мастер-класс: Английский язык вокруг нас.
Шарапова В.Р.
Сразу хотелось бы отметить, что данная тема мастер класса
реализуется, начиная со среднего звена в школе. Также этот мастер-класс был
показан и опробован на коллегах на финальном этапе конкурса «Педагогиеский
дебют» и получил очень высокие оценки.
Попытайтесь смоделировать подобную ситуацию на уроке английского языка. Как вы
думаете, успешна ли такая методика? Успешна!
Я предлагаю использовать всё вышесказанное в изучении английского языка. Обращая
внимания учащихся на подобные надписи, учитель может стимулировать их мотивацию
в изучении иностранного языка: ученики смогут убедиться в том, что иностранный
язык стоит изучать не только для того, чтобы читать тексты в учебниках, но
и для того, чтобы разбираться в окружающих их надписях, названиях,
рекламе и как мы думаем, чтобы не попадать в неприятные ситуации.
Задавая вопросы из практической части, я заставляю учащихся провести маленькую
исследовательскую работу. Ведь если ученик получит в школе исследовательские
навыки ориентироваться в потоке информации, научится анализировать её,
обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то
он в силу более высокого образовательного уровня легче будет
адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет
жить творческой жизнью.
Мастер-класс состоит из трех этапов: введение, практическая часть, подведение итогов. Теоретический материал сопровождается наглядным материалом и слайдами с практическими упражнениями/
Цель: овладение участниками умений по распознанию иностранных слов в повседневной жизни; формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Задачи:
· познакомить членов жюри с теоретической основой представляемого опыта;
· показать на практике, каким образом использование исследовательских форм работ способствует:
o развитию коммуникативных навыков учащихся;
o расширению общекультурного и филологического кругозора.
Оборудование: технические средства обучения (компьютер, проектор); реквизит: футболки с иностранными надписями, вырезки из газет, ярлыки с одежды.
Слайд
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент. Введение учащихся в атмосферу иноязычного общения.
T: В последние годы в
связи с расширением международных контактов в наше окружение проникает все
больше и больше элементов иностранной речи, особенно английской.
Прежде всего, это реклама, широко распространившаяся в последнее время, вывески
магазинов, указания, и, объявления. У вас на столах вы можете видеть вырезки из
различных газет, которые изобилуют подобными словами. Попытайтесь
самостоятельно найти иностранные слова в текстах газет (учащиеся находят
иностранные слова и пытаются объяснить их значение).
Определённый процент иностранных слов врастает в язык. И как правильно заметил
А.Н.Толстой: «не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять.
Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговория».
К многочисленным надписям добавляются и заимствованные, уже обрусевшие в той
или иной степени слова. Например, можно услышать такие фразы, как: Это
было шоу! Давай купим гамбургер. Смотреть видики. Покупать пиццу. Купить
бестселлер. Это был хит и
английские слова, которые употребляют некоторые люди, политики без перевода:
«Он высказал такую сентенцию» (sentence – предложение), «Много преференций для
солдат срочной службы…» (preference – предпочтение). «Я сделала тебе промоушн
(promotion – раскрутка, реклама) на всю Россию». Сейчас мы попытаемся с вами
научиться распознавать подобные заимствованные слова в нашей речи, а также
окружающих нас надписях.
II. Практическая часть
Я предлагаю учащимся выполнить несколько следующих упражнений (А, В, С)
А. T: По каким элементам в слове можно
узнать, что слово пришло из английского языка?
– Замените английские звуки и буквы русскими:
Слайд 4
T: Теперь перед вами задание – нужно английские слова распределить по тематическим группам и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем:
Mixer, toaster, printer, browser, image, match, jazz, diving, revolution
Слайд 5
Т: Теперь сделайте вывод о том, из каких областей происходит больше всего заимствований.
B. Мы исследуем окружающие нас надписи.
T: Взгляните на надписи на английском языке на майках или футболках, попытайтесь понять и объяснить, что они означают (Здесь необходимо подготовить несколько футболок с иностранными надписями. Некоторые надписи корректного, подходящего содержания, некоторые – наоборот. Мной были представлены следующие надписи на футболках: «I love this world!» – «Я люблю этот мир!» «Broken rake» – «Сломанная грабля» )
С. Выполняем упражнение на понимание.
T: Прослушайте текст:
Это было воскресенье. Я решила устроить уборку. Но с удивлением
заметила, что все необходимые мне средства закончились. И вот, я в магазине.
Сразу на глаза попалось исчезновение. Возьму, пока не забыла. Здесь же взяла
волну и газель арабскую. Уже на выходе вспомнила про фею и комету.
Нашла время и для себя.
Купила себе голову с плечами и максимальный множитель, который почти
закончился.
Вопрос: что я купила? Наверное, вы сейчас находитесь в заблуждении, правда? Очень часто мы просто не обращаем внимания на окружающие нас надписи. А ведь это так интересно (сделанные покупки – это различные названия моющих и косметических средств на английском языке)!
Слайд 6
III. Подведение итогов
Т: Ребята, я предлагаю использовать всё вышесказанное в изучении английского языка. Обращайте внимание на иностранные надписи! Теперь я уверена, что вы со мной согласитесь, что иностранный язык стоит изучать не только для того, чтобы читать тексты в учебниках, но и для того, чтобы разбираться в окружающих вас надписях, названиях, рекламе и как мы можем сделать вывод, чтобы не попадать в неприятные ситуации.
Наше занятие подошло к концу.
Сегодня вы сделали первый, и, надеюсь, не последний успешный шаг в изучении английского языка. Я очень рада, если сумела заинтересовать вас, желаю удачи.
Спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.