Аннотация музыка 5 - 8 класс.
Оценка 5

Аннотация музыка 5 - 8 класс.

Оценка 5
Документация
docx
музыка
14.12.2021
Аннотация музыка 5 - 8 класс.
Музыка.docx

Аннотация к рабочей программе по «Музыке»  5 - 8  классы.

 

 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.

 

   Учебный предмет изобразительное искусство  включен в образовательную область «Искусство»  учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов на основе Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе:

Искусство. Музыка: 5—8 классы: рабочая программа / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — М,:  Дрофа, 2017. — 114 с. ISBN 978-5-358-19056-6.

Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:

Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 5 класс. М.: Дрофа

Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 6 класс. М.: Дрофа.

Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 7 класс. М.: Дрофа.

Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник с аудиоприложением. 8 класс. М.: Дрофа.

 

2. Цель изучения учебного предмета

 

Перед  предметом «Музыка»  как предметной областью, ставятся следующие цели:

 

ü   в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

ü   научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля  — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

ü   содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

ü   воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

ü   развивать интеллектуальный потенциал;

ü   всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

ü   способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

ü   научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

ü   сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);

ü   активизировать применение проектной деятельности в учебном процессе;

ü   развивать навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

ü   овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;

ü   обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства.

 

 

3. Содержание учебного предмета. 

 

 «Музыка и другие виды искусства»

 Музыка рассказывает обо всем. Истоки. Искусство открывает мир. Искусство различны, тема едина. Два великих начала искусства.  «Стань музыкою, слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека.  Мир русской песни.  Песни народов мира. Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.  Самый значительный жанр вокальной музыки.  Из чего состоит опера.  Единство музыки и танца.  «Русские сезоны» в Париже. Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе. Живописность искусства.  «Музыка – сестра живописи». Может ли музыка выразить характер человека?  Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов. Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Подводим итоги.

 

«В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ

«Музыка души».  Наш верный спутник.  Искусство и фантазия.  Искусство – память человечества.  В чём сила музыки.  Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Единство музыкального произведения. «Вначале был ритм». О чем рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма.  От адажио к престо.  «Мелодия – душа музыки».  «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывать» нас самих.  Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии.  Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. Красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.  Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры. Тембры – музыкальные краски.  Соло и тутти. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.  По законам красоты.  Подводим итоги.

 

 

 «Содержание и форма в музыке»

 О единстве содержания и формы в художественном произведении. Музыку трудно объяснить словами. В чём состоит сущность музыкального содержания. Музыка, которую можно объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.  Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада» Когда музыка не нуждается в словах. Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.  «Память жанра».  Такие разные песни, танцы, марши. «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.  «Художественная форма-это ставшее зримым содержание».  Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. О роли повторов в музыкальный форме. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма. «Ночная серенада» Пушкина-Глинки: трёхчастная форма. Многомерность образа: форма рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. Музыкальный порыв. Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.  Формула красоты.

 

«Традиция и современность в музыке»

Музыка «старая» и «новая» (вместо введения). Настоящая музыка не бывает «старой».  Живая сила традиции. Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.  «Благословляю вас, леса. Образы радости в музыке.  «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. Два пушкинских образа в музыке. Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».  Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда.  От Рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Как мы понимаем современность.  Вечные сюжеты.  Философские образы XX века: «Турангалили-симфония» О. Мессиана. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов. Новые области в музыке XXвека (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. «Любовь никогда не перестанет. Подводим итоги.

4. Основные образовательные технологии. 

В качестве методологического основания концепции учебного курса выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. Основной формой проведения занятий является урок-беседа.

5. Требования к результатам освоения учебного предмета. 

В результате изучения курса «Музыка» в основной школе выпускник научится:

Раздел «Музыка и другие виды искусства»

 

Выпускник научится:

ü  понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

ü  анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

ü  определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

ü  выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

ü  понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

ü  различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

ü  различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

ü  производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

ü  понимать основной принцип построения и развития музыки;

ü  анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

ü  понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

ü  определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

ü  понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

ü  понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

ü  распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

ü  определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

ü  определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

ü  различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

ü  называть основные жанры светской музыки малой и крупной формы;

ü  выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

ü  находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

ü  сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

ü  понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

ü  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

ü  понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

 

Выпускник получит возможность научиться:

ü  понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

ü  понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

ü  понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

ü  распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

ü  различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

ü  выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

ü  различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

ü  активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов.

 

Раздел «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»

 

Выпускник научится:

ü  сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

ü  представлять место  и роль музыкального искусства в жизни человека;

ü  различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

ü  различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

ü  сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;

ü  устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

ü  аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

ü  стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

ü  формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

ü  классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;

ü  стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;

ü  реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном  материале;

ü  расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

ü  идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

ü  применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

ü  систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;

ü  применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

ü  участвовать в жизни класса, школы, и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;

ü  применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

 

Раздел  «Содержание и форма в музыке»

 

Выпускник научится:

ü  определять содержание музыкального произведения;

ü  распознавать содержание музыкальных произведений разного характера;

ü  определять лирические, драматические и эпические образы музыкальных произведений;

ü  определять жанр музыкального произведения;

ü  распознавать его характерные особенности;

ü  понимать, что единство содержания и формы — непременный закон искусства;

ü  разбираться в строении музыкального произведения;

ü  понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности.

Выпускник получит возможность научиться:

ü  размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

ü  чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии;

ü  распознавать мир через музыкальные формы и образы;

ü  осмысления основных жанров музыкально — поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

ü  рассуждать о специфике музыки, об особенностях музыкального языка;

ü  знать о существовании двухчастной, трехчастной формы, формы рондо, вариационной формы музыкальных произведений;

ü  расширения и обогащения опыта в разнообразных видах музыкального творчества.

 

Раздел  «Традиция и современность в музыке»

Выпускник научится:

ü  ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального

ü  мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

ü  определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

ü  применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

 

Выпускник получит возможность научиться:

ü  высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

ü  структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

 

 

6. Общая трудоемкость учебного предмета. 

  На ступени основного общего образования для обязательного изучения «Музыки» отводится 119 ч, в том числе в 5, 6, 7 классах по 34 учебных часов в год, или 1 ч в неделю, в 8 классе - 17 учебных часа в год, или 1 час в две недели. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.

 

7. Формы контроля.

Промежуточная аттестация согласно Положения «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». 

 

 

 Составитель:  рыбина Л. Л.,  учитель  музыки.

 


 

Аннотация к рабочей программе по «Музыке» 5 - 8 классы

Аннотация к рабочей программе по «Музыке» 5 - 8 классы

Содержание учебного предмета. «Музыка и другие виды искусства»

Содержание учебного предмета. «Музыка и другие виды искусства»

Содержание и форма в музыке»

Содержание и форма в музыке»

Выпускник научится: ü понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; ü анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; ü определять характер…

Выпускник научится: ü понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; ü анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; ü определять характер…

Раздел «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»

Раздел «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»

Раздел «Содержание и форма в музыке»

Раздел «Содержание и форма в музыке»

Средневековья до рубежа XIX—XX вв

Средневековья до рубежа XIX—XX вв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021