Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
методическим объединением приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30.08.18г №400
Протокол №1 от «27» августа 2018 г
Адаптированная рабочая программа по предмету
«Математические представления» (вариант 2)
для 2 класса
Составитель: учитель начальных классов
Артёмкина Н.В.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Ø основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
Ø социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Ø формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Ø формирование уважительного отношения к окружающим;
Ø овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Ø освоение доступной социальной роли (обучающегося, сына, пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Ø развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
Ø формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
Ø развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей;
Ø развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
Ø формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные
наличие у обучающегося на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
Ø осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах трех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);
Ø узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;
Ø выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: цвета (красный, желтый и зеленый), формы (куб, шар, треугольная призма (крыша), квадрат, круг, треугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);
Ø понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 3-х и соотнесении предметов по величине;
Ø выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
Ø узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
Ø писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;
Ø пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах трех;
Ø осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
Ø производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты и треугольники);
Ø соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
Ø перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
Ø показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
Ø производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
Ø узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима и осень) и части суток (день, ночь, утро).
В соответствии с требованиями ФГОС к АОП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета задач подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Содержание учебного предмета
Количественные представления.
Объединение предметов в различные множества (на до-числовом уровне), ориентируясь на цвет (красный, желтый и зеленый), форму (куб, шар, треугольную призму (крышку), квадрат, круг, треугольник), величину (большой, маленький, длинный, короткий) предметов. Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий с использованием приемов прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое. Выделение одного, двух, трех предметов из множества и группировка множества предметов, больше трех без пересчета. Обучение последовательным зрительным и тактильным действиям, направленным на последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах трех). Выполнение хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой по заданному количеству, ориентируясь на слово, названное учителем. Выделение одного, двух, трех предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Выделение цифр 1, 2, 3. Соотнесение цифр 1,2,3 с соответствующим количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей. Рисование цифр 1, 2, 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепка цифр из пластилина. Обучение действиям с калькулятором: включение и выключение калькулятора (используется калькулятор с клавишами крупного размера); работа с клавишами, соответствующими цифрам 1, 2, 3; проведение «уничтожения» цифры на калькуляторе и исправления ошибки.
Представления о величине.
Определение предметов по величине: большой-маленький, длинный-короткий, осуществление проверки с использованием приемов наложения и приложения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины. Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.
Представление о форме.
Проведение игр и игровых упражнений с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п.). Выбор шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции. Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники). Соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где, чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?» и т. п.). Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника (совместными со взрослым действиями, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ.
Вырезание круга, квадрата, треугольника по контурам совместно со взрослым, с частичной помощью взрослого, самостоятельно.
Пространственные представления.
Перемещение в пространстве различных помещений (комнаты, класса, музыкального класса, физкультурного зала, столовой и т. п.) с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Показ основных частей собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши и т. п.). Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле, на различных мягких игрушках, изображающих животных. Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим какому-то положению руки в играх типа «Сделай так же, как нарисовано» и т. п. Выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Перемещение различных игрушек вперед, назад, в сторону, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции. Педагог обращает внимание детей на то, что действия сопровождаются речью или пантомимическими движениями («большой» — широко разведены руки, «длинный» — руки разводятся в стороны, показывая протяженность и т. п.).
Временные представления.
Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе. Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках), контрастных времен года: лето и зима, весна и осень. Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п. Выделение солнца и луны, звезд в окружающем пространстве и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции. Изображение с помощью имитационных действий явлений погоды: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п. Рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток: утром, днем и ночью (по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции). Ориентировка в пространстве и во времени осуществляется в процессе различных наблюдений, экскурсий, уроков по изобразительной деятельности, физкультуре, дидактических игр и игровых упражнений.
Тематическое планирование
Раздел учебного предмета |
Количество часов |
Раздел 1. Представления о величине |
4ч. |
Раздел 2. Количественные представления |
37ч. |
Раздел 3. Временные представления |
8ч. |
Раздел 4. Пространственные представления |
7ч. |
Раздел 5. Представление о форме |
14ч. |
Итого |
70ч. |
Утверждена приказом
МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30.08.2018 №400
Календарно-тематическое планирование предмета
Математические представления
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
|
По плану |
По факту |
||
1 |
«Большой - маленький» |
1 |
4.09 |
|
2 |
«Высокий низкий» |
1 |
5.09 |
|
3 |
«Широкий узкий» |
1 |
11.09 |
|
4 |
Повторение изученного материала |
1 |
12.09 |
|
5 |
«Мало много» |
1 |
18.09 |
|
6 |
«Пусто» |
1 |
19.09 |
|
7 |
Изменение количества предметов |
1 |
25.09 |
|
8 |
Сравнение количества предметов |
1 |
26.09 |
|
9 |
Повторение изученного материала |
1 |
2.10 |
|
10 |
Времена года: зима |
1 |
3.10 |
|
11 |
Времена года: лето |
1 |
16.10 |
|
12 |
Части суток: день, ночь |
1 |
17.10 |
|
13 |
Неделя |
1 |
23.10 |
|
14 |
«Вверху - внизу» |
1 |
24.10 |
|
15 |
«Впереди сзади» |
1 |
30.10 |
|
16 |
«Слева - справа» |
1 |
31.10 |
|
17 |
«Справа - слева» |
1 |
6.11 |
|
18 |
«Вверху внизу», «в середине» |
1 |
7.11 |
|
19 |
«Первый - последний» |
1 |
13.11 |
|
20 |
«Перед, после, между» |
1 |
14.11 |
|
21 |
Геометрические фигуры. |
1 |
27.11 |
|
22 |
Круг. |
1 |
28.11 |
|
23 |
Круг большой- маленький. Группировка фигур. |
1 |
4.12 |
|
24 |
Геометрические фигуры. Квадрат. |
1 |
5.12 |
|
25 |
Квадрат большой - маленький. Группировка фигур. |
1 |
11.12 |
|
26 |
Обводка узора из геометрических фигур по трафарету. |
1 |
12.12 |
|
27 |
Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. |
1 |
18.12 |
|
28 |
Знакомство с объемной фигурой - шар. |
1 |
19.12 |
|
29 |
Знакомство с объемной фигурой - шар. |
1 |
25.12 |
|
30 |
Знакомство с объемной фигурой - куб. |
1 |
26.12 |
|
31 |
Знакомство с объемной фигурой - куб. |
1 |
9.01 |
|
32 |
Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг. |
1 |
15.01 |
|
33 |
Различение геометрических тел: «шар», «куб» |
1 |
16.01 |
|
34 |
Повторение изученного материала |
1 |
22.01 |
|
35 |
Узнавание и выделение цифры 1 |
1 |
23.01 |
|
36 |
Узнавание и выделение цифры 1 |
1 |
29.01 |
|
37 |
Соотнесение цифры 1 |
1 |
30.01 |
|
38 |
Соотнесение цифры 1 |
1 |
5.02 |
|
39 |
Конструирование цифры 1 |
1 |
6.02 |
|
40 |
Конструирование цифры 1 |
1 |
12.02 |
|
41 |
Узнавание и выделение цифры 2 |
1 |
13.02 |
|
42 |
Узнавание и выделение цифры 2 |
1 |
26.02 |
|
43 |
Соотнесение цифры 2 |
1 |
27.02 |
|
44 |
Соотнесение цифры 2 |
1 |
5.03 |
|
45 |
Конструирование цифры 2 |
1 |
6.03 |
|
46 |
Конструирование цифры 2 |
1 |
12.03 |
|
47 |
Узнавание и выделение цифры 3 |
1 |
13.03 |
|
48 |
Узнавание и выделение цифры 3 |
1 |
19.03 |
|
49 |
Соотнесение цифры 3 |
1 |
20.03 |
|
50 |
Соотнесение цифры 3 |
1 |
26.03 |
|
51 |
Конструирование цифры 3 |
1 |
27.03 |
|
52 |
Конструирование цифры 3 |
1 |
2.04 |
|
53 |
Повторение изученного материала |
1 |
3.04 |
|
54 |
Прямой и обратный счет 1- 3 |
1 |
16.04 |
|
55 |
Прямой и обратный счет 1- 3 |
1 |
16.04 |
|
56 |
Выделение трех предметов из множества |
1 |
17.04 |
|
57 |
Выделение трех предметов из множества |
1 |
17.04 |
|
58 |
Счет в пределах трех. |
1 |
23.04 |
|
59 |
Счет в пределах трех. |
1 |
24.04 |
|
60 |
Письмо цифр 1, 2, 3. |
1 |
30.04 |
|
61 |
Письмо цифр 1, 2, 3. |
1 |
7.05 |
|
62 |
Решение задач на увеличение на одну единицу |
1 |
8.05 |
|
63 |
Решение задач на увеличение на одну единицу |
1 |
14.05 |
|
64 |
Решение задач на уменьшение на одну единицу |
1 |
15.05 |
|
65 |
Решение задач на уменьшение на одну единицу |
1 |
21.05 |
|
66 |
Проверочная работа по разделу цифры |
1 |
22.05 |
|
67 |
Времена года. Дифференциация. |
1 |
28.05 |
|
68 |
Части суток. Дифференциация. |
1 |
28.05 |
|
69 |
Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. |
1 |
29.05 |
|
70 |
Повторение |
1 |
29.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.