Аннотации к рабочим программам по русскому языку и литературе
Оценка 4.7

Аннотации к рабочим программам по русскому языку и литературе

Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
15.04.2018
Аннотации к рабочим программам по русскому языку и литературе
Данные аннотации к рабочим программам по русскому языку и литературе для 5-6 класса к УМК Е. Быстровой. Для 9 класса к УМК С.И. Львовой. А также аннотации по литературе для 5,6,7,9 классов к УМК Г.С. Меркина. В работе содержится календарно-тематическое планирование.
Аннотации к рабочим программам по русскому языку и литературе.docx

Название курса

Русский язык

Класс

5

Количество часов

169 ч (5 часов в неделю)

Составители

МО учителей русского языка и литературы

Цель курса

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного

владения устной и письменной речью в основных видах речевой

деятельности, овладение русским языком как средством общения в

разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности

к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной,

учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к

речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• формирование метапредметных умений и способов деятельности:

определять цели предстоящей деятельности, последовательность

действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать,

классифицировать языковые факты; формирование способности

извлекать информацию из различных источников, преобразовывать

ее.

Содержание курса русского языка обусловлено реализацией ком-

петентностного подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить

формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – это способность к межличностному

и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям

общения. Она включает в себя знание основных речеведческих

понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование,

чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами

культуры устной и письменной речи.

Коммуникативная компетенция предполагает умение определять

цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и

способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии

коммуникации.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя

овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как

знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии

и функционировании; знаниями ее основных разделов и базовых

понятий; предполагает формирование способности к анализу и

оценке языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе

обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,

овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного

языка как формы выражения национальной культуры, понимание

взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики

русского языка, освоение социально-культурных норм речевого

общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным

компонентом.

В основу программы положено разграничение понятий «язык» и

«речь», которое является важнейшей характеристикой представления

содержания предмета «Русский язык». Соответственно, выделе-

но два аспекта обучения русскому языку: познание системы языка и

совершенствование речевой деятельности в ее основных видах: чтение,

аудирование, говорение и письмо.

В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход,

который означает предъявление материала не только в знаниевой,

но и в деятельностной форме.

Программа базируется на современных, уже получивших признание

подходах к обучению: дидактических – личностно-ориентированном

и деятельностном; лингводидактическом – сознательном

(когнитивно-коммуникативном).

В основе личностно-ориентированного подхода лежит следующее:

1. Становление, развитие личности школьника – основная цель

образования.

2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем.

Ученик – активный субъект учебной деятельности.

3. Учет типологических и индивидуальных особенностей школьника:

возраста, интересов, возможностей и потребностей.

В названии сознательно-коммуникативного подхода подчеркивается его основная

характеристика: обучение общению (коммуникации) сочетается

с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, раз-

витием познавательных способностей.

Согласно принципу сознательности языковой материал рассматривается

как органическая и системно организованная часть учебного

материала, на основе которой развивается речевая деятельность

школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил

– обязательное условие достижения целей обучения русскому

языку.

Содержание учебников реализует заявленный в программе коммуникативно-

деятельностный подход, взаимосвязь когнитивного и

речевого развития учащихся, формирование не только предметных,

но и метапредметных умений и способов деятельности.

Организация материала и соответствующей ему учебно-познавательной

деятельности учащихся способствует самостоятельному пос-

тижению ими знаний о системе языка. В то же время она формирует

такие важные в условиях становления информационного общества

метапредметные умения, как адекватное понимание информации,

способность извлекать ее из различных источников, умение вести

самостоятельный поиск нужной информации (обращение к словарям,

справочникам, Интернету).

В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс

русского языка в 5–9-х классах составляют содержательные линии,

направленные на формирование компетенций:

– коммуникативной;

– лингвистической и языковой;

– культуроведческой.

Выделение этих содержательных линий носит условный характер,

оно отражает последовательность их реализации, в учебном процессе

они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование

видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания

системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.

Первую содержательную линию составляют разделы «Речь», «Ре-

чевая деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение

речеведческих понятий как условия совершенствования речевых

способностей учащихся, овладение основными видами речевой

деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное

восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной

речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание

с учетом сферы и ситуации общения (говорение и письмо).

В связи с этим изучение курса русского языка в каждом классе откры-

вается разделом «Речь» (теория и практика), который организует всю

последующую работу по формированию коммуникативной компетенции.

Осуществляются повторение, систематизация речеведческих

понятий, которые являются теоретической основой изучения связной

речи и получают раскрытие во всех учебниках, из класса в класс

расширяется и углубляется круг этих сведений. Данный материал, по

сути, определяет речевую направленность всего курса. Таким образом,

усиливается роль речеведческих

знаний в формировании речевых

умений и навыков. Развитие речи является обязательным компо-

нентом, оно пронизывает всю систему обучения русскому языку.

Вторая содержательная линия включает сведения об устройс-

тве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических

категориях и явлениях. При изучении данных разделов учащиеся получают

не только соответствующие знания и овладевают необходимыми

умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.

В Программе представлены сведения о роли русского языка в

жизни человека, общества и государства, в современном мире, о

языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, данные

из истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся

представителях.

Третья содержательная линия обеспечивает формирование куль-

туроведческой компетенции, к этой линии относится материал, дающий

представление о родном языке как национально-культурном

феномене, раскрывающий связь языка с историей и культурой русского

народа, это содержание последовательно и целенаправленно

реализуется при изучении каждого раздела программы. Особое место

уделено познанию русского языка как средства выражения национальной

культуры, ее самобытности. В определенной мере осуществляется

знакомство с русской языковой картиной мира.

Содержание школьного курса распределено по классам следующим

образом.

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография,

лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное,

прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные

сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет

совершенствовать устную и письменную речь.

6–7 классы имеют морфологическую направленность. В 6 классе

завершается изучение имени существительного, имени прилагательного,

глагола; представлены местоимение, наречие, числительное.

Как и в 5 классе, курс начинается с раздела «Речь».

В 7 классе завершается изучение морфологии: причастия, деепричастия

и служебных частей речи.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому

большое место в ней отводится повторению. Для повторения в

начале и в конце года предназначены специальные части.

                           

 

Структура курса

Тематический план

Разделы курса

Кол-во часов

Русский язык – национальный язык русского народа

1

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение       

                                   

8

Текст (13 ч.)

13

Синтаксис и пунктуация ( 24 ч.)

24

Фонетика. Орфоэпия. Графика (20ч.)

20

Лексика (11ч.)

11

Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч.)

20

Морфология  ( 70 ч.)

70

Повторение в конце года  ( 3ч.)

3

Всего

169

 

Название курса

Русский язык

Класс

6

Количество часов

205 ч. (6 часов в неделю)

Составители

МО учителей русского языка и литературы

Цель курса

Программа по русскому языку для 6  класса основной общеобразовательной школы продолжает  реализацию основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

             Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

программы духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России;

фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования;

программы развития универсальных учебных действий.

             В соответствии с ФГОС и Примерной программой содер­жание разработанного курса направлено на реализацию сле­дующих целей изучения русского  языка в основной общеобразовательной школе:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

воспитание уважения к русскому языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно­сти и повседневной жизни.

     Цели обуславливают следующие задачи:

·        овладение учащимися прочными и осознанными знаниями, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции;

·         формирование  представления о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

·         усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

·         развитие  речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи;

·        усвоение норм литературного языка, формирование и совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

·         формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных знаний и навыков.

 

Структура курса

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

 

Кол-во

часов

1

Русский язык в жизни России

1

 

2

Речь.

 

23

3

Лексика

 

15

 

4

Фразеология

8

5

Морфемика. Словообразование.

30

6

Имя существительное

13

 

7.

Имя прилагательное

16

8.

Глагол

19

9.

Местоимение

25

10

Имя числительное

15

11.

Наречие

   36

12

Повторение

11

 

                                                  итог

   205

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название курса

Русский язык

Класс

9

Количество часов

68 ч. (2 часа в неделю)

Составители

МО учителей русского языка и литературы

Цель курса

−способствовать освоению учащимися базовых понятий лингвистики, знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

−развивать общеучебные умения и универсальные действия: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, формулировать цель деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и др.;

−совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

−развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, необходимые для успешной самореализации личности;

−воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

−воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.

 

 

 

 

 

 

Структура курса

Количество часов

 

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

общее

 

1

Русский  литературный язык 

     2

 

2

Повторение изученного в 5 – 8  классах

10

 

3

Текстоведение

7

 

4

Синтаксис и пунктуация

47

5

Сложное предложение

40

 

Сложносочиненное предложение

3

 

Сложноподчинённое  предложение  

 26

 

Сложноподчинённое  предложение с несколькими придаточными

4

 

Бессоюзное сложное предложение

10

 

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

6

 

Синтаксические конструкции с  чужой речью

2

6.

Повторение изученного

2

 

Итого

68

 

Название курса

Литература

Класс

5

Количество часов

 100 ч (3 часа в неделю)

Составители

МО учителей русского языка и литературы

Цель курса

         Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует проявлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейший качеств развитой личности.

          В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений.

          Изучение курса ведется по учебнику «Литература», 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях/ Автор-составитель Г.С. Меркин. - М. «Русское слово», 2014г.

Выбор УМК  (автор - составитель Г.С.Меркин) обусловлен рядом причин: соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования; концентрический вариант построения курса; содержание курса и методический аппарат учебников, позволяющий формировать умения  творческого углубленного чтения, личностные качества ученика как заинтересованного читателя.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

Структура курса

Содержание

Кол-во часов

 

Введение

1

 

Из мифологии

5

 

Устное народное творчество

6

 

Древнерусская литература

3

 

Басни

8

 

Из литературы XIX века

43

 

Из литературы XX века

21

 

Из зарубежной литературы

11

 

ИТОГО:

100

 

Название курса

Литература

Класс

6

Количество часов

101 ч (3 часа в неделю)

Составители

МО учителей русского языка и литературы

Цель курса

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

•  использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

•  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

•  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•  установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,

•  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

•  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•  организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

•  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального  состава;

•  формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

•  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

•  выразительное чтение художественного текста;

•  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

•  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

•  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

•  анализ и интерпретация произведения;

•  составление планов и написание отзывов о произведениях;

•  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

•  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

•  индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

 

 

 

Структура курса

Раздел программы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Из мифологии

3

3

Из устного народного творчества

3

4

Из древнерусской литературы

3

5

Из литературы 18 века

3

6

Из русской литературы 19 века

50

 

7

Из русской литературы 20 века

28

 

8

Из зарубежной литературы

10

 

 

ИТОГО:

101

 

            Название курса

Литература

Класс

7

Количество часов

 

Составители

МО учителей русского языка и литературы

Цель курса

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

•  использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

•  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

•  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•  установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,

•  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

•  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•  организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

•  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального  состава;

•  формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

•  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

•  выразительное чтение художественного текста;

•  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

•  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

•  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

•  анализ и интерпретация произведения;

•  составление планов и написание отзывов о произведениях;

•  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

•  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

•  индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

 

 

Структура курса

Содержание

Кол-во часов

 

Введение

1

 

Устное народное творчество

4

 

Древнерусская литература

2

 

Из литературы 18 века

5

 

Из литературы XIX века

26

 

Из литературы XX века

24

 

Из зарубежной литературы

4

 

ИТОГО:

67

 

Название курса

Литература

Класс

9

Количество часов

102 ч (3 часа в неделю)

Составители

МО учителей русского языка и литературы

Цель курса

-       воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-       развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-       освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-       овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

        В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

-       приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-       овладеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

-       овладеть способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений;

-       научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

-       освоить лингвистическую, культурологическую, коммуникативную компетенцию.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

 

Структура курса

Содержание

Кол-во часов

 

 

Введение. Историко-литературный процесс

1

Из древнерусской литературы.

Слово о полку Игореве

5/1

Из литературы ХVIII века.

Предпосылки и тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии в контексте мировой литературы.

6 /4

М.В. Ломоносов.

1

Г.Р. Державин.

2

 

Д.И. Фонвизин.

1

 

А.Н. Радищев.

2

 

Литература первой половины XIX века.

Русский романтизм

51/2

 

 

 

А.С. Грибоедов

11

 

А.С. Пушкин

16

 

М.Ю. Лермонтов

12

 

Н.В. Гоголь

11

 

Контрольное сочинение

1

 

Литература второй половины XIX века.

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-90 гг.

12/1

 

Лирика 50-80-ых годов XIX века (А.Н. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет)

4

 

Контрольная работа по анализу лирического текста

1

 

А.Н. Островский

2

 

Ф.М. Достоевский

3

 

А.П. Чехов

2

 

Из литературы XX века

Русская проза и драматургия рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн)

12/4

 

Серебряный век русской поэзии

2

 

Русская проза первой половины ХХ века (М. Булгаков, М. Шолохов)

5

 

Литературный процесс 50-80 гг. (А. Солженицын, В. Быков)

4

 

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

18.05

 

Новейшая русская проза и поэзия (В. Астафьев, В. Распутин, Т. Толстая, Л. Петрушевсая, В. Высоцкий, Б. Окуджава и др.)

2

 

Резервный урок

1

 

 

 

ИТОГО

102

 


 

Название курса Русский язык

Название курса Русский язык

Содержание курса русского языка обусловлено реализацией ком- петентностного подхода , то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой…

Содержание курса русского языка обусловлено реализацией ком- петентностного подхода , то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой…

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами

Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем

Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем

Интернету). В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс русского языка в 5–9-х классах составляют содержательные линии, направленные на формирование компетенций: – коммуникативной; –…

Интернету). В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс русского языка в 5–9-х классах составляют содержательные линии, направленные на формирование компетенций: – коммуникативной; –…

Данный материал, по сути, определяет речевую направленность всего курса

Данный материал, по сути, определяет речевую направленность всего курса

В определенной мере осуществляется знакомство с русской языковой картиной мира

В определенной мере осуществляется знакомство с русской языковой картиной мира

Лексика (11ч.) 11

Лексика (11ч.) 11

СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др

СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др

Цели обуславливают следующие задачи: · овладение учащимися прочными и осознанными знаниями, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции; · формирование представления о роли языка в жизни…

Цели обуславливают следующие задачи: · овладение учащимися прочными и осознанными знаниями, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции; · формирование представления о роли языка в жизни…

Название курса Русский язык

Название курса Русский язык

Структура курса Количество часов

Структура курса Количество часов

Изучение курса ведется по учебнику «Литература», 5 класс:

Изучение курса ведется по учебнику «Литература», 5 класс:

Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»

Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»

Структура курса СодержаниеКол-во часов

Структура курса СодержаниеКол-во часов

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: • обеспечение соответствия основной образовательной…

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: • обеспечение соответствия основной образовательной…

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения…

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения…

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали…

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали…

Введение1 2Из мифологии3 3Из устного народного творчества3 4Из древнерусской литературы3 5Из литературы 18 века3 6

Введение1 2Из мифологии3 3Из устного народного творчества3 4Из древнерусской литературы3 5Из литературы 18 века3 6

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: • обеспечение соответствия основной образовательной…

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: • обеспечение соответствия основной образовательной…

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения…

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения…

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали…

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали…

Структура курса СодержаниеКол-во часов

Структура курса СодержаниеКол-во часов

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы , которые определяют задачи обучения : - приобрести знания по чтению…

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы , которые определяют задачи обучения : - приобрести знания по чтению…

Структура курса Содержание

Структура курса Содержание

Литературный процесс 50-80 гг

Литературный процесс 50-80 гг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018