АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НЕВРОТИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ВИДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО МУТИЗМА, говорится о том, что на занятии важно заранее продумать разнообразные способы включения детей-молчунов в коммуникативный процесс. На первых занятиях желающих отмолчаться немало. Они выжидают, предпочитают наблюдать, чтобы определиться, какая позиция выгоднее. Однако некоторые не выдерживают и вступают в невербальный контакт с помощью своей куклы. Молчуны как бы «сигналят» ведущему, чтобы обратить внимание на себя, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу.АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НЕВРОТИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ВИДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО МУТИЗМА, говорится о том, что на занятии важно заранее продумать разнообразные способы включения детей-молчунов в коммуникативный процесс. На первых занятиях желающих отмолчаться немало. Они выжидают, предпочитают наблюдать, чтобы определиться, какая позиция выгоднее. Однако некоторые не выдерживают и вступают в невербальный контакт с помощью своей куклы. Молчуны как бы «сигналят» ведущему, чтобы обратить внимание на себя, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу.
АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ
НЕВРОТИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ВИДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО МУТИЗМА.
Общие замечания
Может проводиться индивидуально или в группе от трех до семи человек.
Возможны гомогенные группы, в которых дети имеют невротические отклонения в
виде избирательного мутизма. Организация гетерогенных групп допустима только в
том случае, если это не вредит психическому здоровью детей с развитием в рамках
возрастной нормы.
Сценарий заранее не планируется. Его придумывают дети в зависимости от
выбранных ими персонажей («пальчиковых» кукол). Однако психолог с помощью
созданной им самим куклы может включаться в театрализацию и направлять общий
ход игры с целью достижения коррекционного и терапевтического эффекта.
Попутно, наблюдая за нюансами поведения каждого участника группы, можно
решать воспитательные и развивающие задачи.
Арттерапевтическое пространство включает круг из стульев, персональные
рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.
Материалы
Кусочки ткани различной фактуры и цвета в форме равностороннего
треугольника (сторона ребра около 8 см). Диагностические возможности арт
техники усиливаются, если используемые ткани имеют однотонную окраску, а их
цвета подобраны в соответствии с сокращенным вариантом теста Люшера. (В этом
случае для каждого ребенка необходимо подготовить набор лоскутков восьми
цветов.) Резиновые колечки для укрепления ткани на пальце в виде косынки.
Плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей,
ножницы.
Основные процедуры
Важно заранее продумать разнообразные способы включения детеймолчунов в
коммуникативный процесс. Из собственного опыта предлагаю прием «запрета на
разговор». После того как куклы изготовлены и каждой из них предстоит, например,
обратиться к волшебнику с самой сокровенной просьбой, наступает действие
«запрета на разговор». Дети в кругу пытаются договориться, чья кукла в этой
театрализации не участвует. На первых занятиях желающих отмолчаться немало.
Они выжидают, предпочитают наблюдать, чтобы определиться, какая позиция
выгоднее. Однако некоторые не выдерживают и вступают в невербальный контакт с
помощью своей куклы. Молчуны как бы «сигналят» ведущему, чтобы обратить
внимание на себя, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу.
На последующих занятиях желающих не говорить ни при каких
обстоятельствах становится все меньше, и в конце концов дети с удовольствием
отводят эту роль ведущему, ревностно наблюдая за исполнением «запрета на
разговор».
Запрет на разговор особенно эффективен в случае, если избирательный мутизм
— одно из проявлений негативизма. Несомненно, успех приема зависит и от
содержания коммуникативных заданий на этапе настроя.Например, можно предложить участникам разделиться на пары, по секрету от
всех договориться, какое животное или птицу они собираются нарисовать.
Остальные с помощью опосредованных вопросов должны догадаться об их замысле.
Замечу, что если ребенок с интересом выполняет индивидуальные задания,
связанные с изобразительной творческой деятельностью, но при этом упорно
молчит, то хорошо помогает педагогический метод «мнимого безразличия».
Главное, не принуждать говорить и не иронизировать.
Сам факт того, что молчун приходит на групповые занятия и выполняет
некоторые задания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном
процессе.
Первый этап. Настрой (разогрев)
Каждому ребенку предлагается занять место за столом. Приготовить бумагу,
карандаши,
краски и другие материалы, необходимые для рисования. Возьми карандаш (или по
желанию фломастер, краску, пастельные мелки и др.), закрой глаза и попробуй
рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не
ограничивай движения руки. Можно просто «калякать». Рассмотри свой
рисунок. Если хочется чтонибудь дорисовать или объяснить словами, сделай
это. Возьми другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный
момент соответствует твоему настроению, и снова нарисуй «каляки»
(«каракули»), только теперь с открытыми глазами. Подойди с рисунком к
любому из участников группы и предложи дополнить его таким образом, чтобы
получилось какоелибо понятное изображение.
На этом этапе особенно упрямым молчунам стоит предложить различные
способы невербального общения. Полезно нарисовать человечка, который упрямо
молчит, а потом себя (или мальчика, похожего на тебя). Интересны темы
«Молчание», «Одиночество», «Добро».
Второй этап. Активизация коммуникации
Участникам группы предлагается сесть в круг, положить на пол свои работы
так, чтобы их могли рассмотреть все. Далее желающие рассказывают о
получившихся изображениях и своих чувствах. (Детимолчуны, которые отказались
попросить когонибудь поучаствовать в совместном творчестве, после этого этапа
обычно более расположены к общению.)
Завершить этот этап желательно взаимным дарением своих рисунков на память.
Третий этап. Индивидуальная работа
Каждому ребенку необходимо выбрать один из восьми предложенных ему
лоскутков ткани. Закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на
любом пальчике левой руки. Внимательно рассмотреть забавную куколку. Затем
закрыть глаза и представить лицо, которое бы точно выражало характер
придуманного героя. Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый? Нарисуйте
подходящее по размерам и выражению лицо, вырежьте ножницами и вставьте
в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно нарисовать и
вырезать одежду.
Активизировать процесс вербального общения на этом этапе всегда удается спомощью так называемого фоторобота. Ведущий арттерапевтического занятия
делает из ткани собственную куклу большого размера и просит ребят придумать
для нее необычное лицо. Для того чтобы все дети участвовали в работе, каждому
предлагается нарисовать несколько вариантов какойлибо одной детали (глаза,
брови, рот и др.). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный
образ. (Выбранные черты лица наклеиваются на бумагу.) К общению также
побуждает и подбор имени для куклы.
Четвертый этап. Вербализация и кукольная театрализация
Придумайте историю, которую кукла обязательно хотела бы рассказать,
чтобы удивить окружающих. Если для маленького спектакля необходимы
другие персонажи, вы можете сделать еще одну или несколько куколок.
Обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли
задуманные вами роли. Ну, а если хочется поделиться секретом, то его лучше
рассказать комунибудь «на ушко».
Психологу необходимо подчеркнуть, что говорить предлагается вовсе не
ребенку, а его куколке. Таким образом, молчун ставится в ситуацию выбора «дозы»
коммуникативного участия. Диагностическим моментом этого этапа становятся:
выбор цвета ткани для косынки, особенности сотрудничества с другими детьми
(социометрический выбор), характер проявления эмоций, образ и содержание
рассказа от имени куклы, а также лицо куклы, нарисованное на бумаге.
Пятый этап. Заключительный
Каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани
любого цвета и закрепить его на пальце. Кукла (без лица), если хочет, может
поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос и
т.д. Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми,
кукольными голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до
неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес маленьких упрямцев, и они с
удовольствием включаются в общение.
Замечу, что даже самые «закоренелые» молчуны сдаются, если говорить надо в
масках, изза ширмы, из коробки, из шкафа и т.п. Например, двумтрем желающим
предлагают спрятаться за занавес. Затем ктонибудь из них громко шепчет, а
остальные пытаются отгадать, чей это голос. Таким образом, на заключительном
этапе создаются условия, побуждающие к общению в том числе и тех детей,
которые первоначально отказывались участвовать в вербальной коммуникации
группы.
У ребенка появляется возможность «подправить» ощущение
неудовлетворенности собой, если оно возникло на занятии.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь