Документ содержит Методику изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Цель которой является выявление уровня адаптации пятиклассника к новым социокультурным условиям для ранней профилактики негативных эмоций, как фактора суицидального риска. Анкету «Адаптация первоклассника».
Цель которой выявление уровня адаптации первоклассника к новым социокультурным условиям для ранней профилактики негативных эмоций, как фактора суицидального риска.
1,5 классАДАПТАЦИЯ.docx
Методика изучения мотивации обучения школьников
при переходе из начальных классов в средние
М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.
Дата Ф.И. Класс_______
Анкета
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные
варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из
предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе.
Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
л) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна; д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось; в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы! Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить
случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в
зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Таблица 7
Варианты
ответов
Количество
баллов по
номерам
предложений
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
1
2
3
4
4
3
3
3
0
0
5
2
3
3
0
4
1
3
4
3
3
5
3
3
3
3
0
0
4
4
5
2
3
3
3
3
4
0
0
Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации
учения.
Таблица 8
Уровни мотивации
Сумма баллов итогового уровня мотивации
I
II
III
IV
V
41—48
33—40
25—32
15—24
5—14
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода
учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV — сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение
преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а
затем определяется процентное соотношение между ними.
Варианты ответов
Количество
баллов по
номерам
предложений
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
1
О
П
С
С
П
П
П
В
В
У
2
П
П
В
С
И
П
У
П
3
У
П
П
П
П
В
В
С
4
У
О
П
П
П
П
С
В
В
Условные обозначения мотивов:
У — учебный мотив;
С — социальный мотив;
П — позиционный мотив;
О — оценочный мотив;
И — игровой мотив;
В — внешний мотив.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том
случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный
мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном
этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем
развития учебной мотивации, выраженное в процентах от
общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной
мотивации, выраженное в процентах от общего числа
обследуемых;
количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации,
выраженное в процентах от общего числа обследуемых. Анкета «Адаптация первоклассника».
Цель: выявление уровня адаптации первоклассника к новым социокультурным
условиям для ранней профилактики негативных эмоций, как фактора суицидального
риска.
Инструкция по проведению. Учащимся необходимо раздать бланки ответов, 4
карандаша определенного цвета (красный, зеленый, синий, желтый). Для организации
учащихся необходимо, чтобы классный руководитель присутствовал при
анкетировании. Психолог зачитывает вопросы в слух: «Поставьте пальчик на первый
квадратик, где написана цифра «1» в своем бланке – это первый вопрос. В
зависимости от ответа закрась его нужным цветом.»
Время на диагностику: 1020 минут
Возраст: 67 лет (1 класс)
Период проведения: конец сентября – начало октября (начало учебного года)
Вопросы:
1.
Нравится ли тебе ходить в школу?
Если да, то закрась первый квадратик – красным цветом,
Если не очень нравится, то зеленым цветом,
Если нет, то синим цветом,
Если не знаешь, то желтым цветом.
Если тебе больше всего нравится:
заниматься с учителем, то закрась второй квадратик красным цветом,
Если смотреть телевизор, то синим цветом,
Если играть, то зеленым цветом,
Если ты не знаешь, то желтым цветом.
В школе больше всего тебе нравится?
Если перемена, то закрась третий квадратик красным цветом,
Если друзья, то – синим цветом,
Если уроки, то зеленым цветом,
Если ты не знаешь, то желтым цветом.
Хотел бы ты остаться дома или во дворе и не идти в школу?
Если да, ты бы хотели остаться во дворе или дома, то закрась четвертый квадратик
синим цветом,
Если нет ты хотел бы прийти в школу, то красным цветом,
Если ты не знаешь, то желтым цветом.
Вы бы хотели чтобы вас учили родители, а не учителя?
Если Да (хотите чтобы учили родители), то синим цветом.
Если Нет (хотите чтобы учили учителя), то красным цветом.
Если ты не знаешь, то желтым цветом.
2.
3.
4.
5.
Бланк для учащихся:
Ф.И.
1
2
3
4
5 Внимание! Фамилию и имя учащихся заполняется психологом или классным
руководителем
Ключ:
1 квадрат – красный цвет
2 квадрат – красный цвет
3 квадрат – зеленый цвет
4 квадрат – красный цвет
5 квадрат – красный цвет
Интерпретация:
Если все 5 квадратиков совпадают с ключом по цвету – высокий уровень
адаптации, ребенок адаптирован к школьным занятиям, нагрузкам и активно
участвует в школьной и во внешкольной деятельности. У ребенка выявлена
адаптация (А).
Если совпадение с ключом по 4 квадратикам – выше среднего уровень
адаптации, ребенок адаптирован к школьным занятиям. У ребенка выявлена
адаптация (А).
Если совпадение с ключом по 3 квадратикам – средний уровень адаптации,
ребенок возможно дезадаптирован к школьным занятиям, он испытывает трудности в
ежедневной учебе, возможно нарушение режима дня и отдыха. У ребенка выявлена
возможно дезадаптация (ВДА).
Если совпадение с ключом по 2 или 1 квадратикам – низкий уровень адаптации,
ребенок дезадаптирован к школьным занятиям, он испытывает сильнейшие трудности
в ежедневной учебе, возможно нарушение режима дня и отдыха, нарушение
взаимоотношений в семье или с педагогами. Необходима консультация у
специалиста. У ребенка выявлена дезадаптация (ДА).
Анкетирование по адаптации 1,5 классов
Анкетирование по адаптации 1,5 классов
Анкетирование по адаптации 1,5 классов
Анкетирование по адаптации 1,5 классов
Анкетирование по адаптации 1,5 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.