Департамент образования Надымского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
|
Методические рекомендации по разработке
дополнительных общеразвивающих
(разноуровневых) программ
Департамент образования
Администрации Надымского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ ДО «Центр детского творчества»
|
РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол № от г. Председатель ПС
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«АЭРО+»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 11-17 лет
Срок реализации программы:1 год
Автор программы:
Ещеркин Александр Анатольевич,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2024
Содержание
I. |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы |
3 |
|
1. |
Пояснительная записка |
3 |
|
2. |
Учебный план |
5 |
|
3. |
Содержание программы |
8 |
|
II. |
Организационно-педагогические условия дополнительной общеразвивающей программы |
10 |
|
1. |
Календарный учебный график |
12 |
|
2. |
Формы контроля и аттестации |
13 |
|
3. |
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания |
14 |
|
4. |
Методическое обеспечение |
15 |
|
5. |
Материально-техническое обеспечение |
15 |
|
6. |
Воспитательная работа |
16 |
|
7. |
Календарно-тематическое планирование |
17 |
|
8. |
Список литературы |
18 |
|
9. |
Приложение 1 |
19 |
1.Пояснительная записка
Направленность программы «АЭРО+» - техническая. Программа направлена на формирование развития у учащихся интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АЭРО+» разработана в соответствии с:
· Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
· Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;;
· Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р;
· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629;
· Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
· Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
· Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
· Постановлением Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа» (с изменениями от 16.02.2021 №88-пк);
· Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк);
· Постановлением Администрации Надымского района от 13.06.2023 №302-пк «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа»;
· Постановлением Администрации Надымского района от 20.06.2023 №315-пк «Об утверждении Порядка формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям Администрации Надымского района;
· Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (только для адаптированных программ);
· Уставом и локальными актами Центр детского творчества.
Актуальность программы – В настоящее время рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стал очень перспективной и быстроразвивающейся отраслью. Очень скоро БПЛА станут неотъемлемой частью повседневной жизни: мы будем использовать БПЛА не только в СМИ и развлекательных сферах, но и в инфраструктуре, страховании, сельском хозяйстве и обеспечении безопасности, появятся новые профессии, связанные с ростом рынка. Данная программа составлена с учетом современных потребностей рынка в специалистах в области информационных технологий, инженеров, конструкторов и операторов беспилотных летательных аппаратов.
Новизна - Использование современных педагогических технологий, методов и приемов, различных техник и способов работы, современного высокотехнологичного оборудования, компьютерного программного обеспечения.
Педагогическая целесообразность - Основным форматом обучения является практическая деятельность. Это обеспечивает формирование умения и навыков выполнения конкретных задач и работу на конечный результат. Педагог выступает в роли наставника.
Отличительные особенности программы: особенностью программы является не просто первичное знакомство с высокотехнологичным оборудованием, приобретение навыков управления FPV БПЛА мультироторного типа, но и обучение на симуляторе полётов, которые используются для профессиональной подготовки пилотов.
Адресат программы:
Уровень освоения содержания программы: (стартовый).
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 108, из них 23,5 часа теории, 84,5 часа практики.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.
Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Цель программы: формирование у учащихся навыка пилотирования FPV БПЛА мультироторного типа, развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса учащихся к беспилотным авиационным системам.
Задачи:
• Формировать представления о истории и перспективах пилотирования БПЛА в режиме FPV;
• формировать представления о основных видах БПЛА и сферах их использования;
• формировать представление о основных компонентах комплекта для FPV полёта;
• формировать знания о лучших пилотах в мире FPV;
• формировать знания основ теории полета, практических навыков дистанционного управления БПЛА мультикоптерного типа;
• формировать знания о законодательстве Российской федерации в области использования БПЛА;
• формировать знания техники безопасности при пилотировании БПЛА;
• формировать знания по предполетной подготовке БПЛА;
• формировать знания о работе коллекторных и бесколлекторных двигателей;
• формировать умения и навыки пилотирования БПЛА мультироторного типа;
• формировать умения подключать и настраивать аппаратуру управления для пилотирования в авиасимуляторе;
• формировать умения настройки БПЛА мультироторного типа ;
• формировать умения настройки аппаратуры управления:
• развивать навыки пилотирования БПЛА мультироторного типа;
• развивать мыслительные, творческие, коммуникативные способности;
• развивать творческую инициативу и самостоятельность;
воспитательные:
• воспитывать умение работать в команде, эффективно распределять обязанности;
• воспитывать творческое отношение к выполняемой работе;
• формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению через техническое творчество.
Образовательные (программные):
- освоение базовых знаний об устройстве и функционировании беспилотных летательных аппаратов;
- ознакомление с основами наук, занимающихся изучением физических процессов в летательных аппаратах;
- изучение основ работы микроконтроллеров и датчиков;
- развитие навыка пилотирования беспилотных летательных аппаратов на практике;
- получение навыков работы с электронными компонентами.
Метапредметные:
- развитие у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования БПЛА;
- развитие креативного и проектного мышления, пространственного воображения;
- развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и самоконтроля;
- формирование умений находить, систематизировать, классифицировать, обобщать информацию, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, обрабатывать различные виды информации, использовать её при решении коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых задач;
- развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- приобретение опыта работы по разработке проекта, направленного на решение реальных задач.
Личностные: повышение мотивации учащихся к изобретательству;
- формирование навыка работы в команде;
- формирование стремления к получению качественного законченного материала;
- развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности.
Планируемые результаты реализации программы
понимают:
- определения понятий: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.;
- технологию создания коптеров;
- правила безопасной работы;
- основные компоненты коптера;
- компьютерную среду, включающую в себя язык программирования;
- основные приемы конструирования летательных аппаратов;
- законы аэродинамики;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и других объектов.
умеют:
- создавать коптеры;
- пользоваться различными датчиками и компонентами;
- программировать и запускать простейшие программы;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе работы;
- пилотировать коптеры;
- излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
владеют:
Метапредметные результаты:
- сформированность навыков проектного и инженерного мышления;
- сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные результаты:
- сформированность ответственного отношения к самообразованию, саморазвитию на основе мотивации к обучению;
- сформированность коммуникативной культуры, умений работать в команде.
2. Учебный план
№ п/ № № |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
|
|
|
|
|
1 |
Введение в профессию «Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)» |
9 |
3 |
6 |
опрос, тест. |
1.1 |
Введение в пилотирование БПЛА в режиме FPV. История и перспективы. |
2 |
1 |
1 |
опрос, тест. |
1.2 |
Основные виды БПЛА и сферы их использования |
1 |
1 |
0 |
опрос, тест. |
1.3 |
Основной состав fpv комплекта. Аналоговые и цифровые системы fpv. |
2 |
1 |
1 |
опрос, тест. |
1.4 |
Лучшие пилоты в мире fpv дронов. |
1 |
1 |
0 |
опрос, тест. |
1.5 |
Законодательство в области использования БПЛА. |
3 |
2 |
1 |
опрос, тест. |
2 |
Практические навыки пилотирования БПЛА в авиасимуляторе |
33 |
11 |
22 |
|
2.1 |
Различные виды авиасимуляторов и их применение (DCL – The Game, Liftoff, FPV Freerider). Подключение аппаратуры и калибровка стиков в авиасимуляторе. |
2 |
1 |
1 |
опрос, тест. |
2.2 |
Назначения стиков (газ, рысканье, крен, тангаж). Пилотирование БПЛА мультироторного типа в авиасимуляторе |
1 |
0 |
1 |
опрос, тест. |
2.3 |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider |
9 |
0 |
9 |
опрос, тест. |
2.4 |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftoff |
9 |
0 |
9 |
Оп опрос, тест. |
2.5 |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game |
9 |
0 |
9 |
опрос, тест. |
2.6 |
Соревнования авиасимуляторе DCL – The Game |
3 |
0 |
3 |
опрос, тест. |
3 |
Конструкция БПЛА мультироторного типа |
30 |
16 |
14 |
|
3.1 |
Конструкция БПЛА мультироторного типа |
6 |
3 |
3 |
опрос, тест. |
3.2 |
Полётный контроллер. |
6 |
3 |
3 |
опрос, тест. |
3.3 |
Аккумуляторы и зарядные устройства |
6 |
3 |
3 |
опрос, тест. |
3.4 |
Видеопередатчики и видеоприёмники. |
9 |
6 |
3 |
опрос, тест. |
3.5 |
Настройка и прошивка аппаратуры управления |
3 |
1 |
2 |
опрос, тест. |
4 |
Пилотирование FPV БПЛА мультироторного типа в помещении |
36 |
3 |
33 |
|
4.1 |
Техника безопасности при пилотировании БПЛА мультироторного типа в помещении. |
3 |
0 |
0 |
опрос, тест. |
4.2 |
Предполетная подготовка БПЛА. |
3 |
1 |
2 |
опрос, тест. |
4.3 |
Основные виды неисправностей БПЛА и способы их устранения.
|
3 |
1 |
2 |
опрос, тест. |
4.4 |
Первый взлет. Зависание на малой высоте. Посадка |
3 |
0 |
3 |
опрос, тест. |
4.5 |
Полёт в определенной зоне. Вперед-назад, влево―вправо |
3 |
0 |
3 |
опрос, тест. |
4.6 |
Полёт по кругу с удержанием и изменением высоты |
3 |
0 |
3 |
опрос, тест. |
4.7 |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе |
15 |
0 |
15 |
тест. |
4.8 |
Экзамен по основам пилотирования БПЛА |
3 |
0 |
3 |
итоговое пилотирование, зачет. |
|
ИТОГО |
108 |
33 |
75 |
|
3. Содержание программы
Раздел 1.
Введение в профессию «Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)»
Тема 1.1. Вводное занятие. Беспилотный летательный аппарат: история и перспективы
Теория: Введение в тему. Рассказ о том, что такое дрон и как он используется в современном мире. Обсуждение перспектив применения дронов в различных отраслях. История развития дронов. Обзор основных этапов развития дронов, начиная с первых экспериментов в начале 20 века до современных беспилотных систем. Что такое FPV пилотирование? Обзор основных компонентов системы FPV: камера, видеопередатчик, приемник, видеоочки. Демонстрация работы дрона в режиме FPV. Обсуждение возможностей использования дрона в режиме FPV.
Практика: Разделение учеников на группы. Каждая группа получает по одному дрону с системой FPV. Ученики рассматриваю дрон и соотносят его компоненты с названиями. Общее обсуждение получившейся модели.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 1.2. Основные виды БПЛА и сферы их использования
Теория: Основные виды БПЛА: мультироторные, фиксированные крылья, вертолетные и гибридные. Сферы применения БПЛА: сельское хозяйство, геодезия и картография, строительство и архитектура, медицина, наука и исследования, логистика и доставка, развлечения и спорт. Примеры применения БПЛА в разных областях: использование мультироторных дронов для аэрофотосъемки в геодезии, применение фиксированных крыльев для мониторинга сельскохозяйственных угодий, использование вертолетных дронов в медицине для доставки медикаментов и оборудования.
Практика: Разделение учеников на группы. Каждая группа изучает предложения на нескольких интернет-площадках и выбирает подходящий по цене и качеству беспилотник. Развёрнуто аргументирует свой выбор: указывает модель дрона и технические характеристики, сферу применения и другие подробности.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 1.3. Основной состав FPV комплекта. Аналоговые и цифровые системы FPV
Теория: Рассказ о том, что такое FPV (first person view), какие возможности он предоставляет, и какие компоненты входят в его состав. Учащимся предлагается ознакомиться с основными компонентами FPV комплекта:
- камера;
- передатчик;
- приемник;
- видеоочки или монитор.
Преподаватель объясняет, как каждый из этих компонентов работает и как они взаимодействуют друг с другом. Учащимся предлагается ознакомиться с различиями между аналоговыми и цифровыми системами FPV . Преподаватель объясняет, что аналоговые системы FPV используют аналоговый сигнал для передачи видео, а цифровые системы FPV используют цифровой сигнал. Он также рассказывает о преимуществах и недостатках каждого типа системы.
Практика: Учащимся предлагается провести практическую работу, в которой они смогут попробовать работу с fpv комплектом. Преподаватель демонстрирует, как подключить камеру, передатчик и приемник, и как настроить видеоочки. Затем студентам предлагается попробовать передавать видео с помощью fpv комплекта и оценить качество передачи.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 1.4. Лучшие пилоты в мире fpv дронов
Теория: Учащимся предлагается ознакомиться с лучшими пилотами в мире fpv дронов и их достижениями. Преподаватель рассказывает о таких пилотах, как JohnnyFPV, Mr. Steele, Skitzo FPV, DRL RacerX и других. Обсуждение, как эти пилоты достигли успеха в своей карьере и какие навыки им нужно было развивать, чтобы стать лучшими.
Практика: Учащиеся по группам ищут информацию о Российских FPV пилотах.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 1.5. Законодательство в области использования дронов
Теория: Учащимся предлагается ознакомиться с законодательством в области использования дронов. Преподаватель рассказывает о правилах полета дронов, о требованиях к оборудованию и пилотам, а также об ответственности за нарушение законодательства. Практика: Обсуждение практических аспектов применения дронов в различных сферах и какие требования к оборудованию и пилотам могут быть специфичны для каждой из них.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Раздел 2.
Практические навыки пилотирования БПЛА в авиасимуляторе
Тема 2.1. Различные виды авиасимуляторов и их применение (DCL – The Game, Liftoff, FPV Freerider). Подключение аппаратуры и калибровка стиков в авиасимуляторе
Теория: Учащимся предлагается ознакомиться с различными видами авиасимуляторов и их применением. Преподаватель рассказывает о DCL – The Game, Liftoff, FPV Freerider и других авиасимуляторах, а также об их особенностях и возможностях. Обсуждение того зачем используются авиасимуляторы.
Практика: Учащимся предлагается провести практическую работу, в которой они смогут попробовать подключить свою аппаратуру к авиасимулятору и настроить ее. Преподаватель демонстрирует, как правильно подключить аппаратуру и как настроить стики в соответствии с требованиями авиасимулятора. Затем студентам предлагается попробовать настроить свою аппаратуру и выполнить несколько заданий, которые будут соответствовать требованиям авиасимулятора.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 2.2. Назначения стиков (газ, рысканье, крен, тангаж). Пилотирование дрона в авиасимуляторе.
Теория: Учащимся предлагается попрактиковаться в пилотировании дрона в авиасимуляторе. Преподаватель объясняет, какие функции выполняют стики на пульте управления и как правильно использовать их для управления дроном.
Практика: Учащиеся индивидуально или в парах выполняют задания в симуляторе: взлёт, удержание на месте, посадка.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 2.3. Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider
Практика: учащимся будет предложено попрактиковаться в пилотировании дрона в авиасимуляторе FPV Freerider и выполнить несколько заданий, которые будут проверять их навыки пилотирования дрона в авиасимуляторе. Задания могут включать выполнение различных маневров, полет по заданному маршруту или выполнение других задач.
Тема 2.4. Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftoff
Практика: на протяжении 15 часов учащимся будет предложено попрактиковаться в пилотировании дрона в авиасимуляторе Liftoff и выполнить несколько заданий, которые будут проверять их навыки пилотирования дрона в авиасимуляторе. Задания могут включать выполнение различных маневров, полет по заданному маршруту или выполнение других задач.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 2.5. Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game
Практика: на протяжении 15 часов учащимся будет предложено попрактиковаться в пилотировании дрона в авиасимуляторе DCL – The Game и выполнить несколько заданий, которые будут проверять их навыки пилотирования дрона в авиасимуляторе. Задания могут включать выполнение различных маневров, полет по заданному маршруту или выполнение других задач.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 2.6. Соревнования DCL – The Game
Практика: Преподаватель поясняет учащимся, что DCL – The Game — это компьютерная программа, которая позволяет любителям дронов симулировать гонки на квадрокоптерах. Можно учувствовать в соревнованиях.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Раздел 3.
Конструкция БПЛА мультироторного типа
Тема 3.1. Конструкция БПЛА мультироторного типа.
Теория: на занятиях разбираются особенности конструкций мультироторных БПЛА. Схемы мультироторных БПЛА. Основные элементы квадрокоптера: полётный контроллер, двигатели, регуляторы хода, рама, камера, аккумулятор. Принцип управления и стабилизации мультироторных БПЛА. PID пегулятор - принцип стабилизации. Настройка PID регулятора.
Практика: Учащимся предлагается собрать БПЛА Cetus x. Установить полётный контроллер, двигатели, камеру, пропеллеры.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 3.2. Полётный контроллер.
Теория: Устройство полётного контроллера. Расположение и назначение основных
элементов полётного контроллера: процессор, гироскоп, регуляторы хода, плата .
Программа настройки ПК . Знакомство с программой. Интерфейс программы, порядок подключения, меню программы.
Практика: Прошивка полётного контроллера. Настройка конфигурации.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 3.3. Аккумуляторы и зарядные устройства.
Теория: Современные аккумуляторы в моделировании. Аккумуляторы: никелькадмиевые, никель- металлогидридные; литий-полимерные, литий- ионные. Правила эксплуатации и ТБ. Зарядные устройства. Принцип работы зарядного оборудования. Настройка зарядного оборудования.
Практика: Работа с зарядным оборудованием и аккумуляторами.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 3.4. Видеопередатчики и видеоприёмники. Настройка очков fpv.
Теория: Видеоприёмное оборудование для полётов по FPV. Принцип работы видеопердающиго оборудования. Настройка и эксплуатация видео-очков.
Практика: Настройка и подключение видео очков. Сканер частот, выбор частоты видеоканала. Подключению и настройка видеопередатчиков.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 3.5. Настройка и прошивка аппаратуры управления Betafpv literadio 3.
Теория: На занятиях рассматривается принцип подключения аппаратуры fpv к компьютеру, прошивка аппаратуры.
Практика: Подключение к аппаратуре управления, настройка двигателей и регуляторов, настройка режимов.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Раздел 4.
Пилотирование FPV БПЛА мультироторного типа в помещении
Тема 4.1. Техника безопасности при пилотировании БПЛА мультироторного типа в помещении.
Теория: Преподаватель рассказывает об основных принципах безопасности при пилотировании БПЛА в помещении и о том, какие опасности могут возникнуть при работе с мультироторными БПЛА.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 4.2. Предполетная подготовка БПЛА.
Теория: Преподаватель рассказывает о том, что такое предполетная подготовка БПЛА, какие процедуры и проверки нужно выполнить перед полетом, чтобы обеспечить безопасность полета.
Практика: Учащимся предлагается изучить теоретический материал о предполетной подготовке БПЛА, включая проверку систем и компонентов БПЛА, проверку батарей, настройку радиосвязи и т.д.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 4.3. Основные виды неисправностей БПЛА и способы их устранения.
Теория: Преподаватель объясняет, что при эксплуатации БПЛА могут возникать различные неисправности, которые могут привести к аварии. Поэтому важно знать основные виды неисправностей и уметь их устранять. Он также объясняет, какие инструменты и запасные части нужны для устранения различных неисправностей.
Практика: Учащиеся в группах выполняют замену пропеллеров на БПЛА.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 4.4. Первый взлет. Зависание на малой высоте. Посадка.
Теория: Преподаватель рассказывает о том, что первый взлет и посадка являются одними из самых важных этапов полета. Они требуют от пилота не только знания теории, но и умения быстро принимать решения в экстремальных ситуациях. Преподаватель демонстрирует основы управления БПЛА мультироторного типа, включая управление высотой, скоростью, креном и тангажем. Он также рассказывает о том, как правильно выполнять взлет и посадку.
Практика: Учащиеся индивидуально выполняют взлет, удержание высоты и посадку БПЛА.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 4.5. Полёт в определенной зоне. Вперед-назад, влево―вправо.
Теория: Преподаватель объясняет, что управление БПЛА в определенной зоне является важной задачей при выполнении многих заданий. Поэтому важно знать основы управления и научиться летать в разных направлениях.
Практика: Учащиеся на БПЛА осуществляют полет в определенной зоне, выполняя различные маневры, включая полет вперед-назад, влево-вправо и повороты.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 4.6. Полёт по кругу с удержанием и изменением высоты.
Теория: Преподаватель объясняет, что полет по кругу с удержанием и изменением высоты является одним из наиболее важных маневров при выполнении многих заданий. Поэтому важно знать основы управления и научиться выполнять этот маневр.
Практика: Учащиеся на БПЛА осуществляют полет по кругу с удержанием и изменением высоты. Каждый учащийся должен попробовать выполнить маневры и продолжить полет.
Формы подведения итогов: опрос, тест.
Тема 4.7. Облет препятствий, полёты по определенной трассе.
Практика: Учащиеся на БПЛА осуществляют полет облетая различные препятствия, выполняют такие упражнения как «змейка», «восьмерка».
Формы подведения итогов: тест.
Тема 4.8. Экзамен по основам пилотирования БПЛА мультироторного типа
Практика: Учащимся необходимо ответить на вопросы по теории пилотирования БПЛА, пролететь определенную трассу на БПЛА мультироторного типа.
Формы подведения итогов: итоговое пилотирование, зачет
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «...»
1.Календарный учебный график на 2024/2025 учебный год
Педагоги - Ещеркин Александр Анатольевич.
Год обучения/ № группы |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Примечание |
1 год
группа 1а, 1б, 1в, 1г |
10.09.2024 |
31.05.2025 |
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
6 зан. 12 ч
|
36 |
72 |
108 |
2 раза в неделю по 1 и 2 часа |
|
Срок реализации – с 10 сентября по 31 мая
Продолжительность учебных занятий:
гр.1а,1б,1в, 1г - 2 раза в неделю по 1 и 2 часа = 3 часа
Начальный контроль – с 15 по 25 сентября
Промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря
Аттестация по завершении реализации программы – с 12 по 19 мая
Каникулы – с 01 июня по 31 августа
2. Формы контроля и аттестации
Виды контроля по определению уровня и качества сформированности программных умений и навыков:
· Начальный контроль – проводится в начале освоения программы (на первом занятии). Формы и методы контроля: практическое задание, опрос; наблюдение, анализ, оценивание.
· Промежуточная аттестация - проводится в середине освоения программы с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая. Формы и методы: творческий отчет, наблюдения, опрос.
· Аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы - с 12 по 19 мая в форме защиты мульт-проекта и т.д.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
3.Оценочные материалы, формирующие систему оценивания (Приложение 1)
С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.
Виды контроля/ аттестации |
Наименование оценочных средств |
Предмет оценивания |
Критерии оценивания |
Начальный контроль |
Практическое занятие |
- теоретические знания - практические умения, навыки |
- знание техники безопасности; -владение начальными навыками пилотирования; |
Промежуточная аттестация |
Мини-проект |
- теоретические знания - практические умения, навыки |
- знание техники безопасности; - умение сборки моделей; - знание основных терминов и понятий; - навыки пилотирования в виртуальной среде; |
Аттестация по завершении реализации программы |
Творческий проект |
- теоретические знания - практические умения, навыки - творческие навыки |
- умение сборки моделей; - знание основных терминов и понятий; - навыки пилотирования в виртуальной среде; - презентационные навыки. |
Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:
- высокий – от 4,6 до 5,0
- средний от 3,6 до 4,5
- низкий – от 2,0 до 3,5
Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
4.Методическое обеспечение
Методы обучения
- наглядно-демонстрационный;
- словесный;
- методы практической работы;
- метод проектов,
- метод моделирования и конструирования.
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Формы организации учебного занятия – занятие-практикум, защита проектов.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, проблемная (учебный, творческий проект), поисковые (наблюдение, мониторинг), развивающего обучения, технологии сотрудничества, информационно – коммуникационные технологии, игровые технологии.
Методическое и дидактическое обеспечение:
· Методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
· учебная, методическая, дополнительная литература;
· развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины, кроссворды;
· дидактические материалы: графические и динамические схемы; графические знаки, обозначающие запреты и предписания; таблицы, модели – схемы;
· учебники, учебные пособия в расчете на одного учащегося;
· видео-фотокаталоги: СD-диск, репродукции;
· литературные каталоги: ситуации, высказывания, рассказы, статьи;
· научно-популярные журналы и т.д.
5.Материально-техническое обеспечение
Ноутбук Lenovo IdeaPad 330-15ARR |
9 |
Ноутбук Acer Aspire 5 |
1 |
Интерактивная доска SMART |
1 |
Стол письменный |
1 |
Кресло |
1 |
Комплект ученический (парта одноместная и стул) |
11 |
МФУ лазерное HP Color LaserJet Pro M180n |
1 |
Квадрокоптер DJI Phantom 4 Advance |
1 |
Квадрокоптер DJI Phantom 3 Advance |
2 |
Квадрокоптер Hiper Shadow FPV |
3 |
Квадрокоптер Пилотаж Shadow HD |
2 |
Квадрокоптер-конструктор Клевер 4 |
1 |
Квадрокоптер-конструктор Клевер |
2 |
Квадрокоптер-конструктор Жужа 2.0 |
2 |
Полетная зона GPS |
1 |
Веб-камера Logitech HD |
1 |
Штатив для камеры |
1 |
Доска магнитно-маркерная |
1 |
Тележка (мобильный класс) |
1 |
Лампа настольная |
1 |
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Кадровое обеспечение: педагогические работники МОУ ДО «Центр детского творчества» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа», имеющие соответствующее образование, курсовую подготовку.
6. Воспитательная работа
Цель: Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Задачи:
– Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к исторической памяти своей страны, любви к стране, малой родине городу;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям, общечеловеческим нормам морали, национальным устоям, традициям;
– развитие экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе;
– формирование культуры здорового образа жизни;
– профилактика правонарушений, социально-опасных явлений в подростковой среде;
– самореализация и профессиональное самоопределение детей в рамках реализуемых дополнительных общеразвивающих программ;
– формирование гармоничных детско-родительских отношений, благоприятного психологического климата в учебном объединении.
Ожидаемые результаты:
– Сформированы чувства уважительного отношения к своей стране, исторической памяти героического прошлого к стране, подвигам защитников Отечества;
– сформированы понятия базовых, национальных и духовно-нравственных ценностей (честь, совесть, справедливость, вера в добро, человеколюбие и др.)
– активное участие учащихся в экологических акциях, марафонах и иных формах экологической активности;
– сформировано ценностное отношение к здоровью;
– сформированы основы правовой культуры, законопослушное поведение, расширен правовой кругозор учащихся;
– сформированы первоначальные трудовые умения, добросовестное отношение к труду, положительный взгляд на мир профессий;
– благоприятных психологический климат в учебном объединении, заинтересованность родителей в творческом развитии детей.
Направления и содержание воспитательной работы
Воспитательный процесс реализуется через основные направления воспитательной работы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, здоровьесберегающее, трудовое, профессионально-личностное и правовое воспитание, работа с родителями.
1.Гражданско-патриотическое воспитание. Направлено на воспитание у учащихся гордости и уважения к истории, любви к родному городу, краю, стране, стремления к сохранению традиций, формирование социальной ответственности, принятие социально значимых ценностей.
2. Духовно-нравственное. Направлено на формирование ценностных представлений о морали, основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, уважение к старшему, нравственный выбор и др.), уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа.
3. Экологическое. Направлено на формирование экологической культуры, личной ответственности за будущее города, страны.
4. Профессионально-личностное. Ориентировано на развитие у детей познавательной активности, раннюю профориентацию, формирование «профильной» культуры», «гибкой» адаптации и соотношения собственных возможностей с требованиями и реалиями современного общества и профессионального сообщества. Направлено на выявление творческих индивидуальных способностей и профессионального самоопределения.
5. Здоровьесберегающее. Направлено на формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности к ЗОЖ, занятиям физической культурой, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, профилактику вредных веществ.
6. Правовое. Направлено на формирование правосознания учащихся осознанного стремления к правопорядку, на профилактику социально-опасных явлений.
7. Работа с родителями. Направлена на повышение родительской ответственности за обучение и воспитание своих детей, вовлечение родителей в жизнь учебного объединения.
Формы проведения воспитательных мероприятий: праздники, соревнования, конкурсы, мастер классы.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, упражнение, поощрение, пример, наставничество (педагог-ученик), моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
Календарный план воспитательной работы
Направление воспитательной деятельности |
Мероприятие (форма, название) |
|
1 год |
Сроки |
|
Гражданско-патриотическое |
Урок мужества: "Эхо Афганской войны" |
Февраль 2025 |
Патриотический час «Святое дело – Родине служить»
|
Март 2025 |
|
День Победы |
Май 2025 |
|
Духовно-нравственное
|
Акция «Светлый ангел» |
Декабрь 2024 |
Концерт «Милая мама» |
Ноябрь 2024 |
|
День Оленевода |
Февраль 2025 |
|
Профессионально-личностное |
Робототехнические соревнования |
Декабрь 2024 |
День науки |
Февраль 2025 |
|
Деловая игра |
Январь 2025 |
|
Здоровьесберегающее |
Флешмоб |
Январь 2025 |
Ролевая игра «Вредные привычки» |
Декабрь 2024 |
|
День здоровья |
Март 2025 |
|
Правовое
|
Ролевая игра «Пешеход и водитель» |
Февраль 2025 |
Квест «Осторожно, дорога!» |
Ноябрь 2024 |
|
Правовой час |
Октябрь 2024 |
|
Работа с родителями |
Родительское собрание |
Сентябрь 2024 |
Открытое занятие |
Май 2025 |
|
Совместное занятие |
Декабрь 2024 |
7.Календарно-тематическое планирование
Дата (неделя/месяц) |
Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Формы контроля и аттестации |
2 неделя сентября |
Введение в пилотирование БПЛА в режиме FPV. История и перспективы. |
Практикум |
1 |
Начальный контроль, устный опрос |
2 неделя сентября |
Основные виды БПЛА и сферы их использования |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя сентября |
Основной состав fpv комплекта. Аналоговые и цифровые системы fpv. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя сентября |
Лучшие пилоты в мире fpv дронов. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя сентября |
Законодательство в области использования БПЛА. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя сентября |
Законодательство в области использования БПЛА. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя октября |
Различные виды авиасимуляторов и их применение (DCL – The Game, Liftoff, FPV Freerider). Подключение аппаратуры и калибровка стиков в авиасимуляторе. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя октября |
Назначения стиков (газ, рысканье, крен, тангаж). Пилотирование БПЛА мультироторного типа в авиасимуляторе |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя октября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
2 неделя октября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя октября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя октября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя октября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя октября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе FPV Freerider |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftof |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftof |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftof |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
2 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftof |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftof |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе Liftof |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя ноября |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя декабря |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя декабря |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя декабря |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
1 |
Практическая работа, устный опрос. |
2 неделя декабря |
Пилотирование дрона в авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя декабря |
Соревнования авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя декабря |
Соревнования авиасимуляторе DCL – The Game |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя декабря |
Конструкция БПЛА мультироторного типа. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя декабря |
Конструкция БПЛА мультироторного типа. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя января |
Конструкция БПЛА мультироторного типа. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя января |
Конструкция БПЛА мультироторного типа. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя января |
Полётный контроллер. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
2 неделя января |
Полётный контроллер. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя января |
Полётный контроллер. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя января |
Полётный контроллер. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя января |
Аккумуляторы и зарядные устройства |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя января |
Аккумуляторы и зарядные устройства |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя февраля |
Аккумуляторы и зарядные устройства |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя февраля |
Аккумуляторы и зарядные устройства |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя февраля |
Видеопередатчики и видеоприёмники. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
2 неделя февраля |
Видеопередатчики и видеоприёмники. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя февраля |
Видеопередатчики и видеоприёмники. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя февраля |
Видеопередатчики и видеоприёмники. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя февраля |
Видеопередатчики и видеоприёмники. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя февраля |
Видеопередатчики и видеоприёмники. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя марта |
Настройка и прошивка аппаратуры управления. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя марта |
Настройка и прошивка аппаратуры управления. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя марта |
Техника безопасности при пилотировании БПЛА мультироторного типа в помещении. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
2 неделя марта |
Техника безопасности при пилотировании БПЛА мультироторного типа в помещении. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя марта |
Предполетная подготовка БПЛА. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя марта |
Предполетная подготовка БПЛА. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя марта |
Основные виды неисправностей БПЛА и способы их устранения. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя марта |
Основные виды неисправностей БПЛА и способы их устранения. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя апреля |
Первый взлет. Зависание на малой высоте. Посадка. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя апреля |
Первый взлет. Зависание на малой высоте. Посадка. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя апреля |
Полёт в определенной зоне. Вперед-назад, влево―вправо. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
2 неделя апреля |
Полёт в определенной зоне. Вперед-назад, влево―вправо. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя апреля |
Полёт по кругу с удержанием и изменением высоты. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя апреля |
Полёт по кругу с удержанием и изменением высоты. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя апреля |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе |
Практикум |
1 |
Тест |
4 неделя апреля |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
2 |
Устный опрос |
5 неделя апреля |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
1 неделя мая |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
1 неделя мая |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
2 неделя мая |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
2 неделя мая |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
3 неделя мая |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
3 неделя мая |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
4 неделя мая |
Облет препятствий, полеты по определённой трассе. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
4 неделя мая |
Экзамен по основам пилотирования БПЛА. |
Практикум |
1 |
Практическая работа |
5 неделя мая |
Экзамен по основам пилотирования БПЛА. |
Практикум |
2 |
Практическая работа |
8.Список литературы
· Астахова, Н. Л. Дроны и их пилотирование. С чего начать / Н. Л. Астахова, В. А. Лукашов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2021. – 224 с.: ил.
· Р. Амундсен, "Первый дирижабль на полюсе. Перелет Амундсена - Элсуорта - Нобиле" (2020)
·
Махонин А.А., Аль-Духэйдахави М.А.Л., Аль-Карави Р.Д.С. Анализ
энергопотребления беспилотного летательного аппарата малых размеров //
Математическое моделирование,компьютерный и натурный эксперимент в
естественных науках. 2021. №3.
·
Булат П.В., Дудников С.Ю., Кузнецов П.Н. Основы аэродинамики
беспилотных воздушных судов: Учебное пособие. – М.: Издательство
«Спутник +», 2021. – 273 с
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(защита робототехнического проекта «Танцующий бот»)
Критерий 1 Анализ существующих решений и методов |
Балл |
Нет анализа существующих решений, нет списка используемой литературы. |
2 |
Есть неполный анализ существующих решений проблемы и их сравнение, есть список используемой литературы. |
3 |
Дана сравнительная таблица аналогов с указанием показателей назначения. Выявленные в результате сравнительного анализа преимущества предлагаемого решения не обоснованы, либо отсутствуют. Есть список используемой литературы. |
4 |
Есть: актуальный список литературы, подробный анализ существующих в практике решений, сравнительная таблица аналогов с указанием преимуществ предлагаемого решения. |
5 |
Критерий 2 Качество результата |
|
Нет подробного описания достигнутого результата. Отсутствует программа робота. Испытания не проводились. |
2 |
Дано подробное описание достигнутого результата. Отсутствует программа робота. Испытания не проводились. |
3 |
Дано подробное описание достигнутого результата. Приведена программа робота. Полученные в ходе испытаний показатели назначения не в полной мере соответствуют заявленным. |
4 |
Дано подробное описание достигнутого результата. Приведена программа робота. Полученные в ходе испытаний показатели назначения в полной мере соответствуют заявленным. |
5 |
Критерий 3 Самостоятельность работы над проектом и уровень командной работы |
|
Участник не может точно описать ход работы над проектом, нет понимания личного вклада. Низкий уровень осведомлённости в профессиональной области. |
2 |
Участник может описать ход работы над проектом, нет понимания личного вклада. Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект не достаточен для дискуссии. |
3 |
Участник может описать ход работы над проектом, есть понимание личного вклада. Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект достаточен для дискуссии. |
4 |
Участник может описать ход работы над проектом, есть понимание личного вклада. Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект, достаточен для дискуссии. |
5 |
Критерий 4 Защита проекта |
|
Защита проведена неуверенно, часто запинается. Отсутствует презентация проекта. Отсутствуют ответы на вопросы. |
2 |
Защита проведена неуверенно. Представлена презентация. Отсутствуют ответы на вопросы. |
3 |
Защита проведена уверенно. Представлена презентация. Присутствуют ответы на вопросы. |
4 |
Защита проведена уверенно. Представлена презентация проекта с грамотной расстановкой слайдов. Ответы на вопросы правильны обоснованы |
5 |
Итоговый среднеарифметический балл |
|
Вопросы по АЭРО+:
1. Что обозначает аббревиатура «FPV»?
а) Полет по камере
б) Полет без камеры
в) Полёт от первого лица
2. Какой тип моторов самый распространенный на современных квадрокоптерах?
а) Асинхронный
б) Коллекторный
в) Бесколлекторный
г) Бензиновый
д) Газовый
3. Минимальное количество каналов радиоуправления для управления дроном
а) 2
б) 4
в) 6
г) 8
4. Что такое квадрокоптер?
а) Это беспилотный летательный аппарат, оснащенный 4 двигателями, от слова «quadro», то есть, 4 и управляемый с помощью внешней аппаратуры управления
б) Это беспилотный летательный аппарат, оснащенный 6 двигателями, от слова «quadro», то есть, 6 и управляемый с помощью внешней аппаратуры управления
в) Это беспилотный летательный аппарат, оснащенный 8 двигателями, от слова «quadro», то есть, 8 и управляемый с помощью внешней аппаратуры управления
5. Сколько электромоторов у бикоптера?
а) 2
б) 3
в) 5
г) 6
6. Трикоптер
а) Экспериментальные дроны, такие собирают не часто. Имеет 3 двигателя, потому у него маленькая грузоподъемность, но хорошая маневренность
б) Это дрон, у которого 6 двигателей. Используется промышленностью, киношниками и теми, для кого важна грузоподъемность, потому что она у такого дрона большая. Рама как у трикоптера, но на лучах расположено по 2 двигателя, 1 сверху и 1 снизу
в) Квадрокоптер с 4 двигателями, но 2 задних мотора близко расположены друг к другу под углом. Время от времени такие можно увидеть на различных соревнованиях
7. «Точка невозврата» это:
а) Опасное место, где по разным причинам часто теряются дроны
б) Отметка на карте, где дрон потерпел аварию
в) Место, запрещенное для полетов и обозначенное точкой на карте
г) Точка на местности, где глушат сигнал управления и GPS
д) Максимальное расстояние, с которого возможно долететь до места старта
8. «Тангаж» это:
а) Наклон дрона вправо / влево
б) Подъем груза
в) Съемочный прием в кино
г) Наклон дрона вперед / назад
д) Внезапная остановка двигателей
9. Зачем на дроне соседние пары моторов вращаются в противоположные стороны?
а) Для компенсации турбулентности
б) Для компенсации реактивного момента
в) Для противодействия воздушным вихрям
г) Для уменьшения вибрации
д) Для экономии энергии и увеличения продолжительности полета
10. Кто отвечает за безопасность при полетах дрона?
а) Авиадиспетчер зоны полетов
б) Заказчик работ
в) Помощник - наблюдатель
г) Пилот дрона
д) Групповая ответственность (определяется в судебном порядке)
11. Что уменьшает максимальную дальность радиосвязи с дроном?
а) Неправильное положение антенн пульта
б) Наличие преграды между пультом и дроном
в) Точки доступа WiFi недалеко от вас
г) Повышенная влажность воздуха
д) Все вышеперечисленное
12. Укажите какие беспилотные летательные аппараты подлежат учету (регистрации) с 19 марта 2022 года?
а) БПЛА со взлетной массой более 150 грамм
б) БПЛА со взлетной массой более 250 грамм
в) БПЛА со взлетной массой более 1 кг
г) БПЛА со взлетной массой более 30 кг
13. Укажите сферы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)?
а) Доставка медикаментов в труднодоступные места
б) Фото и видеосъемка
в) Обнаружение лесных пожаров
г) Доставка грузов и еды
д) Охрана и патрулирование.
е) Все вышеперечисленное.
14. Что обязательно нужно проверить перед вылетом?
а) Затянутость гаек пропеллеров и отсутствие болтающихся проводов
б) Заряд аккумуляторов и правильность установки пропеллеров
в) Крепление и целостность защиты пропеллеров
г) Все вышеперечисленное
15. Какая из FPV-систем имеет наивысшее разрешение передаваемой картинки с дрона?
а) Аналоговая
б) Цифровая
16. В каком типе электромоторов отсутствуют контактные щётки?
а) Коллекторный
б) Бесколлекторный
в) В обоих
17. В каком случае, не получится использовать систему видео-передачи для беспилотника? Если:
а) Частота видео передачи будет ниже частоты управляющего сигнала
б) Частота видео передачи будет равна частоте управляющего сигнала
в) Частота видео передачи будет выше частоты управляющего сигнала
г) Ни в одном из случаев
18. При зарядке LiPo аккумулятора превышение максимально допустимого значения тока заряда неизбежно приведёт:
а) К мгновенной зарядке аккумулятора
б) К нагреву и возгоранию аккумулятора
19. Какие навыки важны для успешного участия в гонках дронов?
а) Знание условий и требований регламента соревнования
б) Быстрая реакция, умение маневрировать, ориентирование в пространстве
в) Технические навыки по обслуживанию БВС
г) Все вышеперечисленные
20. Какие действия важно выполнить при подготовки дрона к полету?
а) Установить антенны на передающие и принимающие устройства
б) Проверить надежность крепления пропеллеров к моторам
в) Проверить качество сигнала радиоаппаратуры и видеопередатчика
г) Все вышеперечисленное
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.