Архетип коллективного бессознательного.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную.
Иконка файла материала Архетип коллективного бессознательного.doc
Архетип коллективного бессознательного. Как   известно,   глубинная   психология   есть   общее   название   для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости  психики от  сознания и стремления обосновать  фактическое существование   этой   независимой   от   сознания   психики   и   выявить   ее содержание.   Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную. Классическая глубинная психология представлена уже выше описанной концепцией Зигмунда Фрейда, а так же концепциями Альфреда и Карла Юнга ­   соответственно   психоанализом,   индивидуальной   психологией   и аналитической психологией. Аналитическая   психология   ­   одна   из   школ   глубинной   психологии, базирующаяся   на  понятиях   и  открытиях   человеческой   психики,  сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Исследовательская   карьера   Юнга   началась   в   клинике   для душевнобольных   в   Буфгхельцле,   неподалеку   от   Цюриха,   в   то   время   Юнг находился под сильным влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда.  Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии.   Фрейд полагал, что шизофрения на ряду с другими психическими расстройствами развивалась   из­за   подавления   сексуальности   и   перемещения   эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного. Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживаемая и иными способами,   помимо   сексуального,   а   потерю   контакта   с   реальностью, характерную   для   шизофрении,   нельзя   связывать   лишь   с   сексуальным перемещением.   Так что принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии. Теория   либидо   Юнга   тесно   связанна   с   такими   понятиями,   как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей (Прогрессия ­ движение   вперед,   регрессия   ­   возвращение   в   прежнее   состояние,   к   более ранней стадии развития). Юнг   определяет   прогрессию   как   ежедневный   успех   процесса психологической адаптации.  Соответственно адаптация осуществляется в два этапа: 1)Получение установки; 2)Завершение адаптации средствами установки. В   процессе   регрессии   несовместимые   и   отвергнутые   пережитки повседневной жизни, всякого рода предосудительные животные проявления выходят на поверхность.   Регрессия ­ вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимая фаза его дальнейшего развития.Юнг   предложил   достаточно   обширную   и   впечатляющую   систему взглядов на природу человеческой психики.   Его труды включают глубоко разработанную   теорию   структуры   и   динамики   психическо­сознательного   и бессознательного,   обстоятельную   теорию   психических   типов   и,   что   еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики.  Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.   Понятие   архетипов   коллективного   бессознательного   придает аналитической   психологии   дополнительное   измерение   по   сравнению   с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей   эволюции   человеческой   психики   во   всех   ее   культурных проявлениях.   Аналитическую   психологию   следует   отличать   от физиологической   экспериментальной   психологии,   стремящихся   свести целостные психические явления к их составным элементам, равно как и от поведенческой   психологии,   интерес   которой   сосредоточен   на   поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы внешней Среды. Задача аналитической психологии ­ раскрыть психический мир человека как естественное целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением его интеллекта или патологических особенностей.   Вместе с тем, как   неоднократно   подчеркивал   сам   Юнг,   аналитическая   психология   есть практическая дисциплина в том смысле, что наряду с познанием целостной природы   психики   она   оказывается   и   техникой   психического   развития, применимой   к   обычным   людям,   является   вспомогательным   средством   в области   медицинской   и   педагогической,   религиозной   и   культурной деятельности. Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику. Центральным   понятием   его   психотерапии   является   “индивидуация”.     Оно используется   Юнгом   в   несколько   ином   значении,   нежели   в   средневековой теологии.  Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психической системы.     Такое   движение   начинается,   как   правило,   во   второй   половине жизни.