Аннотация на произведение «Соловушко» П.И. Чайковского

  • Особые потребности
  • rtf
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Родился в семье горного инженера Ильи Петровича (1795-1880). Уже в детстве проявилось влечение Ч. к музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фортепиано, однако профессиональное призвание определилось поздно. В 1859 Ч. окончил училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в Министерство юстиции. К этому времени относятся первые попытки композиции. В 1861 начал заниматься в музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862 в Петербурге консерваторию. Здесь Чайковский учился под руководством Н.И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А.Г. Рубинштейна (инструментовка, сочинение). За годы обучения в консерватории написал ряд произв., среди которых выделяется увертюра "Гроза" (по драме А.Н. Островского).курсовая
Иконка файла материала 588.rtf
Аннотация на произведение «Соловушко» П.И. Чайковского Содержание 1. Историко­стилистический анализ 2. Музыкально­теоретический анализ 3. Вокально­хоровой анализ 4. Вокально­хоровые и дирижерские трудности Приложение (хоровые примеры) 1. Историко­стилистический анализ Петр Ильич Чайковский (1840­1893)Русский   композитор,   дирижёр,   музыкально­общественный   деятель. Родился   в   семье   горного   инженера   Ильи   Петровича   (1795­1880).   Уже   в детстве проявилось влечение Ч. к музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фортепиано,   однако   профессиональное   призвание   определилось   поздно.   В 1859 Ч. окончил училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в Министерство   юстиции.   К   этому   времени   относятся   первые   попытки композиции.   В   1861   начал   заниматься   в   музыкальных   классах   РМО, преобразованных   в   1862   в   Петербурге   консерваторию.   Здесь   Чайковский учился   под   руководством   Н.И.   Зарембы   (гармония,   контрапункт)   и   А.Г. Рубинштейна (инструментовка, сочинение). За годы обучения в консерватории написал ряд произв., среди которых выделяется увертюра "Гроза" (по драме А.Н. Островского). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866 Ч. по предложению   Н.Г.   Рубинштейна   переезжает   в   Москву,   становится преподавателем муз. классов Московского отделения РМО, а с осени того же года   ­   профессором   Московской   консерватории   (классы   свободного сочинения, гармонии и инструментовки). Среди его учеников ­ С.И. Танеев, Н.С.   Кленовский.   Благотворную   роль   в   идейно­художественном   развитииЧайковского сыграло сближение с А.Н. Островским, П.M. Садовским, H.Г. Рубинштейном и др. В произв. Ч. этих лет находят отражение образы рус. природы и быта (1­я симфония ­ "Зимние грёзы", 1866; опера "Воевода", по пьесе Островского, 1868, и др.) В   1868   Ч.   познакомился   с   группой   петербургских   композиторов   ­ членов "Могучей кучки". Несмотря на некоторые расхождения во взглядах, у него   установились   дружеские   и   творческие   связи   с   "кучкистами".   В результате этого знакомства у Ч. усилился интерес к программной музыке. По совету М.А. Балакирева он написал увертюру­фантазию "Ромео и Джульетта" (по У. Шекспиру, 1869, 2­я ред. 1870, 3­я ред. 1880); В.В. Стасов подсказал ему замысел симф. фантазии "Буря" (по Шекспиру, 1873). Творчество Ч. 70­х гг.   характеризуется   широтой   и   напряжённостью   исканий.   Его   привлекают историческое   прошлое   России,   русский   народный   быт,   а   также психологическая   проблематика   трагедийного   плана.   Это   многообразие художеств. интересов отразилось в таких произв., как оперы "Опричник" (по одноименной драме И.И. Лажечникова, 1870­72), "Кузнец Вакула" (по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", 1874, 2­я ред. ­ под назв. "Черевички", 1885), музыка к пьесе Островского "Снегурочка" (1873), балет "Лебединое озеро"   (1876),   2­я   (1872,   2­я   ред.   1879)   и   3­я   (1875)   симфонии,   симф. фантазия "Франческа да Римини" (по Данте, 1876), 1­й концерт для фп. с оркестром (1874­75), "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), 3 струн. квартета (1871, 1874, 1876) и др. В эти же годы, наряду с исключительной по своей интенсивности творческой, а также педагогической деятельностью,   Ч.   активно   участвовал   в   муз.   жизни   Москвы.   В   1868   он впервые выступил в печати как муз. критик, впоследствии систематически сотрудничал   в   газ.   "Современная   летопись"   (1871)   и   "Русские   ведомости" (1872­76). Пережив   тяжёлый   душевный   кризис   в   1877,   Ч.   отказался   от педагогической   работы   (окончательно   ушёл   из   Московской   консерваторииосенью 1878). В течение нескольких лет жил преим. за границей (гл. обр. в Швейцарии и Италии). Важным этапом его творч. пути явилось создание 4­й симфонии   (1877)   и   оперы   "Евгений   Онегин"   (по   роману   в   стихах   А.С. Пушкина, 1877­78).  В сер. 80­х гг. Ч. возвратился к активной муз.­обществ. деятельности. В 1885   он   был   избран   директором   Моск.   отделения   РМО   и   на   этом   посту способствовал   поднятию   уровня   муз.   культуры   Москвы.   Его   творчество получило широкое признание в России и за рубежом. В последние годы жизни Ч. много выступал как дирижёр. В 1887­88 и 1889 Ч. совершил две конц. поездки по Зап. Европе (Германия, Чехия, Франция, Англия), весной 1891 побывал   в   США,   где   дирижировал   неск.   симф.   концертами.   Высокая междунар.  оценка   иск­ва  Ч.  выразилась   в  избрании   его   членом  парижской Академии   изящных   иск­в   (1892)   и   присуждении   ему   почетной   степени доктора Кембриджского унститута (1893). Художник­патриот, горячо и страстно любивший свою страну и свой народ, Ч. был тесно связан с передовой рус. культурой 19 в. и воплотил в своём творчестве её лучшие прогрессивные стороны. "Мне кажется, ­ писал он в одном из писем, ­ что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и  просто   выражать   музыкой   те   чувства,  настроения   и   образы,  на   которые наводит   текст.   В   этом   смысле   я   реалист   и   коренной   русский   человек" (Чайковский, Воспоминания и письма, П., 1924, с. 78). Борьба человеческой личности   за   свободу,   право   на   счастье   ­   основная,   ведущая   тема   всего творчества   Ч.   Столкновение   сильного   и   страстного   стремления   к   полноте жизни   и   чувства   с   жестокой   враждебной   действительностью   служит источником острого напряжённого конфликта, часто получающего в произв. Ч. трагич. исход. Проницательный художник­психолог, Ч. раскрывал внутр. мир человека в различных его проявлениях ­ от мягкой лирич. задушевности   Светлое   жизнеутверждающее   начало до   захватывающего   трагизма. воплощалось   им   в   картинах   нар.   торжества   и   веселья   или   в   идеальнопрекрасных   поэтических   образах,   выражающих   романтическую   мечту   о цельной и гармоничной жизни. Огромная сила воздействия музыки Ч. ­ прежде всего в её необычайном мелодич.   богатстве   и   выразительности.   Тесная   связь   с   интонац.   строем русской народной песни определила её доходчивость, способность легко и быстро   овладевать   массами.   При   этом   почерпнутые   из   жизни   бытующие интонации Ч. умел поднять на высоту большого эстетич. обобщения и придать им важнейшее смысловое значение. Более   половины   хоровых   сочинений   Чайковского   предназначено   для исполнения   а   капелла,   придем   именно   в   этом   жанре   созданы   его   лучшие хоровые миниатюры зрелого творческого периода, такие как "Ночевала тучка золотая", "Соловушко", "Не  кукушечка   во  сыром  бору", "Без  поры  да  без времени". Устойчивый интерес композитора к хору a`capella не случаен. В этом исполнительском составе Чайковский видел своеобразные возможности воплощения значительных тем и идей, характерных для всего его творчества. Анализируя некоторые, наиболее совершенные сочинения из светской музыки композитора для хора a`capella, постараемся выявить не только структурно­ формальные признаки и богатство художественных деталей, но и те общие, фундаментальные   черты   стиля,   которые   связывают   эти   произведения   с ведущими линиями в жанрово многообразном творчестве Чайковского. 2. Музыкально­теоретический анализ В некоторых хоровых  произведениях   Чайковский обращается  к теме "искусство  и  художник",  которая  волновала   и  привлекала  многих  русских композиторов­классиков от Глинки до Скрябина. О могучей силе искусства повествует   приветственный   хор,   посвященный   А.   Рубинштейну   (1889).   В тексте   этого   хора   великий   артист   сравнивается   с   перелетным   соловьем. Примечательно,   что   в   тот   же   год   Чайковский   написал   хор   "Соловушко".Первое издание относится к 1890 году (П. Юргенсон) (на собственные слова), где   образ   соловья   символизирует   образ   художника.   В   этом   хоре   тема "искусство   и   художник"   органически   сочетается   с   темой   природы. Поэтический  текст  содержит  глубокий  иносказательный  смысл:  суть  его  в том, что истинный художник отдает свое искусство народу и народ платит художнику своей любовью. Образ "Соловушки" – типично народный образ, любовно   воспетый   в   русских   песнях,   былинах.   Во   многих   произведениях русских композиторов, писателей и художников XIX века можно встретить развитие этой народной поэтической символики. Чайковский написал для бенефиса хора Мариинского театра один из лучших своих хоров "Соловушко" на собственные слова. Хор «Соловушко» (1889) – глубоко национальное произведение как по своей идее (любовь к Родине),   так   и   по   выразительным   средствам,   берущим   начало   в   народно­ песенном   творчестве.   Композитор,   являющимся   и   автором   слов   хора, передает чувство грусти, переживаемое при расставании с родиной. Произведение   «Соловушко»   написано   для   четырехголосного смешанного хора a`capella. Посвящено хору Императорской оперы в Санкт­ Петербурге. Форма: трехчастная с зеркальной репризой Фактура: гармоническая, с элементами имитационной полифонии Тональность:   h   moll   /   D   dur,   присутствуют   отклонения   и   в   другие тональности Мелодия – певучая Нюансировка очень гибкая ­ р до mf и снова к р. Встречается как ff, так и ppp. хор композитор чайковский запевРазмер: переменный. Изначально произведение написано в размере2/4. однако в запеве тенора, а затем и во второй теме 3 части на несколько тактов встречается размер ¾. Запев тенора 3. 4. Вокально­хоровой анализМузыка   и   слово   в   "Соловушке"   Чайковского   едины:   каждое   слово поется,   каждая   музыкальная   фраза   обогащает   поэтическую   мысль. Произведение   в   целом   волнует   своей   простотой   и   искренностью,   вызывая чувство   тоски   по   родной   стороне   и   светлое,   радостное   настроение   от предстоящего возвращения. В хоре с особенной отчетливостью проявились близкие   и   родные   Чайковскому   черты   русской   народной   песенности, пронизывающие в той или иной степени все хоровое творчество композитора. Очень   показателен   в   этом   отношении   запев   тенора   соло,   в   котором объединяются два интонационных элемента, типичных для русской народной (крестьянской)   песни.   Первый   элемент   ­   трихордная   попевка   h­d­е   с характерными   для   нее   ходами   на   терцию   и   секунду;   второй   ­   квартово­ квинтовые   интонации   fis­е­h   с   заполнением   хода   от   е   к   h   (часто встречающееся в русском народном мелосе движение от V ступени к I через IV). Хор написан для четырехголосного смешанного хора. Дыхание берется только после фраз, на паузах. Тесситура,   средняя,   удобная,   у   сопрано   встречается   «ля»   второй октавы. «Ля» второй октавы у сопрано. Хор начинается с запева, состоящего из двух фраз­предложений в стиле русской   народной   крестьянской   песни.   Этот   стиль   с   его   глубокой вокальностью,   задушевностью,   взволнованностью   композитор   сохраняет   вовсем хоре. Полнозвучно и свободно льется широкий запев тенора. Отметим   также   распев   на   слове   "соловушко",   опять­таки воспроизводящий   одну   из   ярких   особенностей   русского   музыкального фольклора.   Нельзя   пройти   мимо   ладогармонических   особенностей   этого запева. В конце первой фразы ­ остановка на седьмой ступени натурального си минора,   которая   таким   образом   приобретает   относительно   устойчивый характер.   Если   учесть,   что   в   средней   части   хора   широко   представлен   ре мажор, и что в этой тональности хор заканчивается, то ладовая переменность в   музыке   этого   произведения   будет   совершенно   ясна.   Все   эти ладогармонические   детали   музыкального   языка   по   своему   происхождению глубоко народны. То же можно сказать и о метроритмических особенностях запева,   в   частности,   о   переменном   метре   (чередование   двудольных   и трехдольных   тактов).   Каждая   из   двух   фраз   запева   кончается   длительной остановкой. Такие ферматы встречаются и далее, они придают хору черты эпической   былинной   повествовательности,   приближают   его   к   характеру народного сказа.В   хоре   "Соловушко"   можно   отметить   не   только   упомянутую   тему "искусство и художник", но целый комплекс тем, свойственных творчеству Чайковского ­ здесь и тема природы, и национально­народное начало, и общая лирическая   тональность   эмоции.   Вершинное   положение   в   развитии   этого многопланового комплекса в хоровом жанре занимают хоры Чайковского на тексты песен Н. Цыганова "Не кукушечка во сыром бору" (см. в Приложении), "Без поры да без времени". В этих произведениях ярко выражена русская напевность, широко использованы народно­песенные мелодические обороты, а также   ладовые   и   метроритмические   приемы,   свойственные   русскому песенному   фольклору.   Несомненно,   что   в   этих   хорах,   как   и   во   всем творчестве   Чайковского,   сказалась   его   безграничная   любовь   к   русскому народу, к русской песне, которую композитор именовал "святыней". Лирический   характер   запева,   задушевность   и   теплота   тембра передаются хору. Две одинаковые по музыкальному материалу фразы хора построены   на   мажорной  D  в  h­moll.   Легкое,   прозрачное   и   вместе   с   тем активное   (piu   mosso)   звучание   хора   с   небольшим   усилением   к   середине каждой   фразы   закрепляет   мажорный   характер   этого   построения.  Наконец, укажем на то, что пение солиста­запевалы и подхватывающего песню хора ­ прием,  несомненно,  опирающийся   на  народную   творческо­исполнительскую традицию. Вторая часть хора – передает прощальный привет людям («И спасибо вам…»). Эта часть начинается с одного звука унисоном сопрано и альтов.Через 2 такта к ним присоединятся тенора и басы, имитируя начальный запев.  Эта   часть   написана   в   параллельной   тональности   –   D   dur.   Мелодия проводится в сопрановом голосе, очень плавная, восходящее движение от III к I ступени, в то время как альты движутся в противоположном движении.  Дальнейшее развитие приводит к кульминации хора. В хоре создается широта   и   мощь   звучания,   при   помощи   divizi   во   всех   голосах,   динамики, широкого диапазона, высокого регистра у сопрано, а также из­за широких скачков   в   мелодии   на   кварту,   квинту   и   даже   сексту.   Поэтический   текстсимволизирует благодарность за ту любовь, которую дарили люди в обмен на искусство и великий труд художника.  В этом музыкальном проведении усиливается значение партии басов. Тема,   проводимая   в   нижнем   голосе,   построена   на   противосложении музыкального материала остальным голосам. Такой вариант письма вносит в драматургию   конфликтную   ситуацию:   противопоставление   образа   народа образу соловушки.  Следующая часть ­ это зеркальная реприза. Она имеет расширение за счет введения нового музыкального материала («не люблю зимы» и т.д). Большая творческая задача возложена на роль пауз, не только в этом предложении, но и в целом в произведении. Образные сферы переходящие одна в другую осмысливаются в музыкальных паузах. Композитор использует все   виды   пауз:   снимаемые,   не   снимаемые,   ритмизованные.   Внутреннее вдумчивое   отношение   к   данному   средству   музыкальной   выразительности оттеняет   как   текст,   так   и   музыкальный   материал   и   расцвечивает   новыми гранями музыкальное произведение.Со   слов   «А   уж   как   весна»   в   мелодии   появляется   тема   запева, получающая в исполнении хора мощное звучание и являющаяся по значению как   бы   второй,   заключительной   кульминацией,   утверждающей   светлое   и радостное   чувство.   Возвращение   первоначального   темпа,   смена   размера. Композитор использует здесь высокие и средние регистры, удвоение голосов и нюанс fortissimo.При   помощи   низкого   регистра,   мягкого   замедления   и   сдержанной динамики   с   плавными   переходами   от   одного   нюанса   к   другому   звучит повторение   последних   слов,   как   отдаленное   эхо.   Не   смотря   на   смену регистра,   диапазон   остается   довольно   широким,   дабы   не   создать   пустоты звучания, а отнюдь сохранить состояние, в которое погрузился слушатель, красочными   полными   аккордами,   мажорной   тоникой   (D   dur)   и   мягкостью затихания в заключительных аккордах.    Хору с его взволнованностью свойственны смены темпов:  в запеве – Andante molto,во вступлении хора после запева – piu mosso,  в репризе – Andante molto (Tempo I),  в последней фразе – ritenuto. Большое   выразительное   и   смысловое   значение   имеют   ферматы   на заключительных звуках и паузах. Из фактурных приемов, характерных для хорового стиля Чайковского, отметим: применение имитаций, прием ведения голосов   из   одного   звука   с   постепенным   прибавлением   других   голосов, увеличение  длительности  звука,  данного на слабой доле  такта при  нюансе diminuendo.4. Вокально­хоровые и дирижерские трудности Произведение   исполняется  a­capella,   что   является   основной трудностью. Присутствие скачков требует особого внимания и правильного дыхания. Скачки у сопрано: Скачки у альтов: Скачки у теноров: Скачки у басов:Пение на одном звуке так же является хоровой трудностью. Пение на одном звуке в партии сопрано: Пение на одном звуке в партии альтов: Пение на одном звуке в партии теноров: Пение на одном звуке в партии басов: Хроматизмы встречаются только в партии тенора:Поступенное движение, встречающееся чаще всего у теноров, требует особого внимания: В произведении встречаются октавы. Октавы в партии басов. В октаву звучат сопрано и тенора.   Встречается движение интервалами: Движение секстами в сопрано и альтах.В произведении встречается пунктирный ритм, триоли. Триоли в партии солиста – тенора. Пунктирный ритм у альтов. Пунктирный ритм во всех партиях. В произведении присутствуют распевы во всех партиях, кроме партии альтов. С   особой   осторожностью   требуется   отнестись   к  ppp  в   конце произведения.Дирижеру следует отнестись с особым вниманием к изменениям темпа, присутствующим в произведении.       Хор «Соловушко» требует большой внутренней выдержки каждого из певцов. Длительное пение на  p  у солиста сможет получиться только в том случае, если он будет правильно пользоваться дыханием. Необходимо четкое пропевание, произношение буквы «р» должно быть утрировано. Буквы «с» и «ш» следует произносить коротко, дабы избежать «свиста». Для дирижера особой трудностью (как и для хора) является то, что произведение   написано   а   –   капелла.   Перед   ним   стоит   сразу   несколько основных задач: Удержать в нужной тональности данное произведении;Не   «загнать»   и   не   «затянуть»   произведение,   так   как   агогические изменения   очень   существенно   могут   повлиять   на   интонационный   строй певческого коллектива; Ясный   и   четкий   показ   вступления,   снятия,   дыхания   –   основы дирижерской техники; И, конечно, донести до слушателя то, что хотел передать композитор, а именно – тоску по Родине и благодарность за радушный прием.  Размещено на Allbest.ru