Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет. В чем особенности подготовки к ЕГЭ по иностранному языку? Каких ошибок надо избежать, выполняя задания экзамена?
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования мотивации к изучению иностранного языка считается одной из центральных в методике преподавания. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса. Иностранный язык, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит - может способствовать развитию учебной мотивации. Современное состояние образования включает в себя подготовку к Единому Государственному Экзамену, который, безусловно, имеет свои плюсы и минусы. Поэтому необходимо иметь четкое представление о структуре, формате и об особенностях процедуры проведения такого экзамена.
Экзамен по иностранному языку включает в себя следующие разделы: аудирование, чтение, письмо, устная речь, лексика и грамматика. Главной целью обучения иностранному языку является свободное общение на изучаемом языке, которое включает в себя грамотную устную речь. В данном случае подразумевается знание грамматики изучаемого языка. Грамматика является не целью, которую необходимо достичь, а одним из важных средств обучения иностранному языку. По мнению Л. В. Щербы нельзя передать мысль при помощи набора лексических единиц, так как они лишь называют предмет или явление. Грамматика организует лексику изучаемого языка, она является скелетом, на котором находятся лексические единицы. В настоящее время обучающимся больше всего не нравится заниматься грамматикой при изучении иностранного языка, так как возникают большие затруднения ее понимания.
В наши дни существует огромное количество материалов и приспособлений, которые могут быть использованы для более эффективного запоминания грамматики изучаемого языка. Важно отметить некоторые принципы при использовании средств обучения:
- необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся;
- адекватный выбор средств обучения;
- соблюдение правил безопасности в ходе применения средств обучения.
В использовании средств обучения ключевую роль играет соблюдение меры используемых материалов. Недостаточное количество средств снижает качество обучения, поскольку снижается интерес обучающихся. Избыточное количество снижает мотивацию обучающихся, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс формирования у старшеклассников грамматических навыков, направленных на выполнение заданий по грамматике в формате ЕГЭ.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на подготовку старшеклассников к выполнению заданий по грамматике в формате ЕГЭ.
Цель работы- разработать комплекс упражнений, направленных на подготовку старшеклассников к выполнению заданий по грамматике в формате ЕГЭ.
Задачами работы являются:
• охарактеризовать понятие грамматического навыка;
• определить способы формирования грамматического навыка
• выявить типичные ошибки при выполнении заданий по грамматике в формате ЕГЭ;
• разработать комплекс упражнений, направленных на подготовку старшеклассников к выполнению заданий по грамматике в формате ЕГЭ.
В ходе исследования были выявлены следующие методы:
• изучение и анализ источников по теме исследования;
• изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования составляют теоретические основы формирования и развития грамматического навыка, сформулированные И. Л. Бим, Н. И. Гез, Е.И. Пассовым, Е.Н. Солововой, Г.В. Роговой.
Практическая значимость работы определяется актуальностью данной исследовательской деятельности и заключается в востребованности разработок в области подготовки обучающихся к успешному выполнению заданий по грамматике в формате ЕГЭ.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, вывода, заключения и списка использованных источников. Теоретическая часть исследования рассматривает вопросы, связанные с психо-физическими особенностями обучающихся старших классов, сущностью понятия ЕГЭ и основными ошибками, допускаемыми при выполнении упражнений по грамматике в формате ЕГЭ. Практическая часть данной работы включает разработанный комплекс упражнений, направленных на подготовку старшеклассников к выполнению заданий по грамматике в формате ЕГЭ.
Методическая рекомендация при подготовке к ЕГЭ «Лексика и грамматика».
Сегодня мы подробнее остановимся на третьем разделе письменной части ЕГЭ, «Лексика и Грамматика». Какие рекомендации можно дать ученикам при подготовке к данному виду задания?
В первую очередь обращать внимание на формат заданий.
При выполнении заданий этого раздела проверяется уровень языковой компетенции учащихся – владение правилами грамматики английского языка, умение применять их на практике, владение лексикой английского языка, знание сочетаемости слов и их стилистической маркированности.
Как выполнять задания 19-25
Вам предстоит прочитать или один связный текст или два различных фрагмента,
которых есть пропуски. Каждому пропуску соответствует слово справа, которое нужно преобразовать так, чтобы грамматически оно соответствовало содержания текста.
Какие могут быть советы по данным заданиям? Что обычно я говорю своим ученикам и даю им в качестве памятки.
· Прежде чем выполнять задания 19-25, заполняя пропуски, нужно прочитать обязательно весь рассказ или текст целиком, чтобы понять содержание.
· Подсказка на выбор правильной грамматической формы слова необязательно находится в самом предложении, а может быть, например, в предыдущем предложении.
· Если требуется поставить глагол в нужную форму, прежде всего, определи, в каком залоге (активном или пассивном) стоит сказуемое. (этот момент очень важен, так как дети часто не видят этого, поэтому я постоянно акцентирую на это внимание!)
· При определении временной формы глагола обрати внимание на ключевые слова (или как я их называю «слова-подсказки»). Поищи в предложении те слова, которые помогут определить нужное время. Если их нет, то прочитай предыдущее предложение и посмотри, в каком времени стоит глагол. Обычно в тексте все предложения взаимосвязаны.
· Часто в задании требуется образовать от глагола причастие (третья форма глагола) или герундий (к глаголу прибавляется окончание -ing). Определи, какое это причастие — активное (герундий) или пассивное (третья форма глагола).
· Если пропущенное слово глагол, то определите в каком времени и залоге он будет стоять. Если вы затрудняетесь в определении времени глагола, необходимо прочитать предыдущее и последующее предложения. Индикаторы времени как правило присутствуют в тексте ( «since then» указывает на времена группы Perfect, а «in the future» – на времена группы Future). Если пропущено прилагательное, то обратите внимание на степень сравнения, если существительное, то определите его число.
· Если в задании стоит числительное, например, two, то скорее всего, требуется образовать порядковое числительное например, second. Вспомни правила их написания!
· Если необходимо преобразовать местоимение, определи, какая форма требуется, например стоит местоимение - We. Подумай, что здесь может быть: our (за ним сразу стоит существительное), us, ourselves или ours (без существительного). Если речь идёт об указательном местоимении, то посмотри какое может быть число ед. или мн.
· Если нужно преобразовать существительное, то здесь нужно вспомнить правила образования множественного числа существительных. Часто бывают именно исключения. Повтори их!
· Если нужно преобразовать прилагательное, то здесь речь идёт о степенях сравнения. Это либо сравнительная, либо превосходная. Вспомни правила образования степеней сравнения прилагательных!
Типичные ошибки, которые могут допустить учащиеся: времена группы Perfect, Past Continuos, Past Perfect Continuous, Conditionals.
Для подготовки к выполнению заданий В4 – В10 можно воспользоваться следующими ресурсами: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
http://speakspeak.com/english-grammar-exercises/intermediate
Что следует учитывать при выполнении заданий 26-31 (Словообразование)?
При выполнении данного задания проверяются навыки словообразования– знание состава слова и основного способа словообразования — аффиксации, т.е. образования слов при помощи приставок и суффиксов.
Прочитав предложение, переведите его на русский язык и определите, какая часть речи пропущена. Это может быть имя существительное, глагол, отглагольные формы (инфинитив, герундий, причастие), имя прилагательное, наречие, местоимение, числительное. Например, если это существительное, то перед пропуском может стоять артикль или артикль или прилагательное, если это наречие, то оно, как правило, стоит после глагола и т.д. Определите, имеет ли слово отрицательное или положительное значение. В случае отрицательного значения вам нужно подобрать соответствующую этому слову отрицательную приставку или суффикс. Далее необходимо изменить слово, стоящее справа и соответствующее пропуску, в нужную форму. Выполнив задания, прочитайте весь текст еще раз, чтобы убедиться в правильности образованных форм.
Для подготовки к выполнению заданий 26-31 повторите приставки и суффиксы, которые используются для образования различных частей речи. Можно воспользоваться следующими ресурсами:
http://www.uefap.com/vocab/build/building.htm
http://dictionary.cambridge.org/grammar/british-grammar/prefixes
Обязательно выполните упражнения на правила словообразования в вашем школьном учебнике. Также можно воспользоваться онлайн ресурсами:
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
http://www.englishexercises.org/makeagame/viewgame.asp?id=2996
http://www.tolearnenglish.com/exercises/exercise-english-1/exercise-english-151.php
Задания 32-38 (Повышенный уровень)
Какова стратегия выполнения заданий 32-38 (повышенный уровень)?
Задания 32-38 относятся к заданиям повышенного уровня. Вам предлагается текст с пропусками; для каждого пропущенного слова представлен множественный выбор из четырех лексических единиц.
Это задания повышенного уровня направлены на распознавание и употребление изученных лексических единиц с акцентом на их лексическую сочетаемость. Составлены они в виде теста с множественным выбором.
Многим ученикам кажется такой тип заданий неисполнимым. В основном, что не знают, делают наугад, авось попадут.
Конечно, тут нужно иметь богатый словарный запас, ведь именно здесь проверяются фразовые глаголы, предлоги, устойчивые словосочетания, а также слова, близкие по форме или по значению, которые легко спутать (например, make и do).
Что тут можно порекомендовать? Вот несколько рекомендаций, которые также можно посоветовать и ученикам:
Прочитай полностью текст, не обращая внимание на пропуски, чтобы понять его основное содержание, и подумай, какое слово могло бы подойти. Даже если ты не сможешь вспомнить подходящее слово, оно начнёт «вертеться у тебя на языке», и ты сразу узнаешь его, когда почитаешь предполагаемые ответы. При выборе ответа обрати внимание на слова, прилегающие к пропуску, так как очень часто именно они определяют правильный ответ. Часто выбор правильного ответа может зависеть от предлога, который стоит сразу после пропуска. Если ты не знаешь, какой ответ выбрать, попробуй сначала исключить варианты, которые точно не подходят. Если уж ты всё-таки не можешь определить правильный ответ, положись на свою интуицию и попытайся отгадать, но ни в коем случае не оставляй пустую клетку в бланке.
На такой тип заданий рекомендуется отводить 20 минут.
Что касается заданий по лексике, читать больше, делать много упражнений на расширение словарного запаса, выполнять всевозможные тесты, проверяющие лексическую сочетаемость.Увеличить словарный запас и потренировать грамматику можно также не только по учебникам и пособиям. Всегда интересно делать это интерактивно. А уж ученики просто обожают делать задания на компьютере!
Учащимся также следует иметь хорошие орфографические навыки. Помните, что если допущена орфографическая ошибка, то вариант ответа не засчитывается. Каким образом научиться писать без орфографических ошибок? Самый лучший способ — писать диктанты. Например, вы можете выучить наизусть фрагмент текста из учебника английского языка, после чего воспроизведите его в письменной форме, проговаривая его вслух. Написанный текст сверьте с оригиналом.
Конечно, для выполнения заданий повышенной сложности нужно обладать хорошим словарным запасом. Нужно знать лексическую сочетаемость слов.
Для успешного выполнения заданий повышенной сложности следует повторить разделы школьного учебника, в которых представлена тематическая лексика, фразовые глаголы, устойчивые словосочетания, предложные фразы. Необходимо практиковаться в выполнении упражнений с множественным выбором. Для этого также можно обратиться к интернет-ресурсам:
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
http://www.agendaweb.org/vocabulary/tests-upper-intermediate3.html
Улучшить знания, когда до экзамена осталось меньше полутора месяцев, все-таки можно, если отнестись к делу ответственно, считает и известный педагог Мария Вербицкая. Наибольшие сложности у российских школьников, как утверждает эксперт, возникают с лексикой и грамматикой.
"Здесь мы видим наиболее низкий процент выполнения. Как подготовиться к этому разделу? Нужно просто выучить три формы глаголов, самые элементарные, и уметь отличать активный залог от пассивного. Это задания базового уровня, то есть навыки, которыми школьники должны овладеть к концу девятого класса, и, тем не менее, именно тут далеко не все ребята справляются", — отмечает Мария Вербицкая.
Раздел "Грамматика и лексика" содержит 20 заданий, из которых в 13 заданиях нужно поставить в правильную грамматическую форму слово, а в остальных — выбрать правильную лексему, соответствующую смыслу предложения в тексте. Если выпускник хочет подтянуть грамматику, ему лучше скачать демоверсию экзаменационных заданий с сайта Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), выполнить тест за положенное время, проверить свои ответы по ключам и понять, где пробелы. "Затем стоит обратиться к учебникам. Нужно прочитать правило, потом взять хороший текст и найти те формы, которые упоминаются в прочитанном только что правиле. Подумать, почему именно они здесь употреблены? Почему тут Past Simple, а не Past Perfect?" — советует Вербицкая. По ее словам, в роли пособия можно использовать зарубежные учебники, по которым обычно занимаются на курсах иностранных языков. В этих учебниках легко найти необходимые тексты и правила. Если надо расширить словарный запас, то и это можно сделать перед экзаменом самостоятельно. В кодификаторе ЕГЭ есть полный список всех тем, которые будут в тестах: возьмите учебник, найдите там нужный урок и выпишете оттуда все незнакомые слова. Потом на эту же тему попробуйте сами себе написать письмо, рекомендует эксперт.
"Чтобы запомнить лексику, нужно не зубрить список, а писать тексты. Зубрить — бессмысленно и бесполезно. Слова нужно видеть в контексте, без контекста вы все равно не научитесь их правильно употреблять. Лучше всего если вы будете видеть новые слова в тексте, извлекать их, а потом пытаться строить собственный рассказ", — советует Вербицкая.
Работа с тексами может стать хорошим способом пополнить лексический запас, а упражнения позволят подтянуть и чтение. Этот раздел в ЕГЭ состоит из девяти заданий, два из которых на установление соответствия между заголовками и фрагментами текста, а семь — на понимание: нужно будет вставить в текст недостающие предложения и ответить на вопросы без помощи словаря.
В помощь к учебнику и типовым экзаменационным вариантам считаем полезно использовать пособия издательства Macmillan для подготовки к ГИА и ЕГЭ, где можно найти полезные сборники тестов для подготовки в формате экзамена с аутентичными текстами и разнообразными тестовыми упражнениями. Все учебные пособия имеют интернет-ресурсы, позволяющие работать и в классе и самостоятельно.
Учащимся рекомендуем выходить на сайт издательства Macmillan (macmillan.ru), где очень много бесплатных ресурсов по разным разделам ОГЭ и ЕГЭ.
Здесь представлены 3 упражнений, которые помогут школьникам для подготовки к ЕГЭ ,лучше освоить лексику и грамматику:
Первое и второе задание для отработки лексической трансформации слова и употребление родственного слова нужной части речи в коммуникативно-значимом контексте (задания 26-31). Материал для упражнений взят из художественных произведений и публицистических статей английских авторов (см. список источников) уровня B1 + и B 2. В третьем задании на грамматику заполнить пропуски , вставляя нужную форму выделенного слова.( 19-25).
The little prince.
1. The __________night, I went to sleep on the sand, a thousand miles away from any town. One.
2. I was ________isolated than a sailor on a raft in the middle of the ocean. Many.
3. Thus you can imagine my____________, at sunrise, when I was awakened by an odd little voice. Amaze
It said:
“Will you please draw me a sheep!”
“What!”
“Draw me a sheep!”
4. I jumped to my feet and looked ___________ all around me. Care
5. And I saw a _________ extraordinary small person who stood there. Many
6. He was examining me with great ___________. Serious.
Keys: 1-first, 2-more, 3-amazement, 4-carefully, 5-most, 6-seriousness.
Traffic light
Think about __(1) without traffic lights. What a nightmare! The next time you stop a red light, thank the __(2), Garret A.Morgan.
It is 1875. Garret A.Morgan is born to a poor __(3) family. When he is 14 he leaves school and goes to work. He does not have much __(4). But he is very __(5). He teaches ___(6). Morgan works in a __(7) machine shop. He gets __(8) in machines. He always looks for better ways to do things. It is 1901. Morgan invents a special belt for sewing machines. He sells the idea for $150. But this is only the __(9). Morgan invents many things. Now it is 1914. Morgan invents a helmet to protect miners and firefighters from smoke and gas. He wins a gold medal for this __(10). Morgan looks for other problems to solve. Cars are very popular in the United States. The streets are ___(11) with cars. There are many accidents. Morgan has an idea. What about a light at each street corner? The lights tells the cars to stop or go. He invents a timer that ___(12) changes the light.
Cities all over the country want to have Morgan’s traffic lights. He cannot produce enough traffic lights. It is the 1920s. He sells ___(13) invention to the General Electric Company. He gets $40,000. This is a large amount of money for __(14) time.
1. A. drive. B. driving. C. driver
2. A. to invent. B. invention. C. inventor
3. A. African-American B. Africa-America C. a and b
4. A. education B. to educate C. educational
5. A. imagination B. imaginative C.to image
6. A. his B. himself C. him
7. A. sew B. sewing C. sewer
8. A. interested B. interesting C. interest
9. A. begin B. began C. beginning
10.A. invention B. inventor C. inventions
11A. crowd B. crowded C. crowds
12.A. automat B. automatic C.automatically
13.A. his B. him C. himself
14.A. these B. that C. this
Keys: 1.B. 2.C. 3.A. 4A. 5.B. 6.B. 7B. 8.B. 9.C. 10.A. 11B. 12.C. 13.A. 14.B.
The man that corrupted Hadleyburg
It was many years ago. Hadleyburg was the _____(1)honest and upright town in all the region round about. It ______(2) keep that reputation unsmirched during three generations, and was prouder of it than of any other of its possessions. It was so proud of it, and so anxious to insure its perpetuation, that it______(3) begin to teach the principles of honest dealing to its ____(4)baby in the cradle, and _____(5) make the like teachings the staple of _____(6) they education.
Keys: 1-most honest, 2-had kept, 3-began, 4- babies, 5-made, 6-their.
Вывод
После всего написанного, думаю, понятно, что задание на знание лексики не зря имеет повышенный уровень сложности. И при подготовке к нему нельзя, как в случае с грамматикой или словообразованием, выучить все правила и суффиксы и научиться их применять, потому что составители экзамена не ограничиваются определенным набором слов, который был бы написан в официально источнике.
Для успешного выполнения этой части ЕГЭ по английскому языку советую:
1. После каждой пройденной лексической темы намертво учить слова, их синонимы-омонимы, предлоги с ними же и сочетаемость, а также идиомы и фразовые глаголы. Как учить? Выписывать, забивать в Quizlet, составлять предложения, делать переводы, употреблять в сочинениях и рассказах по теме.
2. Читать художественную литературу, выписывать незнакомые слова-словосочетания и опять составлять-пересказывать-писать-говорить предложения с ними. Смотреть любимые сериалы на английском, ролики на ютюбе, слушать песни. Даже если нет времени на работу со словами, все равно смотреть-слушать-читать, на экзамене память может “выстрелить” и подскажет, что вот это вариант “звучит лучше”. На самом деле, не звучит так лучше, просто вы это уже где-то видели, и в голове увиденное закрепилось.
Список литературы:
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Москва, 2022 2 © ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Авторы-составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, И.В. Трешина ФИПИ
1. 2.Марк Твен «Два рассказа» Сокращение, комментарий и словарь Н.М. Соловьевой Издательство литературы на иностранных языках. Москва 1951г.
2. 3.Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц уровень 2 Адаптация текста, комментарии, упражнения и словарь С.А. Матвеева Lingua Москва Издательство АСТ.
3. 4.Пассов Е. И., Кузнецова Е. С. Формирование грамматических навыков [Текст]/ Под. ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой: учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
4. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова - Издательство: Просвещение. - 1998.
5. Шилова Н. Н. Типичные трудности учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления [Электронный ресурс] / Н. Н. Шилова. 2018. Ссылка URL:https://multiurok.ru/blog/tipichnyie-trudnosti-uchashchikhsia-pri-podghotovkie-k-iege-po-anghliiskomu-iazyku-i-puti-ikh-prieodolieniia.html
6. Ю.С.Веселова Тематический тренажер по английскому языку Лексика готовимся к ЕГЭ Москва «Интелект-Центр» 2015
7. A first look at the USA: a cultural reader Milada Broukal 1997 by Addison Wesley Longman Publishing Company
8. https://quizlet.com/ru
9. https://4languagetutors.ru/category/ege/
10. Л.И. Богомольная, В.В. Богомольная Вступительный экзамен по английскому языку книга 1 Имя Существительное учебное пособие по практической грамматике С.-Петербург 1998.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.