Автор:учитель истории и права
Сефербеков Ф.Ш.
Анна Леопольдовна. Иоанн VI Антонович.
Будущая Российская правительница Анна Леопольдовна родилась в 1718 году в немецком городе Ростоке, под именем Елизаветы. В 1722 году её мать, Екатерина Иоанновна вернулась в Россию с маленькой дочерью. Их взяла под опеку стареющая царица Прасковья Фёдоровна, вдова Ивана V.
Судьба маленькой герцогини изменилась после воцарения Анны Иоанновны её тётки. Императрица, уважая родню, приблизила к себе Екатерину Иоанновну и обратила внимание на её 12-летнюю дочь. К девочке были приставлены учителя и опытная воспитательница. Повзрослев, Елизавета превратилась в избалованную, тщеславную светскую девушку. Она презирала всякий труд, в том числе и умственный.
Дворец тётки и её окружение составили тот мир, в котором Елизавета стала созданием модного салонного воспитания. Подходящего общества для молоденькой герцогини не находилось, она вынуждена была проводить время среди людей много старше себя и иных вкусов. Постоянно погружённая в мечты, девушка не интересовалась ни страной, где жила, ни её народом.
Императрица Анна Иоанновна была бездетна. Вопрос, кому после неё перейдёт российский престол, постоянно её волновал. Она не знала характера, стремлений, племянницы и не воспринимала её как свою преемницу. Поэтому царица решила поскорее найти Елизавете супруга и надеялась, что у них родится мальчик. Он получит воспитание, достойное царевича, и будет объявлен наследником престола. Императрица немедленно приступила к исполнению задуманного. В 1733 году Елизавета приняла православие, получив в честь тётки новое имя – Анна.
Императрица выбрала ей в мужья принца Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского. Летом 1739 года состоялась пышная свадьба. В августе 1740 года у Анны Леопольдовны и Антона Ульриха родился сын-первенец, названный в честь прадеда – царя Ивана. Вскоре Анна Иоанновна издала манифест, в котором назначила принца законным наследником императорского престола.
5 октября 1740 года Анне Иоанновне за обедом сделалось дурно. 16 октября, будучи тяжело больной, она подписала завещание в пользу Э. Бирона, составленное Остерманом. На следующий день она скончалась. 18 октября был опубликован устав о регентстве Бирона, в котором указывалось на его полновластие в России до исполнения Иоанном (внуком Екатерины, сестры Анны) 17-летнего возраста.
Российское общество выражало недовольство таким возвышением ненавистного фаворита. Гвардия роптала; она ждала лишь той минуты, когда тело императрицы будет предано земле, чтобы подняться на Бирона. Это видел и сам регент, и всячески пытался оттеснить родителей маленького Ивана VI, в которых гвардия видела законных правителей. Он создал им настолько невыносимые условия, что за дело взялась Анна Леопольдовна. Она пожаловалась Миниху, и тот вскоре арестовал Бирона со всей его семьёй. Так совершился четвёртый переворот. 14 апреля 1741 года Бирон отправлялся в вечную ссылку в город Пелым. Народ ликовал, узнав о падении ненавистного регента: думали, что с Бироном исчезнет и бироновщина – немецкое правительство, существовавшее для себя, а не для народа.
Анна Леопольдовна объявила себя правительницей. Но недовольство немцами ничуть не ослабевало, Анна не имела развитого политического мышления и не пользовалась поддержкой даже в гвардии. Она не могла присмотреться ко всему происходящему во дворце, примирить многочисленные ссоры. В таких условиях правительство не могло быть сильным.
Это видели все, и этим пользовались иностранные правительства. Традиционная дружба России и Австрии, от которой не решилась отступить и Анна Леопольдовна, привела страну при ней к тому, что необходимо было подать Австрии вооружённую помощь. Но это шло против видов Франции, которая старалась удержать Россию от вмешательства в дела Австрии путём дипломатических интриг – побуждала Швецию к войне против России с целью возвращения завоеваний Петра I и хотела устроить в ней государственный переворот.
Итак, Анна Леопольдовна оказалась во главе государства с титулом правительницы. На роль главы такого государства она подходила менее всего: она не знала, что делать с полученной властью, и откровенно тяготилась государственными обязанностями.
От имени Иоанна Антоновича она издала указ, в котором жаловала Антону Ульриху звание генералиссимуса. Однако самолюбие принца не было удовлетворено. Он хотел управлять страной, но Анна не желала терпеть рядом с собой нелюбимого мужа и делить с ним власть, поэтому ей приходилось заниматься государственными делами. Появлялись министры с ворохом бумаг, и она горестно вздыхала. Она не умела управлять страной, чем и воспользовалась Елизавета Петровна. Её имя было у всех на устах. Для гвардейцев и жителей Петербурга она была, прежде всего, дочерью Петра Великого, чье царствование вспоминали как время славных боевых побед, грандиозных преобразований и вместе с тем порядка и дисциплины. Люди из окружения Анны Леопольдовны видели в Елизавете угрозу и требовали удалить опасную конкурентку из Петербурга, выдав замуж или попросту отправив в монастырь. Такая опасность, в свою очередь, и Елизавету подталкивала к заговору. Она была не слишком властолюбива, больше всего на свете ее манили наряды, балы и другие развлечения и именно такой образ жизни она пуще всего опасалась потерять.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.