АНТРОПОМЕТРИЯ.
Оценка 5

АНТРОПОМЕТРИЯ.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
физическая культура
4 кл—7 кл
29.03.2018
АНТРОПОМЕТРИЯ.
Антропометрические измерения дополняют и уточняют данные соматоскопии, дают возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом. При антропометрических исследованиях обычно определяют следующие показатели: длину тела, стоя и сидя; вес (массу) тела; динамометрию, окружность грудной клетки.
statya_1.docx
Методика проведения занятий в специальных медицинских группах1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально – экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма. Исследования, проведенные во многих городских и сельских школах, показали, что только меньше половины учащихся начальных классов можно относить к практически здоровым. У большинства отмечаются функциональные нарушения и различные отклонения в здоровье. Подобное состояние здоровья результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально – экономических и экологических, но и ряда педагогических факторов таких, как: - стрессовая тактика авторитарной педагогики; - интенсификация учебного процесса; - раннее начало дошкольного систематического обучения; - несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся; - несоблюдение элементарных физиологических требований к организации учебного процесса; - недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; - массовая безграмотность родителей в вопросах охраны здоровья детей; - провалы в существующей системе физического воспитания и частичное разрушение служб школьного врачебного контроля. Полностью и качественно решить три основные задачи школьного физического воспитания – образовательную и оздоровительную – только за счет уроков физической культуры крайне сложно, а подчас и невозможно. Поэтому очень важно как можно больше и эффективнее реализовать имеющиеся резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассной и внешкольной физкультурно-спортивной работы. Физическое развитие – комплекс морфофункциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходит, если так можно сказать, преобразование генотипа в фенотип. Генотип характеризует индивидуальные морфофункциональные особенности организма, унаследованные от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотип. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды. Влияние социально – экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено в так называемые сенситивные (чувствительные) возрастные периоды, когда интенсивно протекают процессы роста и развития (грудной, подростковый возраст) или процессы инволюции (пожилой и старческий возраст). Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности взаимного расположения частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Конституция – это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. В нашей стране в медицинской практике применяется схема конституциональных типов М. В. Черноруцкого. При этом выделяется три типа: 1) нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно– мышечной системы; 2) астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием (по сравнению с нормостеническим) продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота; длины конечностей – над длиной туловища; 3) гиперстенический тип, отличающийся от нормостенического хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела, размеров живота над размерами грудной клетки. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. В процессе исследования физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, производится: - оценка воздействия систематических занятий на уровень физического развития; - отбор детей, подростков, юношей и девушек для занятий различными видами спорта с учётом особенностей физического развития; - контроль за формированием определённых особенностей физического развития на пути от новичка до высококвалифицированного спортсмена с целью определения необходимой индивидуализации подготовки. Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и измерение морфологических и функциональных показателей (антропометрия). Наряду с ними применяются и другие методы исследования: фотография, рентгенография, измерение с помощью приборов (кифосколеозометров) физиологических кривизн позвоночного столба, измерение углов движений в суставах с помощью угломера (гониометрия) и многие другие. СОМАТОСКОПИЯ. Наружный осмотр следует проводить утром, натощак или после легкого завтрака, в светлом и тёплом помещении (температура воздуха не ниже 18- 20С). Обследуемый должен быть в трусах или плавках. Наружный осмотр начинают с оценки осанки. Осанка – это привычная поза человека, манера держаться стоя и сидя. Осанка обычно оценивается в положении стоя, исследуемый при этом держится совершенно непринуждённо, без всякого напряжения. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи на одном уровне развёрнуты, слегка опущены, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночного столба нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанка исследуется и описывается с головы до ног. При осмотре пояса верхних конечностей следует проверить: находятся ли плечи на одном уровне, одинакова ли ширина правого и левого плеча, нет ли крыловидности лопаток, развёрнуты ли плечи. Крыловидные лопатки чаще всего наблюдаются у лиц со слабой мускулатурой спины. Если одно плечо выдвинуть вперёд, возникает ассиметрия плеч. Ассиметрия пояса верхних конечностей нередко встречается у спортсменов различных специализаций (метателей, гребцов – каноистов, боксеров и т. д.) Сочетание резко поданных вперед плеч с сильно развитой мускулатурой спины, создает впечатление сутуловатости. Однако это ложная сутуловатость (в отличие от истинной связанной с изменением кривизны позвоночного столба). Изгибы имеют большое значение, выполняя рессорную функцию, т.е. Уменьшая сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Глубина изгибов в норме не должна превышать 3-4 см. и может быть измерена кифосколиозометром. В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. При этом различают плоскую, круглую, кругло- вогнутую и плоско- вогнутую спину. Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплощена, рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба – сколиозами. Круглая спина (сутуловатость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально- круглой. При кругло-вогнутой (седловидной спине) одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз. Преподаватель физического воспитания, тренер должны во время занятий постоянно обращать внимание своих учеников на поддержания правильной осанки. Однообразные движения и положение тела, например, низкая стойка в боксе, фехтование только одной рукой могут неблагоприятно отразиться на осанке: развивается круглая спина, ассиметрия пояса верхних конечностей и др. Неправильная осанка не только ухудшает фигуру человека, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, а отсюда и нарушение функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Исследование позвоночного столба заканчивают определением боковых искривлений – сколиозов. Различают простые сколиозы, при которых имеется одна дуга искривления, и сложные, с противоискривлениями. К ним относятся S-образные и тройные сколиозы, с тремя дугами искривления. В зависимости от того, в каком отделе позвоночного столба определяется сколиоз и куда обращена выпуклая часть дуги, искривления различают: правосторонний грудной сколиоз и левосторонний поясничный сколиоз. Различают три степени сколиозов. Третья степень сколиоза – фиксированная форма, характеризующаяся выраженной стойкой деформацией позвоночного столба и грудной клетки с резко выраженной его торзией (скручиванием) и появлением так называемого реберного горба: со стороны выпуклости дуги сколиоза ребра западают, а с другой стороны приподняты. Выраженные сколиозы еще больше, чем нарушения осанки, могут отрицательно влиять на кровообращение и дыхание. Ассиметрия плеч и боковые искривления позвоночного столба ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольник талии – это пространство, находящееся между локтевым суставом свободно свисающей руки и талией. Если справа и слева величина треугольников талии не одинакова, нужно искать сколиоз или ассиметрию плеч. Грудная клетка может быть в норме цилиндрической, конической и уплощенной формы. Цилиндрическая грудная клетка имеет форму цилиндра, ребра расположены горизонтально, межреберный угол равен 90. Коническая грудная клетка имеет форму усеченного конуса, ребра тоже расположены горизонтально, но межреберный угол тупой (больше 90). Уплощенная или плоская грудная клетка характеризуется уменьшением переднезаднего диаметра, ребра опущены вниз, межреберный угол – острый. В результате заболевания грудная клетка может приобрести патологическую форму: рахитическую (ассиметричную или куриную), эмфизематозную (бочкообразную), воронкообразную и др. Форма живота зависит от состояния мышц брюшной стенки и степени развития жирового слоя. При нормальной форме брюшная стенка выпячивается незначительно, рельеф мускулатуры ясно виден. Слабое развитие мышц брюшной стенки может привести к формированию отвислого живота. У лиц с хорошо развитой мускулатурой при слабом жироотложении живот немного втянут. Различают нормальную, пониженную и повышенную упитанность. Измерение жировой складки производится под углом лопатки на животе на уровне пупка справа и слева. Пальцами берется в складку участок кожи с подкожной клетчаткой в 5 см. При пониженной упитанности большой и указательный пальцы исследователя легко прощупывают друг друга, костный и мышечный рельефы отчетливо просматриваются. При нормальной упитанности кожная складка берется свободно, но концы пальцев прощупываются не отчетливо, костный и мышечный рельефы слегка сглажены. При повышенной упитанности кожная складка берется с трудом, костный и мышечный рельефы сглажены. При осмотре кожи обращают внимание на влажность, окраску, наличие сыпей, повреждений, омозолелостей, опрелостей. Ноги считаются прямыми, если в стойке «смирно» (но без особого напряжения мышц) бёдра, колени и пятки сомкнуты и лишь ниже коленей или над внутренними лодыжками имеется небольшой просвет. Если при сомкнутых пятках колени не сходятся, ноги имеют О – образную форму, когда колени сходятся, а пятки нет, форма ног X – образная. Степень X- и О – абразия определяется с помощью специального треугольника, который располагают между внутренними лодыжками или коленями. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопу. Форму стопы можно определить путем осмотра свода стоп. Исследуемому (он должен быть босиком) предлагают поставить стопы параллельно. Если внутренние части стоп не касаются пола, это свидетельствует о наличии свода стоп. Затем, исследуемого просят встать коленями на стул и рассматривают подошвенную поверхность стопы. В норме пигментированная часть стопы должна составлять не более 1/3 ее ширины. При уплощении стопы эта часть больше 1/3 ее ширины; при полном плоскостопии она распространяется на всю ширину стопы. Для более точного определения формы стопы делается ее отпечаток на бумаге (при помощи легко смываемой краски), по которому производится измерение и оценка. Плоскостопие часто сопровождается болевыми ощущениями во время длительной ходьбы или спортивных упражнений, в которых большая нагрузка падает на нижние конечности. Боли стопы могут временно появиться после тренировок на жестком грунте вследствие перегрузки мышц свода стопы при беге, прыжках, упражнениях с вращением и пр. В этих случаях рекомендуется на некоторое время (до исчезновения болей) снижение нагрузок или полный отдых, а также вкладывание в обувь специальных прокладок, поддерживающих свод стопы. Развитие мускулатуры бывает хорошим удовлетворительным, слабым. В процессе обследования определяется равномерность развития и рельефности мускулатуры. При самотоскопии определяется тип телосложения, пропорции тела и конституциональный тип. АНТРОПОМЕТРИЯ. Антропометрические измерения дополняют и уточняют данные соматоскопии, дают возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом. При антропометрических исследованиях обычно определяют следующие показатели: длину тела, стоя и сидя; вес (массу) тела; динамометрию, окружность грудной клетки. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСА: Взвешивание производят на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением должны быть отрегулированы и выверены. Площадка весов должна быть точно горизонтальна полу. Весы должны быть чувствительны к 100 гр. Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. (Рекомендуется нарисовать краской следы стоп, куда должен становиться исследуемый). СПИРОМЕТРИЯ (ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ): Исследуемый берет спирометр (прибор для измерения ЖЕЛ) в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в прибор до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос (для чего исследуемый пальцами свободной руки зажимает нос). Спирометрия является хорошим методом определения функции дыхательного аппарата. Средние показатели ЖЕЛ для взрослых мужчин - 3500-4000 куб. см, для женщин 2500-3000 куб. см. ДИНАМОМЕТРИЯ: Метод при помощи которого определяют мышечную силу кистей. Динамометр берут в кисть циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону и максимально сжимают динамометр. Средние показатели силы правой кисти для взрослых мужчин - 40-45 кг, для женщин - 30-35 кг; средние показатели силы левой кисти на 5-10 кг меньше. ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА: Измеряют обычно станковым ростомером в положении стоя или сидя. Измерение роста стоя: Исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками: пятками, ягодицами, межлопаточным пространством. Голова должна быть наклонена так, чтобы верхней край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались на одной линии, параллельно полу. Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отчет проводят по нижнему краю планшетки. Измерение роста в положении сидя: Проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамейку, укрепленную на расстоянии 40 см от пола. Исследуемый глубже садится на скамейку спиной к стойке ростомера, касаясь ее крестцом и межлопаточным пространством. Бедра расположены горизонтально полу. При исследовании детей под ноги подкладывают деревянные опоры соответствующей толщины. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ: Измеряют с помощью сантиметровой ленты при спокойном дыхании. Исследуемый должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижним углом лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по нижним сегментам около сосковых кружков, а у девушек и женщин - над грудной железой на уровне верхнего края IV ребра. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ: Окружность головы измеряют путем наложения ленты сзади на затылочный выступ, а спереди - по надбровным дугам. Точность измерения - 0,3 см. ИНДЕКС КЕТЛЕ (ВЕСОРОСТОВОЙ): Получается от деления массы тела в граммах на рост в сантиметрах. У женщин этот индекс = 325-375 гр.; у мужчин = 370-400 гр. ЖИЗНЕННЫЙ ИНДЕКС: Получается от деления ЖЕЛ в см куб. на массу тела в кг. Для мужчин средний показатель = 60-65 мл куб.; для женщин = 50-55 мл куб. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ССС (ПРОБЫА С 20-Ю ПРИСЕДАНИЯМИ): После измерения пульса за 10 сек. и АД в покое исследуемый делает 20 приседаний за 30 сек., затем подсчитывают пульс за первые 10 сек., а оставшиеся 50 сек. измеряют АД. Исследование длится 5 мин. При оценке результата учитывается оценка показателей в покое, а также их реакция на нагрузку. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: Проводят пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) в норме составляет 40-55 сек., с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи) в норме не менее 25-30 сек. ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА: Пульс – ритмическое колебание диаметра артериальных сосудов, возникающие при работе сердца. Чаще исследуют пульс на лучевой артерии. Исследуемый находится в положении сидя или лежа. Положите II, III, IV пальцы на область лучевой артерии: I палец должен находиться со стороны тыла кисти, прижмите слегка артерию и почувствуйте пульсацию артерии, исследуйте пульсацию в течении 30 сек., возьмите часы или секундомер, посчитайте количество сокращений за 30 сек. и умножьте на 2 (если пульс неритмичный считайте за 1 мин.). ИЗМЕРЕНИЕ АД: Измеряют АД в плечевой артерии непрерывным звуковым методом Короткова при помощи аппарата Рива-Роччи или тонометра в положении сидя, после 10 мин. отдыха. Манжетку накладывают на плечо на 2-3 см выще локтевого сгиба. Рука должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Манжетку закрепите так плотно, чтобы между ней и плечом проходил только один палец. Проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. нащупайте пульс плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп. Накачивайте в манжетку воздух до тех пор, пока давление в манжетке не превысит на 20 мм рт. ст. тот уровень, при котором перестанет определяться пульсация артерии. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны на плечевой артерии, при появлении над плечевой артерией первых звуков - отметьте уровень систалического давления, когда тоны на плечевой артерии исчезнут - отметьте диастолическое давление. Вся процедура измерения АД продолжается 1 мин. 2. ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. В отечественной практике педагогики и здравоохранения применяется следующая схема возрастной периодизации: 1. Преддошкольный возраст до 3 лет; 2. Дошкольный возраст 3 – 7 (6) лет; 3. Школьный возраст: младший 7 (6) – 10 лет; средний 11 – 14 лет; старший 15 – 18 лет. Эта периодизация носит утилитарно-прикладной характер. Она не противоречит биологической периодизации и может использоваться в практике работы преподавателя физического воспитания, тренера по спорту. Для определения биологического возраста устанавливают степень оссификации (окостенения) отдельных костей скелета, развитие вторичных половых признаков, прорезания и смены зубов, изменения основных показателей физического развития и др. Созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит неравномерно. В первую очередь созревают системы, способствующие выживанию организма при переходе от внутриутробного развития к свободным, независимым от материнского тела условиям существования. Гетерохронность (неравномерность) возрастного развития получила убедительное теоретическое обоснование в учении П.К. Анохина о системогенезе. В процессе индивидуального развития ранее всего созревают физиологические системы, которые обеспечивают выживание организма. Так, к моменту рождения функциональной зрелости достигает физиологическая система, обеспечивающая акт сосания. Избирательное, опережающее развитие морфологических структур, входящих в функциональные системы выживания после рождения, являются наиболее существенной стороной системогенеза. В течение первого года жизни длина тела ребенка увеличивается примерно на половину исходного роста. Соответственно увеличивается масса внутренних органов, головного и спинного мозга. В возрасте от 3 до 3,5 лет ребенок овладевает элементарными навыками бега. Вследствие этого увеличивается суммарный объем, который стимулирует развитие физических качеств. Происходит скачок – первый критический период в развитии физиологических качеств. С 5 до 7 лет резко увеличиваются темпы роста тела в длину: ребенок вырастает на 7 – 10 см. за один год. Этот период совпадает с началом обучения в школе. У ребенка совершенно изменяется характер повседневной двигательной деятельности. Он овладевает новыми произвольными движениями. На уроках физкультуры ребенку предлагаются новые, неизвестные ранее физические упражнения. Возраст с 5 до 7 лет соотносят со вторым критическим периодом в развитии двигательной функции. Кости детей по сравнению с костями взрослых содержат меньше минеральных веществ и легко подвергаются искривлению. Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются. Кости таза к 7-8 годам только начинают срастаться и при сотрясении могут смещаться. Все кости таза к 14-16 годам образуют единую тазовую кость, а к 20-25 годам завершается ее формирование. Участки бедренной кости сливаются воедино к 17-20 годам. Позвоночный столб у мальчиков в возрасте до 7 лет имеет установившуюся структуру строение тел позвонков, но еще не окрепло и отличается большой гибкостью. К 7 годам заканчивается формирование шейных и грудных изгибов позвоночника. К 12 годам подобное происходит и с поясничной частью позвоночного столба. Окостенение позвоночника завершается в 18 -25 лет. Третий критический период возрастного развития двигательной функции связан с наступлением периода полового созревания. Он начинается в 11-12 лет у девочек и в 12- 3 лет у мальчиков. В течение 2- 3 лет подростки (и девочки, и мальчики) меняются на глазах: они вырастают в год на 8-10 см., у них появляются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела. Полноценная опорно-двигательная функция во многом сопряжена с формированием стопы. Детская стопа по сравнению со стопой взрослого относительно коротка и сужена к пяточной области. У детей на стопе больше развита подкожная жировая клетчатка. Формирование сводов стопы обычно заканчивается к 11-12, а всей стопы – к 16-18 годам. Анатомически суставно-связочный аппарат сформирован уже у новорожденного. Но дальнейшее морфологическое и функциональное совершенствование его продолжается в детском и подростковом возрасте. С возрастом повышается прочность суставов, что зависит от степени морфологической зрелости суставной капсулы и ее фиброзного слоя, а также эластичных структур. Последние особенно интенсивно формируются во всех слоях суставной капсулы к 7-8 годам. Наибольшей прочности суставы достигают к 22-30 годам. Подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов наиболее интенсивно увеличивается у младших школьников. Так, в 12-14 лет показатель подвижности в суставах возрастает на 1-5 угловых градусов. Но уже к 16-17 годам, если систематически не выполнять физические упражнения, подвижность в суставах понижается. С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц меняются. К 6-7 годам в мышцах происходят существенные изменения, выражающиеся, прежде всего в увеличении толщены мышечных волокон. У детей 8-10 лет мышечная система развита еще слабо. Отношение веса мышечной массы к весу всего тела составляет у них около ¼, в то время как у подростков 15 лет это отношение равно 1/3. К юношескому возрасту, мышечная масса составляет около 40% массы тела. Иннервационный аппарат скелетных мышц в основном созревает к 5-6 годам, а к 9-12 годам его морфологическое строение уже соответствует структурам взрослого организма. В период от 7-9 до 10-12 лет прирост силы мышц верхних конечностей идет интенсивнее, чем нижних: средний прирост силы сгибателей голени равен 3,6 кг, а сгибателей кости – 8,3 кг. Значительно преобладает сила мышц – разгибателей голени над силой мышц – сгибателей – соответственно 20,4 и 13,3 кг. От 6-7 до 13-4 лет наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируется психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движения. По мере развития ребенка повышается прочность крепления мышц к костям (за счет совершенствования сухожильно–связочного аппарата). На 12-14 году развития мышечно–сухожильный аппарат приближается по своему строению к взрослому, хотя и уступает ему в прочности. Так, предельная нагрузка, которую выдерживает ахиллово сухожилие, у новорожденных составляет 13 кг, у детей 7-9 лет – 200 кг, у подростков 13-14 лет – 300 кг, у юношей 17-18 лет – около 400 кг, а у мужчин 20-25 лет – 428 кг. ( А.С. Обысов). К 14-15 годам происходит полное созревание структур двигательного аппарата и функций, определяющих сократительные свойства мышц. У детей 7-11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо. Но в последующий период (с 14 до 16 лет) она развивается весьма интенсивно. Так, у подростков точность дифференцировки мышечных усилий возрастает примерно вдвое по сравнению с детьми младшего школьного возраста. Способность к расслаблению мышц в период с 7 до 11 лет изменяются незначительно. К 15-16 годам оно значительно повышается, чему способствует и систематические занятия физическими упражнениями. Темпы роста в длину к 15-16 годам замедляется, хотя женщины продолжают расти до 18-20 лет, а мужчины – до 20-25 лет. Снижение темпов роста, а затем и полная его остановка не исключает прогрессивного изменения форм и функции организма при систематических занятиях спортом (увеличение мышечной массы, структурные перестройки костной ткани, увеличение массы сердца и др.). Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется на различных этапах онтогенеза. Так, структурная дифференцировка афферентной части нервной системы завершается у ребенка к 6-7 годам, тогда как афферентная ее часть совершенствуется до наступления зрелого возраста. Центральные проекции двигательного анализатора созревают у подростка к 13-14 годам, а периферические его отделы совершенствуются до окончания пубертатного периода. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является результатом развертывания наследственной генотипической программы в условиях меняющейся среды обитания. Если в период внутриутробного развития влияние внешней среды смягчается материнским организмом, то в постнатальном периоде, то есть после рождения, внешние влияние становится более агрессивными и разнообразными. Поэтому даже при самых благоприятных природных (генетических) задатках у ребенка могут не развиться соответствующие качества двигательной деятельности, если не будет своевременно использованы средства, стимулирующие их совершенствование (например, скоростные и скоростно–силовые упражнения для ребенка, имеющего врожденные предпосылки стать спринтером). Высокая пластичность коры больших полушарий и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняется до конца пубертатного периода. Но наиболее высокие возможности обучения новым движениям наблюдаются у детей. В практике обучения технически сложным видам физических упражнений, какими богаты спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, необходимо использовать эти возрастные особенности. Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия ученика и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ребенка. Структурная дифференцировка мышечной ткани связана с совершенствованием синоптических контактов двигательных нервов с мышцами. Уже в первые месяцы жизни ребенка количество терминалей (нервных окончаний) в концевых нервно- мышечных пластинках значительно увеличивается. Вследствие этого растет площадь контактов с сократительными элементами мышцы, а, следовательно, улучшается нервно-мышечное взаимодействие. Морфологическая дифференцировка синоптических терминалей особенно интенсивно происходит в 7-8- летнем возрасте. К этому времени ребенок свободно манипулирует предметами, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений. Объективными показателями функциональной зрелости нервно- мышечных синапсов являются повышение их возбудимости, скорости передачи возбуждения с нерва на мышцу, увеличение скорости сократительного акта. Структурные и функциональные перестройки двигательного аппарата приводят к появлению новых форм движений. Это и дозревающие безусловные рефлекторные реакции (например, шагательный рефлекс), и новые, приобретаемые формы движений (например, бег, прыжки). К 5-6 месяцу жизни, когда ребенок начинает садиться, и в особенности к появлению позы прямостояния (11-12 месяц жизни) происходит перераспределение мышечного тонуса. Свойственный новорожденному повышенный тонус сгибателей постепенно уменьшается. Появление у ребенка позы прямостояния, а затем ходьбы и бега приводит к нарастанию потока проприоцептивных импульсов из аппарата движения в центральную нервную систему. Это является важным условием ускоренного созревание центральных отделов двигательного анализатора, повышения его функциональной подвижности (лабильности). Объективным показателем развития двигательной функции является координация движений. Первые осознанные элементы двигательной координации проявляются у ребенка примерно в трехмесячном возрасте. Ребенок схватывает предметы, сообразуясь с расстоянием до них. Однако движения ребенка судорожны, неуклюжи. В возрасте 4-5 лет у детей создаются предварительные зрительные представления о конечной фазе движений, иначе говоря, зрительный его образ. Ребенок может выполнять упражнения по образному описанию или показу преподавателя, сохраняя заданное положение рук, ног, туловища в пространстве. Ходьба приобретает черты «взрослости» только к 5-6 годам. Ребенок 9- 10 лет практически не отличается по координационным параметрам ходьбы от взрослых людей. Способность к выполнению тонких и точных движений руками появляется у ребенка в 5-6 лет. В этом возрасте он овладевает навыками письма, игрой на музыкальных инструментах, выполнением операций с подручными предметами. В возрасте от 3 до 5 лет совершенствуется бег: продолжительность безопорной фазы (фазы полета) увеличивается вдвое по сравнению с опорной фазой. Однако она остается нестабильной и меняется от шага к шагу. Только к 8-10 годам устанавливается четкая связь между длиной и частотой беговых шагов: чем чаще шаг, тем меньше его длина. Становится относительно постоянной длина и частота шагов при обычной ходьбе. Возрастные перестройки координации в перекрестных движениях затрагивают главным образом верхние конечности. С появлением позы прямостояния и первых шагов в движениях ногами проявляется ритмический рефлекс. В движениях руками этой ритмичности нет. Перекрестные движения рук и ног приобретают устойчивую форму только к 7-8 годам. У детей этого возраста складываются характерные для взрослых реципрокные (взаимосочетанные) отношения в движениях руками и ногами. Развитие пространственной ориентировки связанно в первую очередь с повышением проприоцептивной чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучить технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступны, чем для подростков 13-14 лет. Наиболее интенсивные темпы роста наблюдаются в пубертатном периоде. До 10 лет у мальчиков и девочек темпы роста примерно одинаковы. С началом пубертатного периода (11-12 лет) девочки опережают мальчиков в темпах роста. Но уже через 1-2 года темпы роста выравниваются. С 13-13 лет и до наступления половой зрелости темпы роста у мальчиков остаются более высокими, чем у девочек. К 16- 17 годам у девушек, и к 18-19 годам у юношей рост тела в длину в основном прекращается. Анатомический поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека. Однако рост мышц в длину продолжается значительно дольше – до 23-25 лет. Он завершается одновременно с ростом тела в длину. Половые различия в изменении мышечной массы проявляются особенно отчетливо после 13-14 лет. К 14-15 годам в структуре мышечных волокон усматриваются черты морфологической зрелости, характерные для взрослого человека. Но только к 20-25 годам завершается функциональная и структурная дифференцировка опорно- двигательного аппарата. К этому возрасту максимальных значений достигает мышечная масса, она составляет в среднем 35-40% от массы тела. К периоду наступления половой зрелости в микроструктуре мышечных волокон происходят изменения, которые приводят к увеличению массы сократительной ткани. Толщина мышечных волокон к 17 годам увеличивается в 7-8 раз. Ядра мышечных клеток сдавливаются, оттесняя к сарколемме (оболочке) мышечных волокон. Уменьшается относительная масса ядерного вещества, а также количество самих ядер. Так, если на единицу площади мышцы новорожденного приходится 40-45 ядер, то у подростков и юношей – 5-10 ядер. При этом наблюдается и абсолютное уменьшение числа ядер. У подростков отмечается угловатость и скованность в движениях. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это результат совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. В 13-14-летнем возрасте наблюдаются высокие показатели скоростных качеств (темп педалирования, частота движений, высота прыжка). К этому же возрасту высокой степени совершенства достигают отдельные показатели пространственной ориентировки: различение амплитуды и точности движений. Так же как и в изменении быстроты, без специальной тренировки существенных изменений и развитии этих качеств у девочек после 13-14 лет и у мальчиков после 15-17 лет не наблюдается. В пубертатном периоде интенсивные перестройки затрагивают вес основные элементы опорно-двигательного аппарата и регуляции его функций. Однако полной морфологической и функциональной зрелости они достигают только к моменту достижения половой зрелости. Следовательно, физические упражнения до наступления половой зрелости должны рассматриваться как факторы не только совершенствования опорно-двигательной системы, но и возможных ее расстройств при нерациональных занятиях. Темпы функционального созревания аппарата регуляции движений опережают морфологические перестройки, от которых зависят прогрессивные изменения двигательной функции. Это и позволяет достигать высоких результатов в сложнокоординационных видах спорта задолго до наступления половой зрелости, иначе говоря, до времени, пока опорно-двигательный аппарат станет функционально, и морфологически совершенным. 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта. Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих значительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во вне учебное время, и др. формы занятий. Специально медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказаниями к повышенной физической нагрузке. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний. При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (параличи, парезы пр.), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой. При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания. Примерные показания приведены в таблице 2. В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжести и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру. При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем и в основную должен производиться совместно врачом и учителем – при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. (методическое пособие для учителей)

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.

АНТРОПОМЕТРИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018