В статье описывается место и роль предмета "Самопознание" в образовательной среде. Как в процессе изучения предмета «Самопознание»можно сформировать ученический коллектив.Место и роль учебной дисциплины «Самопознание» в школе велики. Данная дисциплина призвана помочь подростку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей.
Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова.
Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по
созданию условий для формирования ученического коллектива
Социальная
Место и роль учебной дисциплины «Самопознание» в школе
велики. Данная дисциплина призвана помочь подростку в
понимании окружающего мира, осознании себя и своего
предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции,
систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций
общечеловеческих ценностей.
Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя,
раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое
достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого
слова.
значимость предмета «Самопознание»
заключается в приобщении подрастающего поколения к
общечеловеческим ценностям, нравственным идеалам и нормам
поведения, обеспечивающим многомерность восприятия мира и
гармонию, направлено на формирование и развитие у ребёнка
чувства принадлежности к обществу, в котором он живёт, то есть -
гражданское воспитание. Осознание подростком связи между
человеком, обществом, природой, космосом; между эпохами
(прошлым, настоящим и будущим) и цивилизациями (Восток-
Запад); между конфессиями и этносами; между поколениями и
полами и др. способствует развитию гражданской позиции,
полагает И.Д. Фрумин [1].
На данный момент сбалансированная стратегия в решении
проблемы личности и коллектива предполагает наряду, с ее
качественным
сохранения
положительных элементов, проверенных практикой. Новая
гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой
творчески
положения
гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и
ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства
социализации и индивидуализации личности, самореализации
индивида в условиях коллективной деятельности и отношений,
развития самоуправления и творчества в коллективе.
Такое содержание новой концепции и возобновления
интереса к вопросам коллектива обусловлено тем, что человек –
существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без
совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно
стремится к обществу. И в то же время человек испытывает
желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей
массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью.
конструктивные
используются
обновлением,
возможностьВоспитание через коллектив, позволяющее личности достичь гармонии
в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии,
реализуется в реальной образовательной практике различными путями и
прежде всего через предмет «Самопознание».
Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую
роль в создании условий для становления гражданственности личности, ее
духовного совершенствования и самореализации. Объектом самопознания
как целостного процесса является человек, который рассматривается в
контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь
сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность,
субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих
ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее
самоопределение,
и
самосовершенствование
[2]. Это определяет предметную область
самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и
воспитывающую функции учебного предмета.
самоактуализацию,
самореализацию
Предметная область самопознания предполагает организацию
целенаправленного образовательного процесса,
направленного на
раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого
потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления
своей неповторимой индивидуальности.
Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на
оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно
важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять
свою социальную сущность[3].
Основное назначение учебного процесса по самопознанию
заключается в том, чтобы:
– раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как
личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его
темперамента, характера, направленности и способностей;
– формировать основы нравственного поведения учащихся, социально
значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе,
окружающему миру, человечеству в целом;
– формировать систему ценностей личности, практические навыки
творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на
служение обществу [4].
При этом, формирование ученического коллектива через предмет
«Самопознание» осуществляется путем достижения следующих целей:
способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и
осмыслению своей индивидуальности;
2 содействовать гармоничному становлению личности посредством
целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых
компетенций:
определять свою жизненную позицию;
конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным
нормам;
выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и
окружающим миром;
оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и
близких;
жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм,
готовность работать в коллективе, помогать товарищам;
проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за
свои мысли, слова и поступки;
развивать на практике навыки служения обществу [5].
Ориентиром для всех участников педагогического процесса служат
ключевые, которые и являются основанием для определения содержания
учебного предмета «Самопознание», организации работы по формированию
коллектива.
Это обеспечивается решением следующих задач, предусмотренных
предлагаемой программой по самопознанию для основного среднего
образования и общего среднего образования:
раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей
действительности; способности проявлять чуткость и доброжелательность к
окружающим, заботиться о них;
развитие мотивации к познанию себя, других, мира и человечества, к
пониманию своего предназначения, к проявлению добра и любви к себе и
другим;
развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе,
ответственности за свои мысли, слова и поступки;
развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира
человека, его единство с природой, взаимозависимость физического и
духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое
состояние как основу для ведения здорового образа жизни;
развитие способности к критическому осмыслению и осознанию
возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения
многообразия социальных позиций и ролей;
раскрытие способности применять знания, умения и навыки для сбора и
анализа информации в заданном контексте; оценивать ситуацию; выражать
свое отношение для принятия личностно значимых решений, не
противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям;
3 развитие способности проявлять созидательную активность в
повседневной жизни в решении конкретных вопросов; умения сотрудничать
в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения
намеченных задач соответственно нравственным нормам [6].
На решение задач формирования ученического коллектива
направлены состав и структура содержания предмета «Самопознание»,
которые и определили базовое содержание образования с 1 по 11 класс.
Дидактическими основаниями, регулирующими отбор содержания
предмета «Самопознание», являются:
общая цель нравственнодуховного образования, направленная на
раскрытие способностей человека и гармоническое развитие его
физического, психического, духовного, социального и творческого
потенциалов;
образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированные
на содействие развитию у учащихся интеллектуальной, информационной,
коммуникативной и рефлексивной культур.
Логическая структура содержания предмета определена исходя из:
системы общечеловеческих ценностей, позволяющих познавать себя:
любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа;
познавать других: семья, дружба, общение, равенство, братство,
диалог, взаимопонимание, сотрудничество;
познавать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония со Вселенной,
вера, надежда;
познавать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом
человечества, творчество, культура, единение с человечеством;
основных качеств личности, проявляющихся относительно:
себя: любовь, человечность, благородство души, уважение к себе,
самостоятельность, трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность;
других:
ответственность,
общительность,
отзывчивость,
справедливость, толерантность, вежливость;
мира: стремление к познанию, стремление любить, стремление
заботиться, стремление служить обществу, любознательность, доброта;
человечества: мудрость, открытость, оптимизм, приверженность
традициям, устремленность в будущее, глобальная ответственность;
составных компонентов социального опыта,
накопленных
человечеством: мировая культура, мудрость народов, знания/наука [6].
Содержательные линии, выстроенные в ключе: познать себя, познать
других, познать мир, познать человечество, конкретизируются в базовом
содержании, включающем в себя следующие направления:
1. «Познание человеком самого себя».
2. «Человек в обществе».
3. «Человек и окружающий мир».
44. «Духовный опыт человечества».
Указанные направления выступают ключевыми векторами процесса
самопознания, так как в полной мере отвечают логике человеческой жизни,
системе общечеловеческих ценностей и содержат значительные
предпосылки для развития личностных качеств, самоопределения и
максимальной самореализации личности в коллективе и являются
сквозными, что предполагает более точную конкретизацию на разных
ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей [6].
Через содержание предмета обеспечивается как формирование
ученического коллектива, так и формирование и развитие эстетических
воззрений, знаний об окружающем мире и месте человека в нем; раскрытие
разных сторон целостного процесса развития гармоничной личности, роли
человека в обществе, значения гармонии и единства человека и природы,
Вселенной; воспитание культуры взаимоотношений с другими людьми;
понимание значения общечеловеческих ценностей в духовном опыте
человечества.
Программа по самопознанию для общеобразовательной школы дает
широкие возможности для формирования ученического коллектива,
понимания смысла жизни и предназначения человека[7]. Данный курс,
усиливая ценностный смысл образования, имеет направленность на
раскрытие и развитие способностей человека любить, верить в себя, творить
добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, критически мыслить,
совершать нравственный выбор, ценить и преумножать традиции, созидать,
принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться.
В программе предусмотрена преемственность в развитии основных
понятий об общечеловеческих ценностях и личностных качествах по классам
и уровням среднего образования. Вместе с тем, данная программа может
служить основой для осуществления межпредметной связи и интеграции
основных идей самопознания с содержанием других учебных предметов в
плане формирования мировоззрения, здорового образа жизни; развития
нравственных качеств, экологического сознания, эстетических вкусов [7].
Программа предполагает тематическое развертывание содержания
предмета по классам, что соответствует следующим разделам:
1.
2.
3.
4.
«Радость познания»,
«Учимся общению»,
«Быть человеком»,
«Как прекрасен этот мир!».
5Содержание образования на уровнях основного среднего и общего
среднего образования разворачивается в соответствии со следующими
разделами:
I «Быть человеком»,
II «Человек и общество»,
III «Мир и человек»,
IV «Мир человечества».
В программе по самопознанию учитывается, что развитие личности
учащегося осуществляется в коллективе, процессе организации всей его
жизни и учебной деятельности в школе и вне ее, в учебное и свободное от
учебных занятий время.
Этим определяется особенность данной программы, в которой
предусматривается ученического коллектива личности и представлений
каждого школьника об общечеловеческих ценностях, которые необходимы
каждому человеку на протяжении всей жизни. При этом следует отметить,
что качества личности не могут быть развиты в порядке определенной
очередности. Учитывая тесную их связь между собой, темы внутри каждого
раздела от класса к классу выстроены в направлении раскрытия тех или
иных граней понятий в различном их сочетании. При этом в содержании тем
и их расположении отражается логика раскрытия основной идеи каждого
раздела [8].
С учетом специфики предмета, его целей и задач предполагается
применение различных видов нестандартных уроков, обладающих
здоровьесберегающим потенциалом (урокиразмышления, урокидискуссии,
театрализованные уроки, уроки творчества, уроки на природе, уроки
конкурсы, урокифантазии, урокиконцерты, урокиэкскурсии, урокиигры и
др.).
Кроме того, содержанием программы предусмотрено использование
ряда методических приемов обучения, которые в наибольшей степени
содействуют целям и задачам самопознания. Такие приемы, как «Круг
радости» и «Круг «От сердца к сердцу», которые применяются
соответственно в начале и по завершении каждого занятия, способствуют
тому, что каждый ученик вовлечен в проблему урока, принят коллективом и
сам позитивно воспринимает коллектив.
Содержание предмета предполагает в рамках формирования
ученического коллектива использование приемов и методов, направленных
как на расширение знаний и представлений школьников о ценностях и
коллектива и месте личности в нем, так и на развитие их мышления,
эмоциональноволевой сферы, на эмоциональнообразное восприятие
учебного материала, активизацию познавательного интереса, раскрытие
творческого потенциала
«Беседа»,
«Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др.).
«Цитата урока»,
(«Чтение»,
6Важным условием организации учебного процесса по самопознанию
является создание на уроках здоровьесберегающей среды с помощью
методических приемов, благотворно влияющих на настроение и
самочувствие учащихся,
снижению
напряженности тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему
осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии («Минутка
тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споемте, друзья» и др.).
способствующих релаксации,
Программа по изучению самостоятельного предмета «Самопознание» в
рамках инвариантной учебной нагрузки для 1х – 11х классов рассчитана на
объем учебной нагрузки, составляющий 1 час в неделю, всего 34 часа в
учебном году в каждом классе. Уроки 3334 на всех уровнях образования
обозначены как «итоговое повторение», что предполагает обобщение и
систематизацию пройденного материала по завершении курса.
Предусмотрена возможность для каждого учителя выбрать для этой цели
направление,
соответствующее успехам и достижениям каждого
конкретного ученического коллектива в процессе изучения предмета.
Возможно распределение часов итогового повторения по полугодиям. В
этом случае 1 час выделяется на подведения итогов работы в первом
полугодии, 1 час – во втором.
Часы итогового повторения можно рассматривать и как возможность
для учащихся продемонстрировать результаты творческой деятельности,
которая отражается в портфолио [8].
Портфолио это совокупность творческих работ учащегося,
иллюстрирующая его достижения в процессе самопознания. Творческие
работы могут носить индивидуальный, групповой или коллективный
характер. Цели введения портфолио:
поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию,
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности школьников, содействовать их дальнейшей успешной
социализации.
Анализ качества портфолио позволяет совершенствовать и развивать
образовательный процесс по самопознанию, принимать своевременные
решения для повышения эффективности деятельности учителя и учеников
на уроке и служит одним из способов оценивания познавательной
деятельности учащихся [8].
7С учетом специфики предмета, где обучение происходит на основе
интерактивной методики, предусмотрено деление контингента учащихся
каждого класса на две подгруппы. Деление на подгруппы обеспечивает
для учителя возможность проявить более пристальное внимание к
внутренней динамике личностного, духовного роста учащихся, способствует
организации полноценного диалога субъектов образовательного процесса,
а также содержит возможность для учащихся высказать свою позицию по
поводу обсуждаемой на уроке проблемы, максимально раскрыть свои
способности, развить интересы и выработать ценностное отношение к себе и
окружающему миру.
Формирование ученического коллектива в рамках урока самопознание
опирается на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми
являются следующие фундаментальные понятия:
Земля общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой
природы.
Отечество единственная, уникальная для человека Родина, данная
ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
Семья начальная структурная единица общества, первая
человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
Труд основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный
сущности человека.
Знания результат усердного и, прежде всего, творческого труда,
мощное средство развития личности.
Культура духовное и материальное богатство, накопленное развитием
человеческих цивилизаций.
Мир покой и согласие между людьми, народами и государствами,
главное условие существования Земли и человечества.
Человек высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", объект,
субъект и результат воспитательной системы школы.
Центральное место в формировании ученического коллектива
семиклассников на уроках самопознания
занимает формирование
колективного сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как
составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному
миру, к живым существам вокруг нас.
Формирование ученического коллектива осуществляется через
воплощение следующих идей:
идея согласования ценностей поколений,
идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной
ответственности,
идея оптимально организованной деятельности школьников.
8Лучший воспитатель, считаем мы, это правильно организованная
деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен
действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в
гражданском обществе.
Необходимо помочь учащимся выявить, в чём они действительно
нуждаются и что им «просто хочется», затем сравнить их запросы с
потребностями и желаниями других людей. Учащиеся могут разработать
правила, которым они должны следовать в группе, в классе, дома, с тем
чтобы потребности и желания одних не задевали, не ущемляли прав и
законных интересов других. В таких случаях наиболее успешно
используется игра, как один из методов организации урока.
Список использованной литературы:
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учеб. пособие. М.:
1
Академия, 2012. – 214 с.
2
Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно
нравственном воспитании учащихся. М.: OIMRU, 2014. – 147 с.
3
Государственный общеобязательный стандарт среднего образования
Республики Казахстан по предмету «Самопознание» ГОСО РК 2.004.043. 2010.
4
5
6
Учебная программа по предмету «Самопознание» 111 класс.
Шевцов А.А. Введение в самопознание. М., 2013. – 214 с.
Познай истину: Книга VI. Самопознание. Мысли на каждый день.
Алматы, 2013. – 136 с.
7
8
Познай истину: Книга VIII. Книга для родителей. Алматы, 2013. 224 с.
Самопознание (теория, практика, поиск новых парадигм). Сборник
материалов республиканских научнопрактических семинаров по нравственно
духовному образованию Выпуск 2 в трех частях. Алматы, 2013. 116с.
9
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович // М., 2013. – 464 с.
10
Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин // М.:
Просвещение, 2014. – 176 с.
9