Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.
bank-a.docx
Роль книг в жизни человека
1. А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Для Татьяны Лариной, главной героини произведения,
книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и,
фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она
представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она
начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений
уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об
этом человеке.
2. Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно
переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных
произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и
свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным
произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с
“родственниками”. Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных
думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию
развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что
читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив
управлять собой.
3. Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Библия оказала огромное влияние
на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает
герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок,
повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и
прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге,
Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь
духовного воскрешения. 4. Джек Лондон “Мартин Иден”. Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из
малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел
времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался
прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин
Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая,
герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена
подтверждает, что именно книги – это огромный багаж знаний человечества, в котором
можно найти ответ на любой вопрос.
5. К. Паустовский “Сказочник”. В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу
со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он
забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого
автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой
уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.
Проблема сохранения исторической памяти
1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на
место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это
время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря
обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.
2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за
родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт
вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их
подвиг.
3. Сегодня для нас очень важно воспитание памяти. В своём романе «Рой» С. А. Алексеев
пишет о жителях российской деревни Стремянки, которые отправились в Сибирь в поисках
лучшей жизни. Более трёх четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди помнят её, мечтают вернуться на свою родину. Но молодёжь не понимает своих отцов и дедов.
Поэтому Заварзин с трудом упрашивает своего сына Сергея съездить в прежнюю
Стремянку. Эта встреча с родной землёй помогла Сергею прозреть. Он понял, что причины
неудач и разлады в его жизни были от того, что не чувствовал он под собой опоры, не было
у него своей Стремянки.
4. А.Т. Твардовский — стихотворение «Есть имена и есть такие даты…». Лирический
герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими
героями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом —
судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все
происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться
красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не
воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна,
бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту
должны помнить о тех, кому обязаны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они
будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памяти звучит у
Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и
немые», «Я знаю: никакой моей вины…».
Влияние искусства на жизнь человека, роль искусства
1. Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его
семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как
поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение
Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя.
Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила
искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу. 2. К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою
дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего.
Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар
признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза
графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание
умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости.
Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое
сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек,
подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим
музыкантом.
Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на
3.
последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета –
невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя
всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что
портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни
которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти
глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.
4. О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет
молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек
восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все
люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет.
Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный
Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой
человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на
нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния
разрушает личность.
Роль музыки, искусства
1. Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче,
обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает
играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться
им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей
жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет
на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он
переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.
2. В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся,
музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к
звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал
тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте
много говорили.
3. А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в
тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого
командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь,
пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах,
трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и
в дальнейшем веселил свою пехоту.
4. К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий
композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с
девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может
оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему
слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей
музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит
шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ
открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.
Проблема подвига людей в годы войны (проблема мужества солдат на войне)
1. Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался
предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин.
Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но
как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап
– настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.
2. А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский
парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа
через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод:
он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется
невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.
3. Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек
может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного
произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в
осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий
человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя,
герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно
обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего
впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает
то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не
жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при
первом знакомстве с ними.
4. М. Шолохов “Судьба человека”. Испытания, через которые прошли люди в военное
время, показали силу воли и характер каждого. Андрей Соколов показал себя как человек
чести, верный воинскому долгу солдат. Попав в плен, он не боялся выражать своих мыслей
о непосильном труде, к которому принуждали пленных. Когда из-за чьего-то доноса он был
вызван к Мюллеру, герой отказался пить за победу немецкого оружия. Он был готов
терпеть голод, отказаться от желания выпить перед смертью, но сохранить свою честь и
показать истинные качества русского солдата. Нравственный выбор Андрея Соколова
позволяет считать его настоящим человеком с огромной силой, любящим свою страну.
Проблема самопожертвования,героизма
1. А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке,
не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в
захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина.
Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он
мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью
Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и
тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой,
любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к
следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками
показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.
И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки,
2.
находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного
ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а
утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и
новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя
опасности, решил действовать на благо ребенка.
3. Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по
“желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на
это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее
маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова
достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную
красоту.
4. В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна
Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик,
герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на
деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что
играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала
заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом
предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать
нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор,
Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался
благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.
5. Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути
встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный
отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с
каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему
человека.
6. М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все.
Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того,
чтобы увидеть Мастера.
Истинная любовь заставила героиню пойти на
самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.
7. Виктор Гюго "Отверженные" . Жан Вальжан незаслуженно провёл на каторге целых
19 лет и все за небольшой кусок хлеба , который украл чтобы накормить маленьких
голодающих племянников . Пять лет за кражу и остальные годы за попытки бегства , ибо
пребывание на галерах было настолько невыносимым и тяжелым , что бедный узник
совершал попытки к бегству снова и снова . И вот когда он наконец оказался на свободе ,
так как окончился его срок, это был озлобленный и ненавидящий весь мир человек , точнее
от человека там уже мало что осталось , каторга воспитала зверя , в котором жестокая
несправедливость жизни пробудила все самые недобрые черты, и страшно представить,
какие поступки совершил бы Жан Вальжан ,если бы не встретил человека святой души
Монсеньора Бьенвеню . Тот заново открыл для почерневшей озлобленной души , что такое
добро , милосердие , всепрощение , любовь . Показал на своём примере. Добрый эпископ
позволил Жану Вальжану переродиться , склониться снова к чаше добра , как он сказал,
протянув бывшему каторжнику серебряные подсвечники :"Я покупаю вашу душу". И он
действительно купил несчастную душу Жана Вальжана ,внутренний мир которого
перевернулся - злоба и ненависть исчезли и остались только стремление делать добро и
следовать святым наветам своего " искупителя" и наставника . И вот спустя 8 лет после
освобождения , Жан под вымышленным именем благодаря упорному труду и благим делам
стал уважаемым человеком , мэром Монтрея , наконец имел возможность вести спокойную
и достойную жизнь. И тут возникает опасность лишиться всего вместе с появлением
инспектора Жавера ,который мог узнать его . Именно в тот момент когда Жавер подаёт рапорт об аресте Жана Вальжана , в соседнем городе происходит суд над якобы
настоящим Жаном Вальжаном , которого узнали все бывшие сокамертники. Счастливый
случай чтобы истинному Жану Вальжану продолжить жить свободной спокойной жизнью и
навсегда избавиться от тревог , преследований и ужаса вернуться обратно на галеры . Но
голос совести и справедливости , нравственный голос долга не позволяет Жану допустить
чтобы кто то невинный пожизненно отправился на каторгу вместо него и угробил свою
жизнь и Жан Вальжан совершает мужественный и самоотверженный ,благородный
поступок - он едет на суд и совершает признание , чтобы спасти невинного .
Проблема воздействия природы на человека
1. Над этой проблемой рассуждал, например, В.П. Астафьев в рассказе «Царь-рыба».
Главный герой, Зиновий Игнатьич, - бывалый рыбак и браконьер, со временем утративший
бережное отношение к природе. Благодаря своему увлечению рыбалкой, он имеет
богатство, однако встреча с царь-рыбой помогла герою правильно расставить приоритеты.
Она стала для Игнатьича посланницей судьбы, напомнила Игнатьичу о важности
сохранения природы в её первозданном виде, а также о необходимости ответа за
содеянное. Будучи на краю смерти, герой раскаялся в том, как безрассудно он пользовался
природными ресурсами, и по итогу осознал, насколько сильна эта стихия, и как ничтожен
по сравнению с ней человек.
2. Примером гармоничного отношения человека и природы служит героиня повести А.И.
Куприна «Олеся». Главная героиня, Олеся, не пользуется природой, а живет в гармонии с
ней: наслаждается её красотами и радуется каждому лучику солнца, проглядывающему
сквозь листву. Девушка заботится о растениях и животных, тем самым показывая, что
человек может жить в тесной связи с природой, при этом не нарушая её покой. Проблема определения роли природы в жизни человека, проблема влияния
природы на духовный мир человека, проблема замечать красоту в простом и
обыденном
1. Л.Н. Толстой “Война и мир”. Раненый Андрей Болконский, лежащий на поле боя,
видит небо Аустерлица. Красота неба меняет его мировоззрение: герой понимает, что “все
пустое, все обман”. То, чем жил он раньше, показалось ему незначительным и ничтожным.
Красота природы не может сравниться с жестокими, озлобленными лицами воющих людей,
звуком выстрелов и взрывов. Наполеон, которого князь Андрей прежде считал кумиром,
показался уже не великим, а ничтожным человеком. Великолепное небо Аустерлица
помогло Андрею Болконскому понять самого себя, пересмотреть взгляды на жизнь.
2. Э. Хемингуэй “Старик и море”. В произведении мы видим море таким, каким оно
является для старого рыбака Сантьяго. Море не только обеспечивает его пищей, но и
приносит радость в жизнь этого человека, делает его сильным, как будто снабжая
запасами энергии из каких-то невидимых источников. Сантьяго благодарен морю. Старик
восхищается им словно женщиной. Душа старого рыбака прекрасна: Сантьяго способен
восхищаться красотой природы, несмотря на тяготы своего существования.
3. И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Каждый склонен воспринимать природу по-своему. Если
для нигилиста Евгения Базарова окружающий мир является мастерской, объектом
практики, то для Аркадия Кирсанова природа прежде всего красива. Аркадий любил
гулять по лесу. Природа привлекала его, помогала прийти к внутреннему равновесию,
залечить душевные раны. Герой восхищался природой, хоть и не признавался в этом,
потому что сначала тоже называл себя нигилистом. Способность воспринимать красоту
природы – часть характера героя, делающая его настоящим человеком, способным видеть
в окружающем мире лучшее. 4. Джек Лондон “Мартин Иден”. В основу многих произведений начинающего писателя
Мартина Идена ложится то, что он видел в плаваниях. Это не только жизненные истории,
но и мир природы. Мартин Иден всеми силами старается выразить то великолепие, которое
он видел, на бумаге. И со временем у него получается писать так, чтобы передать всю
прелесть природы такой, какая она есть на самом деле. Получается, что для Мартина
Идена красота природы становится источником вдохновения, объектом творчества.
5. М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”. Черствость и эгоизм по отношению к
людям не мешают Григорию Печорину трепетно относиться к природе. Для души героя
было важно все: весенние деревья в момент цветения, легкий порыв ветра, величавые
горы. Печорин писал в своем журнале: “Весело жить в такой земле!”. Он хотел в полной
мере выразить те чувства, которые вызывала у него красота природы.
6. А.С. Пушкин “Зимнее утро”. С восхищением великий поэт описывает пейзаж зимнего
дня. Обращаясь к лирической героине, он пишет о природе так, что перед читателем она
оживает. Снег лежит “великолепными коврами”, комната озарена “янтарным блеском” –
все указывает на то, что погода и правда чудесна. А.С. Пушкин не только ощутил всю
прелесть природы, но и передал ее читателю, написав это прекрасное стихотворение.
Красота природы – это один из источников вдохновения для поэта.
7. Л.Н. Толстой — роман «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает
человеку осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним
встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб
наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными,
сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не кончена, впереди,
может быть, счастье, исполнение своего предназначения.
8. Ю. Яковлев — рассказ «Разбуженный соловьями». Природа пробуждает в душе
человека лучшие человеческие качества, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рассказа — эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да
и не воспринимали всерьез. Прозвище его — Селюженок. Но вот однажды ночью услышал
он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина,
а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес,
взрослые меняют свое отношение к нему.
Проблема исчезновения памятников истории и культуры
Культурное прошлое нужно охранять. Памятники культуры принадлежат народу, и не
одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими
потомками.
1. Герой произведения В.Шукшина "Крепкий мужик" бригадир Шурыгин решает
собственными руками снести главную святыню деревни-церковь. Его не беспокоит то,что
здание имеет историческую,духовную ценность для жителей деревни. От мужчины
отворачивается даже его собственная жена,никто не может смириться со сносом церкви.
Главное для Шурыгина-выгода,корысть. Кирпичи разрушенной церкви он планирует
"пустить на свинарник".
2. В качестве второго аргумента хочется привести в пример произведение Д.С.Лихачёва
"Письма о добром и прекрасном". Писатель восхищается самобытностью русских
городов,их грандиозными культурными ансамблями. Он отмечает важность сохранения
разнообразия наших городов и сёл,сохранение в них исторической памяти,общее
национально-историческое своеобразие,ведь историческая память воспитывает человека.
3. В. Солоухин — сборник очерков «Время собирать камни». В этой книге автор
размышляет о необходимости сохранения памятников старины — писательских усадеб,
домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения Аксакова, Оптиной пустыни. Все
эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками,
старцами, с духовным развитием народа. 4. В «Письмах из Русского музея» Солоухин подымает актуальную тему. Он говорит о
том, что исторические памятники уничтожаются сотнями. Люди хотят освободить место
для постройки нового магазина, а историческую память разрушают.
Проблема определения роли Родины в жизни человека, проблема ответственности
людей за судьбу своей Родины, патриотизм и любовь к Родине, проблема
отношения человека к своей родине.
1. М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал,
что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной
силе воли и несгибаемом характере героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера
он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего
русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на
голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея
Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-
настоящему любящего свою Родину.
2. Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием
истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех
представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в
любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется
на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком
не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной
неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не
жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди –
достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются
патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о
патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.
3. А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том,
чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести,
верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу,
молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В
самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз
обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это
все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый
отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве,
которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.
4. В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в
полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя
не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на
войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной
врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором
кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на
передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это
важно.
5. Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой
существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе
разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий
предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону
врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным
ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно
чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его
старшему сыну.
6. А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным
воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг
ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку,
подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не
видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения
совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся
за светлое будущее своей страны.
7. Произведение В. Распутина «Прощание с Матерой». Для старухи Дарьи деревня
Матера – это родной край, ведь она прожила здесь всю жизнь. Здесь её дом, могилы её
предков, всё, что ей дорого. Дарья, как и большинство пожилых жителей деревни, не
намерена менять свою ветхую избушку на новый дом со всеми удобствами. Стариков, для
которых Матера является Родиной, объединят общая цель – спасти деревню от затопления.
Проблема нравственной оценки факта войны, проблема влияния войны на
человека.
1. Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один
из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях,
однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса
войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее
бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения,
пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно
справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает
ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых и
негуманна
человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов
на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки
зрения,
противоестественна.
2. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» автор повествует о солдате Андрее
Соколове, который потерял всех своих близких и каждый день боролся за свою
собственную жизнь. На своем пути герой встречает еще более искалеченного судьбой
маленького мальчика, оставшегося совсем одним. Шолохов показывает весь ужас
пережитых страданий главного героя в описании его глаз, которые были будто бы
подернутые пеплом. А маленький мальчик, измучившийся в такое тяжелое время без
родителей, без их тепла и заботы, сразу признал в Андрее Соколове своего отца. Писатель
говорит нам о том, что война не щадит никого, она бесчеловечна по своей сути.
3. В качестве второго аргумента хочется привести путь Григория Мелехова, героя романа
М.А.Шолохова «Тихий Дон», который также демонстрирует разрушительную роль войны
в жизни человека. Привыкший к сельской жизни, герой представляет войну , как что-то
должное, а убийство врага, как что-то оправдаемое. Но первые военные действия
начинают рушить убеждения Григория, который осознаёт бессмысленность этого
действия. Он понимает, что вражеские бойцы такие же обычные люди, как и он,
подчиняющиеся приказам свыше.
Проблема влияния войны на человека
1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни
после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате
нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и
бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.
2. Война может коснуться каждого из нас. Она калечит и судьбы солдат, ушедших
сражаться за свою Родину, и судьбы родных, которые их ждут. В мировой литературе немало писателей, говоривших о том, что нет ничего страшнее войны. Обратимся к
повести Елены Ильиной «Четвертая высота». Автор рассказывает нам об осиротевшей
девушке Гуле Королевой, которая уходит на фронт. Героиня сильно переживает из-за
гибели своих близких, но, несмотря на свой юный возраст, решает сражаться за свою
Родину. Девушка героически погибает. Когда читаешь это произведение, становится очень
больно на душе. Никого эта история не сможет оставить равнодушным.
3. Приведу еще один аргумент. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» автор
повествует о солдате Андрее Соколове, который потерял всех своих близких и каждый
день боролся за свою собственную жизнь. На своем пути герой встречает еще более
искалеченного судьбой маленького мальчика, оставшегося совсем одним. Шолохов
показывает весь ужас пережитых страданий главного героя в описании его глаз, которые
были будто бы подернутые пеплом. А маленький мальчик, измучившийся в такое тяжелое
время без родителей, без их тепла и заботы, сразу признал в Андрее Соколове своего отца.
Писатель говорит нам о том, что война не щадит никого, она бесчеловечна по своей сути.
4. В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» мы знакомимся с еще одной
истерзанной, искалеченной судьбой. Война забрала у главной героини все: фашисты
повесили на глазах у женщины её мужа и сына, и даже представить сложно, какие мысли
и эмоции переполняли девушку. Однако материнский инстинкт не дал Марии сойти с ума и
помог двигаться дальше: она выполняет бесценный долг и спасает множество детей и
даже раненного немца от верной гибели, показывая тем самым, что в сердце русской
женщины
милосердие.
5. Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем
человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика-
истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три
недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе
невозможно
убить ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет
воздушных побед над врагом.
Проблема роли семьи, родного дома в жизни человека
Вспомним семью Ильи Обломова из романа Гончарова. Семья Обломовых была большой, в
их доме жило множество родственников. В этой семье была тёплая, дружеская атмосфера.
Илью любили и ласкали все родственники. Все члены семьи жили сонной, ленивой и тихой
жизнью. Они не любили трудиться. В этой семье редко грустили и задумывались над
жизнью. Всем жилось весело и беззаботно. Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту
апатию они любили. Они наполняли апатичную жизнь праздниками и обрядами. Можно
сделать вывод о том, что все семьи разные, у всех разные законы в семье, разные стили
жизни, но самое главное-это семейный очаг. Главное кроется в счастье, которое должно
быть
семье.
Во многих литературных произведениях затрагивается проблема семьи. Мне вспоминается
“Война и мир” Л.Н.Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой
описывает семью Ростовых. В этой семье искренне радуются и искренне плачут, открыто
влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого члена семьи. Эта семья
всегда готова гостеприимно принять любого человека. В их доме приятно находиться, там
спокойно на душе,
так как в их семье царит счастье и любовь.
В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Семья для Андрея Соколова была тем
нравственным стержнем, который составляет суть человека. Он горячо любил жену, детей,
а война отняла у него все. Но герой не сломался, он вновь создал маленькую семью,
усыновив Ванюшу. Теперь есть ради кого жить и трудиться.
Аргумент к сочинению ЕГЭ из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" На примере семьи
Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между
членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума,
каждой
в легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно
русское стремление к широте и размаху (напр. организация Ростовым-старшим приема
москвичей в честь Багратиона). Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и
непосредственность (именины Наташи, поведение Николая на войне, святки). Переломным
моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы,
предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое
разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством
выполненного патриотического долга. Члены семьи связаны только внешними
отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И
в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера
нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает
в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество
завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом,
интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства
Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он
фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало,
заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в
дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадемуазель Бурьен).
Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от
своих претензий.
Проблема отношения человека к жизненным потрясениям
Обратимся к литературе и подтвердим аргументами высказанную мысль. Вспомним
произведение Б. Полевого “Повесть о настоящем человеке”. А. Мересьеву, советскому
летчику, пришлось пережить очень серьезные события. Вначале он потерпел крушение,
будучи пилотом самолета, затем он полз несколько километров по заснеженному лесу, а и
добравшись до госпиталя, он перенес операцию, в результате которой ему ампутировали
ноги, заменив их протезами. Эти испытания сильно повлияли на А. Мересьева, но он не
сдался, тренируясь каждый день, он закалял характер, становился сильнее. Можно
сделать вывод о том, что эти события очень сильно повлияли на Мересьева, на его
отношения к трудностям и преградам. Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого
“Война и мир”. Андрей Болконский шел на войну ради того, чтобы быть похожим на своего
кумира Наполеона, ради того чтобы обрести славу, ради того чтобы в нужный момент
проявить свой героизм. В результате Болконский, будучи тяжело раненым в ходе
Аустерлицкого сражения, пересматривает взгляды на жизнь, осознает истинно важные
ценности. Война оказала значительное влияние на А. Болконского, изменив его
мировоззрение
жизни.
Проблема взаимосвязи поколений
Так, например, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был воспитан
правильным образом: в одновременной строгости и нежности. И несмотря на то, что отец
Петра имел жесткий, требовательный нрав, герой вынес из общения с ним самое лучшее:
соблюдение законов нравственности и верность собственному слову. Петр уважает и
любит своего отца так же, как и сам А.С. Пушкин уважал и ценил Арину Родионовну, ведь
няня, в первую очередь, была для него в качестве друга
Несколько примеров взаимосвязи поколений присутствуют и в романе-эпопее Л.Н. Толстого
«Война и мир». В семье Курагиных, например, главным принципом является выгода и
нажива, исходя из этого и строились отношения между её членами, а также заключались
браки. Семья Ростовых, наоборот, живет в семейной идиллии: они счастливы попросту
оттого, что имеют счастье находиться рядом друг с другом, они честны и во всем друг
друга поддерживают.
отношение
к общего
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность
поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими.
Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле
Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела,
его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда
сына. Он признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает
праздность и суеверие. Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь
даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь
Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в
успехе
дела.
Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И. С. Тургенева «Отцы и
дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается
в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом,
возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец
мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так
и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится
хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а
тянется
дальше.
Обратимся к роману И.С.Тургенева "Отцы и дети", в котором очерчено столкновение
консерваторов и нигилистов на примере образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения
Базарова. Оба конфликтующих были твердо уверены в своих убеждениях, но в
большинстве словесных стачек победу одерживал Базаров. Павел Петрович и сам признает
долю истины в утверждениях противника. Из этого следует, что старшим тоже есть, чему
поучиться у нового поколения.
Далее обратимся к автобиографической повести М.Горького "Детство". Будущий писатель
после смерти отца был вынужден переехать в дом деда, в котором царили брань, жестокость и страх. Его обитатели, в отличие от Алёши, другой жизни и не знали, а дед с
бабушкой считали такое устройство рациональным. Мальчик был против насилия, тогда
как ежесубботняя дедовская порка детей за малейшую провинность считалась здесь
нормой. Задумайтесь: если бы Алёше каким-то образом удалось донести до взрослых, что
нужно исправиться и вытеснить весь негатив из жизни, история, описанная в повести, не
была бы такой плачевной. В доме чаще раздавался бы детский смех, родственники
поддерживали бы друг друга и их дела пошли бы в гору, люди были бы здоровее... Но, к
сожалению, мальчик не мог противостоять взрослым, твердо уверенным в своих
убеждениях людям.
Проблема роли (ценности) детских воспоминаний в жизни человека.
Николенька, главный герой трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого ,
также предается воспоминаниям. В первой книге он делится воспоминания о детстве, о
маме, об окружающем его мире. Этот мир детства показан как самый счастливый этап его
жизни. Но в последующих книгах персонаж взрослеет, в его жизни происходит много
событий. Он теряет мать, переезжает в другой город. В его взрослой жизни уже не все
люди относятся к нему с такой теплотой, как в детстве, но воспоминания греют его душу и
помогают справиться с трудностями. Незабываемая атмосфера любви и радости помогает
уже взрослому герою осознать, что добро – это самое важное, что есть в жизни.
Подтверждение данной проблемы можно найти в повести А.А.Лиханова «Благие
намерения». Дети, потерявшие родителей, живут в детском доме, окружённые заботой и
пониманием. Однако даже самые хорошие условия не могут заменить любовь родителей.
Ведь именно повзрослев, мы начинаем ценить заботу самых близких людей, которую они
подарили нам в детстве. Писатель убеждает нас в том, что у каждого ребёнка должно
быть хорошее детство, вспомнив которое, на душе становилось бы теплее. Л.Н. Толстой “Война и мир”. Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не
боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и
открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а
добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие
качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой
жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство
князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а
иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве,
стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли
настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.
М. Горький “Детство”. Судьба Алеши Пешкова была нелегкой. К началу обучения в школе его
семья настолько обеднела, что ребенок был вынужден сам зарабатывать себе на
пропитание. Через некоторое время Алеше по наставлению деда и вовсе пришлось идти “в
люди”, то есть уйти из дома на заработки. Но на этом несчастья не закончились: близкие
ему стали умирать один за другим, а сверстники мальчика и вовсе недолюбливали. И хотя
у Алеши Пешкова было трудное детство, в нем развились самые важные для человека
внутренние качества: доброта, способность к состраданию, чуткость. Сложные жизненные
обстоятельства не отняли у него самое главное, чем ценен человек.
Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Еще в детстве в человеке зарождается важное качество
личности – умение сочувствовать всему живому. Из рассказа мы узнаем о Сашке,
решившем приютить бездомную собаку. Ни один взрослый не поддержал желание
мальчика помочь живому существу. Жестокий отец при первой же возможности застрелил
животное. Сашка был потрясен. Он решил, что всегда будет защищать брошенных
животных, когда станет взрослым. Случай, произошедший с героем в детстве, пробудил в
нем принципы его будущей жизни. Проблема одиночества людей в старости
А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Одиночество Самсона Вырина было вынужденным. Дуня,
его дочь, сбежала из дома с офицером Минским, остановившимся на их станции. Желание
хотя бы увидеть дочь побудило Самсона Вырина идти пешком в Петербург. Там он получил
лишь обещание Минского сделать Дуню счастливой. Он увидел дочь позже, но при виде
отца она упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. С тех пор он ничего не
слышал о Дуне три года. Самсон Вырин умер в одиночестве, так и не увидев дочь. Дуня
вернулась к отцу, которого она обрекла на одиночество, но уже слишком поздно. Она
много времени провела на могиле.
К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Дочь Настя буквально обрекла Катерину Ивановну, свою мать, на
одиночество. Девушка жила насыщенной жизнью в Ленинграде. Она даже не
представляла, что может оторваться от работы, чтобы навестить свою старую маму. Настя,
получая письма от Катерины Ивановны, была рада и тому, что старушка жива, потому что
может писать. Девушка слишком поздно поняла, что она бросила в одиночестве
единственного человека, который ее по-настоящему любил – свою маму. Настя получила
письмо с просьбой матери приехать, но не восприняла его серьезно. Только после
телеграммы о том, что Катерина Ивановна умирает, девушка осознала, какую серьезную
ошибку она совершила. Настя винила себя за то, что оставила в одиночестве свою старую
мать, которую она должна была ценить больше всего в жизни.
И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Нигилиста Евгения Базарова тоже можно назвать одиноким.
Сначала он общается с Аркадием Кирсановым, но скоро пути молодых людей расходятся.
Одиночество Евгения Базарова связано с его взглядом на мир. С мнением этого человека
решил бы согласиться далеко не каждый, уж слишком далеки взгляды героя от того, что
веками было принято в обществе. Людям сложно смотреть на природу как мастерскую,
отрицать почти все, к чему они привыкли. У героя много последователей, но мы понимаем, что никто из них не предан нигилизму по-настоящему. Поэтому одиночество Базарова хоть
и закономерно, но в какой-то степени тяжело для него самого.
Проблема ложных ценностей
Хорошим примером показателя ложных ценностей является рассказ И.А. Бунина «Господин
из Сан-Франциско». Все общество высших трюм корабля «Атлантида» буквально лоснится
своими богатствами, а также потребностью судить по богатству, жить деньгами и ради
денег. Так и сам Господин из Сан-Франциско, прожив всю жизнь с одной единственной
целью – накопить богатство, а также вместе с тем обрести славу и хоть какую-то
известность в узких кругах, вдруг умирает, так и не сумев насладиться этими
«ценностями». Этот герой на собственном примере продемонстрировал, что в погоне за
богатством теряется самое главное, что делает из человека такового: это любовь,
милосердие и духовность, а также искренняя, своевременная радость жизни. В романе Н.В.
Гоголя «Мертвые души» так же красной нитью проходит мысль о том, что погоня за
ложными ценностями приводит к моральной деградации. И все те «мертвые души»,
которые автор раскрывает перед нами в самых ярких красках, становятся показательным
тому примером. Таким образом, и Манилов, и Коробочка, и Собакевич, и Ноздрев окружены
собственными грехами, слабостями и предрассудками, исходя из которых они и судят себя
и окружающих. Один считает истинными ценностями собственное богатство, другой –
накопительство, третий – лицемерие и притворство, и каждый из них за всей этой ширмой
упускает главную суть человеческой жизни и главных, единственных человеческих
ценностей.
В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» главный герой деградирует как личность. Сначала Дмитрий
Ионыч Старцев ходит пешком, влюбляется в дочь Туркиных, семья которой считается
самой талантливой в губернском городе. Получив отказ на предложение руки и сердца,
герой быстро успокаивается. У него появляются деньги, своя тройка лошадей, экипаж, а любимым его занятием становится считать деньги по вечерам. Так постепенно земский
врач утрачивает человечность и начинает придавать большое значение ложным
ценностям.
Проблема обмана при общении
Многие известные писатели ставили в своих произведениях вопрос обмана. Обратимся к
роману Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Автор рассказывает нам об
Алексее Швабрине, который ведет бесчестный образ жизни. Одним из примеров этого
является, то, как во время дуэли с Гриневым он побеждает, воспользовавшись
отвлечением соперника. Но в конце романа мы видим, что все его подлые, лживые
поступки привели персонажа к справедливому наказанию. Приведу ещё один аргумент. В
романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы встречаем бесчестного человека
Грушницкого. Он оклеветал княжну Мэри ради мести сопернику. Во время дуэли герой
отдает незаряженный пистолет своему противнику, чтобы зло подшутить над ним.
Грушницкий чувствует всю подлость этой затеи, однако его самолюбие не позволяет ему
признаться в этом и благородно разрешить конфликт. Герой открыто говорит, что
презирает себя. Несмотря на понимание всей низости обмана, молодому человеку не
хватает силы духа признаться в этом открыто, что приводит к трагедии.
Проблема ответственности за судьбу родного языка
Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому
себе. По-настоящему сильный, здоровый, уверенный в себе человек не будет без нужды
говорить громко, ругаться и употреблять бранные и жаргонные слова. Ведь он уверен, что
его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в
жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем
дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей
личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусовское общество на контрасте с
образованным Чацким пестрило пошлостью и безграмотностью. В приоритете у этих людей
было богатство, они, как это было модно, пренебрегали русской культурой и языком, и
очень часто употребляли французские слова, что и ставил им в упрёк один из главных
героев произведения, Александр Чацкий, однако его усилия не могли увенчаться успехом.
Фамусовское общество нельзя было исправить и наставить на путь истинный, однако
А.С.Грибоедов подводит читателя к мысли о том, что судьба русского языка не потеряна до
той поры, пока существуют такие ответственные люди, как Александр Чацкий, способные в
любой ситуации, при любом обществе сохранить самообладание.
Т. Толстая “Кысь”. Своей безответственностью люди нанесли огромный урон языку. Утрачена
его прежняя красота и певучесть, ведь все только и “кидаются” словами, не думая о
последствиях. Неправильное произношение слов разрушает красоту языка. Произведение
побуждает задуматься о последствиях такого отношения к языку. После прочтения книги
хочется защитить, сохранить родной язык, исключив сленг и жаргон.
Д.С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”. Размышляя о богатстве русского языка и отношении
к нему людей, Дмитрий Сергеевич Лихачев говорит, что язык позволяет оценить человека
при первой же встрече с ним. Язык дает возможность узнать об отношении кого-либо к
окружающему миру и самому себе. Умный, воспитанный, интеллигентный человек не будет
без надобности говорить слишком громко, эмоционально, употреблять неуместные и
некрасивые слова. Научиться красивой, интеллигентной, грамотной речи непросто. Нужно
учиться говорить, потому что речь – это основа поведения человека, то, по чему можно
судить о нем в первую очередь. Эти мысли Дмитрия Сергеевича Лихачева очень точны. Они
актуальны сейчас и будут так же верны спустя много лет. В.Г. Короленко “Без языка”. Автор утверждает, что без языка каждый из нас “как слепой или
малый ребенок”. Люди, не умеющие грамотно и красиво писать и говорить, засоряют речь,
нанося тем самым языку непоправимый урон. Родную речь нужно не только оценивать по
достоинству, но и беречь, и стараться сохранить. Будущее русского языка зависит только
от человека.
О бережном отношении к языку много размышляет М.Кронгауз в книге «Русский язык на
грани нервного срыва. Заметки просвещённого обывателя». Учёный сетует на
перегруженность языка словами-паразитами, ненормативной лексикой, жаргонизмами. Всё
это, по мысли автора, засоряет язык и обедняет внутренний мир человека.
Проблема переживания детьми военных событий, посильного участия в войне.
Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они
хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре
повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик
Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу,
названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто
такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и
узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого
ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и
храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и
первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время
разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького
героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со
взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.
Повесть В.П.Катаева «Сын полка». В ней мы узнаём о судьбе мальчиками Вани Солнцева,
которого нашли разведчики спящим в окопчике и приютили его на время у себя. Мальчик хотел участвовать в разведке, сбежал от ефрейтора Биденко, который вёз его в грузовике
в детский дом. Мальчик убедил взрослых, и ему разрешили пойти в разведку. Под видом
пастушка ребёнок собрал ценные сведения.
Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они
хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре
повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик
Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу,
названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто
такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и
узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого
ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и
храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и
первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время
разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького
героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со
взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.
В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» вчерашние школьники создали подпольную
организацию для борьбы с оккупантами. Юные краснодонцы оказывали активное
сопротивление врагам. За свои активные действия юноши с девушки были арестованы и
подвержены жёстким пытками, но они вели себя достойно, стойко и мужественно. Они
отдавали свою жизнь в борьбе с фашизмом.
Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они
хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре
повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик
Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто
такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и
узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого
ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и
храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и
первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время
разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького
героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со
взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.
Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера»
Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает
раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу матери. Одиноко и холодно и есть
очень хочется. Вернувшаяся с работы уже затемно мать приносит муку и кусок мяса.
Быстро и весело стряпаются пельмени. Но их ещё надо сварить. В холодную зимнюю
темень выходят Ваня и мать за дровами. Холод, тяжело рубить дрова, а потом тащить их
домой. Уставший Ванька засыпает, не дождавшись готовых пельменей. Мать с трудом
будит детей и кормит их. Засыпая Ванька слышит, как мать строчит на машинке: завтра он
пойдёт в школу в новой рубахе. Несмотря на тяжёлые годы войны, мать Вани говорит, что
солдатам, сидящим где-то в окопах сейчас намного труднее, и видимо, это вселяет силы в
уставшую женщину.
2. Э.Е. Фонякова «Хлеб той зимы»
Повесть посвящена тяжёлой блокадной зиме, когда по нормам выдавали 125 граммов
хлеба на человека в день: «На фарфоровом блюдечке — пузатенькая, «детская» чашечка с
мучным супом — зеленоватой жидкостью-болтанкой и пластик черного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух». Это еда на весь день, оставленная
родителями своей дочке. Девочка мучается над проблемой съесть всё сразу или растянуть
на весь день. Растянуть не получается. Всё съедается моментально и незаметно. Соседка в
это время жарит на кухне блины. Девочка буквально молится, повторяя про себя как
заклинание: «Ну дай же, дай!.. Ну пол, ну четверть блинчика!..» Однако соседка не делится
с девочкой. Но некоторое время спустя в комнату заходит подружка Ирка и оставляет на
столе завёрнутыми в газетку три ароматных масляных блина. Люди сохраняют милосердие
и продолжают помогать друг другу даже в такое тяжёлое время.
3. Б.Васильев «В списках не значился»
Николай Плужников оказывается в Брестской крепости накануне начала Великой
Отечественной войны. Разгромленный гарнизон уходит в подземелье. Николай и немногие
выжившие защитники продолжают сражаться. Переходя из подвала в подвал, страдая от
голода и жажды, Николай лишь однажды пытается покончить жизнь самоубийством.
Однако в этот момент его отговаривает Мирра, девушка-еврейка, влюблённая в Николая.
Осенью девушка признаётся, что она беременна. Плужников, желая спасти девушку,
отправляет её на разбор завалов. Но её узнаёт немец, которого когда-то пощадил Коля.
Мирра пытается отойти подальше, чтобы Плужников, который следит за всем из
подвальной дыры, ничего не понял и не вмешался. Девушку жестоко избивают и
протыкают штыком. Так Мирра спасает ценой своей жизни Николая. В условиях
бесчеловечной жестокости в людях остаётся любовь, жажда спасти ближнего.
4. В.Г. Распутин «Живи и помни»
В повести идёт рассказ о судьбе Настёны, которая пытается в последние годы войны спасти своего мужадезертира.
Андрей Гуськов в минуту слабости, испугавшись погибнуть на войне, бежит домой в родную деревню. Прячась по
ночам, они тайно встречаются. Настёна всячески пытается искупить грех своего мужа, работает больше других,
покупает облигации государственного займа почти на свои трудодни. Когда женщина узнаёт, что она беременна, она пытается до последнего скрывать тайну своего мужа. Но её выслеживают. В этот момент, понимая, что уйти от
погони не удастся, она тонет в реке, спасая ценою собственной жизни и жизни не рождённого ребёнка своего мужа.
Название повести обращено к Андрею, который обрёк на смерть самого дорогого ему человека. В войне человек
проявляет как свои лучшие, так и худшие качества.
Проблема двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях
1, из повести В.Катаева "Сын полка" Война – страшна и бесчеловечна, это не место для
детей. На войне люди теряют близких, ожесточаются. Взрослые всеми силами пытаются
оградить детей от ужасов войны, но, к сожалению, им не всегда это удается. Главный
герой повести Валентина Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев теряет на войне всю свою
семью, скитается по лесу, пытаясь пробраться сквозь линию фронта к «своим». Там
ребенка находят разведчики и приводят его в лагерь к командиру. Мальчик счастлив, он
выжил, пробился сквозь линию фронта, его вкусно накормили и уложили спать. Однако
капитан Енакиев понимает, что ребенку не место в армии, он с грустью вспоминает своего
сына и решает отправить Ваню детский приемник. По дороге Ваня сбегает, пытаясь
вернуться в батарею. После неудачной попытки ему удается это сделать, и капитан
вынужден смириться: он видит, как мальчик старается быть полезным, рвется в бой. Ваня
хочет помочь общему делу: он проявляет инициативу и идет в разведку, в букваре рисует
карту местности, но за этим занятием его ловят немцы. К счастью, в общей суматохе про
ребенка забывают и ему удается бежать. Енакиев восхищается стремлением мальчика
защитить свою страну, однако переживает за него. Чтобы спасти жизнь ребенку, командир
отправляет Ваню с важным посланием подальше от места битвы. Весь расчет первого
орудия погибает, а письме, которое передал Енакиев, командир прощается с батареей и
просит позаботиться о Ване Солнцеве. Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли.(Проблема
губительного влияния человеческой деятельности на природу)
1. Например, в рассказе Рея Брэдбери «Каникулы на Марсе» мы видим, что произошло с Землей. Люди не ценили
место их проживания, воевали друг с другом, это все привело к гибели планеты Земля. Семья, которая успела
перебраться на Марс, боится взрывов. Даже когда взорвалась ракета, то отец семейства уже по привычке стал
спасать свою семью, потому что на Земле ведется война, только потом он понял, что взорвалась их ракета, которую
он сам ликвидировал. На примере этого рассказа видно, что может произойти с Землей, когда человечество убивает
свою
планету.
2. Приведу еще один пример из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Вкус талого снега». В произведении
говорится о природе, которую человек губит. Охотник, который является главным героем, убивает птицу, но когда
собирается его взять на него начинает капать березовый сок. Рассказчик начинает размышлять о том, что люди
губят природу. Только Земля приобретает опять свой ритм, как тут же человек вмешивается. Охотник обеспокоен
тем, что, скорее всего его внуки, правнуки даже не будут знать, что такое березовый сок и какой он сладкий. На
примере этого рассказа можно заметить, что в скором времени природа может погибнуть и наши потомки не смогут
насладиться этой красотой.
Повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба» - произведение, проникнутое страстной
3.
любовью к родной природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием,
жадностью, безумностью губит её. Образ царь-рыбы символизирует саму природу.
Браконьер Игнатьич в борьбе с осетром был стянут в воду гигантской рыбой,
превратившись в пленника собственной добычи. Рыбак Утробин, поймав на крючок
огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он
вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное
начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. 3.1.В. Астафьев «Царь-рыба»
Стремительное развитие техники отозвалось не только благами. Люди настолько свыклись
с той пропастью, которая отделяет их от природы, что просто перестали воспринимать её.
Человек стал бездуховен, и это породило в нём жажду наживы. Процветает браконьерство.
Спасение природы и человека, по мнению В.Лстафьева, заключается в преодолении
пропасти между человеком и природой, в их духовном слиянии. Человек должен жить в
мире с природой, не нарушать её гармонию, не грабить её.
4. Д.Гранин «Зубр»
Главный герой произведения, Зубр, знает, что большинство людей, даже некоторые
учёные, считают, что природа безгранична, а воздействие человека на неё ничтожно.
Такие учёные вызывают у Зубра недоумение. Как они могли покорно соглашаться с
варварскими проектами, мало того, давать одобрительные заключения строить гибельные
предприятия на озёрах, вырубать леса, возводить плотинырыть каналы? Зубр думает о
том, что наука помогает в этом случае человеку покомфортнее устроиться за счёт
природы. И его сердце болит от того, что он лучше других понимает, как хрупка и
беззащитна порой природа перед человеком
Проблема определения счастья в подростковом возрасте
1. роман Л. Улицкой "Зеленый шатер". Проблема счастья находит свое отражение на страницах романа
Л.Улицкой «Зеленый шатер». Главных героев, казалось бы, не объединяет ничего, кроме школы: у них разные
интересы, привычки и воспитание. Саня, воспитанный мальчик из интеллигентной семьи, увлекается музыкой и
книгами, которыми наполнен его дом. Илья отчаянный сорванец, всюду бегающий со своим фотоаппаратом и
снимающий все примечательное для архива. Миха – детдомовский мальчик, которого усыновила тетя и который
никогда не знал настоящей семьи. Дружба объединяет таких разных людей и делает их семьей. Они вместе проводят
много времени, вечерами пропадают в квартире Сани, пьют вместе чай, наслаждаются музыкой и слушают истории
Саниной бабушки. Там ребята понастоящему счастливы, они находятся в кругу семьи, где царит любовь и взаимное себя
может
и
подросток
понимания
почувствовать
доверие. Таким образом, история героев является доказательством того, что только в атмосфере взаимного
уважения
счастливым.
2. Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро
«Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца.
Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь
прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.
Проблема нравственного выбора между лицемерием и искренностью
1. Чтобы подтвердить правильность наших суждений, обратимся к литературным аргументам. В поэме Н. В.
Гоголя «Мёртвые души» в 11 главе даётся предыстория Павла Ивановича Чичикова. В гимназии Чичиков
стремился угодить учителю, вёл себя на его уроках тихо, зная, что именно таких прилежных и угодливых учеников
любит педагог. После звонка Павлуша первым подавал учителю его треух, старался чаще попадаться на глаза, чтобы
лишний раз поклониться. После окончания училища ученики узнали, что учитель, любитель тишины и похвального
поведения в классе, был выгнан из училища, с горя принялся пить и оказался в крайне бедственном положении.
Бывшие классные шалуны собрали для учителя деньги, а Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какойто
пятак серебра. Узнав об этом, бывший педагог разочаровался в «благонравном» Чичикове, который его «сильно
надул». Лицемерие, которое Чичиков проявлял с детства, привело его к духовной деградации, к нравственному
падению.
2. Персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин также делает свой нравственный выбор. И он
мало чем отличается от выбора большинства представителей «фамусовского общества». Для него важнее всего не
честь, не совесть, не порядочность, а выгода, «тёплое местечко», связи, чтобы успешно завязывать нужные
знакомства и подниматься вверх по социальной и карьерной лестнице. Поэтому и «методы» достичь всего этого у
Молчалина самые разнообразные – лицемерие, обман, подхалимство, лесть, отказ от собственного мнения и многое
многое другое.
Проблема необходимость дружной семьи в жизни каждого ребенка
1. Во многих литературных произведениях затрагивается проблема семьи. Мне вспоминается “Война и мир”
Л.Н.Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. В этой
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.