Анкета выявления одаренности
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности
2. В сфере музыкальной одаренности
3. В сфере литературной одаренности
4. В сфере артистической одаренности
5. В сфере технической одаренности
6. В сфере лидерской одаренности
7. В сфере спортивной одаренности 
8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу)
            
        
        
        
                    
                
                    Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой
деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие
личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да»,
«нет»):
Анкета выявления одаренности
Анкета № 1
1. В сфере изобразительнохудожественной одаренности:
 рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В
рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
 становится   вдумчивым   и   очень   серьезным,   когда   видит   хорошую
картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру,
вещь;
 способен   составлять   оригинальные   композиции   из   цветов,   рисунков,
камней, марок, открыток и т.д.;
 любит   использовать   какойлибо   новый   материал   для   изготовления
игрушек,   коллажей,   рисунков,   в   строительстве   детских   домиков   на
игровой площадке;
 охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное
назначение (украшение для дома, одежды);
 обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства
и настроение;
 любит   создавать   объемные   изображения,   работать   с   глиной,
пластилином, бумагой и клеем;
 может высказать свою собственную оценку произведениям искусства,
пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном
рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. В сфере музыкальной одаренности:
  проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
  чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  хорошо поет;
   вкладывает   много   энергии,   чувств   в   игру   на   инструменте,   в   песню   или
танец;
  любит музыкальные записи;
  стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
  хорошо играет на какомнибудь инструменте;
  в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
  сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3. В сфере литературной одаренности:   любит писать и сочинять рассказы и стихи;
   может   легко   построить   рассказ,   начиная   от   завязки   сюжета   и   кончая
разрешением какоголибо конфликта;
  рассказывая о чемто, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не
теряет основную мысль;
  придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях.
Оставляет главное, наиболее характерное;
  выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания
события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не
упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
   склонен   фантазировать,   старается   добавить   чтото   новое   и   необычное,
когда рассказывает о чемто уже знакомом и известном всем;
   умеет   в   характере   изобразить   своих   героев   очень   живыми,   передает   их
характер, чувства, настроения.
4. В сфере артистической одаренности:
   легко входит в роль какоголибо персонажа: человека, животного и других;
   интересуется актерской игрой;
    меняет   тональность   и   выражение   голоса,   когда   изображает   другого
человека;
   разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
   склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
   стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем
то с увлечением рассказывает;
   с большой легкостью драматизирует, передает чувства  и эмоциональные
переживания;
   любит игрыдраматизации.
5. В сфере технической одаренности:
   интересуется механизмами и машинами;
   может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых приборов, машин, механизмов;
  любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные
поломки и вопросы на «поиск»;
  любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
  читает   (любит   когда   ему   читают)   журналы   и   статьи   о   создании   новых
приборов, машин, механизмов;
  любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об
этом;
  проводит   много   времени   над   конструированием   и   воплощением
собственных   «проектов»   (модели   летальных   аппаратов,   автомобилей,
кораблей);   быстро и легко осваивает компьютер.
6. В сфере лидерской одаренности:
   инициативен в общении со сверстниками;
   сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
   легко общается с детьми и взрослыми;
   улавливает   причины   поступков   других   людей,   мотивы   их   поведения.
Хорошо понимает недосказанное;
   часто руководит играми и занятиями других детей;
   склонен   принимать   на   себя   ответственность,   выходящую   за   рамки,
характерные для возраста;
   другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям;
   обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7. В сфере спортивной одаренности:
   энергичен,   производит   впечатление   ребенка,   нуждающегося   в   большом
объеме движений;
   любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
   часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
   бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
   движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
   любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
    предпочитает   проводить   свободное   время   в   подвижных   играх   (хоккей,
баскетбол, футбол);
   физически выносливее сверстников.
8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):
  хорошо   рассуждает,   ясно   мыслит,   понимает   недосказанное,   улавливает
причины и мотивы поступков других людей;
  обладает хорошей памятью;
  легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
  обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является
«отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
   гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях
и  проблемах, не касающихся  его  непосредственно (о мировой  политике,
экономике, науке и т.д.);
  обладает   чувством   собственного   достоинства   и   здравого   смысла,
рассудителен не по годам, даже расчетлив;  очень   восприимчив,   наблюдателен,   быстро,   но   не   обязательно   остро,
реагирует на все новое и неожиданное в жизни.