Данный курс предназначен для изучения в старших классах средней школы, где уже существует определенная база знаний и сформулированы прочные навыки выполнения арифметических операций. Школьники знакомы с различными видами чисел, правилами выполнения возможных операций над ними, изучена теория делимости кольца целых рациональных чисел. Наличие же в данном возрасте более полного, глубокого, разностороннего мышления и возможности самостоятельно выделять общее и частное, благоприятствует восприятию этого факультативного курса.
Методические рекомендации по проведению факультативного курса.doc
“Арифметика комплексных чисел”. Методические рекомендации
Данный курс предназначен для изучения в старших классах средней
школы, где уже существует определенная база знаний и сформулированы
прочные навыки выполнения арифметических операций. Школьники знакомы
с различными видами чисел, правилами выполнения возможных операций над
ними, изучена теория делимости кольца целых рациональных чисел. Наличие
же в данном возрасте более полного, глубокого, разностороннего мышления и
возможности самостоятельно выделять общее и частное, благоприятствует
восприятию этого факультативного курса.
Первые четыре занятия посвящены знакомству с самими комплексными
числами, правилами выполнения действий над ними. Рассматривается
тригонометрическая и алгебраическая форма записи комплексных чисел.
Целесообразно при объяснении нового материала пользоваться слайдами или
плакатами.(см.Приложения).
Если класс с углубленным изучением естественноматематических
дисциплин, то материал первых четырех занятий можно только повторить, а
потом задать вопросы, чтобы проверить уровень усвоения материала.
Так, например ответы на вопросы:
1. Можно ли назвать число –7i противоположным числу 7i?
2. Какое множество образует пересечение множества всех действительных
чисел с множеством всех мнимых?
3. Как изображается комплексное число на координатной плоскости?
покажут уровень усвоения материала и помогут выбрать учителю
оптимальный темп каждого урока.
Возможность поразному формулировать задания способствует
сообразительности и находчивости учащихся. Опираясь на знания полученные при изучении математики и учитывая
возраст учащихся, многие вычислительные задания можно предложить
школьникам попробовать выполнить самостоятельно, в случае неудачи,
учитель дает подсказку.
Изучение “традиционной части ” позволяет повторить и закрепить
материал программного содержания.
Так например, при рассмотрении тригонометрической формы записи
комплексного числа учитель имеет возможность вспомнить с учащимися
определения тригонометрических функций, их основные свойства, связь с
геометрией, а также повторить тригонометрические формулы, которые
вызывают затруднения при запоминании.
Основные понятия этого блока : комплексные числа и действия над ними,
число i, мнимые числа, действительные числа, как часть множества
комплексных чисел.
Главная методическая особенность состоит в том, что комплексные числа
определяются как формальные выражения a+bi, где a и b действительные
числа. Говорим о формальных выражениях, не приписывая никакого смысла
знакам + и i, при помощи которых они составляются.
Эти выражения являются совершенно новыми объектами, и с самого
начала надо договориться о том, какие из них считать равными и определять
действия над ними. Завершая рассказ о действиях над комплексными числами
следует подчеркнуть, что четыре основных действия(сложение, вычитание,
умножение и деление) обладают теми же свойствами, что и действия над
действительными числами.
Рассматривая выражение вида a+0i, можно убедиться, что их арифметика
совпадает с арифметикой действительных чисел. В самом деле, вычисляя
сумму и произведение чисел z1= a+0i и z2=с+0i, получим (a+0i)+(с+0i)=(a+c)
+0i и (a+0i)( с+0i)=ас+0i, откуда видно, что сумме чисел z1+ z2 соответствует
сумма действительных чисел а+с, произведению z1* z2 произведение ас. Поскольку соответствие между комплексными числами вида a+0i и
действительными числами взаимнооднозначно, то можно число a+0i считать
раным соответствующему ему действительному числу а.
В результате такого отождествления множество действительных чисел
становиться частью множества комплексных чисел.
Обозначив комплексное число 0+1i через i и , убедившись в том, что
число 0+bi можно истолковать как произведение действительного числа b и
числа i, получаем возможность рассматривать любое комплексное число как
сумму комплексного числа а= a+0i и произведения комплексных чисел b=b+0i
и i=0+1i.
А так как i2=(0+1i)( 0+1i)= 1+0i = 1, то полезно подчеркнуть, что при
выполнении действий над комплексными числами нет надобности помнить
формальные определения, а можно действовать как в случае с обычными
выражениями с переменными, заменяя i2 на –1.
При изучении геометрического изображения комплексного числа с
помощью точки плоскости важно подчеркнуть, что не только комплексному
числу z=a+bi ставится в соответствие точка(a, b) координатной плоскости, но
и всякая точка плоскости является образом некоторого комплексного числа,
т.е. соответствие между точками плоскости и комплексными числами
является взаимнооднозначным. Принято термином “комплексная плоскость”
обозначать координатную плоскость, каждой точке которой поставлено в
соответствие комплексное число.
Геометрическое изображение комплексных чисел в виде векторов
позволяет сразу же дать геометрическую интерпретацию сложения и
вычитания комплексных чисел.
Модуль комплексного числа есть расстояние от точки Z до точки О, или
длина вектора ОZ. Таким образом для z=a+bi , z =a2+b2 . Здесь полезно заметить, что для действительных чисел а= a+0i модуль
,т.е совпадает с привычным понятием модуля
равен а =a2+02
действительного числа и является расстоянием от точки числовой прямой до
начала отсчета.
Главным аргументом argZ комплексного числа z называется угол между
положительным направлением оси абсцисс и направлением на точку,
изображающую данное число, отсчитываемый против часовой стрелки. Таким
образом, в силу этого определения 0argZ2.
Встречается и другое определение главного аргумента, при котором
оказывается
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
“Арифметика комплексных чисел”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.