А.П. Платонов. «Юшка». Душевная щедрость главного героя рассказа
Оценка 5

А.П. Платонов. «Юшка». Душевная щедрость главного героя рассказа

Оценка 5
docx
30.05.2021
А.П. Платонов. «Юшка». Душевная щедрость главного героя рассказа
49.А.П. Платонов. «Юшка». Душевная щедрость главного героя рассказа.docx

Урок литературы в 7 классе № 49

Тема: А.П. Платонов. «Юшка». Душевная щедрость главного героя рассказа

Цели: совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением, формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;

- совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;

- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

- различать основные нравственно- этические понятия;

- соотносить поступок с моральной нормой;

- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

- составлять литературный портрет героя;

- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- находить дополнительную информацию , используя словари и интернет-ресурсы;

- составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

-обсуждать проблемные вопросы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования ,приводить убедительные доказательства;

- писать отзыв, синквейн и пирамидальное письмо, используя полученную информацию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.

Ход урока

1.         Оргмомент

Слово учителя:

Свет в ночи. Притча

Одна женщина жаловалась соседке на подругу, обидевшую её. Соседка успокаивала её и уговаривала простить подругу.

— Простить? Да как же это? После того, что она мне сделала? Ведь она такая злая! Нет, зло нельзя прощать — сказала женщина. И вообще, почему я должна любить людей, не любящих меня, почему я должна делать добро, когда вокруг меня все обманывают, предают и делают пакости?

— Расскажу я тебе одну историю — говорит ей соседка. — Жил на свете человек. И просил он матушку-природу сделать так, чтобы по ночам было светло, чтобы свечек не зажигать, и чтобы зимой было тепло, чтобы печь не топить. Но матушке-природе виднее, что и как должно быть, поэтому не вняла она просьбам человека. Рассердился на неё человек и решил: «Ах, ты так, да? Ну, тогда и я не буду по ночам зажигать свет и не буду им светить тебе. И зимой печь топить я тоже не буду, чтобы её теплом не греть тебя. Я даже дверь на улицу открывать буду, чтобы и в доме тепла не осталось, тогда посмотришь, как тебе холодно будет».

— Ну и дурак же он, — перебила женщина рассказ соседки, — думал, что своим светом он освещает природу, а своим теплом согревает её в лютый мороз. Надменный болван! Да ведь это в первую очередь надо было ему самому. А она — матушка — сама о себе позаботится.

— Так почему же ты, — спросила соседка, — делаешь тоже и самое?

— Я? — удивилась женщина?

— Да, ты. Почему ты тушишь свет своей любви, когда вокруг тебя сгущается тьма, и почему ты не зажигаешь очага своего сердца, когда вокруг веет холодом людских сердец? Не лучше ли, чем сидеть в темноте и ждать пока кто-то посветит тебе, самой зажечь свет и посветить и себе и другим. Ведь тогда и ты сама увидишь путь, и, возможно, окружающие увидят его и пойдут по нему вместе с тобой рука об руку. И чем сидеть в холоде и ждать пока кто-то согреет тебя, не лучше ли разжечь очаг своего сердца и его теплом согреться самой и согреть сердца других людей, и тогда, глядишь, от их потеплевших сердец не будет веять таким холодом.

II. Актуализация опорных знаний

- Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Чего недостает людям? (Любви, доброты, понимания, милосердия, сострадания, соучастия и т.д.).

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Соучастие – совместное участие в чем-нибудь.

Тема нашего урока: «Уметь любить человека» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка») (запишите на рабочих листах) Слайд №2

III. Целеполагание и мотивация (участвуют в целеполагании через формулирование вопросов, принимают цели урока) Слайд №4

- Что значит быть человеком?

- В чём сущность человека, его назначение?

- Что значит любить человека?

Ответы на поставленные вопросы мы попробуем найти в рассказе А.П.Платонова «Юшка», но для этого нам нужно будет всмотреться в каждую его строчку.

IV. Актуализация новых знаний.

Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ (отвечают на вопросы, обобщают)

- Попробуем взглянуть на героя глазами тех, кто живёт рядом с ним. Предлагаю вам  шапку вопросов: (составление литературного портрета героя) Слайд 5

-Кто такой был Юшка?

Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать».

-Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».

-В какой одежде он ходил?

«Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

-Где Юшка жил и чем питался?

«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

-Как Юшка работал?

Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».

Молодцы! У нас получился литературный портрет героя. Слайд № 4

Блаженный - 1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.

3.То же, что святой

Блажной (просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.

Это отрицательные черты характера, которые иногда присущи и вам, нужно постараться избавиться от них.

Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания

Кроткий – незлобивый, покорный, смирный

- Какое впечатление производит на вас Юшка? Какие чувства должен бы вызывать? (сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом).

- А что же происходит на самом деле?

Анализ текста (работа в группах). Коммуникационная деятельность (исследование в группах).

-Каково отношение к Юшке детей?

-Каково отношение взрослых к Юшке?

-Каково отношение Юшки к людям?

Как относились дети к Юшке? (Умение видеть текст, анализировать эпизод, сохраняя платоновский язык).

- Почему они «удивлялись, что он живой?

- Что значит для них «живой»? (должен «серчать»!)

- Почему они добивались того, чтобы он погнался за ними? («…им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними»).

- Что доставляло им удовольствие? («…чтоб отозвался им злом и развеселил их…», «…они радовались тому, что с ним можно было делать, что хочешь, а он им ничего не делает»).

- Так почему же дети стали такими же жестокими?

Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». Игра. К тому же дети повторяют поступки взрослых…

2). Как относятся к герою взрослые?

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

- Чем объясняет автор их поведение?

Что ставили Юшке в упрёк? («…живи, как я живу…», «…говори, будешь так жить, как надо?»).

(Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью: «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время своё горе»).

Вывод: Взрослые же бьют Юшку из-за его непохожести на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно. Зло в природе людей.

Что объединило взрослых и детей? (ЗЛО)

На доску вывешивается табличка: ЗЛО

3). Юшка—Люди

- Как относится Юшка к людям?

- Но почему Юшка всех прощал, всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?

Значит, причина зла – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ

«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Прикрепляется табличка: СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ - причина зла.

Юшка говорит, люди забыли, не понимают, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?

(Какие у них ценности? (для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)

- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?

(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел «веселый прохожий», можно предположить, тоже с сахаром, после того, как убил Юшку.)

Вывод: Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить.

Описывая портрет Юшки, автор подчеркивает слабость героя, его незащищенность и акцентирует внимание на описании глаз: « в них всегда стояла влага, как неостывшие слёзы».

- Почему Платонов особо выделяет глаза Юшки? (Глаза – зеркало души. Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)

- Что же отражается в глазах Юшки? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)

(Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим)

- За кого болит душа Юшки?

- Скажите, ребята, а вы смогли бы поступить так же, как Юшка? Почему?

- Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше).

- А вокруг вы часто встречаете таких людей? А в литературе, в истории человечества?

(Данко); Библия (Иисус Христос)

- Так что же хотели сказать писатели, и в частности А. Платонов? (Нельзя на зло отвечать злом!)

Юшка - воплощенное добро

« Веселый прохожий» и Юшка» - кульминация рассказа.

- Но Юшка не Господь Бог, не Иисус Христос. Однажды и он осерчал. 

- Что стало причиной того, что Юшка осерчал?

- Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»?

(«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).

- Как вы понимаете слова Юшки?

(Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее).

Как называл взрослый человек Юшку?

Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный»).

- За что «весёлый прохожий» убивает Юшку? («Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»). (Скажите, какой смысл вложен в слово «весёлый»? Можно ли было обойтись без него? – дополнительны в-с)

- Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Ученики: Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался.

Он так же отказывал себе в еде и одежде …

Анализ текста (фронтальная беседа) Слайд № 9

Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь.

- Как стали жить люди без Юшки?

«Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?

(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

Таким образом, Зло, сталкиваясь с Добром, «гасилось» им.

- Я просила вас найти значение имени главного героя. Что означает слово «юшка»?

Юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Слайд № 10

Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.

- Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился?

- Выходит, что зло победило?

- Ведь у Юшки была какая-то тайна. «Диалог кузнеца и дочери Юшки».

Вывод:

Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.

Жизнь Юшки – это пример служения людям.

V. Итоги урока. Рефлексия

Ребята, «Юшка»– последний рассказ Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно люди завещают своим детям материальные ценности.

VI.Домашнее задание: готовиться к к.р.


 

Урок литературы в 7 классе № 49

Урок литературы в 7 классе № 49

IV. Актуализация новых знаний

IV. Актуализация новых знаний

Значит, причина зла – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только…

Значит, причина зла – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021