Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Родился в семье горного инженера Ильи Петровича (1795-1880). Уже в детстве проявилось влечение Ч. к музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фортепиано, однако профессиональное призвание определилось поздно. В 1859 Ч. окончил училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в Министерство юстиции. К этому времени относятся первые попытки композиции. В 1861 начал заниматься в музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862 в Петербурге консерваторию. Здесь Чайковский учился под руководством Н.И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А.Г. Рубинштейна (инструментовка, сочинение). За годы обучения в консерватории написал ряд произв., среди которых выделяется увертюра "Гроза" (по драме А.Н. Островского).курсовая
Аннотация
на произведение «Соловушко» П.И. Чайковского
Содержание
1. Историкостилистический анализ
2. Музыкальнотеоретический анализ
3. Вокальнохоровой анализ
4. Вокальнохоровые и дирижерские трудности
Приложение (хоровые примеры)
1. Историкостилистический анализ
Петр Ильич Чайковский (18401893)Русский композитор, дирижёр, музыкальнообщественный деятель.
Родился в семье горного инженера Ильи Петровича (17951880). Уже в
детстве проявилось влечение Ч. к музыке, в 5 лет он начал учиться игре на
фортепиано, однако профессиональное призвание определилось поздно. В
1859 Ч. окончил училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в
Министерство юстиции. К этому времени относятся первые попытки
композиции. В 1861 начал заниматься в музыкальных классах РМО,
преобразованных в 1862 в Петербурге консерваторию. Здесь Чайковский
учился под руководством Н.И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А.Г.
Рубинштейна (инструментовка, сочинение). За годы обучения в консерватории
написал ряд произв., среди которых выделяется увертюра "Гроза" (по драме
А.Н. Островского). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866 Ч. по
предложению Н.Г. Рубинштейна переезжает в Москву, становится
преподавателем муз. классов Московского отделения РМО, а с осени того же
года профессором Московской консерватории (классы свободного
сочинения, гармонии и инструментовки). Среди его учеников С.И. Танеев,
Н.С. Кленовский. Благотворную роль в идейнохудожественном развитииЧайковского сыграло сближение с А.Н. Островским, П.M. Садовским, H.Г.
Рубинштейном и др. В произв. Ч. этих лет находят отражение образы рус.
природы и быта (1я симфония "Зимние грёзы", 1866; опера "Воевода", по
пьесе Островского, 1868, и др.)
В 1868 Ч. познакомился с группой петербургских композиторов
членов "Могучей кучки". Несмотря на некоторые расхождения во взглядах, у
него установились дружеские и творческие связи с "кучкистами". В
результате этого знакомства у Ч. усилился интерес к программной музыке. По
совету М.А. Балакирева он написал увертюруфантазию "Ромео и Джульетта"
(по У. Шекспиру, 1869, 2я ред. 1870, 3я ред. 1880); В.В. Стасов подсказал
ему замысел симф. фантазии "Буря" (по Шекспиру, 1873). Творчество Ч. 70х
гг. характеризуется широтой и напряжённостью исканий. Его привлекают
историческое прошлое России, русский народный быт, а также
психологическая проблематика трагедийного плана. Это многообразие
художеств. интересов отразилось в таких произв., как оперы "Опричник" (по
одноименной драме И.И. Лажечникова, 187072), "Кузнец Вакула" (по повести
Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", 1874, 2я ред. под назв. "Черевички",
1885), музыка к пьесе Островского "Снегурочка" (1873), балет "Лебединое
озеро" (1876), 2я (1872, 2я ред. 1879) и 3я (1875) симфонии, симф.
фантазия "Франческа да Римини" (по Данте, 1876), 1й концерт для фп. с
оркестром (187475), "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром
(1876), 3 струн. квартета (1871, 1874, 1876) и др. В эти же годы, наряду с
исключительной по своей интенсивности творческой, а также педагогической
деятельностью, Ч. активно участвовал в муз. жизни Москвы. В 1868 он
впервые выступил в печати как муз. критик, впоследствии систематически
сотрудничал в газ. "Современная летопись" (1871) и "Русские ведомости"
(187276).
Пережив тяжёлый душевный кризис в 1877, Ч. отказался от
педагогической работы (окончательно ушёл из Московской консерваторииосенью 1878). В течение нескольких лет жил преим. за границей (гл. обр. в
Швейцарии и Италии). Важным этапом его творч. пути явилось создание 4й
симфонии (1877) и оперы "Евгений Онегин" (по роману в стихах А.С.
Пушкина, 187778).
В сер. 80х гг. Ч. возвратился к активной муз.обществ. деятельности. В
1885 он был избран директором Моск. отделения РМО и на этом посту
способствовал поднятию уровня муз. культуры Москвы. Его творчество
получило широкое признание в России и за рубежом. В последние годы жизни
Ч. много выступал как дирижёр. В 188788 и 1889 Ч. совершил две конц.
поездки по Зап. Европе (Германия, Чехия, Франция, Англия), весной 1891
побывал в США, где дирижировал неск. симф. концертами. Высокая
междунар. оценка исква Ч. выразилась в избрании его членом парижской
Академии изящных искв (1892) и присуждении ему почетной степени
доктора Кембриджского унститута (1893).
Художникпатриот, горячо и страстно любивший свою страну и свой
народ, Ч. был тесно связан с передовой рус. культурой 19 в. и воплотил в
своём творчестве её лучшие прогрессивные стороны. "Мне кажется, писал он
в одном из писем, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно
и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые
наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек"
(Чайковский, Воспоминания и письма, П., 1924, с. 78). Борьба человеческой
личности за свободу, право на счастье основная, ведущая тема всего
творчества Ч. Столкновение сильного и страстного стремления к полноте
жизни и чувства с жестокой враждебной действительностью служит
источником острого напряжённого конфликта, часто получающего в произв.
Ч. трагич. исход. Проницательный художникпсихолог, Ч. раскрывал внутр.
мир человека в различных его проявлениях от мягкой лирич. задушевности
Светлое жизнеутверждающее начало
до захватывающего трагизма.
воплощалось им в картинах нар. торжества и веселья или в идеальнопрекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о
цельной и гармоничной жизни.
Огромная сила воздействия музыки Ч. прежде всего в её необычайном
мелодич. богатстве и выразительности. Тесная связь с интонац. строем
русской народной песни определила её доходчивость, способность легко и
быстро овладевать массами. При этом почерпнутые из жизни бытующие
интонации Ч. умел поднять на высоту большого эстетич. обобщения и придать
им важнейшее смысловое значение.
Более половины хоровых сочинений Чайковского предназначено для
исполнения а капелла, придем именно в этом жанре созданы его лучшие
хоровые миниатюры зрелого творческого периода, такие как "Ночевала тучка
золотая", "Соловушко", "Не кукушечка во сыром бору", "Без поры да без
времени". Устойчивый интерес композитора к хору a`capella не случаен. В
этом исполнительском составе Чайковский видел своеобразные возможности
воплощения значительных тем и идей, характерных для всего его творчества.
Анализируя некоторые, наиболее совершенные сочинения из светской музыки
композитора для хора a`capella, постараемся выявить не только структурно
формальные признаки и богатство художественных деталей, но и те общие,
фундаментальные черты стиля, которые связывают эти произведения с
ведущими линиями в жанрово многообразном творчестве Чайковского.
2. Музыкальнотеоретический анализ
В некоторых хоровых произведениях Чайковский обращается к теме
"искусство и художник", которая волновала и привлекала многих русских
композиторовклассиков от Глинки до Скрябина. О могучей силе искусства
повествует приветственный хор, посвященный А. Рубинштейну (1889). В
тексте этого хора великий артист сравнивается с перелетным соловьем.
Примечательно, что в тот же год Чайковский написал хор "Соловушко".Первое издание относится к 1890 году (П. Юргенсон) (на собственные слова),
где образ соловья символизирует образ художника. В этом хоре тема
"искусство и художник" органически сочетается с темой природы.
Поэтический текст содержит глубокий иносказательный смысл: суть его в
том, что истинный художник отдает свое искусство народу и народ платит
художнику своей любовью. Образ "Соловушки" – типично народный образ,
любовно воспетый в русских песнях, былинах. Во многих произведениях
русских композиторов, писателей и художников XIX века можно встретить
развитие этой народной поэтической символики.
Чайковский написал для бенефиса хора Мариинского театра один из
лучших своих хоров "Соловушко" на собственные слова. Хор «Соловушко»
(1889) – глубоко национальное произведение как по своей идее (любовь к
Родине), так и по выразительным средствам, берущим начало в народно
песенном творчестве. Композитор, являющимся и автором слов хора,
передает чувство грусти, переживаемое при расставании с родиной.
Произведение «Соловушко» написано для четырехголосного
смешанного хора a`capella. Посвящено хору Императорской оперы в Санкт
Петербурге.
Форма: трехчастная с зеркальной репризой
Фактура: гармоническая, с элементами имитационной полифонии
Тональность: h moll / D dur, присутствуют отклонения и в другие
тональности
Мелодия – певучая
Нюансировка очень гибкая р до mf и снова к р. Встречается как ff, так
и ppp.
хор композитор чайковский запевРазмер: переменный. Изначально произведение написано в размере2/4.
однако в запеве тенора, а затем и во второй теме 3 части на несколько тактов
встречается размер ¾.
Запев тенора
3.
4. Вокальнохоровой анализМузыка и слово в "Соловушке" Чайковского едины: каждое слово
поется, каждая музыкальная фраза обогащает поэтическую мысль.
Произведение в целом волнует своей простотой и искренностью, вызывая
чувство тоски по родной стороне и светлое, радостное настроение от
предстоящего возвращения. В хоре с особенной отчетливостью проявились
близкие и родные Чайковскому черты русской народной песенности,
пронизывающие в той или иной степени все хоровое творчество композитора.
Очень показателен в этом отношении запев тенора соло, в котором
объединяются два интонационных элемента, типичных для русской народной
(крестьянской) песни. Первый элемент трихордная попевка hdе с
характерными для нее ходами на терцию и секунду; второй квартово
квинтовые интонации fisеh с заполнением хода от е к h (часто
встречающееся в русском народном мелосе движение от V ступени к I через
IV).
Хор написан для четырехголосного смешанного хора.
Дыхание берется только после фраз, на паузах.
Тесситура, средняя, удобная, у сопрано встречается «ля» второй
октавы.
«Ля» второй октавы у сопрано.
Хор начинается с запева, состоящего из двух фразпредложений в стиле
русской народной крестьянской песни. Этот стиль с его глубокой
вокальностью, задушевностью, взволнованностью композитор сохраняет вовсем хоре. Полнозвучно и свободно льется широкий запев тенора.
Отметим также распев на слове "соловушко",
опятьтаки
воспроизводящий одну из ярких особенностей русского музыкального
фольклора. Нельзя пройти мимо ладогармонических особенностей этого
запева. В конце первой фразы остановка на седьмой ступени натурального си
минора, которая таким образом приобретает относительно устойчивый
характер. Если учесть, что в средней части хора широко представлен ре
мажор, и что в этой тональности хор заканчивается, то ладовая переменность
в музыке этого произведения будет совершенно ясна. Все эти
ладогармонические детали музыкального языка по своему происхождению
глубоко народны. То же можно сказать и о метроритмических особенностях
запева, в частности, о переменном метре (чередование двудольных и
трехдольных тактов). Каждая из двух фраз запева кончается длительной
остановкой. Такие ферматы встречаются и далее, они придают хору черты
эпической былинной повествовательности, приближают его к характеру
народного сказа.В хоре "Соловушко" можно отметить не только упомянутую тему
"искусство и художник", но целый комплекс тем, свойственных творчеству
Чайковского здесь и тема природы, и национальнонародное начало, и общая
лирическая тональность эмоции. Вершинное положение в развитии этого
многопланового комплекса в хоровом жанре занимают хоры Чайковского на
тексты песен Н. Цыганова "Не кукушечка во сыром бору" (см. в Приложении),
"Без поры да без времени". В этих произведениях ярко выражена русская
напевность, широко использованы народнопесенные мелодические обороты, а
также ладовые и метроритмические приемы, свойственные русскому
песенному фольклору. Несомненно, что в этих хорах, как и во всем
творчестве Чайковского, сказалась его безграничная любовь к русскому
народу, к русской песне, которую композитор именовал "святыней".
Лирический характер запева, задушевность и теплота тембра
передаются хору. Две одинаковые по музыкальному материалу фразы хора
построены на мажорной D в hmoll. Легкое, прозрачное и вместе с тем
активное (piu mosso) звучание хора с небольшим усилением к середине
каждой фразы закрепляет мажорный характер этого построения. Наконец,
укажем на то, что пение солистазапевалы и подхватывающего песню хора
прием, несомненно, опирающийся на народную творческоисполнительскую
традицию.
Вторая часть хора – передает прощальный привет людям («И спасибо
вам…»). Эта часть начинается с одного звука унисоном сопрано и альтов.Через 2 такта к ним присоединятся тенора и басы, имитируя начальный
запев.
Эта часть написана в параллельной тональности – D dur. Мелодия
проводится в сопрановом голосе, очень плавная, восходящее движение от III к
I ступени, в то время как альты движутся в противоположном движении.
Дальнейшее развитие приводит к кульминации хора. В хоре создается
широта и мощь звучания, при помощи divizi во всех голосах, динамики,
широкого диапазона, высокого регистра у сопрано, а также изза широких
скачков в мелодии на кварту, квинту и даже сексту. Поэтический текстсимволизирует благодарность за ту любовь, которую дарили люди в обмен на
искусство и великий труд художника.
В этом музыкальном проведении усиливается значение партии басов.
Тема, проводимая в нижнем голосе, построена на противосложении
музыкального материала остальным голосам. Такой вариант письма вносит в
драматургию конфликтную ситуацию: противопоставление образа народа
образу соловушки.
Следующая часть это зеркальная реприза. Она имеет расширение за
счет введения нового музыкального материала («не люблю зимы» и т.д).
Большая творческая задача возложена на роль пауз, не только в этом
предложении, но и в целом в произведении. Образные сферы переходящие
одна в другую осмысливаются в музыкальных паузах. Композитор использует
все виды пауз: снимаемые, не снимаемые, ритмизованные. Внутреннее
вдумчивое отношение к данному средству музыкальной выразительности
оттеняет как текст, так и музыкальный материал и расцвечивает новыми
гранями музыкальное произведение.Со слов «А уж как весна» в мелодии появляется тема запева,
получающая в исполнении хора мощное звучание и являющаяся по значению
как бы второй, заключительной кульминацией, утверждающей светлое и
радостное чувство. Возвращение первоначального темпа, смена размера.
Композитор использует здесь высокие и средние регистры, удвоение голосов
и нюанс fortissimo.При помощи низкого регистра, мягкого замедления и сдержанной
динамики с плавными переходами от одного нюанса к другому звучит
повторение последних слов, как отдаленное эхо. Не смотря на смену
регистра, диапазон остается довольно широким, дабы не создать пустоты
звучания, а отнюдь сохранить состояние, в которое погрузился слушатель,
красочными полными аккордами, мажорной тоникой (D dur) и мягкостью
затихания в заключительных аккордах.
Хору с его взволнованностью свойственны смены темпов: в запеве –
Andante molto,во вступлении хора после запева – piu mosso,
в репризе – Andante molto (Tempo I),
в последней фразе – ritenuto.
Большое выразительное и смысловое значение имеют ферматы на
заключительных звуках и паузах. Из фактурных приемов, характерных для
хорового стиля Чайковского, отметим: применение имитаций, прием ведения
голосов из одного звука с постепенным прибавлением других голосов,
увеличение длительности звука, данного на слабой доле такта при нюансе
diminuendo.4. Вокальнохоровые и дирижерские трудности
Произведение исполняется
acapella,
что является основной
трудностью.
Присутствие скачков требует особого внимания и правильного дыхания.
Скачки у сопрано:
Скачки у альтов:
Скачки у теноров:
Скачки у басов:Пение на одном звуке так же является хоровой трудностью.
Пение на одном звуке в партии сопрано:
Пение на одном звуке в партии альтов:
Пение на одном звуке в партии теноров:
Пение на одном звуке в партии басов:
Хроматизмы встречаются только в партии тенора:Поступенное движение, встречающееся чаще всего у теноров, требует
особого внимания:
В произведении встречаются октавы.
Октавы в партии басов. В октаву звучат сопрано и тенора.
Встречается движение интервалами:
Движение секстами в сопрано и альтах.В произведении встречается пунктирный ритм, триоли.
Триоли в партии солиста – тенора.
Пунктирный ритм у альтов.
Пунктирный ритм во всех партиях.
В произведении присутствуют распевы во всех партиях, кроме партии
альтов.
С особой осторожностью требуется отнестись к ppp в конце
произведения.Дирижеру следует отнестись с особым вниманием к изменениям темпа,
присутствующим в произведении.
Хор «Соловушко» требует большой внутренней выдержки каждого из
певцов. Длительное пение на p у солиста сможет получиться только в том
случае, если он будет правильно пользоваться дыханием.
Необходимо четкое пропевание, произношение буквы «р» должно быть
утрировано. Буквы «с» и «ш» следует произносить коротко, дабы избежать
«свиста».
Для дирижера особой трудностью (как и для хора) является то, что
произведение написано а – капелла. Перед ним стоит сразу несколько
основных задач:
Удержать в нужной тональности данное произведении;Не «загнать» и не «затянуть» произведение, так как агогические
изменения очень существенно могут повлиять на интонационный строй
певческого коллектива;
Ясный и четкий показ вступления, снятия, дыхания – основы
дирижерской техники;
И, конечно, донести до слушателя то, что хотел передать композитор, а
именно – тоску по Родине и благодарность за радушный прием.
Размещено на Allbest.ru