анатомия

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала орг равн кож.docx

Вход/Регистрация

Навигация

·         Главная

·         Мой мини-сайт

·         Ответы на вопросы

·         Поиск по сайту

·         Сайты классов, групп, кружков...

·         Сайты образовательных учреждений

·         Сайты пользователей

·         Форумы

Библиотека

·                Поиск по библиотеке

·                Алгебра

·                Астрономия

·                Биология

·                География

·                Геометрия

·                Дополнительное образование

·                Естествознание

·                Изобразительное искусство

·                Иностранные языки

·                Информатика и ИКТ

·                История

·                Коррекционная педагогика

·                Краеведение

·                Литература

·                Материалы для родителей

·                МХК

·                Музыка

·                ОБЖ

·                Обществознание

·                Право

·                Природоведение

·                Психология

·                Родной язык и литература

·                Русский язык

·                Технология

·                Физика

·                Физкультура и спорт

·                Химия

·                Экология

·                Экономика

·                Администрирование школы

·                Внеклассная работа

·                Классное руководство

·                Материалы МО

·                Материалы для родителей

·                Материалы к аттестации

·                Междисциплинарное обобщение

·                Общепедагогические технологии

·                Работа с родителями

·                Социальная педагогика

·                Сценарии праздников

·                Аудиозаписи

·                Видеозаписи

·                Разное

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

·         Создать свой персональный мини-сайт.

·         Разместить на мини-сайте свои разработки и получитьСвидетельство о публикации в электронном СМИ  и Сертификат о создании персонального сайта.

Стоимость свидетельств и сертификатов - 90 руб. Подробнее...

Документы для Вашего портфолио:

Благодарность за активное участие в работе сети

Сертификат о создании сайтаСертификат о размещении портфолиоСвидетельства о публикации в электронном СМИСвидетельства о публикации на проекте «Алые паруса»Сертификат о создании сайта школы, класса, кружка...Благодарность за активное участие в работе сети

План-конспект урока (биология, 8 класс) по теме: 
Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность

Опубликовано 03.07.2013 - 16:05 - Ольга Владимировна Гукова

Данный урок рассматривается в курсе 8 класса , в разделе "Анализаторы. Органы чувств".

Скачать:

 

Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc

319 КБ

 

Предварительный просмотр:

Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность.

Цели

Образовательные:

·         укрепить знания об анализаторах,

·         раскрыть понятия вестибулярного аппарата, кожно-мышечной чувствительности

·         раскрыть особенности восприятия мира с помощью различных органов чувств человека;

Развивающие:

·         развивать умение работать с литературой, анализировать и синтезировать необходимую информацию;

Воспитательные:

·         воспитать интерес к окружающему миру,

·         расширить мировоззрение, воспитание уважения к здоровому образу жизни.

Термины и понятия

·         Орган –  многоклеточная часть организма, сложенная комплексом тканей, сосудов, желез объединенных единой функцией (функциями), развитием и структурной организацией.

·         Орган вкуса - совокупность вкусовых луковиц языка и отходящих от них нервных волокон, представляющая собой периферическую часть вкусового анализатора.

·         Чувствительность – способность органа (организма) реагировать на определённое воздействие раздражителя внешней или внутренней среды.

·         Вкус – ощущение, возникающее при действии различных веществ на рецепторы вкуса, которые находятся на языке, на задней стенке глотки и т.д.

Ход урока

Актуализация знаний

Взаимопроверка

Вариант 1

1.    Какой из отделов  анализатора обрабатывает поступившую информацию:

1.    рецептор

2.    проводник

3.    мозговые центры

2.    Слуховые рецепторы находятся в:

1.    улитке

2.    барабанной полости

3.    полукружных каналах

3.    В состав анализатора входят:

1.    рецептор и зона коры больших полушарий.

2.    рецептор, проводник и зона коры больших полушарий

3.    рецептор и проводник

4.    Сосудистая оболочка глазного яблока выполняет:

1.    защитную функцию;                        

2.    питательную функцию

3.    рецепторную функцию.

5. Слуховые косточки:

1.    проводят и усиливают звук

2.    защищают внутреннее ухо                  

3.    вызывают колебания барабанной перепонки

Вариант 2

1.В состав среднего уха входят:

1.    улитка и полукружные каналы

2.    наружное слуховая раковина, наружный слуховой проход

3.    слуховые косточки

2.Внутренняя слуховая труба:

1.    усиливает звуковые колебания                    

2.    выравнивает давление

3.    защищает ухо.

3.Зрительные рецепторы находятся:

1.    на сосудистой оболочке                  

2.    на белочной оболочке

3.    на сетчатке

4.При близорукости лучи фокусируются:

1.    на сетчатке                                      

2.    впереди сетчатки

3.    позади сетчатки

5.Слуховые косточки:

1.    проводят и усиливают звук

2.    защищают внутреннее ухо                  

3.    вызывают колебания барабанной перепонки

Изучение нового материала

 

-На данных рисунках наглядно показаны примеры, как человек использует анализаторы своего тела. Как вы думаете о каких анализаторах мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-Сегодня Вы сможете изучить сразу несколько свойств человеческого организма связанных с равновесием, кожно-мышечной чувствительностью

Подумайте, что такое равновесие?

Равновесие – это устойчивое положение тела в пространстве.

-Вы не поверите, но за равновесие в организме отвечает небольшой орган – вестибулярный.

Наглядно увидеть работу вестибулярного аппарата Вы сможете с помощью следующего видеоролика (просмотрев ролик, вы должны будите ответить на ? где же находится вестибулярный аппарат)

-  Где находится данный орган? (возле улитки внутреннего уха )

-Какое строение имеет вестибулярный аппарат? (самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа на стр. 258)

- Представлен вестибулярный аппарат  двумя мешочками и тремя полукружными каналами, которые располагаются в 3 взаимно    измерениях, что соответствует измерениям пространства - длине, ширине, высоте. В мешочках, наполненных густой жидкостью( эндолимфой),  находятсярецепторы вестибулярного аппарата – волосковые клетки.


Внимательно рассмотрите Рис , зарисуйте его в тетрадь и с помощью учебника подпишите все элементы органа вестибулярного аппарата.


Рис. Орган вестибулярного аппарата

-Затем  ученики закрывают глаза, наклоняют в разные стороны голову.

 - В каком положении у одного из них голова, и он дает правильные ответы.

- Ощущение положения головы происходит вследствие раздражения рецепторов, находящихся вотолитовом органе — двух мешочках, находящихся в лабиринте внутреннего уха.

Отолиты — мелкие кристаллики кальция, которые в зависимости от положения головы либо давят на волоски рецепторов сверху, либо оттягивают их вниз, или тянут их сбоку.

Все это вызывает соответствующее возбуждение нервов и вследствие деятельности коры ощущение положения головы и ряд следующих за этим рефлексов, необходимых для выпрямления головы и туловища

- Морская свинка, если ее перевернуть на спину и отпустить, сейчас же перевертывается в нормальное положение теменем кверху. Но если ей разрушить отолитовый аппарат, то с закрытыми глазами, перевернутая вверх ногами, она будет лежать в этой необычной позе, не пытаясь принять нормальное положение. Как это объяснить?

 -Куда же дальше идут нервные импульсы от рецепторов?

- От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. В среднем отделе головного мозга, центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Именно это объясняет тот факт, что иногда возникает иллюзия движения предметов по кругу, после того, как мы  (тело человека) прекращаем вращение

Схема строения вестибулярного аппарата:

Рецепторы вестибулярного аппарата----------нервные пути(ср. мозг, мозжечок, гипоталамус)-----------------теменная область коры больших полушарий

- А как вы думаете с какими еще центрами  тесно связан вестибулярный центр?

- С мозжечком и гипоталамусом, из-за чего при укачивании у человека теряется координация движения и возникает тошнота. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга.

-В свободном падении, в состоянии которого находится космонавт в кабине космического корабля, на него не действует сила тяжести, и поэтому его вестибулярный аппарат получает необычные раздражения, создающие ощущение невесомости. Чтобы космонавт при этом не испытывал тяжелых болезненных ощущений, его специально тренируют. В результате тренировки возбудимость полукружных каналов снижается и космонавт лучше переносит перегрузки и невесомость.

-Давайте проверим, как работает ваш вестибулярный аппарат7
Выносливость вестибулярного аппарата (демонстрация  функциональных тестов).

Тест 1. Вызванный к доске ученик располагает стопы так, чтобы одна была впереди, другая- сзади, как в позе Ромберга, руки на поясе, глаза закрыты. Если в этом положении учащемуся удалось простоять 15 с, можно перейти к следующему тесту.

Тест 2. Учащийся в той же позе должен пять раз наклониться в правую и левую стороны. Если нет головокружения, чувства тошноты, то его вестибулярный аппарат в норме.

- Как и любой орган вестибулярный аппарат можно тренировать

- А как вы можете тренировать свой вестибулярный аппарат? (Пассивная тренировка состоит во вращении на специальном кресле или качании на качелях, активная же — в физических упражнениях, включающих угловые и прямолинейные ускорения: бег с изменением скорости, вращение туловища и головы, наклоны головы.)

-Какое же значение имеют органы равновесия в жизни живых организмов?

Вывод:  вестибулярный аппарат и двигательный анализатор обязательно участвуют в ориентировке в пространстве, поддержании равновесия и координации движений человека.

«Если человек с закрытыми глазами согнул руку, то каким образом он чувствует, в каком положении у него рука?»

Еще одним свойством организма, благодаря которому  человек может воспринимать окружающий мир является  кожно-мышечная чувствительность. Органами кожно-мышечной чувствительности являются соответственно мышцы и кожа –   они расположены по всему телу человека.

Мышечная чувствительность обуславливается наличием в мышцах большого количества рецепторов и нервных клеток, которые в тесном взаимодействии преобразовывают информацию о внешних и внутренних раздражителях и в виде импульсов «отправляют» ее в головной мозг. Кстати, именно мышечная чувствительность  обеспечивает человеку возможность двигаться, при этом руководство движениями происходит на уровне подсознания благодаря своевременным посылам импульсов о будущем сокращении мышц в головной мозг.

Мышечное чувство впервые изучил И. М. Сеченов. Он называл его «темным чувством» и придавал ему огромное значение для координации движений и для познания вещей

- Где же находятся рецепторы мышечного чувства? (в стенках мышц, сухожилий)

- Но  существуют заболевания, при которых выключается центростремительный путь от рецепторов мышц, сухожилий и связок. Такой больной при закрытых глазах совершенно не может ходить, стоять, что-нибудь взять. Он не получает сигналов от рецепторов мышечного чувства и не способен без контроля зрения координировать свои движения.

Мышечное чувство (беседа с демонстрацией).                            

Показать, что по мере укрепления того или иного навыка зрительный контроль сменяется мышечным.

Демонстрация: учащегося вызывают к доске и предлагают написать какое- либо слово с закрытыми глазами. После чего берется лист бумаги и просят согнуть его в несколько треугольников.

- В начале приобретения трудового навыка или спортивного навыка человек вынужден контролировать зрением каждое свое движение. После того как навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Контроль мозга за этими движениями становится автоматическим (Поскольку навык письма у восьмиклассников закреплен, это предложение не должно вызвать затруднений0

Демострация: опыт с мешочками, где учащиеся должны не глядя в них определить, что там лежит.

-Благодаря чему вы это смогли определить?

-Осязание- сложное чувство, связанное с ощупываем предметов.

-Осязательные рецепторы расположены с неодинаковой плотностью на разных участках кожи. (Например:  на 1 кв. см голени около 10 рецепторов, а на 1 кв. см кончиков пальцев 100-120 рецепторов, также их много на ладошке и языке)

- На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, т.е способность распознавать и оценивать вибрацию. Для здоровых люде оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации очень важно.

( Например: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой – к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки)

Кроме тактильных рецепторов в коже имеются терморецепторы, воспринимающие тепло и  холод.

Терморецепторы

                     

                              Тепло                                                                холод

                              30000                                                                250000

-Давайте рассмотрим рисунок 110 в учебнике на стр. 260 и составим схему тактильного анализатора

Схема строения тактильного анализатора

Рецепторы---------нервные пути(спинной мозг, гипоталамус)-----------кора больших полушарий

- Кожная чувствительность  обеспечивает ощущения прикосновений и давления. Многие предметы человек запоминает именно благодаря опыту тактильных ощущений. Особо остро осязание (или кожная чувствительность) развито у слепых людей. Именно путем прикосновений люди с ограниченными возможностями могут найти «общий язык» с окружающим миром.

Рефлексия

- Какое значение имеют для человека органы равновесия и кожно- мышечная чувствительность?

- Достаточно ли для полноценной жизни человека только этих двух анализаторов?

Домашнее задание

1.  Параграф 52
2. Выучите основные термины урока.
3. Задание для высшего уровня: сравните способность воспринимать запахи человека и кошки. Результат обоснуйте и запишите в тетрадь.

Интересно знать, что…

1.  «Слабым вестибулярным аппаратом» или «болезнью движения» страдает около 5 % населения Земли.
2.  Для человека самыми приятными ароматами считаются запах кофе, свежего хлеба и скошенной травы. Любимый запах собак – запах аниса, а кошек – валерианы.
3. Человек, живущий в шумном городе, не ощущает до 70% запахов, которые витают в воздухе. Человек африканского племени, который живет в  дикой природе, может уловить запах своего друга, который прошел по лесу несколько часов назад.
4. Если Вы решите питаться нестандартно, то помните, что жуки имеют вкус свежих яблок, а черви  - жареного бекона

Обоняние – это особый анализатор дан человеку и животным природой. С помощью обоняния мы воспринимаем запахи – приятные и не очень. Наглядным примером важной роли этого анализатора является наше питание. При выборе продуктов человек часто по запаху определяет уровень свежести и качества продуктов. При этом, приятные запахи способствуют повышению аппетита. Кстати обоняние помогает человеку запоминать многие моменты жизни, которые могут всплывать в памяти лишь при повторении запаха.


С помощью рисунка 4 Вы без труда можете понять схему действия рецептора обоняния.




Рис.4 Схема работы рецептора обоняния 


Рецепторы обоняния (представленные клетками с ресничками) расположены в слизистой оболочке носовых раковин – в верхней и средней  частях.

Следующим анализатором, который Вы должны изучить является вкус. Наверняка Вы знаете, на каком именно органе находятся его рецепторы? Верно – это язык.


С помощью рисунка 5 определите в какой  именно части языка воспринимается тот или иной вкус. Результаты запишите в тетрадь.



Рис. 5. Рецепторы органа вкуса
Дайте ответ на вопросы 

1.    Что такое чувствительность?
2.    Где расположены рецепторы обоняния?
3.    Какими структурами представлены рецепторы обоняния?
4.    Какую функции выполняет мышечная чувствительность?

С помощью параграфа в учебнике и дополнительной литературы найдите ответ на следующий вопрос:
- что такое «укачивание», с каким анализатором оно связано и как именно возникает?

Домашнее задание

1. Обработайте параграф в учебнике биологии.
2. Запишите в тетрадь основные термины урока.
3. Задание для высшего уровня: сравните способность воспринимать запахи человека и кошки. Результат обоснуйте и запишите в тетрадь.

Интересно знать, что…

1.  «Слабым вестибулярным аппаратом» или «болезнью движения» страдает около 5 % населения Земли.
2.  Для человека самыми приятными ароматами считаются запах кофе, свежего хлеба и скошенной травы. Любимый запах собак – запах аниса, а кошек – валерианы.
3. Человек, живущий в шумном городе, не ощущает до 70% запахов, которые витают в воздухе. Человек африканского племени, который живет в  дикой природе, может уловить запах своего друга, который прошел по лесу несколько часов назад.
4. Если Вы решите питаться нестандартно, то помните, что жуки имеют вкус свежих яблок, а черви  - жареного бекона


 

Скачано с www.znanio.ru