Антон Павлович Чехов. Рассказ «Мальчики».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока литературы для 5- го класса по рассказу А.П.Чехова "Мальчики"(школы с русским языком обучения) с применением инновационных технологий.
Иконка файла материала Чехов. Мальчики.docx

Тема   урока:  Антон   Павлович  Чехов.  Рассказ  «Мальчики».

Цели    урока: прочитать   и  проанализировать  рассказ А.П.Чехова «Мальчики»;  учить   размышлять  о прочитанном,  прогнозировать  содержание   текста;  развивать  связную речь,  совершенствовать  навыки   выразительного   чтения, умение   отвечать  на вопросы; обогащать  словарный     запас учащихся;  воспитывать   внимательность  и   целеустремлённость.

Тип   урока :   изучение  нового   материала.

Оборудование:  портрет  А.П.Чехова,   текст   рассказа «Мальчики»,  компьютер, проектор, экран, иллюстрации к рассказу, словарь  в  слайдовой  презентации,   карта   из   географического   атласа.

Ход   урока.

I.            Организационный   момент.  Настрой   класса  на  продуктивную   работу.

II.            Проверка    домашнего    задания.

- На  прошлом  уроке   мы  с  вами  изучали  биографию  Антона  Павловича  Чехова. Дома  каждый   из  вас   составил    денотатный   граф о   жизни   и  творчестве   писателя  по  статье   учебника.

( Несколько   учащихся  читают   вслух  свои    записи,  остальные  ребята   дополняют  то,  о  чём   не   было  сказано.)

А.П.Чехов

 
Примерный  денотатный    граф  учащегося.

 

писал

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(Работы   сдаются   на  проверку.)

III.            Введение  нового   материала.

1)    Словарная    работа.

- В  рассказе  «Мальчики»,  который   мы  сегодня  будем  изучать,  встретятся   новые  или  малознакомые  слова. Попробуйте  объяснить   значение  этих  слов: полоскательная  чашка,  розвальни,  кучер,  бизон,   башлык,  джин,  пампасы,  флигель, Калифорния, мустанги,  сюртук,   самоеды, урядник.

( Учитель  выслушивает  ответы   учащихся,  а   затем  корректирует  их  с  помощью  слайдовой   презентации).

·        Полоскательная  чашка -  блестящая  металлическая   миска   для   мытья   посуды;

·        розвальни – низкие   и   широкие   сани   с  расходящимся   по  бокам   облучком;

·        кучер – слуга,    работник, который правит  лошадьми  в  экипаже;

·        бизон – крупное   полорогое  животное с  мягкой   шерстью, дикий   североамериканский    бык;

·        башлык -  суконный   тёплый  головной убор, остроугольный   колпак  с  длинными  концами,  надеваемый  поверх шапки;

·        джин – английская   водка;

·        пампасы -  южноамериканские   степи;

·        флигель -  пристройка   сбоку    главного   здания   или   небольшой    дом   во   дворе,   рядом   со    зданием;

·        Калифорния – полуостров на     западе  Северной  Америки,  в Мексике;

·        мустанги -  одичавшие    домашние   лошади североамериканских  прерий;

·        сюртук -  длинный   двубортный пиджак,   обычно   в   талию;

·        самоеды -  северные   народы;

·        урядник -  низший   чин   уездной   полиции:

-Зная  название   и  некоторые  слова   из  произведения,  с  которым предстоит  познакомиться,  попытайтесь  предположить,    о  чём   пойдет  речь?

тайны

секреты

загадки

 

дружба

друзья

 

характер

смелость

баловство

 
2. Мотивация   на    дальнейшую   работу   с  текстом.   Приём  «Ассоциативный    куст»   ( Учащиеся   называют  ассоциации,  связанные   со  словом  «мальчики»)

 

 

 

 

 


IV.            Изучение   нового   материала.

Метод «Чтение   с  остановками»  (Чтение  рассказа   небольшими   отрывками с   обсуждением   содержания    каждого и  прогнозом   развития   сюжета).   Обязателен   вопрос-прогноз:  «Что   будет    дальше   и   почему?»

v Чтение    текста  от   слов  «-  Володя   приехал!...»   до   слов 

Стоп!

 

 
«- Володечка,  а  это    же   кто?  -  спросила   шёпотом   мать».

                                 Работа    парами.

Ø  Найдите  повторы   некоторых   слов   и  фраз     в   этом   отрывке. Что   подсказывают   читателю   такие   повторы?

(Возможные   ответы    учащихся:

ü теперь    будет   всё   в  порядке,   вся    семья   в  сборе;

ü приезд   единственного   сына   всегда  радость    в  доме;

ü это привычное   событие   в   жизни   семьи  Королёвых;

ü приближается   долгожданный   праздник).

Что будет дальше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø

Стоп!

 

 
Чтение   текста    до   слов:  «После   чаю  все  пошли   в   детскую»

 

Ø Почему   отец  Володи   называет  приятеля    сына   Чечевицына   то  Черепицыным,   то  Чибисовым?

Ø Какие  перемены   в Володе    заметили  девочки?

Ø На какие   размышления   наводит   фраза   Володи «А в Калифорнии  вместо   чая   пьют    джин»?

Ø Какие   события   могут  произойти     дальше?

 

Стоп!

 

 
Чтение    текста  до    слов  « Совершенно   непонятные   слова  Чечевицына,  и  то,   что  он   постоянно   шептался  с Володей…»

Ø Какой    шумной   и   увлекательной   работой   была  занята   семья?

Ø Почему  Володя  и  Чечевицын   отстранились и  рассматривали    географический   атлас?

Ø Вспомните   предполагаемый   маршрут   мальчиков. Рассмотрим    его  в   нашем   географическом   атласе.

 

 ( Карта   спроецирована  на   экран)

Ø Что   вы   можете   сказать   о   реальности   маршрута?

Пермь  - Тюмень  - Томск – Камчатка – Берингов   пролив  -  Америка

Ø Как    характеризуют  Чечевицына   его  слова:

«Лишь  бы  в Америку  попасть,  а  Калифорния  не   за  горами.  Добывать   же   себе пропитание    можно   охотой   и   грабежом»?

Ø Как   называл  себя  Чечевицын   в  разговоре   с   Катей?

 

v

Стоп!

 
Чтение    до   слов  «Рано  утром    в  сочельник  Катя  и Соня    тихо  поднялись   с  постелей  и  пошли  посмотреть,  как  мальчики   будут  бежать  в  Америку».

Ø Что   Катя   и  Соня   считали    загадочным  и  странным?

Ø О  чём   они   узнали,   подслушав   разговор   мальчиков?

Ø Что   приготовили    для   побега  «Монтигомо  Ястребиный  Коготь» и  его «бледнолицый   брат»?

Ø Почему,  идя  спать,  Володя  расплакался и  долго   обнимал   отца,  мать   и  сестёр?

Ø Как    вы  думаете,   что   будет   дальше?

 

v Чтение   в  лицах  диалога  Володи  и  Чечевицына  от   слов  «Так   ты  не  поедешь?»   до   слов  «Так  одевайся!»

v Чтение     рассказа    до  конца.

СТОП!

 
 

 


Ø Как   вы    оцениваете   решимость   мальчиков? Что  пришлось  предпринять  Чечевицыну, чтобы   уговорить  Володю  отправиться  в   путь?

Ø Попробуйте   сравнить   характеры   друзей.  Подходит  ли   в  разговоре   об   этих  мальчиках   слово «смелый»  (Может,  было   бы  точнее говорить  о  том, кого  из  них   можно   считать    безрассудным?)

Ø Появление  Володи  в  первый  раз  вызвало  страшный     шум  и  радость:  «Гав! Гав! -  ревел    басом  Милорд,  огромный   черный   пес,  стуча    хвостом  по  стенам  и  по  мебели. Всё  смешалось  в  один   радостный   звук,  продолжавшийся   минуты    две».  При    появлении    пойманных    беглецов   опять звучит   голос  Натальи. «И Милорд залаял  басом : «Гав! Гав!» .

 Чем   можно  объяснить,  что  финальная   сцена  была  лишена   радости  первой   встречи?

Ø Почему  Володя    был  очень  подавлен тем,  что произошло,  а   его   друг горд    теми    же самыми    событиями?

Ø Кто  из    мальчиков   вызывает   у   вас  большее   сочувствие?

Ø Предположите,   что   может  произойти   в  семье  Королёвых после  отъезда  Чечевицына?

 

 

 

V.            Обобщение.  Рефлексия. 

Метод  «Микрофон»  ( Каждый   ученик  высказывает  в   краткой   форме  своё  впечатление,  мнение   об   уроке   в  микрофон  (  или  в  предмет,  имитирующий   его),  опираясь  на     вопросы:

ü Что     запомнилось?

ü Что  понравилось?

ü Что    было  самым   интересным?

ü О   чём бы   ты  рассказал  своим  родителям  или   друзьям?

ü Возможна   ли   такая   ситуация   в  наше   время?

 

 Подведение   итогов  урока. Оценивание    работы   учащихся.

VI.            Домашнее   задание: письменно  ответить   на  вопросы:

1)    Чему нас  учит рассказ  А.П.Чехова  «Мальчики»?

 ( Ставить  пред собой   цели   реальные  и  выполнимые.

Беречь    родителей  и   близких   людей.

Не   подвергать  свою   жизнь  опасности.

Уметь   отвечать    за    свои  поступки.

Не   поддаваться    чужому    влиянию).

2)    Какие   качества  вы  хотели  бы   воспитать  в  себе?  

От  каких    хотели  бы  избавиться?

( положительные  и  отрицательные   качества)