Архитектура внутреннего пространства, как приём создания образа героя в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Оценка 4.7

Архитектура внутреннего пространства, как приём создания образа героя в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Оценка 4.7
docx
22.12.2023
Архитектура внутреннего пространства,  как приём создания образа героя  в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание»
Ardasheva_U_A (1).docx

Архитектура внутреннего пространства,

как приём создания образа героя

в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание»

 

Ардашева У.А.,

студент факультета

социальных коммуникаций и филологии

ФГБОУ ВО «ГИПУ имени В.Г.Короленко» (г.Глазов)

 

Аннотация: В статье рассматриваются приемы создания образа Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Одним из значимых приемов можно считать интерьерные зарисовки, которые включают в себя как описание пространства в целом, так детали цветовой гаммы, звукового наполнения и др.

Ключевые слова: полифонизм произведений Ф.М. Достоевского, диалог героя с пространством, предметы-символы.

 

The architecture of internal space

as a technique for creating the image of the hero

in the novel by F.M. Dostoevsky "Crime and Punishment"

 

Ardasheva U.A.

 

Abstract: The article discusses the methods of creating the image of Raskolnikov in the novel by F.M. Dostoevsky "Crime and Punishment". One of the significant techniques can be considered interior sketches, which include both a description of the space as a whole and details of the color scheme, sound content, etc.

Key words: polyphony of works by F.M. Dostoevsky, dialogue between the hero and space, symbolic objects.

 

Задача: Посмотреть на Родиона Раскольникова с точки зрения его диалога с пространством, в котором он находится на протяжении романа.

Цель: Выявление особенностей характера Родиона Раскольникова через архитектуру пространства.

Совершенно точно М.М. Бахтин считает главным открытием М.Ф. Достоевского полифонизм его произведений, что проявляется в диалоге как структурном принципе. «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского». [1,7]. В романе писатель мастерски раскрывает психологическую основу личности главного героя. Как говорил Н.А. Бердяев: «Достоевский прежде всего психолог, раскрывавший подпольную психологию». [2,13]. Непосредственно связь настроения Раскольникова и атмосферы его комнаты можно воспринимать как диалог, то есть понять характер героя более глубоко можно через анализ окружающего его пространства.

В литературных произведениях интерьер играет множество ролей и символизирует разнообразные концепции. Образ комнаты как замкнутого пространства может отражать мечту героя об уединении, передавать ощущение безопасности и возможность плыть в мире фантазий, а также позволять открыть дверь в личное пространство. Впрочем, в романе "Преступление и наказание" комната Раскольникова принимает совершенно другой облик – она может превратиться для героя в источник страха и вызывать у читателя сочувствие, сострадание. Раскольников вступает в диалог со своей комнатой, которая на него нажимает, а он на это реагирует: «Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь была в моей конуре, видела... А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» [3,311].

Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге. Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». [3,25]. Писатель фокусирует внимание на небольших размерах комнаты, чтобы подчеркнуть ее стесненность. Он обогащает описание емкими метафорами, называя это место клетью, сравнивая его сундуком и даже гробом. Душа Раскольникова не может расширяться в такой крошечной комнате, каждый вдох дается с трудом из-за нехватки воздуха, герою трудно сконцентрироваться, его думы невыносимы. Устрашающие головные боли, символизирующие психологическое напряжение и душевное расстройство, постоянно преследуют Родиона.

При входе в комнату Раскольникова, первое, что бросается в глаза, – это мрачный уголок страданий и мрачная атмосфера, что окутывают его жилище. Здесь расположено маленькое унылое убежище, где стены покрыты грязно-желтой плесенью, облупившаяся краска и усталая мебель, сгорбленная под пыльным покрывалом: «Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку...». [3, 316-317]. Автор выбрал оттенки грязно-желтого, чтобы передать плачевный облик пространства, в котором обитает главный герой, и подчеркнуть безвыходность его положения. Описание комнаты героя порождает у самого читателя ощущуние пыли и нехватки свежего воздуха. Мебель, размещенная в этой комнате, тоже раскрывает некоторые черты внутреннего мира Раскольникова. Над кроватью висит постер Петра I – выбор не случайный, ведь Раскольников претендует на то, чтобы считать себя сильной личностью. На полу возле кровати лежит старая кисть от пишущей машинки, символизирующая затрудненную коммуникацию героя с внешним миром. Однако в этом хаосе присутствуют элементы, которые придают комнате какую-то прелесть. Например, старые, потрепанные книги на полках и на столе, а также изысканный чайный сервиз. Эти детали свидетельствуют о научном интересе и стремлении к знаниям Раскольникова. Он не смотрит на своих товарищей серьезно, считая себя умнее их: «Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее». [3,43].

Одна выдающаяся особенность комнаты Родиона Романовича привлекает внимание — старая, изношенная кровать, которая является олицетворением его пассивности во внешней жизни. Именно на ней герой проводит большую часть своего времени — он спит, грезит или погружается в свои размышления. Присутствие этого предмета в интерьере также символизирует отсутствие интереса Раскольникова к суете и беготне окружающих его людей. Намерение Достоевского, пожалуй, заключается в том, что героям было все равно, на чем они отдыхают. Единственное, что их заботило, это мгновенно уложить себя (свое измученное сознание) на мягкую подушку. «<…> и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову», «Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал». [3,25].

Продолжим исследовать комнату: дверь, через которую входим в мир нашего героя. Эта старая и изношенная дверь каморки была мастерски изготовлена из дубовых досок и закрывалась на деревянный засов. Поверхность ее украшали глубокие царапины и потертости, которые неминуемо свидетельствовали о долгих годах использования. Устройство двери было простым и не подлежащим разборке. Обратная сторона двери скрывала удивительно надежную железную молнию, которая служила для безупречной фиксации засова. В это таинственное углубление можно было проникнуть лишь одним способом – с помощью ключа, который Раскольников всегда хранил как святыню. Автор, открывая перед читателем дверь в эту каморку, признается, что Родион Романович жил в постоянном страхе, чертог его души никто не должен беспокоить, никому не позволено нарушать его покой.

Окно было неотъемлемой частью комнаты Раскольникова и имело огромное значение. Проникающий через окно солнечный свет открывал Родиону новые возможности и перспективы. Однако, само окно было уникальным – оно выходило на настоящий карниз, позволяя Родиону наблюдать за происходящим во дворе, и, обладая такой обзорной точкой, он мог рассуждать о жизни и смерти: «Со двора доносился какой то резкий, беспрерывный стук; что то где то как будто вколачивали, гвоздь какой нибудь…Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания высматривал во дворе. Но двор был пуст и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой где отворенные окна, на подоконниках стояли горшочки с жиденькой геранью. За окнами было вывешено белье… Все это он знал наизусть…» [3,317] Окно, пожалуй, давало герою одну из немногих возможностей общения с окружающим миром, давало этому миру проникнуть в угрюмое убежище героя. Родион часто увлекался наблюдением за событиями города, полностью погружаясь в себя. Ф.М. Достоевский тщательно описывает все изменения в комнате: атмосферу скорбно надвигающейся осени, движение теней деревьев, светлячка, мерцающего в темноте, символизирующих вторжение природы в душу героя, его страдания и муки. Важно отметить, что сам Раскольников небрежно относился к окну, рассматривая его как простую запечатанную дыру, отделяющую его от мира, от повседневности.

Комната, где живет Раскольников, становится отражением мира в целом: потемневшая, лишенная света, объема, роскоши; место, где жизнь стеснена и любое движение кажется невозможным. Внутренний мир и настроение Раскольникова являются своеобразным отражением пространства, которое постоянно теснит его, лишает радости и потенциала. Описание комнаты Раскольникова, детали интерьера помогают более полно представить характер героя, его диалог с пространством раскрывает не только внутренние противоречия героя, но и причины его состояния, приведшего к трагедии. Таким образом, диалогизм как проявление полифонической структуры романа позволяет писателю представить своих героев наиболее полно и объемно.  

М.М. Бахтин писал об этой особенности Достоевского: «Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр.  Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа». [1,7].

 

Список литературы:

1.                 Бахтин, М.М.  Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин. — Москва : Алконост, 1994. — 178 с.

2.                 Бердяев, Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 70 с.

3.                 Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. — Москва : Юрайт, 2023. — 408 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Архитектура внутреннего пространства, как приём создания образа героя в романе

Архитектура внутреннего пространства, как приём создания образа героя в романе

Key words: polyphony of works by

Key words: polyphony of works by

Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме

Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме

Раскольникова. Он не смотрит на своих товарищей серьезно, считая себя умнее их: «Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на…

Раскольникова. Он не смотрит на своих товарищей серьезно, считая себя умнее их: «Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на…

Окно было неотъемлемой частью комнаты

Окно было неотъемлемой частью комнаты

Таким образом, диалогизм как проявление полифонической структуры романа позволяет писателю представить своих героев наиболее полно и объемно

Таким образом, диалогизм как проявление полифонической структуры романа позволяет писателю представить своих героев наиболее полно и объемно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2023