Аннотация к рабочей программе по «Музыке» 5 - 8 классы.
1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Учебный предмет изобразительное искусство включен в образовательную область «Искусство» учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе:
Искусство. Музыка: 5—8 классы: рабочая программа / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — М,: Дрофа, 2017. — 114 с. ISBN 978-5-358-19056-6.
Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 5 класс. М.: Дрофа
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 6 класс. М.: Дрофа.
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 7 класс. М.: Дрофа.
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 8 класс. М.: Дрофа.
2. Цель изучения учебного предмета.
Перед предметом «Музыка» как предметной областью, ставятся следующие цели:
ü в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ü научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
ü содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
ü воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
ü развивать интеллектуальный потенциал;
ü всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
ü способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
ü научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
ü сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);
ü активизировать применение проектной деятельности в учебном процессе;
ü развивать навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
ü овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;
ü обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства.
3. Содержание учебного предмета.
«Музыка и другие виды искусства»
«В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»
«Музыка души». Наш верный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. В чём сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Единство музыкального произведения. «Вначале был ритм». О чем рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо. «Мелодия – душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывать» нас самих. Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. Красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. По законам красоты. Подводим итоги.
«Содержание и форма в музыке»
О единстве содержания и формы в художественном произведении. Музыку трудно объяснить словами. В чём состоит сущность музыкального содержания. Музыка, которую можно объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада» Когда музыка не нуждается в словах. Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке. «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши. «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения. «Художественная форма-это ставшее зримым содержание». Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. О роли повторов в музыкальный форме. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма. «Ночная серенада» Пушкина-Глинки: трёхчастная форма. Многомерность образа: форма рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. Музыкальный порыв. Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Формула красоты.
«Традиция и современность в музыке»
Музыка «старая» и «новая» (вместо введения). Настоящая музыка не бывает «старой». Живая сила традиции. Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. «Благословляю вас, леса. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. Два пушкинских образа в музыке. Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта». Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От Рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы XX века: «Турангалили-симфония» О. Мессиана. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов. Новые области в музыке XXвека (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. «Любовь никогда не перестанет. Подводим итоги.
4. Основные образовательные технологии.
В качестве методологического основания концепции учебного курса выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. Основной формой проведения занятий является урок-беседа.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Музыка» в основной школе выпускник научится:
Раздел «Музыка и другие виды искусства»
Выпускник научится:
ü понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
ü анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
ü определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
ü выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
ü понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
ü различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
ü различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
ü производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
ü понимать основной принцип построения и развития музыки;
ü анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
ü понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
ü определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
ü понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
ü понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
ü распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
ü определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
ü определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
ü различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
ü называть основные жанры светской музыки малой и крупной формы;
ü выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
ü находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
ü сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
ü понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
ü находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
ü понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
Выпускник получит возможность научиться:
ü понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
ü понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
ü понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
ü распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
ü различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
ü выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
ü различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
ü активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов.
Раздел «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»
Выпускник научится:
ü сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
ü представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека;
ü различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
ü различать основные жанры народной и профессиональной музыки.
ü сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
ü устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
ü аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
ü стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
ü формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
ü классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
ü стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
ü реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
ü расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
ü идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
ü применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;
ü систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
ü применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
ü участвовать в жизни класса, школы, и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
ü применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
Раздел «Содержание и форма в музыке»
Выпускник научится:
ü определять содержание музыкального произведения;
ü распознавать содержание музыкальных произведений разного характера;
ü определять лирические, драматические и эпические образы музыкальных произведений;
ü определять жанр музыкального произведения;
ü распознавать его характерные особенности;
ü понимать, что единство содержания и формы — непременный закон искусства;
ü разбираться в строении музыкального произведения;
ü понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности.
Выпускник получит возможность научиться:
ü размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
ü чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии;
ü распознавать мир через музыкальные формы и образы;
ü осмысления основных жанров музыкально — поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
ü рассуждать о специфике музыки, об особенностях музыкального языка;
ü знать о существовании двухчастной, трехчастной формы, формы рондо, вариационной формы музыкальных произведений;
ü расширения и обогащения опыта в разнообразных видах музыкального творчества.
Раздел «Традиция и современность в музыке»
Выпускник научится:
ü ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального
ü мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
ü определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
ü применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
ü высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
ü структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
6. Общая трудоемкость учебного предмета.
На ступени основного общего образования для обязательного изучения «Музыки» отводится 119 ч, в том числе в 5, 6, 7 классах по 34 учебных часов в год, или 1 ч в неделю, в 8 классе - 17 учебных часа в год, или 1 час в две недели. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.
7. Формы контроля.
Промежуточная аттестация согласно Положения «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Составитель: рыбина Л. Л., учитель музыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.