Здравствуйте!
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
Артикуляционная гимнастика
«Как едет лошадка»
Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк»
Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Игры на звукопроизношение
Речевая игра «Вьюга»
(показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.
Речевая игра «Насос»
Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».
Использование чистоговорок
«да-да-да – в
огороде лебеда»,
«ду-ду-ду – растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша – принесли домой ерша»
«ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа – есть
иголки у ежа»
«чи-чи-чи – прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу – я на солнышке лежу».
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
– Что это? (Кто это?)
– Какого цвета?
– Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
– Как можно назвать зайку?
– Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия ребёнка в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
С Уважением, Ирина Геннадьевна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.