Антон Павлович Чехов. Рассказ «Мальчики».
Оценка 4.7

Антон Павлович Чехов. Рассказ «Мальчики».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
28.10.2020
Антон   Павлович  Чехов.  Рассказ  «Мальчики».
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока литературы для 5- го класса по рассказу А.П.Чехова "Мальчики"(школы с русским языком обучения) с применением инновационных технологий.
Чехов. Мальчики.docx

Тема   урока:  Антон   Павлович  Чехов.  Рассказ  «Мальчики».

Цели    урока: прочитать   и  проанализировать  рассказ А.П.Чехова «Мальчики»;  учить   размышлять  о прочитанном,  прогнозировать  содержание   текста;  развивать  связную речь,  совершенствовать  навыки   выразительного   чтения, умение   отвечать  на вопросы; обогащать  словарный     запас учащихся;  воспитывать   внимательность  и   целеустремлённость.

Тип   урока :   изучение  нового   материала.

Оборудование:  портрет  А.П.Чехова,   текст   рассказа «Мальчики»,  компьютер, проектор, экран, иллюстрации к рассказу, словарь  в  слайдовой  презентации,   карта   из   географического   атласа.

Ход   урока.

I.            Организационный   момент.  Настрой   класса  на  продуктивную   работу.

II.            Проверка    домашнего    задания.

- На  прошлом  уроке   мы  с  вами  изучали  биографию  Антона  Павловича  Чехова. Дома  каждый   из  вас   составил    денотатный   граф о   жизни   и  творчестве   писателя  по  статье   учебника.

( Несколько   учащихся  читают   вслух  свои    записи,  остальные  ребята   дополняют  то,  о  чём   не   было  сказано.)

А.П.Чехов

 
Примерный  денотатный    граф  учащегося.

 

писал

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(Работы   сдаются   на  проверку.)

III.            Введение  нового   материала.

1)    Словарная    работа.

- В  рассказе  «Мальчики»,  который   мы  сегодня  будем  изучать,  встретятся   новые  или  малознакомые  слова. Попробуйте  объяснить   значение  этих  слов: полоскательная  чашка,  розвальни,  кучер,  бизон,   башлык,  джин,  пампасы,  флигель, Калифорния, мустанги,  сюртук,   самоеды, урядник.

( Учитель  выслушивает  ответы   учащихся,  а   затем  корректирует  их  с  помощью  слайдовой   презентации).

·        Полоскательная  чашка -  блестящая  металлическая   миска   для   мытья   посуды;

·        розвальни – низкие   и   широкие   сани   с  расходящимся   по  бокам   облучком;

·        кучер – слуга,    работник, который правит  лошадьми  в  экипаже;

·        бизон – крупное   полорогое  животное с  мягкой   шерстью, дикий   североамериканский    бык;

·        башлык -  суконный   тёплый  головной убор, остроугольный   колпак  с  длинными  концами,  надеваемый  поверх шапки;

·        джин – английская   водка;

·        пампасы -  южноамериканские   степи;

·        флигель -  пристройка   сбоку    главного   здания   или   небольшой    дом   во   дворе,   рядом   со    зданием;

·        Калифорния – полуостров на     западе  Северной  Америки,  в Мексике;

·        мустанги -  одичавшие    домашние   лошади североамериканских  прерий;

·        сюртук -  длинный   двубортный пиджак,   обычно   в   талию;

·        самоеды -  северные   народы;

·        урядник -  низший   чин   уездной   полиции:

-Зная  название   и  некоторые  слова   из  произведения,  с  которым предстоит  познакомиться,  попытайтесь  предположить,    о  чём   пойдет  речь?

тайны

секреты

загадки

 

дружба

друзья

 

характер

смелость

баловство

 
2. Мотивация   на    дальнейшую   работу   с  текстом.   Приём  «Ассоциативный    куст»   ( Учащиеся   называют  ассоциации,  связанные   со  словом  «мальчики»)

 

 

 

 

 


IV.            Изучение   нового   материала.

Метод «Чтение   с  остановками»  (Чтение  рассказа   небольшими   отрывками с   обсуждением   содержания    каждого и  прогнозом   развития   сюжета).   Обязателен   вопрос-прогноз:  «Что   будет    дальше   и   почему?»

v Чтение    текста  от   слов  «-  Володя   приехал!...»   до   слов 

Стоп!

 

 
«- Володечка,  а  это    же   кто?  -  спросила   шёпотом   мать».

                                 Работа    парами.

Ø  Найдите  повторы   некоторых   слов   и  фраз     в   этом   отрывке. Что   подсказывают   читателю   такие   повторы?

(Возможные   ответы    учащихся:

ü теперь    будет   всё   в  порядке,   вся    семья   в  сборе;

ü приезд   единственного   сына   всегда  радость    в  доме;

ü это привычное   событие   в   жизни   семьи  Королёвых;

ü приближается   долгожданный   праздник).

Что будет дальше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø

Стоп!

 

 
Чтение   текста    до   слов:  «После   чаю  все  пошли   в   детскую»

 

Ø Почему   отец  Володи   называет  приятеля    сына   Чечевицына   то  Черепицыным,   то  Чибисовым?

Ø Какие  перемены   в Володе    заметили  девочки?

Ø На какие   размышления   наводит   фраза   Володи «А в Калифорнии  вместо   чая   пьют    джин»?

Ø Какие   события   могут  произойти     дальше?

 

Стоп!

 

 
Чтение    текста  до    слов  « Совершенно   непонятные   слова  Чечевицына,  и  то,   что  он   постоянно   шептался  с Володей…»

Ø Какой    шумной   и   увлекательной   работой   была  занята   семья?

Ø Почему  Володя  и  Чечевицын   отстранились и  рассматривали    географический   атлас?

Ø Вспомните   предполагаемый   маршрут   мальчиков. Рассмотрим    его  в   нашем   географическом   атласе.

 

 ( Карта   спроецирована  на   экран)

Ø Что   вы   можете   сказать   о   реальности   маршрута?

Пермь  - Тюмень  - Томск – Камчатка – Берингов   пролив  -  Америка

Ø Как    характеризуют  Чечевицына   его  слова:

«Лишь  бы  в Америку  попасть,  а  Калифорния  не   за  горами.  Добывать   же   себе пропитание    можно   охотой   и   грабежом»?

Ø Как   называл  себя  Чечевицын   в  разговоре   с   Катей?

 

v

Стоп!

 
Чтение    до   слов  «Рано  утром    в  сочельник  Катя  и Соня    тихо  поднялись   с  постелей  и  пошли  посмотреть,  как  мальчики   будут  бежать  в  Америку».

Ø Что   Катя   и  Соня   считали    загадочным  и  странным?

Ø О  чём   они   узнали,   подслушав   разговор   мальчиков?

Ø Что   приготовили    для   побега  «Монтигомо  Ястребиный  Коготь» и  его «бледнолицый   брат»?

Ø Почему,  идя  спать,  Володя  расплакался и  долго   обнимал   отца,  мать   и  сестёр?

Ø Как    вы  думаете,   что   будет   дальше?

 

v Чтение   в  лицах  диалога  Володи  и  Чечевицына  от   слов  «Так   ты  не  поедешь?»   до   слов  «Так  одевайся!»

v Чтение     рассказа    до  конца.

СТОП!

 
 

 


Ø Как   вы    оцениваете   решимость   мальчиков? Что  пришлось  предпринять  Чечевицыну, чтобы   уговорить  Володю  отправиться  в   путь?

Ø Попробуйте   сравнить   характеры   друзей.  Подходит  ли   в  разговоре   об   этих  мальчиках   слово «смелый»  (Может,  было   бы  точнее говорить  о  том, кого  из  них   можно   считать    безрассудным?)

Ø Появление  Володи  в  первый  раз  вызвало  страшный     шум  и  радость:  «Гав! Гав! -  ревел    басом  Милорд,  огромный   черный   пес,  стуча    хвостом  по  стенам  и  по  мебели. Всё  смешалось  в  один   радостный   звук,  продолжавшийся   минуты    две».  При    появлении    пойманных    беглецов   опять звучит   голос  Натальи. «И Милорд залаял  басом : «Гав! Гав!» .

 Чем   можно  объяснить,  что  финальная   сцена  была  лишена   радости  первой   встречи?

Ø Почему  Володя    был  очень  подавлен тем,  что произошло,  а   его   друг горд    теми    же самыми    событиями?

Ø Кто  из    мальчиков   вызывает   у   вас  большее   сочувствие?

Ø Предположите,   что   может  произойти   в  семье  Королёвых после  отъезда  Чечевицына?

 

 

 

V.            Обобщение.  Рефлексия. 

Метод  «Микрофон»  ( Каждый   ученик  высказывает  в   краткой   форме  своё  впечатление,  мнение   об   уроке   в  микрофон  (  или  в  предмет,  имитирующий   его),  опираясь  на     вопросы:

ü Что     запомнилось?

ü Что  понравилось?

ü Что    было  самым   интересным?

ü О   чём бы   ты  рассказал  своим  родителям  или   друзьям?

ü Возможна   ли   такая   ситуация   в  наше   время?

 

 Подведение   итогов  урока. Оценивание    работы   учащихся.

VI.            Домашнее   задание: письменно  ответить   на  вопросы:

1)    Чему нас  учит рассказ  А.П.Чехова  «Мальчики»?

 ( Ставить  пред собой   цели   реальные  и  выполнимые.

Беречь    родителей  и   близких   людей.

Не   подвергать  свою   жизнь  опасности.

Уметь   отвечать    за    свои  поступки.

Не   поддаваться    чужому    влиянию).

2)    Какие   качества  вы  хотели  бы   воспитать  в  себе?  

От  каких    хотели  бы  избавиться?

( положительные  и  отрицательные   качества)

 

 

 

 


 

Тема урока: Антон Павлович

Тема урока: Антон Павлович

Работы сдаются на проверку

Работы сдаются на проверку

Мотивация на дальнейшую работу с текстом

Мотивация на дальнейшую работу с текстом

Чтение текста до слов: «После чаю все пошли в детскую» Ø

Чтение текста до слов: «После чаю все пошли в детскую» Ø

Карта спроецирована на экран) Ø

Карта спроецирована на экран) Ø

Как вы думаете, что будет дальше? v

Как вы думаете, что будет дальше? v

I. Обобщение.

I. Обобщение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020