АНКЕТА-ПОМОЩНИК РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 31.docx
АНКЕТА­ПОМОЩНИК РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА В   настоящее   время,   когда   воспитанию   в   дополнительном   образовании уделяется   особое   внимание,   возрастает   значение   самоанализа   и   рефлексии, способности школьников к взвешенной самооценке своего поведения и самой личности.   Эффективным   педагогическим   средством   для   этого   является традиционное анкетирование – углубленное и продуманное, дополненное разного плана уточняющими вопросами. При этом следует учитывать, что совершенно необязательно   публичное   обсуждение   ответов   на   вопросы,  более   того,  лучше проводить анкетирование анонимно. Важен воспитательный момент: школьникам нужен повод задуматься о дружбе, о товарищах, о себе; в конечном итоге – определиться   с   нравственно­ценностными   ориентациями.   Это   способствует социализации детей и формированию гражданственности. Кроме   того,   анкета   может   состоять   из   наводящих   вопросов,   которые послужат детям канвой для рассказа – как бы планом повествования. Ведь они очень любят рассказывать, но, к сожалению, еще не умеют… В  случае   проведения   какой­либо   акции,  например   распространения   среди родных   и   знакомых   экологической   листовки,   анкета   стане   контролем   для школьников, выявив сразу тех, кто поленился раздавать листовки. По их ответам на анкету это сразу будет заметным. Кроме того, зная о предстоящем заполнении этой анкеты, ребята охотней займутся общим делом. Заполненная   анкета   подскажет   педагогу   о   проблемах   ребенка   и   поможет индивидуально­личностному подходу к нему. Наконец,   анкета,   как   и   викторина,   может   послужить   для   диагностики усвоения   детьми   конкретной   темы.   Педагог   сможет   скорректировать   или углубить их знания перед переходом к изучению следующей темы. ВОСКРЕСНИК 1. Каковы наши задачи на сегодня, как ты считаешь?  2. С какой целью мы этим занялись? 3. Каковы будут последствия нашей работы? 4. Как сделать нашу работу наилучшим образом? 5. Какие, по­твоему, мы допускаем ошибки? 6. Нравится ли тебе эта работа? 7. А чем именно не нравится? 8. Что бы ты хотел улучшить?9. С кем тебе нравится работать – всем классом, всей школой или только с близкими друзьями? 10. Где, по­твоему,  лучше провести воскресник в следующий раз? Я И ВОЛГА 1. Какую воду ты пьешь? (Фильтрованную, бутилированную, водопроводную из крана?) 2. Какими средствами ты моешь посуду? 3. Что ты знаешь о поверхностно­активных веществах? 4. Что из вредных веществ тебе приходилось сливать в канализацию? 5. Куда, по­твоему, сбрасывается грязная вода из канализации? 6. Какие крупные города стоят на Волге выше Волгограда по течению? 7. Что, кроме бытовых стоков, они сливают в Волгу? 8. Стоит ли штрафовать за неисправные очистные сооружения? 9. Куда направить деньги от штрафа? 10. Возможна ли, на твой взгляд, полная очистка сточных вод? 11. Дорого ли, на твой взгляд, стоит очистка водопроводной воды? 12. Как ты считаешь, много ли воды ты используешь дома?  13.   Можешь   ли   обойтись   меньшим   количеством;   уменьшить,   например, напор? 14. Сколько жителей в Волгограде? 15. Даст ли эффект экономия воды каждым из них? 16. Какая рыба продается в магазине? 17. Какую волжскую рыбу и когда ты ел в последний раз? 18. Где ты ее приобрел? Поймал? Чем? 19. О какой знаменитой волжской рыбе ты только слышал? 20. Почему ее нет? 21. С какой целью организован природный парк Волго­Ахтубинская пойма? 22. Почему пойма находится под патронатом ЮНЕСКО? 23. Каких обитателей поймы ты знаешь? 24. Приходилось ли встречать их в природе? 25. Хорошо ли обстоит дело с охраной природы за городом? 26. Что нужно предпринять? 27. Все  ли,  на  твой  взгляд,  обстоит  благополучно  с  водой в Волгограде? 28. Что ты считаешь необходимым изменить? 29. Каким по важности ресурсом является пресная вода? 30. Приходилось ли тебе задумываться раньше о проблеме питьевой воды?31. Как ты считаешь, может ли  продолжаться нынешнее водопользование? 32. К чему это приведет? Я И МОЙ ДРУГ Старый друг лучше новых двух. (Пословица.) Лучший способ одолеть врага – сделать его другом. (Пословица.) Новых старых друзей не бывает. (Из песни.) 1. Есть ли у тебя старый друг? 2. Как давно вы знакомы? 3. Где вы познакомились? 4. Какими хорошими чертами он обладает? 5. Какие недостатки у твоего друга? 6. Какие из них ты можешь простить, а какие – нет? 7. Пытался ли ты помочь ему их преодолеть? 8. Бывало ли в вашей дружбе, что друг серьезно помог тебе? 9. Приходилось ли тебе выручать своего друга? 10. Был ли он благодарен тебе за это или быстро забыл? 11. Можно ли ему доверить сокровенные мысли? 12. Делится ли он с тобой своими тайнами? 13. Бывают ли у вас размолвки? 14. По чьей вине? 15. Как часто случаются ссоры? 16. Приходилось ли тебе идти на какие­то жертвы ради друга? 17. Не жалеешь ли ты об этом? 18. Пытались ли вас поссорить? 19. Готов ли ты ради друга пойти на преступление закона? 20. Что ты считаешь важнее: мнение о тебе твоих сверстников или друга? 21. Как ты считаешь, умеешь ли ты дружить? 22. Приходилось ли тебе подводить друга в чем­то? 23. Как ты оцениваешь, серьезный ли это проступок? 24. Сознательно или нечаянно ты его совершил? 25. Сумел ли простить тебя друг или помнит об этом? 26. Напоминаешь ли ты другу о его прежних  проступках? 27. Способен ли ты побороть свою раздражительность ради друга? 28. Станешь ли ты поддерживать  отношения с его врагом?29. Умеешь  ли  ты  прощать? 30. Какими  главными  законами  держится  дружба? 31. Приходилось ли пройти испытание вашей дружбы? 32. Что важнее – один старый друг или много приятелей? 33. У тебя один друг или несколько верных друзей?  34. Ты часто общаешься с ними или изредка? По какому поводу? 35. Что, по­твоему, означают слова «мужская дружба», «женская дружба»? 36. Как ты думаешь, за что тебя ценят твои друзья? 37. Хотел бы ты подружиться с каким­то конкретным человеком? 38. Как ты считаешь, что для этого нужно? 39.   Объясни   пословицу:   «Не   послушал   Иван   Марью,   сам   приказывать горазд». 40.   Прочти   внимательно   дважды   и   попробуй   быстро   произнести   эту скороговорку: «Женя с Жанной подружились, дружба с Женей не сложилась!». 41. Чтоб с друзьями жить нам дружно, обижать друзей не нужно! МОЙ ДОМАШНИЙ ЗООПАРК Ты в ответе за тех, кого приручил.               Антуан де Сент­Экзюпери 1. Какие животные живут у тебя дома (или у бабушки)? 2. Как их зовут? 3. Расскажи, как они выглядят, какой породы и окраски? 4. Откуда они у вас появились? 5. Что интересного в их поведении? 6. Кто за ними ухаживает – кормит, прогуливает, убирает за ними? 7. Ладят ли твои животные друг с другом? 8. Кого из них ты особенно любишь? За что? 9. Кто из них любимец мамы или бабушки? 10. Как ты считаешь, хорошо ли им у тебя? 11. Встречаются ли эти животные в дикой природе? 12. Откуда они родом? 13. Может быть, их лучше выпустить на волю, в лес? 14. Кого бы ты хотел завести дома? 15. Что ты знаешь о его привычках, рационе и образе жизни? 16. Сможешь ли ты за ним ухаживать без помощи мамы? 17. Какие интересные случаи бывали с твоими животными?18. Какой совет ты мог бы дать по содержанию этого животного? МОЙ САД 1. Какие деревья растут в твоем саду? 2. Какие цветы своего сада ты знаешь по названиям? 3. Кто их посадил? 4. Кто поливает? 5. Кого из них любишь больше других? 6. Чем именно они тебе нравятся? 7. Какие еще деревья, кустарники, цветы тебе еще хотелось бы посадить? 8. Что ты знаешь об условиях их содержания? 9. Знаешь ли ты их время цветения? 10. Можешь ли проанализировать, чего не хватает каждому дереву? 11. У всех ли  подходящее соседство, полив, освещенность солнцем? 12. Каковы признаки этих проблем? ЕСЛИ БЫ МЭРОМ БЫЛ Я (деловая игра) Хозяйский глаз повсюду нужен, – Он вмиг заметит что­нибудь!        А. С. Пушкин, «Граф Нулин» Школьный   экопатруль   отправляется   по   окрестностям   школы   с   целью выявления   проблем   в   городском   благоустройстве.   Внимательным   взглядом осматриваемся по пути следования и через каждые 50–100 м делаем остановку, определяя ответы на следующие вопросы: 1. Что нужно поправить или отремонтировать из уже имеющегося уличного оборудования на данном участке? 2. Что нужно заменить, добавить или убрать? (Мусоросборник, авто­стоянку, велосипедную дорожку, детскую площадку? ) 3. Где на данном участке можно разбить газон, посадить деревья – не будут ли они закрывать обзор машинам на перекрестке? 4.  Как   украсить   фасад  здания,  вход   в  подъезд,  крыльцо? (Цветочницами, вертикальным   озеленением,   если   есть   кому   за   ними   ухаживать,   или декоративным ограждением?)   5. По городскому транспорту: – Нужна ли в этом месте остановка?– Пешеходная «зебра»? – Светофор? – Турникетное ограждение тротуара или калитка в ограждении? КАК Я ПРОВЕЛ ЭТО ЛЕТО 1. Где ты провел летние каникулы? 2. Что нового удалось тебе узнать за лето? 3. Познакомился ли ты с новыми людьми? 4. Удалось ли приобрести нового друга? 5. Какие интересные события произошли с тобою летом? 6. Какие впечатления привез из поездки? 7. С кем удалось познакомиться, подружиться? 8. Что нового узнал о людях и природе других краев? 9. Захотелось ли тебе побывать там снова? 10. Какие привез сувениры, покупки? 11. С кем ты ездил и как – по путевке, на экскурсию, к родным? 12. В каких местах тебе хотелось бы еще побывать? Почему? 13. Любишь ли ты путешествовать? 14. Пешком или на транспорте? 15. Какой вид транспорта ты любишь? 16. Хотелось бы поездить по России? 17. Хотел бы съездить за границу? Куда именно? Почему? СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ 1. Где и когда родилась моя прабабушка? 2. Кем были ее родители?  3. Какое образование она получила? 4. Где и кем работала? 5. Где и когда они познакомились с прадедушкой? 6. При каких обстоятельствах она  узнала о начале войны? 7. Где находилась ее семья в годы войны? 8. Как она встретила День Победы? 9. Где жила, кем работала после войны? 10. Самый яркий эпизод ее биографии? 11. Имена ее братьев и сестер? Их судьбы? 12. Генеалогическое древо нашей семьи.П р и м е ч а н и е . Все эти вопросы предназначены для самого ребенка, чтобы помочь ему с расспросами   старших.   Полученные   им   сведения   предназначены,   прежде   всего,   для   самого школьника,   их   совершенно   необязательно   выносить   за   пределы   семьи.   Об   этом   следует написать, предваряя вопросы анкеты. ВОЛГО­АХТУБИНСКАЯ ПОЙМА 1.   Какую   воду   ты   пьешь?   (Фильтрованную,   бутилированную     или водопроводную из крана?) 2. Что из вредных веществ тебе приходилось сливать в канализацию? 3. Куда, по­твоему, сбрасывается  грязная  вода из канализации? 4. Какие крупные города стоят на Волге выше Волгограда по течению? 5. Что, кроме бытовых стоков, они сливают в Волгу? 6. Возможна ли, на твой взгляд, полная очистка сточных вод? 7. Дорого ли, на твой взгляд, стоит очистка водопроводной воды? 8. Как ты считаешь, много ли воды ты используешь дома?  9. Можешь ли обойтись меньшим количеством; уменьшить, например, напор? 10. Сколько жителей в Волгограде? 11. Даст ли эффект экономия воды каждым из них? 12. Какая рыба продается в магазине? 13. Какую волжскую рыбу и когда ты ел в последний раз? 14. Где ты ее приобрел? Поймал? Чем? 15. О какой знаменитой волжской рыбе ты только слышал? 16. Почему ее нет? 17. Почему организован природный парк Волго­Ахтубинская пойма? 18. Почему пойма находится под патронатом ЮНЕСКО? 19. Каких обитателей поймы ты знаешь? 20. Приходилось ли встречать их в природе? 21.   Какие   животные   поймы   занесены   в   Красную   книгу   Волгоградской области? 22. Готов ли ты помочь сохранению природы Волго­Ахтубинской поймы? 23. Какой вид помощи выберешь:  – практические природоохранные акции («трудовой десант»); – агитация и распространение природоохранных идей (эколистовки); – какой­то другой вид деятельности? 24. Часто ли ты бываешь за Волгой? 25. Хорошо ли обстоит дело с охраной природы в настоящее время? 26. Что нужно предпринять?27. Все  ли,  на  твой  взгляд,  обстоит  благополучно с водой в Волгограде? 28. Что ты считаешь необходимым изменить? 29. Каким по важности ресурсом является вода? 30. Есть ли смысл бороться за чистую Волгу, если не сохранить природный ландшафт ее поймы? 31. Приходилось ли тебе задумываться раньше о проблеме питьевой воды? 32.   может   ли   продолжаться   нынешнее   Как   ты   считаешь, природопользование ? 33. К чему это приведет? 34. Сколько стоит бутылочка питьевой воды (негазированной)? А сколько стоит литр самого дорогого бензина? Что это значит? МОЙ КРУЖОК 1. Почему я записался в этот кружок? 2. Какие занятия мне нравятся больше всего?  1 – подвижные экоигры, 2 – КВН, 3 – «лабораторная работа», 4 – «Маски­ шоу», 5 – посадка растений, 6 – экскурсия, 7 – конкурс эрудитов, 8 – викторины, 9 – загадки, 10 – сочинение экосказок, 11 – физпаузы­минутки, 12 – изготовление поделок. 3. Какие интересные сведения я узнал в кружке? 4. О чем бы еще мне хотелось узнать? 5. В какой форме интереснее заниматься – всем сразу или звеном? 6. Как  к  кружку  отнеслись  родители – с  одобрением  или  осуждением? 7. Нравится ли тебе видеть свои поделки на выставке? 8. Какие у тебя есть предложения и пожелания по работе кружка? 9. Что тебе не нравится или мешает заниматься? 10. Будешь ли ты ходить в кружок на следующий год? ЭКСКУРСИЯ ПО ПАРКУ 1. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить кислородом 1 человека? А сколько всего – чтобы обеспечить им всю твою семью? (Из  расчета 4 дерева на одного человека.) 2. Какие условия необходимы для растущего дерева?  (Свет, вода, почва, тепло.) 3.   Какие   деревья   больше   других   подходят   к   нашему   климату   по выносливости? (Ясень, вяз, клен ясенелистный, тополя, акации.)4. Назови свое любимое дерево. Что тебе в нем особенно нравится? 5. Какие деревья растут в нашем парке? Какие кустарники? 6. Какие хвойные растения? 7. Какие памятники находятся в парке? 8. Что бы ты хотел посадить в парке? 9. Каких сооружений в парке не хватает? 10. Посадил ли ты в своей жизни дерево? ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ПАРКА 1. Когда и кем был заложен наш парк? 2. Какое предназначение выполнял парк в прежние времена? 3. Какие сооружения находились раньше на его территории? 4. Остались ли они сегодня? Нужны ли они теперь? 5. Какие сооружения появились в парке в последние годы? 6. Нужен ли теперь этот парк?  7. Какую роль играет парк в жизни окрестных жителей? 8. Какую роль играет парк в жизни школьников? 9. Чье имя носит парк? Кем был этот человек? 10. Какие городские объекты еще носят это имя? 11. Какие работы по благоустройству парка необходимы на твой взгляд? 12. Готов ли ты посильно помочь благоустройству парка? 13.   Какие   сооружения   тебе   хотелось   бы   увидеть   в   парке?  (Вольеры   с животными, фонтан, озеро, качели, карусель, колесо обозрения.) 14. Какие деревья и кустарники парка ты знаешь по названиям? 15. Какие деревья, кустарники, цветы ты хотел бы посадить там? 16. Тебе больше нравится бегать по траве или по асфальту?  17. Как ты считаешь, трава сама растет на газонах или благодаря уходу? 18. Благодарен ли ты людям, поддерживающим порядок и чистоту? 19. Ты бы хотел, чтобы в городе было много таких небольших парков или один обширный парк, с разными аттракционами, озером? 20. Вспоминаешь ли ты о нашем парке вдали от дома, на каникулах? 21. Как ты думаешь, запомнится ли тебе этот парк навсегда? ЧТО ПОДАРИЛ МНЕ СПОРТ 1. Какой вид спорта и почему тебе нравится больше других?2. В какую спортивную секцию ты ходил (или ходишь теперь)? Как ты попал в нее? 3. Что нового принесли в твою жизнь спортивные занятия? 4. Как изменились отношения с друзьями? 5. Как изменился твой характер?  6. Какие вредные привычки тебе удалось преодолеть? 7. Какие интересные случаи можешь рассказать из своей спортивной жизни? 8. Приобрел ли ты новых друзей? 9. Кто твой любимый спортсмен? 10. Какие спортивные программы смотришь по телевидению? РАССМОТРИМ КАРТИНУ 1. К какому жанру относится эта картина? (Портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая сценка или батальное полотно.) 2. Что находится на переднем плане?  3. Что находится на заднем плане? 4. Кто, по­твоему, главный герой картины? 5. Каково цветовое решение, колорит этой картины? 6. В какое время года запечатлен этот пейзаж или сюжет? 7. Какое время суток отображено? 8. Какие чувства вызывает эта картина? 9. Что хотел сказать этой картиной художник? 10. Напоминает ли тебе что­нибудь эта картина? 11. Хотел бы ты повесить эту картину дома? ФОТОПЕЙЗАЖ (подчеркни свои ответы) 1. Какие чувства  вызывает у тебя этот фотопейзаж? – Восхищение; – желание побывать там; – стремление угадать дальние предметы; – предположение о животных – обитателях этой местности; – воспоминание о такой же местности; – ощущение чего­то очень знакомого и родного; – желание поделиться впечатлением; – с кем? – желание повесить это фото у себя дома.2. Как ты думаешь, долго ли это фото будет висеть, или скоро надоест? 3. Есть ли у тебя желание что­то добавить?  4. Ощутил ли ты настроение фотографа? 5. Что он хотел сказать? 6. Как ты считаешь, это обычная картинка, каких много, или в ней есть что­ то такое, необычное? 7. Может быть, фото не вызвало никаких чувств? 8.   Ты   мог   бы   сказать,   что   этот   пейзаж   научил   тебя   по­новому   видеть окружающий мир? 9. Каково твое главное ощущение от этого фотопейзажа? АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые  родители! К     Вам   обращается   руководитель   эколого­культурологического   кружка   Чтобы   определить «Волшебница­природа»   _____________________. целесообразность   продолжения   занятий   кружка   на   следующий   учебный   год, убедительно прошу Вас ответить на несколько вопросов. Заранее благодарна Вам! Да Нет Вопрос № п/п 1 Проявляется ли у Вашего ребенка интерес к природе, к животным? 2 3 Улучшилась ли успеваемость Вашего ребенка по предмету «Окружающий  Заметно ли изменились его речь и манеры? мир»? 4 Участвует ли Ваш ребенок в олимпиадах и конкурсах? 5 Охотно ли Ваш ребенок поздравляет родных? 6 Появились ли в его речи пословицы и поговорки? 7 Появился ли интерес к чтению книг? 8 Проявляется ли знание деревьев и трав? 9 Уменьшилось ли время пребывания перед телевизором, компьютером? 10 Заметно ли положительное влияние кружка? 11 Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок продолжил занятия в кружке?