Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вадская средняя общеобразовательная школа»
Нижегородская региональная конференция Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
Анималотерапия – общение с животными как лекарство
Автор: Кулёва Екатерина, 8А класс
МАОУ «Вадская СОШ»
Руководитель: Буланкина Людмила Алексеевна,
учитель биологии МАОУ «Вадская СОШ»
с. Вад
2019 г.
Содержание:
1. Актуальность темы………………………………………..............1
2. Цель и задачи, методы исследования……………………………2
3. История анималотерапии ………………………………………...3-4
4. Виды анималотерапии…………………………………………….5-8
5. Противопоказания к использованию анималотерапии…………8
6. Результаты анкетирования………………………………..............9
7. Где мы можем контактировать с остальными животными?......10-11
8. Список литературы………………………………………………..12
9. Приложение………………………………………………………...13-15
Актуальность темы
В современном мире темп жизни быстрый, если раньше это наблюдалось в городах, то в настоящее время мы жители сельских поселений ощущаем на себе. Люди становятся более раздражёнными и агрессивными. Для городских жителей есть психоаналитики, с помощью которых они приходят в норму, но за это они платят немалые деньги. Можно снять стресс совершенно бесплатно - завести себе пушистого комочка (собачку, кошечку или что-то другое) или пообщаться в их естественной среде обитания. Созерцание живой природы успокаивает человека, врачует его душу и тело.
Действительно, многие люди с большим удовольствием любуются животными, птицами, рыбками и бабочками, особенно в их естественной среде обитания.
Но, оказывается, не одно это благотворно влияет на человека. Непосредственный контакт с живыми существами так же полезен для улучшения самочувствия, снятия стресса, одаривает радостными эмоциями.
Помимо стресса есть много других заболеваний, и оказывается можно их лечить с помощью животных - это даёт нам шанс на общение с животными, благодаря чему мы лечимся и не тратим деньги на лекарства и становимся добрее, меньше животных оказывается на улице.
Общение взрослых и детей с животными влияет на их скорейшее выздоровление от целого ряда недугов, порой казавшихся неизлечимыми. Об этом факте знали еще древние люди, но сознательно стали подходить к этому и использовать несколько веков назад. Очевидно, тогда и произошло зарождение анималотерапии в ее современном понимании. Благодаря своей работе я сама много узнала о животных и хочу поделиться своими знаниями с другими.
Цель работы: знакомство с наукой анималотерапией и систематизировать позитивные эффекты воздействия животных на человека.
Задачи:
1. Подбор литературы по заданной теме
2. Рассмотреть влияние животных на организм человека.
3. Систематизировать терапевтические эффекты влияния различных животных;
4. Разработать рекомендации по общению с животными и их содержанию
Методы исследования:
1. теоретические: изучение литературы.
2. практические: наблюдение, анкетирование.
История анималотерапии .
Анималотерапия (от англ. animal — животное). Пет-терапия (англ. pet therapy, от англ. pet — обобщённое название домашних животных, дословно «любимое животное» или англ. animal assisted therapy) — метод лечения пациентов с помощью домашних животных (собак, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.). [1]
История анималотерапии начинается еще в древности. Многие питомцы не только полезны в хозяйстве, но и благотворно влияют на здоровье человека, в том числе на его психическое состояние. В Древней Греции было отмечено положительное воздействие собак на больных с самыми разными недугами. В Древнем Египте целительными свойствами наделялись кошки.
Официальная история анималотерапии началась относительно недавно. Этот метод получил официальное признание медицинским сообществом только во второй половине прошлого века в качестве отдельного способа лечения. Во многом это произошло благодаря Борису Левинсону, который опытным путем доказал эффективность использования собак в терапевтических сессиях для детей (привлекая к этому, в том числе, собственного пса).
Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом, шизофренией. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основного компонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать с реальностью. [2]
А. Катчер и Ф. Уилкинс обнаружили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии были более спокойны, менее возбудимы и агрессивны, лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и были способны управлять своим поведением. Некоторые психологи предлагают использовать животных в школах, и в некоторых учебных заведениях США это находит применение. Наиболее популярные животные в классе - это черепахи, хомяки, кролики, попугаи, рыбки, ящерицы.
Исследование, проведенное Министерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и «против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользу этой программы говорило то, что животные являются великолепным источником удовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развивать чувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение в классе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом «против» выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег.[3]
У нас в школе десять лет тому назад был живой уголок, содержались различные животные: хомячки, джунгарики, голубая крыса, попугайчики и рыбки. Дети с удовольствием ходили в живой уголок, помогали убираться, приносили корм сами, но с учётом нехватки комнат уголок закрыли. В кабинете биологии есть аквариум, где содержаться рыбки и живая черепаха.
Я думаю, что в некотором будущем кроме цифровых программ в школе обратят внимание на то, что необходимо взаимоотношение животных и детей конкретно в школе, т.к детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с задержкой психического развития из года в год увеличивается.
Виды анималотерапии.
Существуют два основных вида анималотерапии:
· направленная;
· ненаправленная
Направленная анималотерапия – это такой вид, когда взаимодействие происходит с живыми животными или используются их образы (чаще всего, работа с образами животных через картинки и игрушки используется в детских садах).
Ненаправленная анималотерапия – это общение человека со своими личными домашними питомцами.
Пет-терапия с использованием лошадей (иппотерапия)
Она может использоваться для разных возрастных групп пациентов и оказывает лечебное воздействие как на физическое состояние организма, так и на психику человека. Поэтому лечебная верховая езда рекомендована при
· психических нарушениях различной тяжести,
· неврологических нарушениях,
· а также некоторых физиологических проблемах (паралич, последствия инсульта).
На территории с. Морозовка есть Конно-спортивный клуб "Дуэт" создан в 2015 году рядом с пансионатом "Морозовский".
Занятия анималотерапией с собаками (канистерапия)
Сильное положительное влияние собаки на человека обеспечивает возможности реализации следующих задач:
· Выход из стрессовой ситуации.
· Положительное влияние на внимание.
· Стабилизация психического состояния.
Медицинские исследования показывают, что при таких состояниях, как аутизм, гиперактивность, синдром Дауна, ДЦП, присутствие собаки или сеансы анималотерапии снижают уровень стресса, убирают лишнюю тревожность и обеспечивают более положительный эмоциональный фон.
При проведении анкетирования среди учащихся МАОУ «Вадская СОШ» было видно, что процентное содержание собак дома - 30 % и то в основном в качестве сторожей около дома, в доме 10 % (анкетирование проводилось среди учащихся разных возрастов, участие принимали 100 человек).
Анималотерапия: дельфины, их лечебные свойства
Дельфины – существа, изученные далеко не до конца, но именно они считаются лучшими лекарями среди всех животных планеты. Дельфинотерапия полезна для следующих категорий пациентов:
· Генетические патологии (например, синдром Дауна)
· Аутизм
· ДЦП
· Синдром дефицита внимания
· Нарушение функций ЦНС
· Перенесенный стресс или травма
· Депрессивные расстройства
· Нарушение памяти
· Умственная отсталость.
Лечение аквариумными рыбками
Красивый аквариум вместе со своими разноцветными обитателями способен осуществить цветотерапию. Ведь яркие цвета могут бодрить и веселить, вдохновлять или снимать напряжение. Подводный мир в аквариуме благоприятно влияет на психику человека. Созерцание аквариумных рыбок хорошо снимает различные виды стресса.
Фелинотерапия
Кошки являются наиболее привычными домашними животными. Мнение о том, что кошка – не только врач, но и отличный диагност, имеет под собой определенные основания, ведь эти животные часто ложатся на больные места. При этом человек достаточно быстро чувствует облегчение, так как температура тела кошки выше, чем у человека, так что она оказывает своего рода согревающий эффект. Однако это не единственная целительная способность кошек.
При проведении анкетирования отмечено в основном дома содержат кошек, но зачем большинство не знает. Так надо, всегда было так заведено, кошка нужна для того чтобы ловить мышей, без неё скучно. О том, что кошка может лечить знают не все, когда проводили анкетирование, рассказывали, как кошка лечит, детей заинтересовал рассказ, некоторые делились впечатлением и рассказами о своих кошках. Фелинотерапия актуальна для лечения широкого спектра заболеваний, в первую очередь – психоэмоциональных нарушений: депрессии, неврозы, другие психические расстройства. Кошки полезны и для тех, кто страдает от сердечно-сосудистых недугов, ведь даже полчаса в компании кошки достаточно для того, чтобы стабилизировать сердечный ритм и давление.
Важную роль в положительном воздействии на пациента является кошачье мурлыкание способствует выработке «гормона счастья» — серотонина.
Белая кошка подпитывает хозяина своей белой энергией. Даже обычные беспородные коты с белой шерсткой способны избавлять своих хозяев от бессонницы, депрессии и целого ряда других заболеваний. Беленькое животное не отойдет от своего «пациента», пока тот не поправится.
Черная забирает ненужный негатив, смягчает гнев человека. Известно, что кошки с черной шубкой могут снять головную боль, стабилизировать давление, успокоить нервную систему, утихомирить боли в животе. Рыжие непоседы дарят своему владельцу радостный эмоциональный настрой, позитивный взгляд на все вещи вокруг. Они способны вылечить болезни нервной системы.
Серые и полосатые питомцы могут и отдавать и забирать энергию, в зависимости от обстоятельств. Им подвластно лечение болезней ЖКТ.
Среди пород самыми лечебными считаются Сфинксы. У них нет шерсти, поэтому контакт с человеческим телом происходит намного быстрее, чем у «доктора» в пушистой шубке. Но это нисколько не умаляет способности других пород.
Короткошерстные и бесшерстные кошки - "специализируются" на болезнях почек, печени и
желудочно-кишечного тракта.
Сиамские кошки умудряются убивать все болезнетворные микробы в доме,
поэтому их хозяева никогда не болеют гриппами и простудами.
1. аллергия на шерсть или на слюну того животного, с которым будет взаимодействие или с тем, кто будет непосредственно жить с человеком постоянно.
2. инфекционное заболевание в острой стадии.
3. Очень важны для успешного лечения как положительное отношение к самому процессу терапии, так и положительный настрой на перспективу (на результат от лечения).
Результаты анкетирования. (см. приложение)
В анкетировании участвовали 100человек, возраст детей составил 11-15лет, среди которых были дети с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с задержкой психического развития.
При анализе анкетирования было выявлено, что у всех есть домашние питомцы, первое место занимает кошка, а на втором месте – собака. В основном кошка беспородная, но любимая. На вопрос, является ли ваша кошка целителем? ответили «да» -63человека «нет» -37 человек
Что делает кошка, чтобы улучшить Вам настроение или самочувствие?
ответы были следующие: 74 человека ответили – мурлыкает
Кошка просто ласкается к человеку, трётся об него, лижет руки и лицо, играет с ним, мурлычет. Это помогает расслабиться, получать удовольствие от процесса.
26 человек - ложиться на больное место
Кошка - великолепный энергоинформационный прибор, угадывающий больные места своего хозяина. Когда в организме происходят какие-то нарушения, когда возникают боли, это свидетельствует об изменении энергетического потенциала на каком-то участке тела. Вот это изменение потенциала великолепно ощущает кошка.
Поддается ли Ваша кошка дрессировке и предсказывает ли она погоду?
ответы - да- 25человек, не знаю- 75человек
Кого больше любит Ваша кошка, и кто её кормит?
Ответы были очень интересные, кошки, по мнению детей, любят больше их, а кормят и ухаживают взрослые. В настоящее время нам не хватает общения с животными. Не важно, какой породы животное, но оно в любом случае приносит пользу для человека. Необходимо относиться к своим питомцам лучше, ухаживать и помнить, что общение с ними помогает нам в лечении разных заболеваний, мы сэкономим деньги на лекарства, а также получим массу удовольствия от общения с нашими четвероногими друзьями.
Где мы можем контактировать с остальными животными?
1. контактные зоопарки
2. на отдыхе в деревне
3. На улице, в парке.
4. В домашних условиях
Список литературы.
1. Анцупова И.И. Анималотерапия - Москва, "Вокруг света": журнал "Вокруг света" N12 (2795) декабрь, 2006
2. Дельфинотерапия - Dolphin Assisted Therapy / [А.П. Чуприков, Н.Ю. Василевская, С.В. Келюшок и др.]; Нац. мед. акад. последипломного образования им. П.Л. Шупика; Одес. дельфинарий. - Одесса: Астропринт, 2008. - 40 с.
3. Нестерова Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. - М.: РИПОЛ классик
4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Российское психологическое общество, 1999
5. Харчук Ю. Анималотерапия. Домашние животные и наше здоровье. - М.: Феникс, 2007.
6. https://illnessnews.ru/animaloterapiia/
7. https://f1bp.ru/sredstva-ot-pryschejj/zooterapiya-ili-kak-nas-lechat-zhivotnye-istoriya-i-vidy-pet-terapii-istoriya/
8. https://ru.wikipedia.
9. https://studbooks.net/904639/psihologiya/istoriya_vozniknoveniya_osnovnye_ponyatiya_vidy_primenenie_animaloterapii
Приложение
1.Количество опрошенных людей, 100чел.
2.Есть ли у Вас домашние животные?
3.Какой породы домашние животные?
4.Является ли Ваша кошка целителем?
5.Что делает кошка, чтобы улучшить Вам настроение или самочувствие?
6.Поддается ли Ваша кошка дрессировке и предсказывает ли она погоду?
7.Кого больше любит Ваша кошка и кто её кормит?
8.Трудно Вам ухаживать за кошкой, нравится ли Вам это делать?
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://ru.wikipedia.
[2] Нестерова Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. - М.: РИПОЛ классик, 2006. стр. 10-11
[3] https://studbooks.net/904639/psihologiya/istoriya_vozniknoveniya_osnovnye_ponyatiya_vidy_primenenie_animaloterapii
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.