Арт-терапия, как один из способов формирования функциональной читательской грамотности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Кустова М. В., учитель начальных классов,
ГБОУ «Школа-интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»
Функциональная грамотность? Что это за понятие? «Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [1].
Существуют основные направления формирования функциональной грамотности такие как:
-математическая грамотность;
-читательская грамотность;
-естественнонаучная грамотность;
-финансовая грамотность;
-глобальные компетенции;
-креативное мышление.
Остановимся подробно на формировании функциональной читательской грамотности с использованием одного из новых эффективных способов работы с обучающимися с особыми потребностями таких, как арт-терапия.
Арт-терапия? Что это за инновационный здоровьесберегающий подход? Почему он является новым эффективным способом работы с обучающимися с особыми потребностями? Арт-терапия — это психологический подход, в котором человек прорабатывает запрос через искусство. Возникла она в 30-е годы прошлого столетия. Впервые, как метод психологической коррекции, арт-терапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей.
Какие есть направления (виды) арт-терапии? Есть разные виды (направления) арт-терапии, например:
-сказкотерапия: направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем;
-песочная терапия: рисование песком на специальном столе;
-музыкотерапия: создание музыки или прослушивание готовых произведений;
-изотерапия: работа с рисунком;
-драматерапия: отыгрывание насущного вопроса на сцене;
танцевально-двигательная терапия: выражение эмоций через тело в танце или движениях[2].
Во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, в последние годы арт-терапия используется все более широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению – с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. [3, с 1].
Рассмотрим подробно такое направление арт-терапии, как: имаготерапия. Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драматерапию, психодраму. В групповой форме имаготерапии выделяется - образно-ролевая драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Образно-ролевая драматерапия помогает решать различные проблемные ситуации. Драматерапия – интенсивно развивающееся направление арттерапии, которое в качестве технического приема использует драматизацию - разыгрывание какого либо сюжета [4, с 1] .
Рассмотрим, как можно использовать драматизацию при формировании функциональной читательской грамотности на примере конспекта урока по чтению для обучающихся 3 класса с ОВЗ по теме К. И. Чуковский Путаница, проведенного мною в 2019году и опубликованного на сайте kopilkaurokov.ru..Ссылка на Интернет-ресурс: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_chteniiu_dlia_obuchaiushchikhsia_3_klassa_s_ov
Предварительно выделим общую схему работы над драматизацией на уроках чтения: 1.Выделение из текста материала, который предстоит драматизировать. 2.Анализ литературного произведения. 3.Постановка исполнительских задач («Что нужно переделать, разыгрывая сценку?»). 4.Выбор выразительных средств («Как это сделать?»). 5.Пробы (этюды), анализ. 6.Подведение итогов, внесение корректив. 7.Заключительный показ и его анализ [5, с 3] .
На данном уроке был использован прием «живые картины» («живые группы»). Этот прием предполагает изображение какого-либо действия, сцены из литературного произведения группой детей. Такой вид работы требует предварительной подготовки, в нее входит выбор детьми произведения для инсценирования и составления «живой картины», которая должна быть достаточно проста и понятна. Обучающиеся показали инсценировку сказки К. И. Чуковского «Путаницв». В итоге дети пришли к выводу о том, что сказка показывает, что шалости к добру не ведут. Сказка учит быть рассудительным и благоразумным. Необдуманные желания и поступки усложняют жизнь. Поэтому очень полезно научиться думать о последствиях, а потом делать.
Становится очевидным, что благодаря использованию драматизации в целом и входящих в нее разнообразных приемов, соответствующих специфике художественных произведений, и позволяют создать условия для формирования всех основных уровней понимания текста, что, несомненно, способствует формированию функциональной читательской грамотности учащихся.
Как показывают мой опыт и других педагогов, а так же специальные исследования, детей привлекают не только конечный результат работы над инсценированием художественного произведения, но и сам процесс драматизации. При этом высшей наградой становиться скорее удовольствие, испытываемое ребенком, чем одобрение со стороны учителя или других взрослых.
Таким образом, использование методов арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придаёт ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Кроме того, использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342
2.Устинова К. И. Арт-терапия в психологии: ее цели, задачи, методы направления. [Электронный ресурс] // М.: ИППВСФ –2023 г.- URL::https://psy.edu.ru/blog/art-terapiya-v-psihologii-ee-celi-zadachi-metody-i-napravleniya
3. Копытин А. И. Арт-терапияв России: пройденный путь и векторы дальнейшего развития. [Электронный ресурс] // М.: ИСПТ ЧУ ОДПО-2023 г.- URL:https://www.paracels.ru/populjarnaja-psihologija/art-terapiya-v-rossii/
4Лоншакова А. Н. Арт-терапия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Драматерапия. . [Электронный ресурс] -2018 г. // URL: https://infourok.ru/user/lonshakova-oksana-nikolaevna/blog/art-terapiya-s-detmi-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-dramaterapiya-48790.html
5.Колесникова О. В., Тивикова С. К., Зимина О. А. Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dramatizatsiya-kak-sredstvo-formirovaniya-funktsionalnoy-chitatelskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/viewer
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.