Тема: Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. «Говорящие» фамилии, 7 класс
Составила: Л.С. Староверова, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Тип урока: комбинированный
Методы и приемыв работы: прием «Шаг за шагом», игра «Провокация», взаимопроверка, синквейн, инсерт, словарная работа, проблемные вопросы, прием «Ромашка Блума», прием «Незаконченные предложения»
Оборудование:
Эпиграф урока:
В человеке всё должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
…Никто не понимал так ясно и тонко,
как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,
никто до него не умел так беспощадно правдиво
нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.
М. Горький
Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сегодня вы присутствуете на открытом уроке по литературе, посвященном великому русскому писателю А.П. Чехову и его замечательному рассказу «Хамелеон». И тема нашего открытого урока звучит так: « Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. «Говорящие» фамилии» в рассказе»
Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.
II. Целепологание
Давайте вместе с вами определим, какие же задачи стоят сегодня перед нами?
(Учащиеся самостоятельно определяют задачи урока)
Ориентировочные ответы:
Задачи урока:
· повторить биографию А.П.Чехова;
· повторить основные признаки литературного жанра «рассказ»;
· проанализировать рассказ «Хамелеон»;
· дать характеристику главным персонажам рассказа;
· найти скрытые в подтексте намёки автора;
· провести словарную работу;
· определить тему и идею рассказа;
· найти примеры «говорящих» фамилий в рассказе.
Учитель: Это ваши задачи на урок!
III. Этап подготовки к активному усвоению нового материала.
1. Поэтическая минутка (читает наизусть подготовленный ученик):
Татьяна Щепкина- Куперник «Памяти Чехова»
Он с нами навсегда: и в каждом сером дне,
И в русских сумерках, и в летней дреме сада,
И в нежной девушке с задумчивостью взгляда,
И в скорбной женщине с надломленной душой;
В молитвенной тоске, и чистой и большой;
В осеннем вечере и музыке Шопена;
Он с нами навсегда: душа его родная,
Все наши тягости, сомненья, муки зная,
Нам дарит грустный, тихий свет,
Как яркая звезда над мутными волнами…
И верю: с Чеховым для нас разлуки нет,
Пока душа жива — я знаю — Чехов с нами!
2.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа. Почему я сказала «вновь»? Потому что вы уже знакомы и с биографией писателя, и с некоторыми его рассказами
- Хорошо ли вы помните жизнь и творчество писателя? В этом нам поможет игра «Шаг за шагом». ( Двое учащихся становятся в конец класса и, называя один факт из жизни или творчества писателя, делают шаг вперед. Если учащийся не может вспомнить событие, то пропускает ход. Побеждает тот, кто быстрее дойдет к доске, где висит портрет писателя)
3. Литературная игра «Провокация» по биографии и творчеству А.П.Чехова. ( На экране появляются вопросы, на которые учащиеся должны отвечать «Да» или «Нет»)
1. А.П.Чехов родом из дворянской семьи. ( НЕТ)
2.Чехов – это псевдоним писателя. ( НЕТ)
3. Он родился в многодетной семье. ( ДА)
4. А.П.Чехов известен как мастер коротких юмористических рассказов. (ДА)
5. Его называли «солнцем русской поэзии». (НЕТ)
6. А.П.Чехов имел боле 50 псевдонимов. (ДА)
7. Его женой была Елизавета Болтина. (НЕТ)
8. Писатель имел вспыльчивый характер и имел много врагов. (НЕТ)
9.Чехов похоронен в Германии, где он умер в 1904 г. (НЕТ)
10.Пьесы А.П.Чехова до сих пор ставятся на подмостках театров в разных странах. (ДА)
11.А.П.Чехов был ростом около 185 см. , его называли русским богатырем. (ДА)
12. Слава к писателю пришла только после смерти .(НЕТ)
Взаимопроверка учащихся. ( Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг друга. Правильные ответы показаны на слайде)
IV. Этап усвоения новых знаний с опорой на известный ранее материал
1. Подход к теме, цели урока.
А.П. Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». ( Пьеса «Дядя Ваня»)
Эти слова стали смыслом жизни и творчества писателя, ведь он всегда помогал людям и как врач, и как человек. В Мелехове, где у него был дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады.
В русскую литературу ,как вы знаете, Чехов вошел прежде всего как автор коротких юмористических рассказов.
Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым-юмористом, обратимся к рассказу «Хамелеон», который вы прочитали дома, а сейчас поделитесь впечатлениями:
Прием «Инсерт» ( учащиеся дома, читая рассказ, делали карандашом пометки на полях)
- Понравился рассказ или нет? (смешной, забавный…)
- Что вас удивило или рассмешило?
- А какие понятия или слова были непонятными?
- Какие вопросы возникли при чтении? (Над чем смеётся Чехов? Почему так назвал свой рассказ? Какова тема и идея рассказа? Чему учит нас писатель?)
- Соответствует ли заглавие рассказа его содержанию? Описывается ли там хамелеон?
Вот главные проблемные вопросы, на которые мы с вами должны ответить в ходе урока.
- Обратите внимание на название рассказа А.П.Чехова. В тексте автор ни разу не употребляет слово «хамелеон» и не упоминает это животное.
Какие вопросы возникают при прочтении заголовка произведения? ( Почему так назван рассказ, если рассказ о людях, кого из героев мы можем назвать хамелеоном? Почему?
2. Словарная работа
Хамелеон - Хамелеон – 1. Пресмыкающееся отряда теплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску пи цветовых изменениях в окружающей среде.
- 2.( перенос.) человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды. (Словарь С. И. Ожегова)
( ИКТ-картинка с изображением хамелеона. Видео про хамелеона)
Золотых, дел мастер, золотарь – 1. Мастер, работавший с золотом, золотильщик. 2. Ироническое название лиц, занимавшихся очисткой выгребных ям, уборных, ассенизаторов.
Городничий - в царской России: нижний чин городской полиции
Шинель - Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Дело происходит, видимо, в июле, когда обычно поспевает крыжовник, и, наверное, шинель герою дорога, коль он надел ее в такое время. К тому же шинель — «новая», Очумелов, очевидно, только недавно произведен из городовых в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах самого владельца еще более возрастает.
Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
Конфисковать - отнять, отобрать.
3. Теоретическая разминка.
Учитель: Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.(Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа:
1) прозаическая форма;
2) небольшой объём;
3) небольшое количество героев;
4) описание одного события, эпизода.
4. Анализ рассказа
А теперь давайте обратимся непосредственно к тексту. Откройте учебники на стр. 328.
1)Фронтальный опрос:
А) Где происходит действие? (на базарной площади)
Б) Кто герои рассказа? (полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, белый борзой щенок, толпа)
В) В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других рассказов Чехова, лежит анекдот, короткая занимательная история. Расскажите, какая именно?
(Сюжет рассказа такой: мастера золотых дел Хрюкина укусила за палец собака. Полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кто хозяин собаки – от этого зависит его решение. В конце рассказа все узнают, что это собака «генералова брата»).
Вопрос: давайте определим композицию этого небольшого рассказа (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.
Называем элементы композиции.
Элементы композиции:
1) Экспозиция: знакомство с Очумеловым и городовым,
2) Завязка: Хрюкин показывает всем свой укушенный палец,
3) Развитие сюжета: рассуждение о собаке, генеральская она или не генеральская,
4) Кульминация: выясняется, что собака брата генерала.
5) Развязка: Очумелов грозит Хрюкину и идет дальше.
На первый взгляд, всё понятно и просто: вроде бы обыденный сюжет, ничем не примечательный. НО! Не так всё просто у Чехова!
Давайте попробуем найти скрытые в подтексте намёки автора и разобраться, в чём смысл рассказа. Сначала давайте вспомним год написания рассказа.
2) Историческая справка.
Год издания 1884. Почему издает этот рассказ именно в это время? Историческая справка: 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра II. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Вступает на престол АлександрIII. Для своей безопасности он усиливает охрану. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! Помните в рассказе: «Нынче не велено кусаться», «Не рассуждать!) (Очумеловское) говорит об отстутствии свободы, уважения к человеческому достоинству. Чехов чувствовал это особенно остро и болезненно.
5. Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся. Работа в парах.
Сейчас мы с вами поработаем в парах.
Учащиеся получают рабочие листы с заданием : найти в тексте ключевые слова и заполнить таблицу в схеме – опоре. А перед этим просматривают ролик из фильма «Хамелеон».
1)Ситуации в таблице прописаны учителем, учащиеся в парах заполняют таблицу, находя ключевые слова,
1)Каковы решения в зависимости от ситуации? (найдите ключевые слова) Проверка.
2)Как меняется состояние в зависимости от ситуации? Проверка.
Каковы решения Очумелова по отношению к собаке ( в зависимости от ситуации) |
Ситуации |
Как меняется состояние Очумелова в зависимости от ситуации |
Каково отношение к Хрюкину в зависимости от ситуации |
«А собаку истребить надо». |
Собака укусила Хрюкина |
Говорит строго |
«оштрафовать мерзавца!» |
«она маленькая!» |
Собака генерала Жигалова |
«ужас, как жарко!» |
«…как она могла тебя укусить?». «не рассуждать!» |
« Надо проучить!» |
«Собака не генеральская» |
Эмоции (возмущение) |
«не дыши!»
|
«Дорогая, …нежная тварь…»«Ты отведешь ее к генералу…». |
«Вестимо, генеральская» |
Знобит |
«свинья, болван!» |
«Истребить, вот и все». |
«Собака бродячая»
|
Эмоции (уверенность в решении) |
«нечего долго разговаривать!» |
«Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…». «шельма,…цуцык этакий…» |
«Собака генералова брата» |
Улыбается с умилением |
«доберусь до тебя!" |
Учитель: Сколько раз Очумелов меняет свое решение? ( Шесть раз!!! )
Но почему он меняет мнение? состояние?
Сам Очумелов тоже представитель власти. Кого ему боятся?
-Чем определяются поступки Очумелова? Чем вызван его страх?
- Отражает ли название рассказа суть личности Очумелова и объясняет ли его поведение? ( Хамелеоны меняют свою окраску, приспосабливаясь к окружающей среде в целях защиты собственной жизни, т.е. их вынуждают к этому условия обитания. Очумелов же, которому ничего не грозит, боится самого имени генерала и поэтому постоянно изменяет своё поведение. Свои действия он стремится обосновать тем, что он представляет собой власть, которая должна быть справедливой. Поведение Очумелова вдвойне безнравственно, а его стремление “сохранить лицо”, которого у него нет, делает его просто жалким ).
6) Проблемный вопрос.
Хамелеонство - это личная черта характера Очумелова или такие люди встречаются и сегодня?
Ориентировочный ответ:
Хамелеонство Очумелова — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».
Хамелеонство – обычное явление в нашей жизни, потому что до сих пор есть люди, которые готовы стоять на коленях, заискивать, угождать тем, кто выше их по положению, социальному статусу. Такие люди смотрят на обстоятельства с точки зрения "Где мне лучше?", "Где я получу прибыль?", "Где мне дадут должность повыше?", и в зависимости от этого меняют свою позицию в политике, политических событиях, предают своих друзей, и поддерживают врагов. Они льстят, лицемерят, нагло врут.
7) Прием «Продолжи предложение»
Задание : продолжите предложение «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:…лицемерие, пресмыкание (хамелеон-пресмыкающееся животное) перед вышестоящими, трусость, заискивание, лесть…) 1 мин. Ответы по цепочке.
- Какой приём использовал автор в заглавии? (аллегорию)
Учитель : Кого еще из рассказа Чехова можно назвать хамелеоном?
Кого из героев рассказа еще можно назвать хамелеоном? (Толпу)
Задание : найдите ключевые слова, аргументирующие ответ, сделайте вывод.
Примеры из текста:1) сначала равнодушие (высовываются сонные физиономии (не личности),разные мнения (сомнения: это уже ложь , а не искренность –по Чехову):кажись, кто-то из толпы: высказывание непонятно от кого-сплетня), отзыв толпы о Хрюкине: Он ей цигаркой в харю: они видели?(сонные вылезли),вестимо, генеральская: утверждают себя , льстя пред властью..
А толпа-это общество, которое нас окружает. Автор показывает страшное общественное явление - «хамелеонство».
Вывод : все участники сцены на базарной площади оказываются похожими на Очумелова.
8) Прием «Синквейн».
Задание: составить синквейн к понятию «Хамелеон» .
Пример:
Хамелеон
Лицемерный, беспринципный
Приспосабливается, пресмыкается, меняет мнение
Хамелеонство – общественное явление
Приспособленец
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление изученного материала
Учитель: дома вашим заданием было выписать говорящие фамилии и постараться объяснить их значение, символику.
Ответы учащихся:
Говорящие фамилии (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)
Очумелов – чумной, одуревший, очуметь, одуреть, потерять соображение, обезуметь, поглупеть, потерять голову. Неплохая фамилия для блюстителя порядка!
Хрюкин – свинья, хам, невежа.
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий, Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.
Следовательно, Чехов использует прием «говорящих фамилий», характеризуя ими своих героев.
Учитель:
- Попытайтесь определить основную мысль рассказа. Как относится Чехов к своим героям?
После прочтения произведения становится понятен смысл названия. Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились в образе надзирателя Очумелова.
Идея рассказа – осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.
Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно – вот чему учит писатель.
VII. Закрепление и обобщение изученного материала
Прием «Ромашка Блума»
Ориентировочные вопросы:
1. Назови место, разворачивается событие, описанное в рассказе?
- Назови героев рассказа
- Назови жанр произведения « Хамелеон»
2. Почему
- Почему Чехов оставляет финал открытым?
- Правильно ли я понял, что главный герой произведения Очумелов?
3. Объясни
-Кого в рассказе из героев можно назвать хамелеоном?
- С какой целью Очумелов носит летом шинель?
4. Предложи
- Какой вывод можно сделать из данного рассказа?
- Как бы вы поступили на месте главного героя, если бы попали в подобную ситуацию?
5. Придумай
- Что произошло бы, если собака, в конечном итоге, оказалась не брата генерала?
- Что было бы, если собака укусила самого Очумелова?
6. Поделись
- Как вы относитесь к Очумелову?
- Кого вам в рассказе жаль?
VIII. Подведение итогов урока
Слово учителя
Прошло уже 130 лет со дня написания рассказа «Хамелеон», но по - прежнему он доставляют читателям радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. А чему вас научил прочитанный рассказ, о чём заставил задуматься?( Чехов предупреждает: будьте внимательны, нет ли среди вас хамелеонов, справедливы ли вы в жизни, от чего зависит ваше собственное решение? Писатель заставляет задуматься о том, почему человек унижает сам себя, нищает духовно, а ведь в каждом из нас, как говорил сам Антон Павлович, «всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Чехов указывает нам на то, как унизительно в человеке рабство, как важно сохранить в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность. Ведь каждого из нас есть за что уважать ).
А вот какой совет даёт читателям сам писатель:
Не будь подхалимом, угодником, льстецом, уважай в себе личность!
Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него те пороки, которые
есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами.
Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют
Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались,
остальные понятия оставим себе:
Лесть, подхалимство, грубость, лицемерие, угодничество, трусость,
высокомерие, хамелеонство, коррупция, рабская психология
А эти понятия пусть останутся у вас:
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие.
IX. Рефлексия «Незаконченные предложения»
- Я запомнил…
- Я задумался…
- Я научился …
- Мне было сложно…
- Я наконец-то запомнил…
- Я узнал, что…
- Сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
- Я понял, что …
Оценивание.
X. Домашнее задание:
1) Написать творческую работу на тему: «А если бы…» (придумать другой финал рассказа «Хамелеон»);
2) подготовиться к литературному диктанту по рассказу « Хамелеон»;
3) прочитать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»;
4) нарисовать иллюстрации к рассказу или составить игру « Провокация» к рассказу (по желанию)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.