Тема урока: Антон Павлович Чехов. Рассказ «Мальчики».
Цели урока: прочитать и проанализировать рассказ А.П.Чехова «Мальчики»; учить размышлять о прочитанном, прогнозировать содержание текста; развивать связную речь, совершенствовать навыки выразительного чтения, умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательность и целеустремлённость.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, текст рассказа «Мальчики», компьютер, проектор, экран, иллюстрации к рассказу, словарь в слайдовой презентации, карта из географического атласа.
Ход урока.
I. Организационный момент. Настрой класса на продуктивную работу.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с вами изучали биографию Антона Павловича Чехова. Дома каждый из вас составил денотатный граф о жизни и творчестве писателя по статье учебника.
( Несколько учащихся читают вслух свои записи, остальные ребята дополняют то, о чём не было сказано.)
|
|
|||||||||||||
(Работы сдаются на проверку.)
III. Введение нового материала.
1) Словарная работа.
- В рассказе «Мальчики», который мы сегодня будем изучать, встретятся новые или малознакомые слова. Попробуйте объяснить значение этих слов: полоскательная чашка, розвальни, кучер, бизон, башлык, джин, пампасы, флигель, Калифорния, мустанги, сюртук, самоеды, урядник.
( Учитель выслушивает ответы учащихся, а затем корректирует их с помощью слайдовой презентации).
· Полоскательная чашка - блестящая металлическая миска для мытья посуды;
· розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком;
· кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;
· бизон – крупное полорогое животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;
· башлык - суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;
· джин – английская водка;
· пампасы - южноамериканские степи;
· флигель - пристройка сбоку главного здания или небольшой дом во дворе, рядом со зданием;
· Калифорния – полуостров на западе Северной Америки, в Мексике;
· мустанги - одичавшие домашние лошади североамериканских прерий;
· сюртук - длинный двубортный пиджак, обычно в талию;
· самоеды - северные народы;
· урядник - низший чин уездной полиции:
-Зная название и некоторые слова из произведения, с которым предстоит познакомиться, попытайтесь предположить, о чём пойдет речь?
|
|
|
IV. Изучение нового материала.
Метод «Чтение с остановками» (Чтение рассказа небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос-прогноз: «Что будет дальше и почему?»
v Чтение текста от слов «- Володя приехал!...» до слов
|
Работа парами.
Ø Найдите повторы некоторых слов и фраз в этом отрывке. Что подсказывают читателю такие повторы?
(Возможные ответы учащихся:
ü теперь будет всё в порядке, вся семья в сборе;
ü приезд единственного сына всегда радость в доме;
ü это привычное событие в жизни семьи Королёвых;
ü приближается долгожданный праздник).
Что будет дальше?
Ø
|
Ø Почему отец Володи называет приятеля сына Чечевицына то Черепицыным, то Чибисовым?
Ø Какие перемены в Володе заметили девочки?
Ø На какие размышления наводит фраза Володи «А в Калифорнии вместо чая пьют джин»?
Ø Какие события могут произойти дальше?
|
Ø Какой шумной и увлекательной работой была занята семья?
Ø Почему Володя и Чечевицын отстранились и рассматривали географический атлас?
Ø Вспомните предполагаемый маршрут мальчиков. Рассмотрим его в нашем географическом атласе.
( Карта спроецирована на экран)
Ø Что вы можете сказать о реальности маршрута?
Пермь - Тюмень - Томск – Камчатка – Берингов пролив - Америка
Ø Как характеризуют Чечевицына его слова:
«Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом»?
Ø Как называл себя Чечевицын в разговоре с Катей?
v
|
Ø Что Катя и Соня считали загадочным и странным?
Ø О чём они узнали, подслушав разговор мальчиков?
Ø Что приготовили для побега «Монтигомо Ястребиный Коготь» и его «бледнолицый брат»?
Ø Почему, идя спать, Володя расплакался и долго обнимал отца, мать и сестёр?
Ø Как вы думаете, что будет дальше?
v Чтение в лицах диалога Володи и Чечевицына от слов «Так ты не поедешь?» до слов «Так одевайся!»
v Чтение рассказа до конца.
|
Ø Как вы оцениваете решимость мальчиков? Что пришлось предпринять Чечевицыну, чтобы уговорить Володю отправиться в путь?
Ø Попробуйте сравнить характеры друзей. Подходит ли в разговоре об этих мальчиках слово «смелый» (Может, было бы точнее говорить о том, кого из них можно считать безрассудным?)
Ø Появление Володи в первый раз вызвало страшный шум и радость: «Гав! Гав! - ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один радостный звук, продолжавшийся минуты две». При появлении пойманных беглецов опять звучит голос Натальи. «И Милорд залаял басом : «Гав! Гав!» .
Чем можно объяснить, что финальная сцена была лишена радости первой встречи?
Ø Почему Володя был очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же самыми событиями?
Ø Кто из мальчиков вызывает у вас большее сочувствие?
Ø Предположите, что может произойти в семье Королёвых после отъезда Чечевицына?
V. Обобщение. Рефлексия.
Метод «Микрофон» ( Каждый ученик высказывает в краткой форме своё впечатление, мнение об уроке в микрофон ( или в предмет, имитирующий его), опираясь на вопросы:
ü Что запомнилось?
ü Что понравилось?
ü Что было самым интересным?
ü О чём бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
ü Возможна ли такая ситуация в наше время?
Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.
VI. Домашнее задание: письменно ответить на вопросы:
1) Чему нас учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?
( Ставить пред собой цели реальные и выполнимые.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.
Не поддаваться чужому влиянию).
2) Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?
От каких хотели бы избавиться?
( положительные и отрицательные качества)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.