Аргументы из рассказа В.Астафьева Людочка

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аргументы из рассказа В.Астафьева Людочка по проблемам: .ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА, ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА, ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ, ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, непонимания близких людей в сложной ситуации,Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь и человека.
Иконка файла материала Аргументы из рассказа В.Астафьева Людочка.docx
1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА рассказе В.Астафьева Людочка в одноименном пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая. 2.ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. 3. ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ Проблема   преступления   и   наказания   в   рассказе   «Людочка»   В.   Астафьева   ­ воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.  Социальные преступления  здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым   страшным   преступлением   является   насилие     против   человека.   Его   совершил Стрекач,   надругавшись   над   Людочкой.   Девушка   понесла   наказание   за   вялость   и равнодушие,   искупая   своей   смертью   не   только   свои   грехи,   но     и   грехи   своей   матери, школы,   Гавриловны,   милиции,   молодёжи   городка.   Но   ее   смерть     разрушила   царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим. 4.ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надововремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя. 5.ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, непонимания близких людей в сложной ситуации Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения. 6.ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот  «пейзаж»   напоминает  кладбище,  где   от  рук  человека  принимает  смерть   природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и  разрушаются  нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы. 7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни. 8.Проблема исчезновения деревень Вымирает   духовно    и   постепенно   исчезает    в   рассказе   В.Астафьева   «Людочка» деревня  Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура.  Писатель бьет тревогу:   деревня,    как   догорающая   свеча,   доживает   свои   последние   месяцы.   Люди разрывают   связи   между   человеком   и   природой,   забывают   свои   истоки,   откудапроизрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет. 9.Проблема алкоголизма    Горько,   больно   читать,   как   ведут   себя   пьяные   молодые   люди   на   дискотеке   в рассказе В.Астафьева «Людочка».  Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец   девушки тоже   был закоренелым   пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже   боялась, что ребенок может родиться больным,   а потому   зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют. 10.Падение общественной нравственности Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни! 11. «Чтиво» и истинная, живая книга. В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» — одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества. 12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества. Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а учитателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение. 13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость. 14. Проблема воспитания. Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было. 15. О Боге. Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась… 16.Об отсутствии любви уже Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.