Цели: 1. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
2. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
3. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2 - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Математика, 3ий класс
Урок 119 (§ 2.62).
Тема: Решение задач (Уроки повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время,
расстояние.
2. В решении задач использовать вывод о зависимости между тройкой величин, характеризующих процесс
движения.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Задание № 8, с. 41
Решение: площади фигур равны.
Для доказательства надо начертить фигуры на клетчатой
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
© ООО «Баласс», 2014
1бумаге,
разделить первый ромб с угла на угол (диагональ) вертикально, а
второй ромб горизонтально. Полученные треугольники полностью
составляют данный прямоугольник.
3. Индивидуальная работа.
(Можно использовать «Дидактический материал», 3 класс)
4. Математическая разминка.
а). Задание № 1, с. 42
б). Задача № 2, с. 42
1 2
Откройте с. 4243.
Рассмотрите задания на развороте.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Выберите задания для работы на уроке и дома.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Как мы обозначаем это умение?
4 6 3 5
Решение задач.
1. Задача № 3а, с. 42
Прочитайте задачу.
Достаточно ли данных для ответа на вопрос задачи?
Сравните скорости ребят.
2. Задание № 3б, с. 42
Прочитайте задачу.
Выделите данные.
II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Выбираем
задания и
тренируемся.
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
© ООО «Баласс», 2014
2 Сколько частей составляет всё расстояние Пеппи?
Какая формула нужна для решения?
Решите задачу.
(Решение: 12 ∙ 4 + 10 ∙ 7 + 8 ∙ 60 = 598(м)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
6 3 4 5
Фронтальная работа.
1. Задание № 4, с. 42
Парногрупповая работа.
2. Задание № 6, с. 43
Первое задание: (4 ∙ 4 + 4) : 4 = 5
Второе задание: 4 ∙ 4 + 4 ∙ 4 = 32
Третье задание: 4 ∙ 4 + 4 : 4 = 17
Четвёртое задание: (4 + 4) ∙ (4 + 4) = 64
Пятое задание: 4 ∙ (4 + 4 : 4) = 20
Шестое задание: 4 ∙ (4 + 4 + 4) = 48
3. Задание № 7, с. 43
Решение:
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
ТОУУ
определять
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
в
© ООО «Баласс», 2014
3Находится с помощью схемы.
В этом случае в маленькой коробке стало в два раза больше вафель,
чем в большой.
Здесь надо понять, что если половину содержания маленькой
коробки принять за одну часть, то в большой коробке (поскольку
её
содержание в два раза больше) содержится четыре такие части.
Если от содержимого маленькой коробки отнять одну часть и
добавить к содержимому большой, то в этом случае в маленькой
коробке станет в пять раз меньше вафель, чем в большой.
4. Задание № 8, с. 43.
Составим таблицу возможностей, расставив знаки «+» или «–»: в
соответствии с условием – с буквой «у» в скобках, после первого
логического шага – с единицей в скобках, после второго – с двойкой
в скобках и т.д.:
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
сотрудничать
© ООО «Баласс», 2014
4Ответ: Пеппи получила золотую медаль, слон из цирка – серебря
ную, а силач Альфред – бронзовую.
5. Задание № 9, с. 43
Предлагается провести серии из 10 случайных экспериментов, но
уже с большим возможным количеством случайных событий (3),
найти частоты каждого случайного события, рассказать, какие
события встречались чаще, какие реже, построить столбчатые
диаграммы частот, а также сравнить свои результаты с
результатами других ребят.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задача № 3в, с. 42, задание № 5, с. 42.
IV. Итог урока.
V. Возможное
домашнее задание.
Урок 120 (§ 2.63).
Тема: Решение задач (Уроки повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время,
расстояние.
© ООО «Баласс», 2014
52. В решении задач использовать вывод о зависимости между тройкой величин, характеризующих процесс
движения.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
(Можно использовать «Дидактический материал», 3 класс)
Решите задачу.
Одна бригада посадила 350 саженцев деревьев, вторая – на 12
саженцев больше, а третья на 132 саженца меньше, чем вторая.
Сколько саженцев деревьев посадила третья бригада?
4. Математическая разминка.
Задание № 1, с. 44
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
© ООО «Баласс», 2014
6II.
Формулирование
темы и целей
урока.
1 2
Откройте с. 4445.
Рассмотрите задания на развороте.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Выберите задания для работы на уроке и дома.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Как мы обозначаем это умение?
III. Выбираем
задания и
тренируемся.
4 6 3 5
Решение задач и уравнений.
1. Задание № 2, с. 44
Какие уравнения выбрали? Почему?
2. Решение задач а) и б) по вариантам.
Прочитайте задачу.
Выделите данные.
Прочитайте вопрос задачи.
Продумайте, какую величину можно принять за основное
неизвестное (х).
Попробуйте выразить через основное неизвестное (х) остальные
величины.
(В задаче №2а за х принимаем число булочек с корицей.
В задаче № 2б за х принимаем число детей, живущих в городе).
Какое из уравнений подходит к решению вашей задачи?
(К задаче № 2а, с. 44 х : 2 = 300 – 190
К задаче № 2б, с. 44 х : 2 = 300 + 190).
Если вам это сложно, решите задачу арифметически, а потом
подберите уравнение.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2014
7Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Задание № 3, с. 44
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Задача № 4б, с. 45
Прочитайте задачу.
Выделите данные.
Занесите данные в таблицу.
Прочитайте вопрос задачи.
Составьте план решения задачи.
определять
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
в
© ООО «Баласс», 2014
8сотрудничать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Решите задачу.
(Решение: 1). 800 – 100 ∙ 5 = 300(м) вторая часть пути;
2). 300 : 50 = 6(мин) – преодолел 300м;
3). 5 + 6 = 11(мин)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
4. Задача № 4в, с. 45
Прочитайте задачу.
Выделите данные.
Занесите данные о движении Томми в таблицу.
Занесите данные о движении Анники в таблицу.
Прочитайте вопрос задачи.
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
(Решение: 1). 240 ∙ 3 = 720(м) – расстояние до дома;
2). 720 : 80 = 9(мин) – бежала Анника;
2ой способ: 1). 240 : 80 = 3 – во столько раз бежала медленнее
Анника;
2). 3 ∙ 3 = 9(мин)
© ООО «Баласс», 2014
95. Задание № 7, с. 45
Решение:
Если предположить, что не найдутся ученики, названные в
условии, то в каждом месяце празднуют день рождения двое
учеников или меньше. Поскольку в году 12 месяцев, то учеников
должно быть 24 или меньше. Но их 26! Таким образом, наше
предположение неверно, а значит, найдутся хотя бы трое
учеников, празднующих свой день рождения в одном и том же
месяце года.
Ответ: найдутся.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задача № 4а, с. 45, задание № 5, с. 45.
По желанию задание № 6, с. 45
IV. Итог урока.
V. Возможное
домашнее задание.
© ООО «Баласс», 2014 10