Анатомия
Оценка 4.9

Анатомия

Оценка 4.9
docx
14.04.2020
Анатомия
план Учен Пав о анал.docx

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

Топ

Күні

ПәніАнатомия

Сабақтың тақырыбы: Теория познания и учение И.П. Павлова об анализаторах

Сабақтын түрі Комбинированное занятие

Сабақ мақсаты : показать ведущую роль анализаторов в процессах жизнедеятельности;

1Білімділік Образовательная обобщить знания, полученные учащимися на уроках биологии по теме «Анализаторы. Органы чувств»

2. Дамытушылық

Развивающая: продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между процессами, происходящими в организме;

3. Тәрбиелік

Воспитательная: создание в представлениях учащихся общей целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой природы;

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи: Биология

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:

  1) Каким путем мы получаем информацию из окружающего мира?

2. Сколько у человека чувств?

3. Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней среды?

4. Что такое анализатор? 

5. Какая взаимосвязь существует между анализаторами?

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

1) Учение И.П. Павлова об анализаторах

2) Структурно - функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира

3) Анализатор и сенсорная система

4)Анализатор и орган чувств

 

4. Нығайту Закрепление нового материала:

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание: Антонова О. А. Возрастная анатомия и физиология §48

6. Өзіндік жұмысы

Самостоятельная работа: работа по учебникам.

7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы  Преподаватель Мурзагалиева А.А.

Учение И.П. Павлова об анализаторах

Основные направления научной деятельности Павлова - исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей, нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М.Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга -- высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата “ошибки” процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Иван Петрович преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных “приборов”, производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы Павлова о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как “сигналу сигналов” мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о “динамическом стереотипе” как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

2.Структурно - функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира

Анализатор -- нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие анализатор введено И. П. Павловым. Анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел -- рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс;

2) проводящие пути -- афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность;

3) корковые проекционные зоны.

Каждый анализатор выделяет определенный вид раздражителей, обеспечивая его последующее разделение на отдельные элементы. Так, зрительный анализатор, выделяя определенный участок электромагнитных колебаний, позволяет дифференцировать яркость, цвет, форму, удаление и другие признаки объектов. Вместе с тем анализатор отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени. В зависимости от вида чувствительности различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный анализатор и другие. В настоящее время к органам чувств относят рецепторные образования, расположенные в любом участке тела: рецепторы мышц, которые воспринимают изменения степени их сокращения и растяжения; рецепторы стенки сосудов, реагирующие на изменение давления крови и ее химического состава, и т. д. В процессе филогенеза под влиянием окружающей среды анализаторы специализировались и совершенствовались путем непрерывного усложнения центральных и рецепторных систем. Появление и дифференцирование коры больших полушарий головного мозга обеспечило развитие высшего анализа и синтеза. Благодаря специализации рецепторов осуществляется первый этап анализа сенсорных воздействий, когда из массы раздражителей данный анализатор выделяет стимулы только определенного вида. В свете имеющихся данных о нейронных механизмах анализатора можно определить как совокупность рецепторов и связанных с ними детекторов, которые иерархически организованы: детекторы сложных свойств строятся из детекторов более элементарного уровня. При этом из ограниченного набора рецепторов строится ряд параллельно работающих детекторных систем. Анализатор является частью рефлекторного аппарата, в который входят также исполнительный механизм, представляющий собой совокупность командных нейронов, мотонейронов и двигательных единиц, и специальные нейроны -- модуляторы, меняющие степень возбуждения других нейронов.

Для поддержания деятельного состояния центральной нервной системы, а следовательно, и всего организма в целом необходимо небольшое количество падающих на него раздражений. При поражении подавляющего большинства органов чувств, т. е. при резком ограничении афферентных раздражений, теряется способность поддерживать активное состояние: человек все время спит, и разбудить его можно только путем воздействия на органы чувств, сохранившие свою функцию.

3Анализатор и сенсорная система

Сенсорная система - совокупность структур центральной нервной системы:

- связанных нервными путями с рецепторным аппаратом и друг с другом;

- предназначенных для анализа раздражителей одной и той же природы с последующим кодированием внешнего сигнала. У высокоразвитых животных и человека различают зрительную, слуховую, вестибулярную, обонятельную, вкусовую, тактильную и проприоцептивную сенсорные системы. В настоящее время в связи с космическими полетами, с перспективой межпланетных путешествий вопрос о воздействии на организм минимума афферентных раздражений принял особую остроту. Исследования показали, что отсутствие сенсорных раздражений отрицательно сказывается на способности концентрировать внимание, логически мыслить, выполнять умственные задачи. В ряде случаев при длительном резком ограничении раздражений испытуемых появляются галлюцинации: например, перед глазами возникают последовательно сменяющие друг друга геометрические фигуры. Раздражения, воспринимаемые рецепторными образованиями органов чувств, несут сведения (информацию) о состоянии внешней и внутренней среды организма. На основе ощущений, возникающих при раздражении экстерорецепторов и отражающих лишь отдельные свойства предметов окружающей действительности, формируются понятия и представления, отражающие уже связи взаимозависимости между этими предметами. В возникновении ощущений, формировании понятий и представлений участвуют все звенья анализатора. При воздействии раздражителей в рецепторных образованиях происходит целый ряд сложнейших физико-химических и биохимических процессов, результатом которых является возникновение потенциалов действия в соответствующих афферентных нервных волокнах. Эти потенциалы достигают коры головного мозга, где происходит окончательный анализ и синтез поступающей информации. Таким образом, с помощью анализаторных систем осуществляется познание окружающей нас действительности.

4 Анализатор и орган чувств
Органы чувств - это специализированные анатомические структуры, воспринимающие внутренние и внешние раздражители, действующие на организм, способствующие его приспособлению к окружающей среде(зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Рецепторы чувствительных нервов обеспечивают восприятие только определённых видов раздражения, передают информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Специальные отделы коры больших полушарий головного мозга и нервная системаформируют субъективные ощущения. Зрительные раздражители воспринимаются сетчаткой глаза, органом слуха является ухо, вкуса - язык,обоняния - полость носа, осязания - кожа и слизистые оболочки. Органы чувств являются периферическим отделом комплекса нервных структур, обеспечивающих распознавание специфической информации (сенсорные системы). Механизмы этого комплекса - предмет изучения биофизики, психологии, медицины. Прогресс, который достигнут на сегодняшний день во всех областях знаний, успехи в области техники, медицины, в области освоения космического пространства являются результатом познавательной деятельности человека, основанной на показаниях наших органов чувств.

4.

1) Учение И.П. Павлова об анализаторах

2) Структурно - функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира

3) Анализатор и сенсорная система

4)Анализатор и орган чувств

САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ Топ Күні

САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ Топ Күні

Оқытушы Преподаватель Мурзагалиева

Оқытушы Преподаватель Мурзагалиева

Каждый анализатор выделяет определенный вид раздражителей, обеспечивая его последующее разделение на отдельные элементы

Каждый анализатор выделяет определенный вид раздражителей, обеспечивая его последующее разделение на отдельные элементы

Раздражения, воспринимаемые рецепторными образованиями органов чувств, несут сведения (информацию) о состоянии внешней и внутренней среды организма

Раздражения, воспринимаемые рецепторными образованиями органов чувств, несут сведения (информацию) о состоянии внешней и внутренней среды организма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020