Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Тест межличностных отношений (Ясюкова Л.А.)
Цель: выявление особенностей межличностных отношений в классе.
Оцениваемые УУД: коммуникативные
Инструкция:
Представьте, что вы встретились с волшебником, и он может исполнить любое ваше желание. В кого или во что вы бы хотели превратиться на полчасика? Напишите рядом с буквой «я», кем бы вы хотели стать на полчасика. А ниже придумайте и запишите, в кого или во что вы бы превратили друга или подругу. Каждый высказывает собственные желания и придумывает, что хочет.
Обработка: посредством сравнения придуманных ребёнком вариантов: равноценны или нет.
Если ребёнок выбирает для себя и для друга равноценные превращения (например, мальчики могут предложить превращения в футболистов, собачек, Джеки Чана и Шварцнеггера и т.д.; девочки предпочитают превращаться в кошечек, птичек, принцесс, топ-моделей и пр.), то взаимоотношения стоятся на паритетных началах, ребёнок относится к другу так, как он относится к себе. Если таких вариантов ответов более 50%, то можно говорить о нормальном психологическом климате в классе.
Ребята могут выбирать и неравноценные
варианты превращений. Например, мальчик хочет себя видеть отличником, а друга -
двоечником, себя - трансформером, а друга - червяком, себя - бизнесменом, а
друга - козлом. Или девочка хочет быть принцессой, а подругу превратить в
служанку или фрейлину, видит себя кошкой, а подругу — мышкой. В этом случае у
ребенка излишне выражено чувство соперничества, стремление к превосходству над
другими, стремление самоутвердиться любым путем, даже за счет
унижения других. Такое эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок
невольно радуется, если у друга неприятности, если друг оказался униженным или
менее успешным, чем он сам, разрушает дружеские связи, приводит к ссорам. В
дальнейшем такое отношение может приводить к осложнению взаимоотношений между
детьми, к конфликтам, к дестабилизации общей ситуации в классе. Особенно
проблемной обстановка в классе может оказаться, когда дети вступят в
подростковый возраст.
Для того, чтобы изменить, нормализовать взаимоотношения детей, одних воспитательных воздействий, проблемных диспутов, коллективных «сдруживающих» мероприятий оказывается недостаточно. В первую очередь, необходимо выяснить причину, почему ребенок чувствует себя ущемленным, вынужден самоутверждаться таким способом. Часто дети, имеющие высокий уровень притязаний и не достигающие желаемого успеха, невольно завидуют более успешным или просто более удовлетворенным своей жизнью ребятам. Когда же они видят, что и у других ребят могут быть неприятности, то они чувствуют себя спокойнее. В этом случае бесполезно стыдить ребенка и убеждать, что надо быть хорошим. Следует помочь ему в учебе, в развитии интеллектуальных способностей или личных качеств, то есть достичь уважения к себе.
Бывают случаи, когда ребята говорят, что у них нет друзей (или подруг) в классе. Если таких детей более 20-25% от всех учащихся класса, то это тоже свидетельствует о неблагоприятном социально-психологическом климате, о разобщенности, невнимании детей друг к другу, о предвзятом отношении к отдельным детям. Следует предварительно выяснить причины такой ситуации в классе и только потом предпринимать соответствующие меры.
Известно, что благоприятный психологический климат способствует оптимизации интеллектуального и личностного развития всех учащихся и, напротив, развитие детей может нарушаться и искажаться, если в классе складывается нездоровая обстановка.
Определение уровня комфортности обучающихся.
Методика Щурковой Н.Е. «Круги».
Инструкция. Эти круги помогают понять хорошо или плохо тебе в школе. Если тебе хорошо в школе, тебя никто не обижает, у тебя есть друзья, поставь свой значок (+) в центре кругов. Если тебе в школе очень плохо, поставь свой значок в последнем круге. Если бывает по-разному, значок можно поставить во втором или третьем круге. Запомни, чем дальше от центра круга стоит значок, тем хуже тебе в школе.
Оценка результатов. Считается число школьников, поставивших свои значки в зоне благополучия и неблагополучия. «Зона благополучия» - 1 и 2 круг от центра. «Зона неблагополучия» - 3 и 4 круги от центра. Просчитывается процентное соотношение ребят по уровням комфортности : центр- высокий уровень комфортности; 2 круг- средний уровень; 3 круг – ниже среднего; 4 круг – низкий уровень комфортности.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
Параметр |
Количественная характеристика (балл) |
|||
низкий |
средний |
высокий |
Очень |
|
Уровень притязаний |
Менее 60 |
60-74 |
75-89 |
90-100 |
Уровень самооценки |
Менее 45 |
45-59 |
60-74 |
75-100 |
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА
ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
1. Я
быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да,
нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да,
нет).
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4
балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.