АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 187 с углубленным изучением отдельных предметов»
бульвар 60 лет Октября, д.5 корп.2 г. Нижний Новгород, 603136, тел./факс (831) 4673052, email:[email protected]
Утверждаю
Директор МАОУ «Школа № 187»
________________В.А. Малинин
«______»_______________2016 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
(3 класс)
Срок реализации программы – 1год
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.
Авторысоставители программы:
Аршинова Т.И.,
Комракова З.И.,
Ложечник Е.В.,
Ратькова Е.О.,
Тимошина Е.Н.
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ________
от «____»_______________ 2016 г.
Председатель МО
___________/_________________________/ 2016 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на
основании:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
– (Стандарты второго поколения)
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов) –2еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
– (Стандарты второго поколения)
Образовательной системы «Школа 2100».
Федеральный государственный
образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2.
Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред.
Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2е, испр. – М.: Баласс, 2011, 432 с.
Программа «Изобразительное искусство», О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
Основной образовательной программы начального общего образования 20112015 гг.
МАОУ «Школа № 187». 2015.
Положения о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования. МАОУ «Школа №
187», г. Н. Новгород. 2016.
Учебного плана МАОУ «Школа № 187» на 2016 – 2017 учебный год.
Основные задачи реализации содержания предметной области:
развитие способностей к художественнообразному, эмоциональноценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства;
выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
2.
3.
4.
5.
6.
Цель: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через
его собственную творческую предметную деятельность, общеэстетическое развитие учащихся
средствами изобразительной художественнотворческой деятельности.
Задачи:
Расширение художественноэстетического кругозора (начальные темы каждого учебника,
посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его
классификацией);
Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое
своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке
изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к
истории искусства);
Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и
инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика
«Твоя мастерская»);
Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики,
пластики (рубрика «Наши проекты»);
Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение
некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа
(рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок). 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сочетание иллюстративного материала с познавательным и сориентированным на
практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и
изобразительной деятельности. Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и
практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
В результате изучения предлагаемого предмета учащихся складывается представление о
структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека.
Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика,
дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному плану на изучение изобразительного искусства в начальной школе
выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4
классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом)
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно
делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях,
как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и
человеческой жизни.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные результаты:
к
стремиться
красоту художественного произведения,
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
чувствовать
совершенствованию собственной речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих
людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения:
эмоциональноценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства
и явлений окружающей жизни;
способность к художественному познанию мира, умение применять полученные
знания в собственной художественнотворческой деятельности;
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных
техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство,
художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или
их украшения.
Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство»
является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью,
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
корректировать свою
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии
продуктивной художественнотворческой деятельности и оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
изучающим,
разными видами чтения:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения.
просмотровым,
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
речевые средства для решения различных
оформлять свои мысли в устной и художественной форме с учётом речевой
ситуации;
адекватно использовать
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
является сформированность следующих умений:
формировать основы художественной культуры: представления о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях
языка искусства;
формировать основы анализа произведения искусства;
владеть практическими умениями в различных видах художественной
деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании,
декоративно прикладном искусстве.
уметь понимать образную природу искусства: давать эстетическую оценку и
выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; под контролем учителя проводить анализ образца (задания),
планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и
контролировать выполняемую практическую работу;
воплощать художественные образы в различных формах художественно
творческой деятельности.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 425 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр,
бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием
изученных ранее терминов и понятий (стр. 57).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 89, 12 и 4547).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой
Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.
1011 и 13).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и
индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 14
19).
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 2023).
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений, приведённых в учебнике.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 2425). Рисование
животного в характерном для него движении (стр. 2223 рабочей тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 2629 учебника, стр. 23 рабочей тетради.
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения.
Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 2627).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в
учебнике (стр. 28). Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина
(стр. 29).
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 3031 учебника, стр. 47рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в
учебнике. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (с. 45 р. т.) с
использованием природного материала (стр. 67 р. т.).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 3233 учебника, стр. 813 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических
тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов,
послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.
Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в
рабочей тетради (стр. 311) и в учебнике (стр. 3233). (Рисование натюрморта из геометрических
тел с натуры (стр. 1213 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 3439 учебника, стр. 2429 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о
соразмерности, соотношении целого и его четей, идеальном соотношении частей человеческого
лица, шпике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 3839 учебника, стр. 3033 рабочей тетради. Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление
полученных знаний в учебнике (стр. 39). Этапы выполнения различных видов хохломской
росписи (стр. 3031 р.т.).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью р. 3233 в рабочей тетради).
Занятие 19 (1 ч),стр. 4041 учебника, стр. 3435рабочей тетради. Продолжение изучения
орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление
полученных знаний рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 4243 учебника, стр. 3637 рабочей тетради. Совмещение
нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий
на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 4449 учебника, стр. 4243 рабочей тетради.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на
стр. 4445 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием
различных видов штриховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике
иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девицакрасавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 5051 учебника, стр. 4647 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись.
Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради.
Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (4 ч), стр. 5253 учебника, стр. 1419 и 63рабочей тетради. Занятие для
любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль.
Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных
художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка
кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 4857 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
Занятия 31–34 (4 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого
дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам. 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
п/п
Тема
урока
1 Жанры живописи.
Натюрморт.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Пейзаж.
школа.
Зимний колорит.
Барбизонская
Импрессионизм.
Портрет.
портреты.
Какие бывают
Исторический и батальный
жанр в живописи. Бытовой
и анималистический жанры.
Цветовая гамма.
Твоя
мастерская: цветовой тон
мастерская:
Твоя
штриховка и цветовой тон
цветными
Работа
карандашами.
Тренируем
наблюдательность: изучаем
работу мастера.
Декоративное панно. Твоя
мастерская:
панно из
природного материала
Декоративное панно. Твоя
мастерская:
панно из
природного материала
Декоративное панно. Твоя
мастерская:
панно из
природного материала
Кол
во
часов
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Дата
по
плану
Дата
факти
ческая
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Уметь подобрать цвет, гамму;
знать понятия натюрморт,
портрет, живопись.
Уметь подбирать
художественные средства
выразительности; определять
колорит картины
Уметь изображать лицо
человека,
знать особенности построения и
пропорции лица .
Знать жанры живописи; уметь
их различать.
Уметь подобрать цвет, гамму,
отличие натуральных красок от
искусственных.
Уметь оформлять свою работу в
заданной технике исполнения
Уметь использовать в рисунке
оттенки цвета; подбор гаммы,
прием растушовки.
Уметь изготавливать картины с
использованием материалов
растительного происхождения.
Уметь видеть прекрасное в
природе. 11
12
13
14
15
16
17
18
19
мастерская:
из
Тон,
форма,
светотень.
Твоя
натюрморт
геометрических тел
Твоя
натюрморт
геометрических тел
Люди и их лица. Приметы
возраста. Мимика
мастерская:
из
Люди и их лица. Приметы
возраста. Мимика.
Люди и их лица. Приметы
возраста. Мимика.
Народные промыслы:
Золотая Хохлома.
Народные промыслы:
Золотая Хохлома.
Плетеные
орнаменты.
Звериный стиль.
20
21 Мастер
Волшебство
акварели.
Совмещение техник при
работе. Техника отпечатка.
иллюстрации
И,Билибин. Иллюстрации к
сказкам.
22 Мастер
иллюстрации
И,Билибин. Иллюстрации к
сказкам.
23 Мастер
24
25
26
27
иллюстрации
И,Билибин. Иллюстрации к
сказкам.
Из истории искусства.
Древнерусская книга. Как
украшали
рукописные
книги.
Из истории искусства.
Древнерусская книга. Как
украшали
рукописные
книги.
Для
художник и театр.
Для
художник и театр.
любознательных:
любознательных:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Определение формы, размеров,
последовательности. Уметь
показать контраст света и тени.
Знать особенности орнамента с
геометрическими фигурами.
Различать виды и способы
изображения мозаики.
Первичные навыки рисования
портрета. Уметь изображать
лицо знакомого человека.
Передача настроения в
творческой работе с помощью
цвета, тона, композиции.
Ознакомление с народными
промыслами. Знать особенности
народных промыслов.
Известные центры
художественных ремесел
России.
Ознакомление с плетеными
орнаментами, чередование,
симметрия. Знать особенности
звериного стиля.
Знать техники при работе с
акварелью, уметь их совмещать,
подбирать цвет, гамму,
Взаимосвязь искусства с
литературой. Уметь подбирать
слова, характеризующие те или
иные краски, и, наоборот,
находить нужные краски для
воплощения в картине
поэтических строк.
Знать особенности буквицы,
лицевой рукописи, уметь их
различать.
Реализовать творческий
потенциал, отработать навыки любознательных:
любознательных:
Для
художник и театр.
Для
художник и театр.
Учимся видеть.
Русский музей.
Проекты
Проекты
28
29
30
31
32
34
1
1
1
1
3
взаимодействия в команде при
создании кукольных спектаклей.
Уметь узнавать произведения
выдающихся художников,
называть авторов
Отражение природы в
изобразительном и декоративно
прикладном искусстве.
Уметь видеть прекрасное в
природе. Уметь замечать
необычное в обычном.
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Принтер
Музыкальный центр
Методические разработки уроков с использованием ИКТ
Методическая разработка урока «В стране синих роз»
Методическая разработка урока «Золотая рыбка»
Методическая разработка урока «Иллюстрации»
Методическая разработка урока «Конструирование из бумаги»
Методическая разработка урока «Ласточки»
Методическая разработка урока «Лети, лети, бумажный змей»
Методическая разработка урока «Мамин платок»
Методическая разработка урока «Мастеркласс маки»
Методическая разработка урока «Народные промыслы»
Методическая разработка урока «Нетрадиционные способы рисования
КЛЯКСОГРАФИЯ»
Методическая разработка урока «Одуванчик»
Методическая разработка урока «Пасхальные открытки своими руками»
Методическая разработка урока «Пейзаж родного края»
Методическая разработка урока «Пластилин в 3 классе»
Методическая разработка урока «Портрет»
Методическая разработка урока «Посуда в твоем доме»
Методическая разработка урока «Поэтапное рисование бабочки»
Методическая разработка урока «Путешествие в город Городец»
Методическая разработка урока «Русские матрёшки»
Методическая разработка урока «Япония» Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. –
31 с. – (Стандарты второго поколения)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов) –2еизд., перераб. – М.: Просвещение,2010. –
204 с. – (Стандарты второго поколения)
3. Образовательная система «Школа 2100».
Федеральный государственный
образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2.
Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред.
Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2е, испр.. – М.: Баласс, 2011, 432 с.
4. Программа «Изобразительное искусство», О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
5. Основная образовательная программа начального общего образования 20112015 гг.
МАОУ «Школа № 187». 2015.
6. Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования. МАОУ
«Школа № 187», г.Н. Новгород. 2016.
7. Учебный план МАОУ «Школа № 187» на 2016 – 2017 учебный год.
8. Куревина О.А. Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 3
кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – М.:
Баласс, 2013. – 64 с.
Литература для обучающихся
1. Куревина О.А. Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 3
кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – М.:
Баласс, 2013. – 64 с.
Интернет – ресурсы
Перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы
Перечень основных поисковых систем сети Интернет
https://www.google.ru/
1.
2. www.rambler.ru
3.
4. www.nigma.ru
https://www.yandex.ru
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. Учебнометодический комплекс «Школа России» – http://schoolrussia.prosv.ru
2.
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
http://fcior.edu.ru
.
Образовательные Интернетпорталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
3. Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в
образовании» htt
p://www.ict.edu.ru
4. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы,
история математики http://www.math.ru
5. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://www.rus.1
september
. ru
6. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
7. Учительская газета www.ug.ru
8. Журнал «Начальная школа» » http://nshkola.ru . ru
9. Сайт «Начальная школа» – http://14.prosv.ru
10. Газета «1 сентября» www
.1 september
11. Сеть творческих учителей www.itn.ru
12. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
13. Сайт Центра системнодеятельностной педагогики «Школа 2000...» www.sch2000.ru
school
2100.
14. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.
15. Официальный сайт МО и науки РФ http://mon.gov.ru/
16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http
:// school
ru
collection
17. ФГОС http
18. ЕГЭ 2016 Официальный информационный портал http://www.ege.edu.ru/
. edu
. ru /
:// standart
. edu
. ru /
Принято на заседании педагогического совета МАОУ «Школа № 187»
протокол № от 2016 г.
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.