Ордынская Е.Н., учитель ГБОУ Школа № 64 г. Москвы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетентность, которая показывает уровень овладения младшими школьниками программного материала и умение его использовать. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО) «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [ФГОС НОО 2010]. Следует учитывать, что в содержании ФГОС НОО выделяют два направления формирования читательской компетентности: 1) чтение как метапредметное умение, обеспечивающее успешное обучение школьника по всем предметам; 2) чтение как творческая деятельность, как средство приобщения к миру словесного искусства.
Чтение — это основной способ получения информации различного социокультурного кода. Приобретаемый материал должен не просто быть зафиксирован в памяти ребенка, но и переосмыслен и сохранен в том виде, который необходим для практического использования, в плане интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания ребенка.
Первоочередной задачей учителя начальных классов является научить ребенка ориентироваться в мире книг, осознавать прочитанное, выделять главное и второстепенное, уметь интерпретировать произведение, формировать понимание эстетической ценности художественного текста и умения извлечь познавательный потенциал научного текста, всего того, что включает в себя понятие читательская компетентность.
Основной период развития читательских умений и навыков приходится именно на то время, когда ребенок учится в начальной школе. В эти годы он не просто овладевает навыками чтения, а доводит данный навык до автоматизма, когда в процессе чтения главным становиться содержание прочитанного. Это время, когда педагогу важно привить ребенку умение понимать художественную природу текста, проникать в замысел писателя.
Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель уроков литературного чтения — формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М. И. Губанова, Е. П. Лебедева и др.).
Круг детского чтения включает в себя учебники, научно-познавательные книги, справочную и художественную литературу разных жанров. Если ребенок состоялся как вдумчивый читатель, то в книгах он может найти ответы на многие возникающие в процессе развития и обучения вопросы. Неоспоримым является тот факт, что телевизор и компьютерные технологии представляют собой намного более простой путь получения информации для ребенка, чем книга. Но для формирования мыслительных процессов ребенка, развития его воображения и эмоциональной сферы необходимо научить его работать с книгой, развивать умение выделять из массы слов и предложений ключевые моменты, главную мысль произведения.
Авторы ФГОС НОО выдвигают требования, направленные на развитие универсальных читательских умений младших школьников, поиск эффективных методических приемов достижения этих результатов подтверждает актуальность предпринятого нами исследования.
Объект исследования — процесс формирования читательской компетентности младших школьников.
Предмет исследования — пути и приемы формирования и развития читательской компетентности учащихся младших классов в рамках урока «Литературное чтение».
Цель исследования — путем опытно-экспериментальной работы обосновать эффективность отобранных приемов и форм работы по формированию и развитию читательской компетентности младших школьников.
Исходя из актуальности, объекта, предмета и цели были сформулированы следующие задачи исследования:
¾ изучить имеющиеся педагогические и психолого-педагогические исследования по проблеме;
¾ раскрыть суть понятия «читательская компетентность»;
¾ рассмотреть особенности формирования читательской компетентности у младших школьников;
¾ охарактеризовать формы и методы, применяемые в начальной школе для формирования читательской компетентности;
¾ на основе опытно-экспериментальной работы систематизировать методические рекомендации.
Гипотеза исследования. Целенаправленная работа по формированию читательской компетентности с использованием выявленных нами эффективных форм и методов работы позволяет ускорить этот процесс и обеспечит учащимся дальнейшее успешное обучение в средних и старших классах.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды учёных М. М. Светловской, В. А. Лазаревой, О. В. Кубасовой, Л. А. Ефросининой, В. А. Бородиной, Ю. К. Бабанского, Н. Н. Сметанниковой, Т. А. Чабановой, Г. И. Щукина, О. К. Громова, Л. И. Беленькой и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
В ведении мы обосновали тему исследования и ее актуальность, определили объект, предмет, цель и задачи исследования. Обозначили практическую значимость исследования.
Первый раздел посвящен теоретическим аспектам исследуемой проблеме. Нами рассматривается содержательный и структурный аспекты понятия «читательская компетентность»; анализируется специфика формирования и развития читательской компетентности младших школьников с учетом их психолого-педагогических характеристик.
Второй раздел содержит описание трех этапов опытно-экспериментальной работы. Обучающий этап эксперимента представляет собой систему предлагаемых приемов формирования и развития читательской компетентности младших школьников в рамках учебного предмета «Литературное чтение».
Заключение содержит выводы по выпускной квалификационной работе.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные в выпускной квалификационной работе методы и формы формирования и развития читательской компетентности можно использовать в педагогической работе с младшими школьниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.