Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева
Оценка 4.8

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
музыка +1
Взрослым
21.09.2018
Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева
Русская народная музыка возникла из творчества славянских племён, проживавших на территории Киевской Руси. Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("одному не спеть, артелью - легче"). Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, онашлифуется в процессе исполнения. Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу. «В сыром бору тропина» прекрасный пример такой песни. Многие виды дошедших до конца XX — начала XXI века песен имеют языческие корни и связаны с ритуальными действиями. Вплоть до XVII века церковью и государством издавались указы играмоты, направленные против народных («бесовских») игр и песен. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты). Обязательными составными частями народной песни являются напев иподголоски.
v_syrom_boru_tropina_antsev.doc
Министерство культуры Челябинской области ГОУ ВПО Магнитогорская государственная консерватория (академия)  им. М. И. Глинки Кафедра музыкального образования Заочное отделение «В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА М. АНЦЕВ» Выполнила студентка 1 курса  Ершова Анастасия Александровна Преподаватель: Федотова Светлана Викторовна Магнитогорск, 2018 1 I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Михаил   Васильевич   Анцев   (12   октября   1865   —   21   июля   1945)   — советский белорусский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер и педагог. В   1894   году   Анцев   окончил   Санкт­Петербургскую   консерваторию   имени Римского­Корсакова по классу композиции. С 1896 года преподавал хоровое пение   в   учебных   заведениях   Витебска   (в   1896—1906   годах   в   Витебской гимназии). В 1905—1912 годах редактировал газету «Витебские губернские ведомости» и приложение «Народный листок». В 1918 году был одним из организаторов Витебской народной консерватории, в которой читал лекции по истории музыки и руководил хором.  После   Октябрьской   революции   был   одним   из   первых   композиторов, обратившихся   к   революционной   теме.   Автор   хоров   и   песен   на   стихи белорусских поэтов — «На ниве» Я. Коласа, «Первое мая» М. Чарота, «Серп и молот» Я. Купалы и других. Среди   произведений   М.   В.   Анцева   обработки   белорусских   народных песен   «А   в   поле   Ива»,   «Кума   моя   кумушка»,   «Го­го­го,   Коза»,   «Лучина­ лучиночка»,  романсы,   кантата  «К   столетнему   юбилею   Пушкина»,   гимн  «В память   столетия   отечественной   войны   1812   года»,   хоры   «Реквием»   («Не плачьте над трупами павших бойцов»), «Пролетарская колыбельная». Анцев   —   автор   учебных   пособий,   методических   работ,   в   том   числе «Нотная терминология. Справочный словарь» (Витебск, 1904). М. В. Анцев был членом Витебской губернской учёной архивной комиссии. II. АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В сыром бору тропина, В сыром бору тропина, Тропина,тропина, Тропина, тропина. По той тропе галка шла, 2 По той тропе галка шла, Галка шла, галка шла, Галка шла, галка шла. За голицей соколик, За голицей соколик, Соколик, соколик, Соколик, соколик. Данный хор «В сыром бору тропина» написан в куплетно­вариационной форме (3 куплета). В этом хоре мы можем наблюдать постоянное развитие как   литературного,   так   и   музыкального   текста.   Первый   куплет   имеет литературный текст: «В сыром бору тропина, в сыром бору тропина, Тропина, тропина,   тропина,   тропина».   Начинается   с   запева   в   партии   сопрано   –   эта характерная черта для русских народных песен. Строение куплета – период квадратного строения – 4+4т.: Второй куплет имеет литературный текст: «По той тропе галка шла, по той тропе галка шла, галка шла, галка шла, галка шла, галка шла». Тут уже тема  проходит в партии альта на фоне держащего звука  в партии тенора, затем подхватывает тему партия бас. Строение – также период квадратного строения – 4+4т.:  Третий   куплет   имеет   литературный   текст:   «За   голицей   соколик,   за голицей   соколик,   соколик,   соколик,   соколик,   соколик».   Тема   проходит   в 3 партии первого тенора, затем тема переходит в партию сопрано. Строение – период квадратного строения – 4+4т.: Фактура ­ совокупность средств музыкального изложения, образующая технический   склад   музыкального   произведения,   его   музыкальную   ткань. Музыкальный склад в данном хоре смешанный: ­ имитационная полифония: ­  гомофонно­гармонический,  происходит  деление  на   четыре  голоса  с divisi: Метр в этом произведении двухдольный. Преобладают длительности восьмые и шестнадцатые.  Размер в данном хоре простой: 2/4 Ритм хоровых партий в целом основан на ровном движении. Сложных ритмических рисунков  в хоре нет. Идет ровное движение  шестнадцатых и восьмых: Но сложным моментом является – когда у каждой партии свой ритм: 4 Темп  музыки  определяется  выражаемым   ею жизненным   состоянием. Темп вытекает из содержания поэтических строк, из общего эмоционального состояния музыки. Указанный композитором темп «Умеренно». Композитор не выставил обозначение метронома: Агогических отклонений от темпа в данном хоре нет. Можно сделать вывод, что темп очень удобный для исполнения хору. Музыка в достаточной степени выражает внутреннее состояние композиции. С помощью этого темпа хорошо раскрывается основной образ. Ярким   средством   музыкальной   выразительности   являются тональности, которые придают особые краски звучанию партитуры. Основная тональность   данного   хора  g­moll.   Композитор   использует   минор,   чтобы передать основное содержание и характер данного хора.  Есть   небольшое   отклонение   от   основной   тональности   в   тональность субдоминанты c­moll: Заканчивается хор в основной тональности – на тоническом звуке: 5 Гармония   в   данном   хоре   имеет   богатое   строение.   Здесь   входят аккорды   не   только   терцового   строения,   но   и   более   сложные.   Каденции   в данном хоре половинные автентичные, заканчиваются на d: Понимая   это   и   глубоко   проникая   в   мир   стиха,  композитор   создаёт собственную   музыкально­образную   концепцию   хора.   Характеристика   Тема мелодики:   лирическая,   драматическая,   напевная,   спокойная. развивается волнообразно. Мелодия как важнейшее средство выразительности содержания имеет два признака: ­   внешние   признаки:   Мелодия   в   данном   хоре   имеет   плавный, восходящий и нисходящий характер: ­ внутренние: небольшие скачки в голосах. Так, например, скачок на чистую квинту в партии сопрано:  Например, скачок на чистую квинту в партии альта: Например, скачок на чистую кварту вверх в партии баса: Скачки   могут   стать   интонационно   сложным   и   трудным   местом   для исполнения, помешать голосам петь с тембровым единстве. Мелодия является важнейшим   средство   музыкальной   выразительности,   а   также   идейно­ смыслового содержания  хоровой музыки.  6 В данном хоре есть движение интервалами. Так, например, в партии тенора: Динамический   нюанс   хора   ­   это   не   искусственное   окрашивание звуковой ткани, а живое состояние музыки, проступающее из музыкальной формы, содержания, художественного образа произведения.  На основе этих двух   понятий   возникают   разновидности,   обозначающие   ту   или   иную   силу звучания. Динамика в данном хоре от p до f. В такую динамическую градацию слушатель попадает с первых тактов звучания произведения. III. ВОКАЛЬНО­ХОРОВОЙ АНАЛИЗ Это произведение не сложное для исполнения, в нём есть трудности, с которыми   можно   справиться,   имея   профессиональную,   музыкальную подготовку,   как   дирижёра,   так   и   исполнителей   и   тщательно   работая   в процессе репетиции. Данный хор написан для четырёхголосного смешанного хора с divisi. Например, тенора: Необходимый   состав   для   исполнения   данного   произведения,   может быть:   и   средний,   и   большой.   Музыкальный   материал   каждой   партии одинаково важен. Диапазон хоровых партий: Сопрано ­ от «g1» до «g2».  Альт ­ от «с1» до «c2». Тенор – от «g» до «g1». 7 Бас – от «G» до «c1». Общий диапазон хора от «G» до «g2».  Все голоса в хоре при исполнении произведения включают свой полный хоровой диапазон. Произведение написано в удобной для голосов тесситуре.  К   вокальным   трудностям   можно   отнести   скачки.   При   исполнении данного   сочинения   следует   обратить     внимание   на   исполнение   скачков   в голоса   –   это  достаточно   сложные   места   для   интонирования,   частые интонационные   подъемы   и   спуски.   Изначально   нужно   петь   с   высокой позицией, чтобы не менять её внутри фразы.  Мелодия   в   хоре   запоминающаяся,   но   при   разборе   могут   возникать небольшие   ансамбля. Тип произнесения поэтического текста в данном хоре распевный.   трудности.   В   произведении   преобладает   естественный   вид Ритмический   ансамбль   неотделим   от   дикционного   ансамбля,   точной артикуляции   гласных   и   согласных.   Хороший   ритмический   ансамбль достигается   при   одновременном   произношении   слов,   одновременное вступление и снятие звука. Нужна точность одновременного снятия голосов. Нужно   внимательно   следить   за   жестом   дирижера.   Сложный   момент   в ритмическом   ансамбле,   когда   композитор   использует   разный   ритмический рисунок. Следует пропеть каждую партию отдельно. Диктационный   ансамбль   в   этом   произведении   нуждается   в   единой манере произношения, единый штрих. Особое внимание нужно уделить внутри хоровой   партии.     Дикция   связана   с   особенностями   текста,   а   также   с характером произведения. Произношение слов во время пения должно быть осмысленным и основываться должно на глубоком проникновении в характер произведения.   Слова   нужно   произносить   свободно,   но   не   вяло.   Гласные 8 должны   звучать   выравненно   и   одинаково   вокально,   сохраняя   тембральное родство.   Необходимо   использовать   «приём   читки»   (перенос   согласных   к следующему слогу). Правило:     согласные,   стоящие   на   конце   слова   или   слога, присоединяются в пении к последующему слогу. Например: В СыроМ Бору  и т.д. Трудностью   для   хора   представится   утрированная   дикция   и   сам дикционный   ансамбль.   Сложные   сочетания   в   слова   должны   произноситься четко и понятно. Например: гаЛ_Ка и т.д Утрировано произносить букву Р. Например: сыром, бору  и т.д. Понятие динамических оттенков в хоре связывается с динамическим ансамблем. Громкость хорового звучания зависит от вокальных возможностей певцов.   Как   уже   было   сказано   выше   композитор   выставил   динамические обозначения от р до f. Также следует при работе с партитурами необходимо добиваться мягких переходов, следя за правильным вокальным извлечением звука исполнителей. Существенное место отводится вокальным штрихам. Штрих в данном хоре legato. Каждое слово должно произноситься отдельно и отчетливо.  IV.ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖИРОВАНИЯ Размер 2/4 будет дирижироваться по двухдольной: В данном хоре дирижер может показывать владение техникой на legato. В данном хоре не следует утяжелять  руки, чтобы хор не стал затянутым. 9 Также   умение   показывать   поочередное   вступление   хоровых   партий.   Так, например: Также   дирижер   приобретает   навык   показывать   основную   тему   и держать другой тему фон, основу: В   дирижировании   данного   произведения   наиболее   уместным представляется   среднее   положение   дирижерской   плоскости.   Оно   может изменяться как в сторону понижения, так и в сторону повышения все будет зависить от динамики. Перед дирижером встают трудности точности снятия, точности ауфтакта, точности метро­темпо­ритмики.  Применяется   вид   ауфтакта   комбинированный  –   используется   при остановке   звучания   в   конце   фразы,   предложения   или   периода   и одновременном показе ауфтакта к дальнейшему движению.  Это произведение для дирижера имеет ряд задач. 1. Агогика   произведения.  Умение   показывать   и   работать   в  одном темпе. 2. 3. до f. Простой размер – 2/4.   Сложность в динамике, она в данном хоре она разнообразно – от р 10 4. 5. Нужно точно показывать снятия и вступление хору Умение   передать   эмоциональное   состояние   и   характер произведения   ЛИТЕРАТУРА 1. Безбородова   Л.А.   Дирижирование   /Л.   А.   Безбородова.­   М.: просвещение, 2000.­160с. 2. Виноградов К.П. Работа над дикцией с хоровым коллективом / К. П. Виноградов // Работа с хором. Методика, опыт.­М.: Профизад, 1972.­ с.60­90 3. Заднепровская   Г.   В.   Анализ   музыкальных   произведений:   Учеб. пособие для студ. муз. пед. училищ и колледжей. ­­М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4. Краснощеков, В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков. – М., 1969. – С. 103 – 126, 201 – 249. Чесноков, П. Хор и управление им / П. Чесноков. – М., 1940. – С. 5. 49 – 77 11

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева

Аннотация произведения "В сыром бору тропина" обр. Анцева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2018