гармонию, направлено на формирование и развитие у ребёнка чувства принадлежности к обществу, в котором он живёт, то есть - гражданское воспитание. Осознание подростком связи между человеком, обществом, природой, космосом; между эпохами (прошлым, настоящим и будущим) и цивилизациями (Восток- Запад); между конфессиями и этносами; между поколениями и полами и др. способствует развитию гражданской позиции, полагает И.Д. Фрумин [1]. На данный момент сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду, с ее качественным сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе. Такое содержание новой концепции и возобновления интереса к вопросам коллектива обусловлено тем, что человек – существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу. И в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью. конструктивные используются обновлением, возможность Воспитание через коллектив, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется   в   реальной   образовательной   практике   различными   путями   и прежде всего через предмет «Самопознание».  Самопознание   как   учебный   предмет   призвано   выполнять   ключевую роль в создании условий для становления гражданственности личности, ее духовного совершенствования и самореализации. Объектом самопознания как   целостного   процесса   является   человек,   который   рассматривается   в контексте   природного   и   социального   аспектов   бытия.   Человек,   являясь сложноорганизованной   системой,   проявляет   себя   как   индивид,   личность, субъект   деятельности   и   индивидуальность.   Органическое   единство   этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, и самосовершенствование  [2].   Это   определяет   предметную   область самопознания   и   конкретизирует   познавательную,   развивающую   и воспитывающую функции учебного предмета.  самоактуализацию,       самореализацию Предметная   область   самопознания   предполагает   организацию целенаправленного   образовательного   процесса,   направленного   на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала   посредством   создания   своего   внутреннего   мира,   осмысления своей неповторимой индивидуальности.  Средства   предмета   «Самопознание»   также   ориентированы   на оказание   поддержки   и   содействия   учащимся   в   приобретении   жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять свою социальную сущность[3]. Основное   назначение   учебного   процесса   по   самопознанию заключается в том, чтобы:   –  раскрывать  способности   человека  и   развивать   его   как   индивида,   как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;   –   формировать   основы   нравственного   поведения   учащихся,   социально значимых   ориентаций,   обуславливающих   отношение   человека   к   себе, окружающему миру, человечеству в целом;    –   формировать   систему   ценностей   личности,   практические   навыки творческого   приложения   знаний   в   решении   проблем,   направленные   на служение обществу [4]. При   этом,   формирование   ученического   коллектива   через   предмет «Самопознание» осуществляется путем достижения следующих целей: ­ способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности; 2 ­   содействовать   гармоничному   становлению   личности   посредством целенаправленного   развития   следующих   жизненно   важных   ключевых компетенций: ­ определять свою жизненную позицию; ­ конструктивно  решать различные  вопросы  соответственно нравственным нормам; ­   выстраивать   доброжелательное   отношение   с   собой,   людьми   и окружающим миром; ­   оказывать   посильную   помощь   людям,   проявлять   заботу   о   родных   и близких; ­ жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях; ­   проявлять   созидательную   активность,   гражданственность   и   патриотизм, готовность работать в коллективе, помогать  товарищам; ­ проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки; ­ развивать на практике навыки служения обществу [5]. Ориентиром   для   всех   участников   педагогического   процесса   служат ключевые, которые и являются основанием для определения содержания учебного предмета «Самопознание», организации работы по формированию коллектива. Это   обеспечивается   решением   следующих   задач,   предусмотренных предлагаемой   программой   по   самопознанию   для   основного   среднего образования и общего среднего образования: ­ раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них; ­   развитие   мотивации   к   познанию   себя,   других,   мира   и   человечества,   к пониманию своего предназначения, к проявлению добра и любви к себе и другим; ­   развитие   чувства   собственного   достоинства,   уверенности   в   себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки; ­ развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека,   его   единство   с   природой,   взаимозависимость   физического   и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу для ведения здорового образа жизни; ­развитие   способности   к   критическому   осмыслению   и   осознанию   возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей; ­ раскрытие способности применять знания, умения и навыки для сбора и анализа информации в заданном контексте; оценивать ситуацию; выражать свое   отношение   для   принятия   личностно   значимых   решений,   не противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям; 3 ­   развитие   способности   проявлять   созидательную   активность   в повседневной жизни в решении конкретных вопросов; умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам [6]. На   решение   задач   формирования   ученического   коллектива направлены   состав   и   структура   содержания   предмета   «Самопознание», которые и определили базовое содержание образования с 1 по 11 класс. Дидактическими   основаниями,   регулирующими   отбор   содержания предмета «Самопознание», являются: ­  общая   цель  нравственно­духовного  образования,  направленная  на раскрытие   способностей   человека   и   гармоническое   развитие   его физического,   психического,   духовного,   социального   и   творческого потенциалов; ­ образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированные на   содействие   развитию   у   учащихся   интеллектуальной,   информационной, коммуникативной и рефлексивной культур. Логическая структура содержания предмета определена исходя из: ­ системы общечеловеческих ценностей, позволяющих  познавать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа; ­   познавать   других:   семья,   дружба,   общение,   равенство,   братство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество; ­ познавать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония со Вселенной, вера, надежда; ­ познавать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом человечества, творчество, культура, единение с человечеством;  ­ основных качеств личности, проявляющихся относительно: себя:   любовь,   человечность,   благородство   души,   уважение   к   себе, самостоятельность, трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность; других:   ответственность,   общительность,   отзывчивость, справедливость, толерантность, вежливость; мира:   стремление   к   познанию,   стремление   любить,   стремление заботиться, стремление служить обществу, любознательность, доброта; человечества:   мудрость,   открытость,   оптимизм,   приверженность традициям, устремленность в будущее, глобальная ответственность;  ­   составных   компонентов   социального   опыта,   накопленных человечеством: мировая культура, мудрость народов, знания/наука [6].  Содержательные линии, выстроенные в ключе: познать себя, познать других,   познать   мир,   познать   человечество,   конкретизируются   в   базовом содержании, включающем в себя следующие направления:  1. «Познание человеком самого себя». 2. «Человек в обществе». 3. «Человек и окружающий мир». 4 4. «Духовный опыт человечества».  Указанные   направления   выступают   ключевыми   векторами   процесса самопознания, так как в полной мере отвечают логике человеческой жизни, системе   общечеловеческих   ценностей   и   содержат   значительные предпосылки   для   развития   личностных   качеств,   самоопределения   и максимальной   самореализации   личности   в   коллективе   и   являются сквозными,   что   предполагает   более   точную   конкретизацию   на   разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей [6]. Через   содержание   предмета   обеспечивается   как   формирование ученического   коллектива,   так   и   формирование   и   развитие   эстетических воззрений, знаний об окружающем мире и месте человека в нем; раскрытие разных сторон целостного процесса развития гармоничной личности, роли человека в обществе, значения гармонии и единства человека и природы, Вселенной;   воспитание   культуры   взаимоотношений   с   другими   людьми; понимание   значения   общечеловеческих   ценностей   в   духовном   опыте человечества. Программа   по   самопознанию   для   общеобразовательной   школы   дает широкие   возможности   для   формирования   ученического   коллектива, понимания   смысла   жизни   и   предназначения   человека[7].   Данный   курс, усиливая   ценностный   смысл   образования,   имеет   направленность   на раскрытие и развитие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, критически мыслить, совершать нравственный выбор, ценить и преумножать традиции, созидать, принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться. В   программе   предусмотрена   преемственность   в   развитии   основных понятий об общечеловеческих ценностях и личностных качествах по классам и уровням среднего образования. Вместе с тем, данная программа может служить   основой   для   осуществления   межпредметной   связи   и  интеграции основных идей самопознания с содержанием других учебных предметов в плане   формирования   мировоззрения,   здорового   образа   жизни;   развития нравственных качеств, экологического сознания, эстетических вкусов [7].  Программа   предполагает   тематическое   развертывание   содержания предмета по классам, что соответствует следующим разделам:   1. 2. 3. 4.  «Радость познания»,  «Учимся общению»,   «Быть человеком»,   «Как прекрасен этот мир!».  5 Содержание  образования  на  уровнях  основного  среднего   и общего среднего   образования   разворачивается   в   соответствии   со   следующими разделами:  I «Быть человеком»,  II «Человек и общество»,  III «Мир и человек»,  IV «Мир человечества».  В   программе   по   самопознанию   учитывается,   что   развитие   личности учащегося осуществляется в коллективе,   процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне ее, в учебное и свободное от учебных занятий время. Этим   определяется   особенность   данной   программы,   в   которой предусматривается   ученического   коллектива   личности   и   представлений каждого школьника об общечеловеческих ценностях, которые  необходимы каждому человеку на протяжении всей жизни. При этом следует отметить, что   качества   личности   не   могут   быть   развиты   в   порядке   определенной очередности. Учитывая тесную их связь между собой, темы внутри каждого раздела от класса к классу выстроены в направлении раскрытия тех или иных граней понятий в различном их сочетании. При этом в содержании тем и их расположении отражается логика раскрытия основной идеи каждого раздела [8].  С   учетом   специфики   предмета,   его   целей   и   задач   предполагается применение   различных   видов   нестандартных   уроков,   обладающих здоровьесберегающим потенциалом (уроки­размышления, уроки­дискуссии, театрализованные   уроки,   уроки   творчества,   уроки   на   природе,   уроки­ конкурсы, уроки­фантазии, уроки­концерты, уроки­экскурсии, уроки­игры и др.).  Кроме   того,   содержанием   программы   предусмотрено   использование ряда   методических   приемов   обучения,   которые   в   наибольшей   степени содействуют   целям   и   задачам   самопознания.   Такие   приемы,   как   «Круг радости»   и   «Круг   «От   сердца   к   сердцу»,   которые   применяются соответственно в начале и по завершении каждого занятия, способствуют тому, что каждый ученик вовлечен в проблему урока, принят коллективом и сам позитивно воспринимает коллектив. Содержание   предмета   предполагает   в   рамках   формирования ученического коллектива использование приемов и методов, направленных как   на   расширение   знаний   и   представлений   школьников   о   ценностях   и коллектива   и   месте   личности   в   нем,   так   и   на   развитие   их   мышления, эмоционально­волевой   сферы,   на   эмоционально­образное   восприятие учебного   материала,   активизацию   познавательного   интереса,   раскрытие творческого   потенциала     «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др.).    «Цитата   урока», («Чтение», 6 Важным условием организации учебного процесса по самопознанию является   создание   на   уроках   здоровьесберегающей   среды   с   помощью методических   приемов,   благотворно   влияющих   на   настроение   и самочувствие   учащихся,   снижению напряженности   тела,   преодолению   усталости,   утомляемости,   лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии («Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споемте, друзья» и др.).    способствующих   релаксации, Программа по изучению самостоятельного предмета «Самопознание» в рамках инвариантной учебной нагрузки для 1­х – 11­х классов рассчитана на объем учебной нагрузки, составляющий 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году в каждом классе. Уроки 33­34 на всех уровнях образования обозначены   как   «итоговое   повторение»,   что   предполагает   обобщение   и систематизацию   пройденного   материала   по   завершении   курса. Предусмотрена возможность для каждого учителя выбрать для этой цели направление,   соответствующее   успехам   и   достижениям   каждого конкретного   ученического   коллектива   в   процессе   изучения   предмета. Возможно   распределение   часов   итогового   повторения   по   полугодиям.   В этом   случае   1   час   выделяется   на   подведения   итогов   работы   в   первом полугодии, 1 час – во втором.  Часы итогового повторения можно рассматривать и как возможность для   учащихся   продемонстрировать   результаты   творческой   деятельности, которая отражается в портфолио [8]. Портфолио   ­   это   совокупность   творческих   работ   учащегося, иллюстрирующая   его   достижения   в   процессе   самопознания.   Творческие работы   могут   носить   индивидуальный,   групповой   или   коллективный характер. Цели введения портфолио: ­ поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию, ­развивать   навыки   рефлексивной   и   оценочной   (самооценочной) деятельности   школьников,   содействовать   их   дальнейшей   успешной социализации. Анализ качества портфолио позволяет совершенствовать и развивать образовательный   процесс   по   самопознанию,   принимать   своевременные решения для повышения эффективности деятельности учителя и учеников на   уроке   и   служит   одним   из   способов   оценивания   познавательной деятельности учащихся [8].  7 С  учетом специфики  предмета, где обучение  происходит  на  основе интерактивной   методики,   предусмотрено   деление   контингента   учащихся каждого класса на две подгруппы. Деление  на подгруппы обеспечивает для   учителя   возможность   проявить   более   пристальное   внимание   к внутренней динамике личностного, духовного роста учащихся, способствует организации полноценного диалога субъектов образовательного процесса, а также содержит возможность для учащихся высказать свою позицию по поводу   обсуждаемой   на   уроке   проблемы,   максимально   раскрыть   свои способности, развить интересы и выработать ценностное отношение к себе и окружающему миру. Формирование ученического коллектива в рамках урока самопознание опирается на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия: Земля   ­   общий   дом   человечества   XXI   века,   Земля   людей   и   живой природы. Отечество ­ единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков. Семья   ­   начальная   структурная   единица   общества,   первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития. Труд   ­   основа   человеческого   бытия,   вид   деятельности,   адекватный сущности человека. Знания   ­   результат   усердного   и,   прежде   всего,   творческого   труда, мощное средство развития личности. Культура ­ духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций. Мир ­ покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества. Человек ­ высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", объект, субъект и результат воспитательной системы школы. Центральное   место   в   формировании   ученического   коллектива семиклассников   на   уроках   самопознания     занимает   формирование колективного сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас. Формирование   ученического   коллектива   осуществляется   через воплощение следующих идей: ­ идея согласования ценностей поколений, ­ идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности, ­ идея оптимально организованной деятельности школьников.  8 Лучший   воспитатель,   считаем   мы,   это   правильно   организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.  Необходимо   помочь   учащимся   выявить,   в   чём   они   действительно нуждаются   и   что   им   «просто   хочется»,   затем   сравнить   их   запросы   с потребностями   и   желаниями   других   людей.   Учащиеся   могут   разработать правила, которым они должны следовать в группе, в классе, дома, с тем чтобы   потребности   и   желания   одних   не   задевали,   не   ущемляли   прав   и законных   интересов   других.   В   таких   случаях   наиболее   успешно используется игра, как один из методов организации урока.  Список использованной литературы: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учеб. пособие. ­ М.: 1 Академия, 2012. – 214 с. 2 Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно­ нравственном воспитании учащихся. ­ М.: OIMRU, 2014. – 147 с. 3 Государственный   общеобязательный   стандарт   среднего   образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание» ГОСО РК 2.004.043. ­ 2010. 4 5 6 Учебная программа по предмету «Самопознание» 1­11 класс. Шевцов А.А. Введение в самопознание. ­ М., 2013. – 214 с. Познай   истину:   Книга   VI.   Самопознание.   Мысли   на   каждый   день.­ Алматы, 2013. – 136 с. 7 8 Познай истину: Книга VIII. Книга для родителей. ­ Алматы, 2013. ­ 224 с. Самопознание   (теория,   практика,   поиск   новых   парадигм).   Сборник материалов   республиканских   научно­практических   семинаров   по   нравственно­ духовному образованию Выпуск 2 в трех частях. ­ Алматы, 2013. ­ 116с. 9 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // М., 2013. – 464 с. 10 Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин // М.: Просвещение, 2014. – 176 с. 9

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива

Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018