"Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

"Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
27.05.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

11-гр.-Артикуляционная-гимнастика-для-детей-3-4-лет.-Строкач-И.Г..docx

Здравствуйте!

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. 

Артикуляционная гимнастика

«Как едет лошадка» 

Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» 

Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

  • «покусываем язычок»,
  • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
  • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. 

Игры на звукопроизношение

Речевая игра «Вьюга» 

(показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.

Речевая игра «Насос» 

Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».

Использование чистоговорок

«да-да-да – в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду – растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша – принесли домой ерша»
«ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа – есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи – прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу – я на солнышке лежу».

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

  • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.
  • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
  • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
  • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
  • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

         – Что это? (Кто это?)

         – Какого цвета?

         – Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

         – Как можно назвать зайку?

         – Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

С Уважением, Ирина Геннадьевна.


 

скачать по прямой ссылке