АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 187 с углубленным изучением отдельных предметов»
бульвар 60 лет Октября, д.5 корп.2 г. Нижний Новгород, 603136, тел./факс (831) 4673052, email:[email protected]
Утверждаю
Директор МАОУ «Школа № 187»
________________В.А. Малинин
«______»_______________2016 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык»
( 3 класс)
Срок реализации программы – 1год
Количество часов в неделю – 5 ч.
Количество часов в год – 170 ч.
Авторысоставители программы:
Аршинова Т.И.,
Комракова З.И.,
Ложечник Е.В.,
Ратькова Е.О.,
Тимошина Е.Н.
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ________
от «____»_______________ 2016 г.
Председатель МО
___________/_________________________/ 2016 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
– (Стандарты второго поколения)
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов) – 2еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204
с. – (Стандарты второго поколения)
Программы «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. /
Образовательной системы «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный
стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы
отдельных предметов (курсов) для начальной школы // Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –
Изд. 2е, испр. – М.: Баласс, 2011, – 432 с.
Основной образовательной программы начального общего образования 20112015 гг.
МАОУ «Школа № 187». 2015.
Положения о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования. МАОУ «Школа №
187», г. Н. Новгород. 2016.
Учебного плана МАОУ «Школа № 187» на 2016 – 2017 учебный год.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основные задачи реализации содержания предметной области:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами учебного предмета «Русский
язык», а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной
картины мира; знаковосимволического и логического мышления на базе основных
положений науки о языке (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости, уважения к
языку как части русской национальной культуры;
помощь в осознании себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в
постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать
его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной,
богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебноязыковых, речевых и
правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и
выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 3м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными,
вопросительными и побудительными,
восклицательными и невосклицательными
предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и
его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают
понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах
предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях
подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления;
узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные,
что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью
союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях
с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания:
они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному
общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о
сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития
умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на
материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при
чтении художественных и учебнонаучных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой
части текста.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального
общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте
составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени
составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация
(присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной
жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как
ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
взаимной
формирование эмоциональнопозитивного отношения к семье,
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
близким,
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного
отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего
языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами являются следующие умения:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать
вопросы.
Средством формирования коммуникативных результатов служат проблемнодиалогическая
технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звукобуквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без
введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в
корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами
согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть
способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с
непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной
буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён
прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их
выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и
исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под
диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 5560
слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на
стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной
форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов
и приставок;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения,
глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме
программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно
произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с
интонацией перечисления;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с
однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в
письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения
и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы,
озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебнонаучные тексты (определять количество частей, задавать
вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей
речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,
к совершенствованию своей речи;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить
вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к
подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов,
связанных между собой.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (12 часов)
Слово (116 часов)
1. Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в
словах, различения ударных и безударных слогов; написания Ь для обозначения мягкости
согласных, Ь и Ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с
орфограммами, изученными во 2м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с Ь
и Ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне (класс, жужжит, ссора), с двойными
буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов.
Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах
с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными
в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов,
изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в
корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания
проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс»,
развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися
согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов,
видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова.
Знакомство с суффиксами к, оньк, оват, еват, ишк, ышк, их значением; образование
слов с помощью этих суффиксов.
Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках.
Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова
(определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько
значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова.
Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный
подбор 12 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления
синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). 4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в
зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги
от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые.
Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью
суффиксов онк, оньк, енък, ок, ек, ик, очк, ечк, ушк, юшк, ышк, к, чик,
тель, ник.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3го лица единственного и
множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью
местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных
личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам,
связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён
прилагательных.
Суффиксы имён прилагательных н, еньк, оват, еват.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов
по временам. Суффикс л в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.
Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ъ после ч
в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст (25 часов)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные,
побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление
этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое
ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения.
Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие
второстепенные члены относятся к подлежащему, какие – к сказуемому, распространять
предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления.
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без
помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с
однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов).
Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей,
ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака
препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли.
Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа
правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить
текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать
текст по плану.
Повторение (12 часов)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение
обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова,
работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными
членами, сложными предложениями.
Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д.
Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших
сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по
совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв (5 часов)
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
п\
п
Название раздела, темы
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Повторение
Знакомство с новым учебником
«Русский язык». Что мы знаем о
слове.
Что мы знаем о слове.
Что мы знаем о тексте.
Что мы знаем о слове, предложении,
тексте.
По каким признакам можно
обнаружить орфограммы в словах и
между словами.
Повторяем изученные орфограммы,
их графическое обозначение.
Повторяем изученные орфограммы,
их графическое обозначение.
Развитие умения писать слова с
изученными
орфограммами,
графически
обозначать
орфограммы.
Развитие умения писать заглавную
букву в словах.
Проверочное
списывание.
Правописание большой буквы в
словах. Повторение алфавита.
Знакомиться с новым учебником,
вычитывать информацию из
иллюстраций, с обложки, из
оглавления; прогнозировать
содержание и виды работы по
учебнику.
Называть отличительные
признаки слова, предложения,
текста.
Отличать текст от набора
предложений, записанных как
текст.
Составлять устный рассказ «Что
я знаю о тексте»; сопоставлять
содержание своего рассказа и
рассказов одноклассников.
Классифицировать изученные
орфограммы (буквенные
небуквенные; буквы гласных,
буквы согласных, буквы Ъ и Ъ).
Находить в словах изученные
орфограммы, составлять и
писать самодиктанты.
Дата
по
план
у
Дата
по
факт
у
Кол
во
часов
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Правописание большой буквы в
словах. Повторение алфавита.
Контрольный диктант № 1 по теме:
«Повторение изученного в 12
классах».
Группировать слова с
изученными орфограммами.
Графически обозначать выбор
написания, писать графические
Слово
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне
Повторение понятий «корень
слова»,
«однокоренные слова».
Понятие о чередовании согласных
звуков в корне.
Однокоренные
чередующимися
звуками в корне.
Р/р Творческая работа. Составление
связного
из
деформированных предложений.
с
согласными
текста
слова
Находить корень в группе
однокоренных слов,
аргументировать правильность
выбора.
Обнаруживать чередующиеся
согласные звуки в корне
однокоренных слов, выделять
эти корни. Составлять связный
текст из деформированных
предложений.
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова
Правописание проверяемых букв
согласных в корне слова (в конце и в
середине слова).
Правописание проверяемых букв
согласных в корне слова. Словарный
диктант.
Развитие умений видеть изученную
орфограмму в слове, правильно
писать слова и графически
обозначать орфограмму.
Проверочная работа № 1 по теме:
«Части слова.
Корень.
Буквы
согласных в корне слова».
Наблюдать за словами с
изучаемыми орфограммами,
устанавливать несоответствие
произношения и написания.
Участвовать в «открытии» и
формулировании
орфографических правил,
работать в группе (паре),
представлять результат работы в
виде текста, схемы, опорных
сигналов.
Удвоенные буквы согласных в корне слова
Понятие об удвоенных буквах
согласных.
Правописание слов с удвоенными
буквами согласных в корне.
Р/р Творческая работа.
Правописание слов с удвоенными
согласными в корне.
Проверочная работа № 2 по теме:
«Удвоенные буквы согласных в
корне слова».
Находить в словах изученные
орфограммы по их
опознавательным признакам,
правильно писать слова,
графически объяснять выбор
написаний, находить и
исправлять орфографические
ошибки. Осознавать, что
удвоенная буква согласного
обозначает один долгий звук,
отражать это при фонетическом
разборе слова.
Буквы непроизносимых согласных в корне слова
Наблюдение
за словами с
непроизносимыми согласными в
корне.
1
1
116
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
9
1 в
нет
слов
которых
Правило правописания букв,
обозначающих
непроизносимые
согласные звуки в корне слова.
Правописание
с
непроизносимыми согласными в
корне.
Р/р Творческая работа
(сочинение по опорным словам).
Слова,
непроизносимого согласного звука.
Словарный диктант.
Формулирование
обобщённого
правила правописания проверяемых
букв согласных в корне слова.
Проверочная работа № 3 по теме:
«Буквы непроизносимых согласных
в корне слова».
Правописание проверяемых букв
согласных в корне слова
Контрольный диктант № 2 по теме:
«Непроизносимые согласные в корне
слова».
«Пишу правильно». Работа над
ошибками
теме:
«Непроизносимые согласные в корне
слова».
по
Находить в словах изученные
орфограммы по их
опознавательным признакам,
правильно писать слова,
графически объяснять выбор
написаний, находить и
исправлять орфографические
ошибки.
Формулировать обобщённое
правило правописания букв,
обозначающих согласные звуки
на конце и в середине слова.
Писать сочинение по опорным
словам с изученными
орфограммами.
Писать свободный диктант после
предварительной подготовки.
Безударные гласные в корне слова
Свободный
Правописание букв безударных
гласных в корне слова. Подбор
проверочных слов к словам с двумя
безударными в корне.
Развитие умения видеть в словах
орфограммыбуквы
безударных
гласных.
Р/р
диктант.
Упражнения в написании слов с
буквами безударных гласных в
корне.
Упражнения в написании слов с
буквами безударных гласных в
корне.
Упражнения в написании слов с
буквами безударных гласных в
корне.
Проверочная работа № 4 по теме:
«Буквы безударных гласных в корне
слова».
Р/р Сочинение по опорным словам.
Контрольный диктант № 3 по теме:
«Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне слова».
Наблюдать за словами с
изучаемыми орфограммами,
устанавливать несоответствие
произношения и написания.
Участвовать в «открытии» и
формулировании
орфографических правил,
работать в группе (паре),
представлять результат работы в
виде текста, схемы, опорных
сигналов. Находить в словах
изученные орфограммы по их
опознавательным признакам,
правильно писать слова,
графически объяснять выбор
написаний, находить и
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1 «Пишу правильно». (работа над
ошибками). Словарный диктант.
Сложные слова и их правописание
исправлять орфографические
ошибки.
Находить в предложении
(тексте) сложные слова путём
выделения двух корней и
соединительной буквы о (е).
Осознавать лексическое значение
сложного слова, которое
складывается из значения двух
корней. Использовать в речи и
правильно писать сложные слова
разных тематических групп, в
том числе характеризующих
человека (внешность, характер).
и
слова
Знакомство с понятием «сложные
слова».
Соединительные буквы о и е в
сложных словах.
Образование сложных слов.
имена
Сложные
существительные
имена
прилагательные, их использование в
речи для характеристики людей
Р/р
Употребление
правописание сложных слов.
Проверочная работа № 5 по теме:
«Сложные
их
правописание».
Повторение пройденного.
Свободный
в
диктант.
речи и
слова
и
Части слова. Приставка.
Приставка,
её роль в слове.
Различение приставок и предлогов.
Развитие умения находить в словах
приставки.
Находить в словах корень,
суффиксы, приставки, различать
омонимичные приставки и
предлоги.
Безударные гласные в приставках
Правописание букв безударных
гласных в приставках.
Правописание букв безударных
гласных в приставках. Словарный
диктант.
Приставки прои пра, по и па, их
правописание.
Мотивировать слитное
раздельное написание (по это
приставка, так как ... поэтому
пишется слитно; по это
предлог, так как ... поэтому
пишется раздельно; это
орфограммапробел).
Различать приставки по и па,
про и пра.
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня
Удвоенная буква согласного на
стыке приставки и корня.
Различение и правописание слов с
удвоенной буквой согласного в
корне и на стыке приставки и корня.
Различать и правильно писать
слова с удвоенной буквой
согласного в корне и на стыке
приставки и корня.
Разделительные ъ и ь
Звук [й'] и его обозначение на
письме.
Правила правописания
разделительных ъ и ь знаков.
Правописание
слов
разделительными ъ и ь знаками.
Проверочная работа № 6 по теме:
«Безударные гласные в приставках.
Разделительные Ъ и Ь знаки».
с
Анализировать состав слова,
осознанно выбирать
разделительный ъ или ь, исходя
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1 Свободный
Р/р
диктант.
Упражнения в правописании слов с
разделительными ъ и ь знаками.
Контрольный диктант № 4 по теме:
«Безударные гласные в приставках.
Разделительные Ъ и Ь знаки».
из состава слова и фонетических
Части слова. Окончание и основа
опознавательных признаков.
Понятие об окончании и основе
слова.
Развитие умения находить в слове
окончание.
Развитие умения находить в слове
основу.
Развитие умения находить в слове
окончание и основу.
Выделять в слове окончание и
основу, действовать по
алгоритму.
Части слова. Суффикс
Суффикс и его роль в слове.
Словарный диктант.
Развитие умения находить в слове
суффикс.
и
систематизация знаний о частях
слова.
Обобщение
Систематизировать знания о
составе слова в виде схемы,
таблицы.
Выделять в слове суффикс,
действовать по алгоритму.
Разбор слова по составу
Составление слов по схемам.
Порядок разбора слова по составу.
Контрольное списывание № 2
«Части слова».
Упражнения в разборе слов по
составу.
Проверочная работа № 7 по теме:
«Окончание и основа слова.
Суффикс. Разбор слова по составу».
Систематизировать знания о
составе слова в виде схемы,
таблицы.
Участвовать в открытии нового
знания о составе слова, работать
в группе, участвовать в учебном
диалоге, сотрудничать с
одноклассниками.
Части речи в русском языке.
Части речи в русском языке
Имя существительное как часть речи
имени
Определение
существительного.
Роль имён существительных в речи.
Р/р Творческая работа: составление
текста.
Выделять в предложении
самостоятельные и служебные
части речи.
Имена существительные одушевлённые и неодушевленные
Понятие об одушевлённых и
неодушевлённых
именах
существительных.
Контрольный диктант по теме:
«Имена существительные».
«Пишу правильно» Работа над
ошибками
по теме: «Имена
существительные».
Имена существительные в речи.
Словарный диктант.
Анализировать имена
существительные: называть их
грамматические признаки в
определенной
последовательности.
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1 Урокобобщение. Что мы знаем об
именах существительных.
Род имён существительных
Имена существительные мужского,
женского и среднего рода.
Род – постоянный признак имён
существительных.
Окончания имён существительных
мужского, женского и среднего
рода.
Наблюдать за использованием
имён существительных в речи.
Анализировать текст с
преимущественным
употреблением имён
существительных. Употреблять
имена существительные в речи:
выполнять творческую работу
составление текстаописания с
помощью имён существительных.
Число имён существительных
Изменение имён существительных
по числам.
Образование множественного числа
имён существительных.
Окончания имён существительных в
единственном и во множественном
числе.
Разбор имени существительного как
части речи.
Анализировать имена
существительные: называть их
грамматические признаки в
определённой
последовательности (выполнять
морфологический разбор).
Словообразование имён существительных
Образовывать с помощью
суффиксов и употреблять в речи
имена существительные (с
уменьшительноласкательным
значением и др.), осознавать
значимость использования таких
слов для успешного общения.
Разбирать имена
существительные по составу,
соотносить слово со схемой.
Продуцировать связное
высказывание на
грамматическую тему («Что я
знаю об именах
существительных», «Опираясь на
знания об именах
существительных, я умею...»).
Письменно пересказывать текст
повествование с элементами
описания (писать обучающее
подробное изложение текста).
Сочинять сказку, используя
имена существительные с
различными суффиксами.
Образование имён существительных
с
уменьшительноласкательным
значением.
Уменьшительноласкательные
формы мужских и женских имён в
русском языке.
Образование имён существительных
от основ существительных и
глаголов.
Р/р Сочинение
использованием
существительных
суффиксами.
Разбор имён существительных по
составу. Словарный диктант.
Р/р
«Мурлыка».
Употребление
существительных в речи.
Проверочная работа № 8 по теме:
«Имя существительное как часть
речи».
с
имён
разными
сказки
имён
Обучающее
изложение
с
Местоимение как часть речи
Понятие о местоимении. Личные
местоимения.
Отличать местоимения от слов
других частей речи. Заменять в
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1 предлогов
Местоимения 1, 2, 3го лица.
Правописание
с
местоимениями.
Р/р Обучающее сочинение «О себе».
Роль личных местоимений в речи.
Разбор местоимения как части речи.
Свободный диктант «Паучок».
Закрепление знаний о местоимении.
Проверочная работа № 9 по теме:
«Местоимение как часть речи».
тексте местоимения именами
существительными и наоборот
(элементы редактирования).
Писать предлоги с
местоимениями раздельно.
Осознавать роль личных
местоимений в речи.
Продуцировать текст с
использованием местоимений
(сочинение «О себе»)
Имя прилагательное как часть речи
имени
Определение
прилагательного.
Роль имен прилагательных в речи.
Связь имен прилагательных с
именами существительными.
Роль имен прилагательных в речи.
Разбор имени прилагательного как
части речи. Словарный диктант.
Группировать слова по частям
речи.
Находить в тексте имена
прилагательные по вопросу.
Наблюдать за ролью имен
прилагательных в речи.
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен
прилагательных
Окончания имен прилагательных в
мужском, женском, среднем роде и
во множественном числе.
Как проверить правописание букв
безударных гласных в окончаниях
имен прилагательных.
Развитие умения писать буквы
безударных гласных в окончаниях
имен прилагательных. Знакомство с
антонимами.
Закрепление правописания слов с
изученными орфограммами.
Проверять написание
безударного окончания имени
прилагательного с помощью
вопроса.
Выделять в предложении
словосочетания прил.+ сущ.,
ставить вопрос от
существительного к имени
прилагательному.
Подбирать антоним к данному
имени прилагательному.
Разбор имен прилагательных по составу
Р\Р Сочинение по опорным
сочетаниям слов. Словообразование
имен прилагательных.
Проверочная работа № 10 по теме:
«Имя прилагательное как часть
речи».
Разбор имен прилагательных по
составу.
Контрольный диктант № 5 по теме:
«Безударные гласные в окончаниях
имён прилагательных».
Разбирать
по составу
имена
прилагательные.
Глагол как часть речи
Определение глагола как части речи. Наблюдать за ролью глаголов в
Изменение глаголов по временам.
Суффикс л в глаголах прошедшего
времени.
глаголов
прошедшего времени по родам.
Изменение
речи.
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1 Изменение глаголов по числам.
Словарный диктант.
Образовывать и употреблять в
Правописание частицы не с глаголами
речи глаголы в различных
формах времени. Выделять
Употребление частицы не с
глаголами. Правило правописания
частицы не с глаголами.
Развитие умения писать частицу не с
глаголами. Р/р Свободный диктант.
Открывать новые знания о
грамматических признаках
глагола
Находить в тексте частицу не и
правильно записывать ее с
глаголами.
Неопределённая форма глагола
Понятие о неопределённой форме
глагола.
Неопределённая форма глагола.
Правописание ь в глаголах
неопределённой формы.
Неопределённая форма глагола.
Правописание ь в глаголах
неопределённой формы.
Контрольное
«Перелётные гости».
Проверочная работа № 11 по теме:
«Глагол как часть
речи.
Правописание частицы не с
глаголами».
Образование форм времени от
неопределённой формы глагола.
Разбор глагола как части речи.
изложение
Разбор глагола как части речи.
Контрольный диктант № 6 по теме:
«Неопределенная форма глагола.
Правописание частицы не с
глаголами».
«Пишу правильно». (Работа над
ошибками).
Выделять начальную
(неопределённую) форму глагола
и преобразовывать глагол в
другой форме в начальную.
Образовывать и употреблять в
речи глаголы в различных
формах времени. Выделять
суффикс л в форме
прошедшего времени глагола.
Определять изученные
грамматические признаки
глагола.
Наречие как часть речи
Понятие о наречии как части речи.
Понятие о наречии как части речи.
Словарный диктант.
Находить в тексте наречия по
вопросам.
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Виды предложений по цели
высказывания.
Различать виды предложений по
цели высказывания.
1
2
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
25
3
1 в
Интонация
предложениях,
различных по цели высказывания.
Логическое ударение.
Восклицательные
и
невосклицательные предложения.
Произносить с соответствующей
интонацией предложения
повествовательные,
вопросительные, побудительные;
восклицательные и
невосклицательные.
Главные и второстепенные члены предложения
основа
Подлежащее и
Грамматическая
предложения.
сказуемое.
Развитие умения находить в
предложении подлежащее
и
сказуемое.
Понятие о второстепенных членах
предложения.
Составление схем предложений и
предложений по схемам.
Предложения распространенные и
нераспространенные.
Разбор предложений. Контрольный
словарный диктант.
Накапливать опыт постановки
логического ударения.
Различать слово, словосочетание
и предложение.
Находить в предложении
грамматическую основу,
обозначать её графически
Различать грамматическую
основу и второстепенные члены
предложения.
Предложения с однородными членами
подлежащие
Определение однородных членов
предложения.
Запятая в предложениях с
однородными членами.
Контрольный диктант № 7 по теме:
«Однородные члены предложения».
Простые и сложные предложения
Понятие о простом и сложном
предложении.
в
и
Однородные
сказуемые.
Упражнение
нахождении
однородных членов предложения и
их графическом обозначении.
знаков препинания в
Роль
Запятая в
письменной речи.
предложениях с однородными
членами.
Развитие умения ставить запятую в
предложениях с однородными
членами.
второстепенные
Главные
однородные члены предложения.
и
Устанавливать грамматические
связи в словосочетании с
помощью вопросов.
Разделять непунктированный
текст на предложения.
Совместно обсуждать порядок
действий при синтаксическом
разборе простого предложения.
Использовать этот порядок при
разборе. Оценивать правильность
работы.
Распространять и сокращать
предложение до основы,
сравнивать смысл. Находить
однородные члены в простом
предложении с двумя главными
членами.
Объяснять постановку знаков
препинания. Конструировать
предложения с однородными
членами.
Накапливать опыт нахождения в
тексте и использования в речи
таких предложений.
1
1
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
9
1 и
Схема
Запятая в сложном предложении без
союзов.
сложного
предложения.
Развитие умения различать сложные
предложения
простые
предложения с однородными
членами и ставить в них запятые.
Развитие умения различать сложные
предложения
простые
предложения с однородными
членами и ставить в них запятые.
Р/р Свободный диктант.
и
Запятая в простом предложении с
однородными членами и в сложном
предложении.
Разбор простого и сложного
предложений.
Разбор простого и сложного
предложений.
Проверочная работа № 12 по теме:
«Предложение».
Запятая в простом предложении с
однородными членами и в сложном
предложении.
Накапливать опыт нахождения в
тексте и использования в речи
таких предложений.
Наблюдать за ролью
разделительного знака запятой
в предложении с однородными
членами.
Различать простое и сложное
предложения (одна
грамматическая основа две
грамматические основы).
Накапливать опыт постановки
запятой и употребления в речи
сложных предложений из двух
частей с бессоюзной связью.
Конструировать сложные
предложения (по схеме, по
данному началу). Совместно
составлять алгоритм
синтаксического разбора
сложного предложения,
действовать по алгоритму,
проверять себя.
Распространять и сокращать
предложение до основы,
сравнивать смысл. Находить
однородные члены в простом
предложении с двумя главными
членами.
Объяснять постановку знаков
препинания. Конструировать
предложения с однородными
членами.
Накапливать опыт нахождения в
тексте и использования в речи
таких предложений.
Повторение
Контрольное списывание № 3.
Повторение знаний о предложении,
тексте, частях речи.
Повторение изученных орфограмм и
состава слова.
Повторение изученных орфограмм и
состава слова. Словарный диктант.
Контрольный диктант № 8 по теме:
«Повторение изученного за год».
«Пишу правильно». (Работа над
ошибками)
Повторение изученных орфограмм и
состава слова.
Итоговая контрольная работа.
Систематизировать изученный
материал по морфологии,
составу слова, орфографии,
синтаксису и пунктуации.
Представить его в виде схем и
таблиц.
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1 Повторение по теме «Правописание
проверяемых букв согласных в
корне слова».
Повторение по теме «Буквы
непроизносимых согласных в корне
слова».
Повторение по теме «Безударные
гласные в корне слова».
Повторение по теме «Сложные
слова и их правописание».
Резерв.
Резерв.
Резерв.
Резерв.
Резерв.
Продуцировать устное
сообщение на грамматическую
тему по изученному материалу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1 8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Принтер
Музыкальный центр
Методические разработки уроков русского языка с использованием ИКТ
Методическая разработка урока по теме «Род имен существительных»
Методическая разработка урока по теме «Степени сравнения качественных имён
прилагательных»
Методическая разработка урока по теме «Словообразование. Суффиксы»
Методическая разработка урока по теме «Разделительные Ъ и Ь»
Методическая разработка урока по теме «Сложные слова»
Методическая разработка урока по теме «Буквы согласных в корне слова»
Методическая разработка урока по теме «Части речи»
Методическая разработка урока по теме «Безударные гласные»
Методическая разработка урока по теме «Правописание корней в словах»
Методическая разработка урока по теме «Морфологический разбор глагола»
Методическая разработка урока по теме «Части речи. Фразеологизмы»
Методическая разработка урока по теме «Имя существительное»
Методическая разработка урока по теме «Имя прилагательное»
Методическая разработка урока по теме «Глагол»
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /
Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты
второго поколения)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа / (сост. Е.С.Савинов) –2еизд., перераб. – М.: Просвещение,2010. – 204 с. –
(Стандарты второго поколения)
3. Программа «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. // Образовательная
система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.
Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных
предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2е,
испр.. – М.:Баласс, 2011, 432 с.
4. Основная образовательная программа начального общего образования 20112015 гг. МАОУ
«Школа № 187». 2015.
5. Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. МАОУ «Школа № 187»,
г.Н. Новгород. 2016.
6. Учебный план МАОУ «Школа № 187» на 2016 – 2017 учебный год.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2х ч.
Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
9. «Русский язык», 3 класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) 10. «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык», 3 класс (автор Л.Ю. Комиссарова)
11. «Проверочные и контрольные работы по «Русскому языку», 3й кл. вариант 1 и 2 (автор
Е.В. Бунеева)
12. «Рабочая тетрадь по русскому языку», 3 класс (автор Н.А. Исаева);
13. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» (авторы
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др.).
14. Проверочные работы. 34 классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.)
15. «Русский язык», 3 класс: Методические рекомендации для учителя (авторы Е.В. Бунеева,
Н.А. Исаева)
Литература для обучающихся
1. Учебник «Русский язык», 3й класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
2. «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык»,
3й класс (автор
Л.Ю. Комиссарова);
3. «Проверочные и контрольные работы по «Русскому языку», 3й класс, варианты 1 и 2 (автор
Е.В. Бунеева);
4. «Рабочая тетрадь по русскому языку», 3 класс (автор Н.А. Исаева);
5. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».
Интернет – ресурсы
Перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы
Перечень основных поисковых систем сети Интернет
1. https://www.google.ru/
2. www.rambler.ru
3. https://www.yandex.ru
4. www.nigma.ru
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. Учебнометодический комплекс «Школа России» – http://schoolrussia.prosv.ru
2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru
.
Образовательные Интернетпорталы
1.
2.
3. Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании»
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
htt
p://www.ict.edu.ru
4. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история
математики http://www.math.ru
5. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
. ru
september
http://www.rus.1
Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
Учительская газета www.ug.ru
6.
7.
8. Журнал «Начальная школа» » http://nshkola.ru
9. Сайт «Начальная школа» – http://14.prosv.ru
10.Газета «1 сентября» www
11. Сеть творческих учителей www.itn.ru
12. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
13. Сайт Центра системнодеятельностной педагогики «Школа 2000...» www.sch2000.ru
14. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.
school
2100.
15.
16.
Официальный сайт МО и науки РФ http://mon.gov.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http
.1 september
. ru
:// school
collection
ru
. edu
. ru / 17.
18.
ФГОС http
ЕГЭ 2016 Официальный информационный портал http://www.ege.edu.ru/
:// standart
. edu
. ru /
Принято на заседании педагогического совета МАОУ «Школа № 187»
протокол № от 2016 г.
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2016-2017 учебный год НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.